Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
«Не нервничай, мама!». Этап чемпионата Европы выиграл 17-летний гонщик
30.05.2019 | 2986 просмотров

«Не нервничай, мама!». Этап чемпионата Европы выиграл 17-летний гонщик

Текст: Лина Арнаутова
Фото автора
Источник: Дром
Соревнования чемпионата Европы по ралли переместились в Латвию. Третий этап проводится на грунтовых трассах, и командам пришлось вновь менять настройки автомобилей участников — асфальтовые компоненты подвески и тормозных систем теперь пригодятся лишь в середине июля в Италии.

Латвийское ралли каждый раз страдает от капризов погоды. В 2013 году ралли «Лиепая-Вентспилс» получило статус этапа чемпионата Европы и было запланировано в качестве зимнего этапа. Но уже в 2016-м ралли «Лиепая» обосновалось в осеннем разделе календаря серии — три года подряд балтийская погода не могла порадовать ни крепким морозом, ни обильными снегопадами (а снег так нужен для накатывания наста на трассах), что превращало ралли из зимнего снежно-ледового в жалкое подобие весенней распутицы — спортивный шип использовать уже не эффективно, а для гравийных шин еще не просохло покрытие.

В текущем сезоне гонка сменила «прописку» на позднюю весну. Организаторы понадеялись, что холодные ветер с дождем, которые в конце сентября перемежались с солнечной благодатью, не так предпочтительны, как расцветающая природа и кажущийся более стабильным весенний климат. В 2019 году латвийскую гонку решили поменять местами с кипрским этапом, где в июне чрезмерно жарко спортивной технике и экипажам. Но вместо ожидаемой теплой, почти летней погоды в этот уикенд в Лиепае погодные условия оказались привычно-осенними: +10 °С, а также дождь и ветер.

Церемония торжественного старта

В абсолютном зачете к участию заявились 19 автомобилей, разнообразие моделей и марок автопроизводителей в категории R5 было впечатляющим: Volkswagen Polo GTi, Citroen C3, Skoda Fabia, Ford Fiesta. Прибалтийский этап пропустили лишь представители Hyundai. Впрочем, доминировать на раллийном «поле битвы» с первых же километров стал пилот за рулем Volkswagen. Юный Оливер Сольберг не только выиграл девять из 13 спецучастков ралли, но и вошел в историю как самый юный победитель этапа чемпионата Европы — ведь ему всего 17 лет!

Мартиньш Сескс, молодый латышский гонщик, пересел на полный привод и отлично адаптировался. Наверное, тут дело в том, что «дома и стены помогают»

Основная борьба за высшую ступень подиума развивалась между юным Сольбергом и экипажем россиян. Внимание болельщиков было вновь приковано к экипажу двух Алексеев — Лукьянюка и Арнаутова. Их выступление складывалось не так, как хотелось бы — в первый день Алексеи уступили пальму первенства Оливеру, угадывая необходимые гравийные настройки Ситроена и попутно экспериментируя с разными установками.

Ситроен Алексея Лукьянюка на трассе Лиепая

Но лучшим «ньюсмейкером» гонки стал экипаж Артура Мурадяна и Павла Челебаева, которые дебютировали на технике класса R5 после своих европейских выступлений на моноприводной технике в зачете ERC-3! Вы только оцените: переворот на тестовой сессии, вылет с трассы на трехкилометровом спецучастке с двумя поворотами во время свободной практики, и «вишенкой на торте» стал вылет за пределы трассы в результате отскока на приземлении с трамплина на СУ-11, всего за каких-то 50 метров до финишного створа.

«Приключения» Артура Мурадяна

Первый день ралли стал богатым на события: сошел с дистанции Сергей Ременник, выступающий на серийном Мицубиси Лансер в зачете ERC-2. Автомобиль вылетел в правом повороте, где траектория проезда чуть изменялась. Ременник повторил тот же маневр, что и Оливер Сольберг, но машине «малыша» хватило мощности и инерции, чтобы вернуться обратно на трассу. А Сергей ошибся в записи стенограммы и заезжал в этот поворот как в «длинный». На снижающейся скорости Mitsubishi Lancer Evolution Х поймал упор задним колесом, что привело к перевороту. Подоспевшие зрители оперативно вернули автомобиль на колеса и экипажу даже удалось проехать пару километров до того, как машина начал гореть. Тут уж пришлось остановиться окончательно и ликвидировать возгорание, а далее — оставаться на месте для эвакуации машины командой техников.

 

Раннее утро второго дня добавило седых волос российскому «хедлайнеру» ралли: выехав из сервис-парка, Алексей Лукьянюк понял, что педаль тормоза «проваливается» — механики недостаточно хорошо прокачали гидравлическую систему тормозов. Пришлось остановиться и срочно устранять неисправность — на первом этапе мы уже видели, как Ситроен вылетает с дороги, потому что внезапно пропали тормоза. На полевой ремонт ушли драгоценные 15 минут. Чтобы успеть на старт первого спецучастка, пришлось ехать по перегону, нарушая скоростной режим, так как норма времени, отведенная на доезд до первого воскресного спецучастка, была ничтожна мала. Как известно, в ралли опоздание на старт спецучастка влечет за собой пенализацию по количеству пропущенных минут/секунд. В норму времени вписали и пребывание в зоне маркировки шин, и время на дозаправку, и непосредственно доезд, что отметили многие пилоты экипажей.

Сейчас дорожная полиция на трассе — это редкость, но времена, когда после внепланового ремонта или замены колес гонщик мог надеяться на то, что превышения скорости будут не замечены, тоже ушли в прошлое. В современном мире превышение скоростного режима фиксирует прибор GPS, установленный на борту раллийной машины (трекер в целом призван отслеживать безопасность на ралли). Таким образом, за превышение скоростного режима в населенных пунктах и на загородной трассе Лукьянюку выписали денежный штраф 5000 евро, согласно правилам проведения ралли. А денежный штраф представители Международной автомобильной федерации решили дополнительно сопроводить десятидневными «исправительными» работами в программе «Безопасность на дорогах», где Лукьянюку придется реабилитироваться, принося пользу развитию этого движения.

В итоговой классификации ралли Алексею Лукьянюку и Алексею Арнаутову удалось удержать вторую позицию в «абсолюте» и сдержать натиск наступающего на пятки Мартиньша Сескса — местного пилота, постепенно набирающего скорость. Ралли «Лиепая-2019» перетасовало карты и добавило в борьбу за титул новые действующие лица: Оливер Сольберг, набрав максимум очков за уикенд, сразу обосновался на четвертой позиции промежуточной классификации пилотов — 39 очков. Алексей Лукьянюк благодаря второму месту оказался на третьем месте. Вторую позицию пока еще удерживает Крис Ингрэм, а на первом остается Лукаш Хабай.

Лукаш Хабай — пока что действующий лидер серии 2019 года
 

Мы писали в прошлом обзоре про людей, которые работают на ралли, но не являются медийными персонами, про них мало кто знает.

На этот раз в наше поле зрения попал уникальный человек, который не мыслит свою жизнь без автоспорта, посвятив все свое свободное время ралли. Пернилла Сольберг является не только женой чемпиона мира по ралли Петтера Сольберга, матерью молодого начинающего раллиста Оливера Сольберга, но и менеджером команды.

Пернилла Солберг

— Как давно вы в автомобильном спорте и с чего началась ваша поддержка выступлений супруга?

— Давно! Мой папа участвовал в ралли, а я начинала в качестве штурмана. Позже я решила быть пилотом, но все изменилось, когда я встретила Петтера, разумеется, на гонках. Думаю, что ралли всегда было неотъемлемой частью моей жизни с момента моего рождения. Кстати, я родилась в день, когда в Швеции в 1973 году шел этап чемпионата мира. Так что ралли у меня в крови!

— Чем же вы занимаетесь на гонках?

— За эти годы кем я только не была. Когда Петтер был заводским пилотом команды Субару, я отвечала за организацию пресс-туров, поездок для фанатов и партнеров. Я все больше вовлекалась в процесс, и когда в Субару прекратили свою раллийную программу, мы с Петтером собрали собственную раллийную команду, где я стала менеджером. Менеджером команды я продолжала быть и в период выступлений мужа на этапах чемпионата мира по ралли-кроссу.

Сейчас мой сын начал раллийную карьеру, и я, если честно, хочу отступить — быть просто его мамой. Думаю, что он сам должен собрать свою команду. Конечно, я хочу его поддерживать и в данный момент снова работаю тим-менеджером — это дело мне отлично знакомо, и моя поддержка выражается именно так.

Чемпион мира Петтер Солберг всегда переживает за сына

— Муж участвует в ралли, теперь сын? Как сохранять спокойствие и хладнокровие, глядя на все это?

— О, надо сказать, что я как раз мало нервничаю. Я нервничала, когда Петтер участвовал в гонках — у него особенный стиль. Но я совершенно иначе воспринимаю выступления Оливера, ведь ни одна мать не хочет, чтобы ее ребенок страдал от чего бы то ни было. А я знаю, что может случиться в ралли и какими бывают аварии в автоспорте. Но в целом я всегда очень спокойна. Но если сравнить нас с Петтером, то вот кто нервничает! Сегодня он просто был вне себя и не находил себе места.

Перед пресс-конференцией ралли

— В таком случае нужен совет от спокойной мамы для всех других мам, жен и подруг — тех, кто отпускает любимых на ралли!

— Ралли занимает все мое время. Но забавно, что мама Петтера и его брата Хеннинга, который тоже выступает в ралли, всегда сильно переживала и вздыхала: — «Я так боюсь, эти гонки такие страшные». Мы всегда старались ее успокоить и никогда не могли понять, зачем так себя накручивать. Но сейчас, когда наш сын начал ехать быстро, мы с Петтером наконец-то смогли осознать ощущения его мамы! И это все несмотря на то, что мы отлично знаем о безопасности в машине, про каркасы, экипировку, шлемы и прочие средства, об этом 20 лет назад и мечтать нельзя было… Я стараюсь не думать о возможных неприятностях и люблю ездить на спецучастки, стараюсь успеть на все. Для меня привычно «провожать экипаж» — это мне нравится, хотя знаю, что многие жены и подруги не очень любят такие прогулки по лесу с пылью или под дождем. Но когда вы живете мечтами своего любимого человека, вы постепенно втягиваетесь. Чем больше начинаешь разбираться, тем лучше ты понимаешь и спорт, и «своего» спортсмена. Это как с аэрофобией — если ты знаешь устройство двигателей, особенности строения самолетов, процесса взлета, посадки и прочего, то тебе уже не так страшны звуки во время выпуска шасси.

Просто нужно верить и не переставать поддерживать!

Фотобонус:

Комментарии

Григорий
Сургут
Отличный текст, атмосферное интервью. Захотелось прям там оказаться...
2
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром