«Топовые», как сейчас модно говорить, гонки тех времен назывались просто: «Большие призы», что напрямую описывало размер вручаемых призов — в отличие от других, местечковых соревнований. И впервые это название было использовано в 1900 году на гонке во французском По. В те времена подобные соревнования проводились в основном за городом или даже между городами, а идея провести заезды по городским улицам появилась немного позже.
Первую городскую гонку организовал автомобильный клуб Франции. В июне 1906 года она состоялась на улицах города Ле-Ман, которые на пару дней превратили в 105-километровую трассу. Такой формат оказался чрезвычайно удобен и популярен, и уже совсем скоро его переняли и другие страны. Все эти гонки организаторы называли «Гран-при», однако кроме названия их больше ничто не объединяло: разные правила, разная дистанция, разные автомобили и участники.
Городские кольцевые гонки проводились в различных странах, не стало исключением и Монако. Поклонник яхт и спортивных автомобилей принц Альбер 1 в 1911 году организовал первое Ралли Монте-Карло. Его сын принц Луи II поддержал идею провести кольцевой Гран-при по улицам Монте-Карло.
Любопытно, что с этим проектом к принцу и знаменитому гонщику-монегаску того времени Луи Широну обратился Антони Ноже, один из создателей Автомобильного клуба Монако и человек, непосредственно участвовавший в создании и проведении Ралли Монте-Карло 1911 года. Ноже известен еще и тем, что в своем время предложил использовать отмашку клетчатым флагом в качестве официального финиша гонки. При этом его волновало не столько проведение самого Гран-при, сколько придание Автомобильному клубу Монако международного статуса, а это по тем временам было возможно только с наличием подобного соревнования.
Ноже лично занялся проектированием трассы, для чего сначала были проведены топографические замеры. Длина трассы составила 3180 метров, и до наших дней дожила практически в неизменной конфигурации, было всего лишь несколько изменений. В 1952 году ее сократили до 3145 метров, а 21 год спустя, после строительства городского бассейна, добавили еще два отрезка в обход бассейна. В 1976-м добавили две шиканы. Были и другие изменения, в результате которых появились дополнительные повороты и S-образные связки, так что на сегодняшний момент длина круга на Гран-при Монако составляет 3367 метров.
14 апреля 1929 года состоялось первое соревнование, которое открывал принц Пьер под высоким покровительством самого принца Луи II.
Участникам предстояло пройти 100 кругов. На старт первого Гран-при Монако вышло 16 гонщиков из различных стран, здесь в том числе соревновался и сам Рудольфо Карачьола, но победителем стал 26-летний Уильям Гровер-Уильямс, представлявший команду Molsheim. На своем зеленом Bugatti 35B он прошел трассу со средней скоростью 80,104 км/ч. Вторым пришел румынский гонщик Джорджас Буриано.
В те времена ни о какой безопасности не шло и речи: во время заездов зрители и фотографы спокойно прогуливаются по улицам, наблюдая за мчащимися мимо автомобилями, а гонщики озабочены тем, как спасти глаза от яркого солнца и разглядеть направление дороги. В самых опасных для вылета местах асфальтовое полотно ограничивают мешками с песком, а в самых интересных — возводят временные трибуны для зрителей.
Интересно, что Луи Широн, который также принимал участие в проектировании трассы, сам выступить на Гран-при не смог — и по весьма уважительной причине: в эти же дни проходила гонка Indy 500, в которой за рулем Delage он занял седьмое место. Но уже на следующий год Широн исправил эту ситуацию, выиграв гонку после старта с 11-й позиции.
Самый первый Гран-при Монако:
С тех пор и вплоть до 1948 года на земле княжества регулярно проводились Гран-при как независимые спортивные состязания. Однако очень быстро именно эти гонки стали одними из самых престижных, и немалую роль в этом сыграло положение Монте-Карло как столицы игорного бизнеса. Шикарные отели и рестораны манили богачей со всего мира, многие из которых приходили сюда на своих яхтах. Ну а автоспорт, как известно, удел богатых.
Перед Второй мировой войной Широн объявил о завершении карьеры, однако после войны он вновь вернулся на старты, а в 1950 году, когда начался новый чемпионат (тогда он назывался чемпионат мира среди гонщиков, а позднее был переименован в Формулу 1), принял участие и в нем. На первом этапе в Сильверстоуне Широн сошел, а вот на втором на родной земле Монако показал удивительную гонку и финишировал третьим, уступив лишь Хуану Мануэлю Фанхио и Альберто Аскари. Ему было 50 лет.
Надо сказать, что и другие пилоты были ненамного его моложе. Хуану Мануэлю Фанхио на тот момент было 40 лет, а он только делал свои первые шаги в Формуле 1, до этого выступая в автогонках на американском континенте.
Гран-при Монако 1950 года навсегда вошел в историю как одна из самых непредсказуемых гонок за всю Формулу 1.
Прогноз погоды на 21 мая 1950 года был вполне благоприятным — солнечно, сухо и нежарко. Одна проблема: с моря дул сильный ветер, который и стал главным Х-фактором: долетавшие до шоссе морские брызги образовали в повороте Bureau de Tabac настоящую лужу, на которую в тот момент никто не обратил внимания.
На первом ряду стартового поля расположились сразу две Alfa Romeo 158 SpA — Хуана Мануэля Фанхио и Джузеппе (Нино) Фарины. Третий пилот команды — Луиджи Фаджиоли — оказался лишь пятым, но стартовал со второго ряда, так что теоретически его шансы на победу все равно были велики. Фанхио был безусловным лидером: в квалификации он опережал Фарину на 2,5 секунды.
У Alfa Romeo в тот год была самая сильная команда: отличные пилоты и отличные машины. Ferrari существенно отставали, а в Монако и вовсе не смогли квалифицироваться выше шестого места. Те, кто делал ставки в тот день на победу Alfa Romeo, не ошиблись. Однако из трех «итальянок» до финиша добралась лишь одна.
Более того, из 19 пилотов, вышедших на старт, лишь девять сумели закончить первый круг, и виновата в этом была та самая лужа. Джузеппе Фарина, шедший после старта на втором месте, попав на мокрый асфальт, не смог справиться с управлением. Его машину занесло, развернуло, и в нее с размаху влетели другие пилоты. Девять гонщиков сразу сошли на первом же круге. Луи Широн избежал завала и оказался на подиуме, став третьим из всего семи финишировавших гонщиков.
Удивительно, но за всю историю Формулы 1 в ней принимали участие всего три пилота из Монако. Вторым стал Оливье Беретта, выступавший сезоне-1994 за команду Ляррусс. Ну а третий — ныне действующий пилот команды Ferrari Шарль Леклер, который буквально ворвался в Формулу 1 всего год назад.
Гран-при Монако 1950 г.:
Из-за аварии в повороте Tabac чемпионат мира среди гонщиков в 1951 году покинул Монако, но ненадолго, вернувшись туда вновь в 1955-м. Однако за эти годы успело произойти много событий, и одно из них обернулось трагедией.
В 1952 году Автомобильный клуб Монако в отсутствие Формулы 1 решил возобновить собственные соревнования и организовал Гран-при на кузовных автомобилях. К сожалению, уже во время практики Луиджи Фаджиоли попал в аварию в тоннеле. Еще живого, гонщика эвакуировали и отвезли в больницу, но после трех недель борьбы за жизнь Фаджиоли все же скончался.
Луиджи Фаджиоли стал одним из трех гонщиков, когда-либо погибших на трассе в Монте-Карло. Другими стали Деннис Тейлор (1962) и Лоренцо Бандини (1967). Больше аварий со смертельными исходами здесь не происходило, но других инцидентов бывало предостаточно.
Одним из самых необычных стала авария Альберто Аскари в 1955 году.
…Уже на финишных кругах гонки на Mercedes лидировавшего Стирлинга Мосса взорвался мотор, и масло залило асфальт. Аскари, преследовавший его на протяжении всей гонки, поскользнулся на масле и вылетел за пределы трассы, перелетев и мешки с песком, и ограждения набережной, и упал в воду. К счастью, он сам почти не пострадал, поэтому сумел выбраться из тонущей машины и доплыть до берега.
Этот инцидент научил организаторов очень многому. С тех пор в Монте-Карло во время гонок дежурят еще и спасатели на воде.
Надо сказать, что антирекорд 1950 года по количеству финишировавших машин был побит в Монако еще дважды. В 1966 году финишировали всего четыре машины из 16 стартовавших, остальные сошли по техническим причинам, а победу одержал Джеки Стюарт.
Но то, что произошло в 1996 году, затмило собой даже события тех двух лет. Из 22 пилотов в тот день финишировало только трое!
19 мая 1996 года была объявлена дождевая гонка: дождь только-только закончился, но вероятность его возобновления была крайне велика. Правда, для пилотов, приехавших сюда сражаться за победу, это не имело никакого значения. Уже на первом круге выбыли Михаэль Шумахер, Рубенс Баррикелло, Йос Ферстаппен, Педру Лами и Джанкарло Физикелла. Череда аварий и столкновений последовала и дальше, а еще у пятерых пилотов случились технические проблемы. Клетчатый флаг увидели только лидер гонки Оливье Панис, Дэвид Култхард и Джонни Херберт.
За всю историю Гран-при Формулы 1 на трассе в Монако побеждали 34 пилота. Абсолютный рекорд — шесть побед, пять поулов и восемь подиумов — до сих пор принадлежит Айртону Сенне. Совсем немного (по пять побед) не дотянулись до него Михаэль Шумахер и Грэм Хилл. На счету Алена Проста и Джеки Стюарта по четыре победы. По три — у Стирлинга Мосса и Нико Росберга.
Хуан Мануэль Фанхио, Морис Трентиньян, Ники Лауда, Джоди Шектер, Дэвид Култхард, Фернандо Алонсо, Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон побеждали здесь всего по два раза. В прошлом году свои первые поул-позицию и победу завоевал Даниэль Риккардо. Будет ли в этом году новый победитель или кто-то сумеет повторить свой успех — мы узнаем уже в эти выходные!
Тоннель — одна из самых опасных частей трассы, хуже только знаменитая шикана на выходе из него. Разница в температуре асфальта, а также резкий перепад света и тени приводили ко множеству аварий. Чтобы избежать их, здесь даже устанавливаются специальные отражатели, смягчающие световые контрасты.
И все равно — выступать и побеждать в Монако всегда было мечтой каждого гонщика и каждой команды.