В этом году девятый, предъюбилейный марафон «Шелковый путь», один из важнейших ралли-рейдов мира и главный конкурент «Дакара», пройдет по новому маршруту протяженностью в 5007 км, который проложен по территории трех государств — России, Монголии и Китая. После прошлогодних проблем, связанных с логистикой по территории Китая, а ралли пришлось разбивать на две части, разделенные во времени, организаторы подошли к созданию маршрута более осторожно — теперь на долю Китая приходится всего три последних этапа «Шелкового пути» и финиш с награждением победителей.
Старт марафона в этот раз будет дан из Иркутска, а первый этап — пролог — приведет гонщиков в одно из красивейших мест на планете: к озеру Байкал. Всего 51 км маршрута первого дня ралли, но они будут сложными и необычными, так как пройдут через сибирскую тайгу, по лесным дорожкам, долинам рек и сибирским сопкам. Директор проекта Владимир Чагин так охарактеризовал первые километры маршрута: «Будет очень важно на извилистых и узких дорожках не угодить в дерево и не создать пробку в тайге для остальных участников».
После Байкала путь экипажи будут прокладывать в направлении Улан-Удэ, а оттуда на третьем этапе отправятся в Улан-Батор, где их будет ожидать кольцевой этап. Затем еще три этапа по монгольским степям и целый день на пересечение границы с Китаем, который в некотором роде станет для экипажей и днем отдыха. После трех следующих дней в дюнах и предгорьях Китая будет дан финиш в городе Дуньхуан.
Уже совсем скоро будет объявлен полный список участников, но уже сейчас понятно, что здесь соберутся самые сливки мировых ралли и ралли-рейдов, ведь с каждым годом «Шелковый путь» набирает обороты и становится все более престижным событием, даже участие в котором, не говоря о победе, является признаком мастерства и профессионализма. Более того, в этом году организаторы «Шелкового пути» получили поддержку со стороны государства и теперь ралли проходит под патронажем Министерства спорта. Еще один важный шаг — признание Международной автомобильной федерации. «Шелковый путь» стал гонкой-кандидатом на Кубок мира по ралли-рейдам и включен в официальный календарь соревнований FIA.
— Мы никогда не пытались сравнивать «Шелковый путь» с другими гонками и марафонами, так как считаем, что у каждой гонки должна быть своя изюминка, свой эксклюзив, который будет интересен участникам и ради которого они выйдут на старт, — рассказал Владимир Чагин. — Работа организатора соревнования должна быть максимально творческой. Наша идеология — это «больше, чем гонка, и ярче, чем приключение»! Поэтому мы прокладываем свой маршрут, не оборачиваясь на другие соревнования, стараемся сделать самобытную и при этом высококлассную гонку, на которую все хотели бы вернуться вновь и вновь.
— Помимо чисто спортивного интереса такие гонки имеют еще и практическую пользу. Да, при прокладке маршрута не всегда бывает все гладко, но в процессе совместные усилия приводят ко многим плюсам: повышению профессионального уровня разных организаций, улучшению взаимодействия между структурами. Это и авиация, и наземный транспорт, и медицина, и органы безопасности, таможенные, пограничные службы — все в этом задействованы и все имеют возможность повысить свои навыки и знания. Бывают даже ситуации, когда благодаря такому событию ремонтируют дороги, строят мосты, налаживают логистику, которая потом сильно помогает местному населению в повседневной жизни.
— «Шелковый путь» еще и хороший способ для производителей авто- и мототехники проверить свою продукцию в деле. Ведь наш маршрут включает в себя разный ландшафт и разные дороги — от асфальта и гравия до дюн, гор и степей. Очень редко когда на маршрут подобных ралли-рейдов выходит какая-то специфическая модель, обычно это универсальные транспортные средства.
Хороший пример в этом смысле — Toyota Hilux, которая традиционно помогает в прокладке маршрута и без проблем преодолевает все этапы рейда. Кстати, Toyota уже четвертый год является официальным партнером «Шелкового пути», а в прошлом году Анастасия Нифонтова даже приняла участие в ралли на Land Cruiser 200. Но в этом году случилось то, чего все так долго ждали: «Шелковый путь» наконец анонсировал мотозачет, и Анастасия рассказала, что в связи с этим вновь сядет на мотоцикл.
— Конечно, вариант поехать на машине тоже был, — рассказала Анастасия, — но для меня важно пройти его именно на мотоцикле. Для меня это скорее «коллекционная» гонка, один из нескольких весьма значимых марафонов, в котором я очень хочу принять участие. Кроме того, я в прошлые годы поднимала много шума, требуя мотозачет, а если сейчас я не пересяду на мотоцикл, получится, что я «слилась». Это неправильно.
— На предстоящую гонку передо мной в первую очередь стоит задача финишировать, — рассказала Анастасия. — но если, как предполагается, на старт в мотозачете выйдут в этом году только заводские команды, то это не та весовая категория, в которой мне можно будет побороться за победу. Насколько мне известно, любителей не ожидается, женского зачета тоже в этом году не будет, так что я готова к тому, что буду замыкать список, но и с мужчинами будет интересно посоперничать.
Что касается профессиональных мотогонщиков, то их интерес к ралли-рейду объясним не только интересным маршрутом, но и тем, что Международная мотоциклетная федерация тоже включила марафон в календарь чемпионата мира по ралли-рейдам среди мотоциклов, а участники получат за сражение двойные очки. Так что свои команды представят все главные производители, включая Yamaha, KTM, Honda, Husqvarna и др.
Кто же из автогонщиков примет участие в новом издании «Шелкового пути»? Полные списки участников будут опубликованы на сайте марафона в ближайшее время, но уже сейчас известно, что это будут Язид Аль Раджи, а также Нассер Аль Аттия и российские звезды — например, Владимир Васильев и Константин Жильцов. Конечно же, команда «КАМАЗ-Мастер» примет участие в грузовом зачете гонки.
«Шелковый путь» стартует 7 июля из Иркутска и финиширует 16 июля в Дуньхуане.