Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Незнакомый дрэг-рэйсинг: российская команда на европейском чемпионате
07.06.2019 | 8210 просмотров

Незнакомый дрэг-рэйсинг: российская команда на европейском чемпионате

Автор: Мария Мельникова
Фото: Mike Kraaj, FIA EDRC и SMP Racing
Источник: Дром
Дмитрий Саморуков и команда SMP Racing принимают участие в этом сезоне чемпионата Европы по дрэг-рэйсингу на одном из самых сложных автомобилей — классе Pro Modified.

11 лет тому назад ваша покорная слуга впервые вживую попала на соревнования европейского чемпионата по дрэг-рэйсингу, который проходил в Хоккенхайме, о чем и рассказала подробно в красочном репортаже с места событий.

И в опросе к материалу, будут ли проводиться соревнования такого уровня в России, большая часть читателей ответила «нет», а еще 33% утверждали, что обязательно будут. Хочу сказать, что пока правы и те и другие: на данный момент наша страна еще не готова к проведению топ-фьюельных гонок, но именно сейчас, летом 2019 года, делается реальная история, которая, я очень надеюсь, приведет к тому, что такой дрэг-рэйсинг обязательно состоится. Ведь для этого не так уж и много требуется, а первые шаги уже сделаны.

Как первый шаг в этом направлении можно расценивать то, что в данный момент на аэродроме Быково готовится суперпрофессиональная трасса для проведения заездов по дрэг-рэйсингу. Мы рассказывали, что сейчас там уложено более 800 метров специального асфальта и установлены блоки безопасности, а в ближайшее время стрип будет проклеен и прорезинен, ведь в конце июня здесь пройдет первый этап чемпионата России по дрэг-рэйсингу RDRC.

Второй же шаг — заявить Европе о себе и своей готовности к подобного рода соревнованиям, и именно этим сейчас занимается Дмитрий Саморуков, генеральный директор программы SMP Racing, рекордсмен России и просто человек, влюбленный в дрэг-рэйсинг и очень сложные, быстрые автомобили.

Дмитрий Саморуков

Европейский чемпионат по дрэг-рэйсингу (EDRC) проходит под флагами FIA с 1996 года — в России в то время было весьма смутное представление, что вообще такое дрэг-рэйсинг, а уж автоспортом его и вовсе никто не называл.

За 20 с лишним лет многое изменилось, и дрэг-рэйсинг сейчас развивается гигантскими шагами, так что, по прогнозу председателя комитета по дрэг-рэйсингу РАФ Тиграна Сеферяна, уже через несколько лет мы точно догоним европейские национальные чемпионаты. Но этого, конечно, мало: нужен опыт и знания, которые за рубежом накапливали многие десятки лет, ведь дрэг-рэйсинг существовал еще задолго до того, как его признала FIA.

Дмитрий Саморуков и его команда уже однажды выезжали осмотреться на европейский чемпионат, но тогда было мало опыта и не совсем подходящая техника, чтобы заявиться к участию. Сейчас у Дмитрия уже есть опыт дрэг-рэйсинга на автомобиле уровня promod: модифицированном Viper класса Top Doorslammer в желто-огненной раскраске.

Тут надо сразу сказать, что Promod и Top Doorslammer отличаются друг от друга не столько конструктивно (тут они очень похожи), сколько техническим регламентом. Характеристики промода серьезно ограничены в том числе по мощности и скорости, что касается Top Doorslammer, то это открытый класс, где доработки не регламентированы, а мощность может быть какой угодно. Но именно из-за этого в европейском чемпионате они не едут.

Дмитрий Саморуков первым привез в Россию подобную технику и стал ее осваивать, затем пригласил работать в команду очень известного шведа Адама Фламхольца (Adam Flamholc), которого знают не только как пилота дрэгстера и неоднократного победителя различных мировых соревнований, но и как очень опытного и тонкого настройщика. Вслед за первой машиной появились и другие; к тому же Александр Альбин привез классический дрэгстер, еще один Top Door Slammer приобрел украинский пилот Андрей Кравченко. Так что теперь в классе Unlimited на старты выходят сразу несколько автомобилей такого уровня. А получив опыт управления топ-дорсламмером, Дмитрий понял, что готов двигаться дальше, и в этом году впервые в истории России заявился в официальные соревнования чемпионата Европы по дрэг-рэйсингу.

Первый этап состоялся 25–27 мая на одном из старейших европейских дрэгстрипов, который был открыт еще вскоре после Второй мировой войны — Santa Pod в Великобритании. Однако до этого Дмитрий прошел еще недельные тесты в Америке, где старался понять и почувствовать новую, очень сложную машину, и научиться ей управлять.

— Эта машина в корне отличается от моего Вайпера, — рассказал Дмитрий Саморуков. — Здесь другое управление, «рулежка», другая подача мощности — все иначе. На тестах мы потратили много времени на мое обучение управлению этим аппаратом.

— Регламент ограничивает автомобили класса Promod по мощности, способу переключения скоростей, по коробке (должна быть ручная) и самому мотору. Если бы нужно было охарактеризовать эту машину одним словом, я бы сказал, что она очень резкая, притом что мощности в ней существенно меньше, чем в моем Viper: 3500 против 4500 л.с. Вдобавок у этого promod очень узкие вариативные настройки, в которых он может ехать.

— Самые большие сложности возникают с тем, чтобы при ручном переключении передач попасть в узкий диапазон оборотов, который позволяет реализовать всю мощность машины. Если переключиться раньше — будет очень большая потеря мощности, если позже, тут же получаешь tire shake. Момент переключения надо научиться чувствовать, потому что на это есть буквально десятые доли секунды, и приборы не помогут: если тахометр показывает, что пора переключаться, значит, на самом деле, уже поздно.

— Ответная реакция такой машины на ошибку пилота может быть какой угодно, вплоть до выброса с трассы. В результате tire shake можно даже получить легкое сотрясение мозга — либо просто сломать в машине что-то важное. В Америке на тестах у меня была ситуация, когда я на секунду дольше находился в движении на повышенной передаче — хотел быстрее проехать, и в результате мы всю ночь перебирали мотор. Тем не менее в своих узких рамках эта машина едет потрясающе быстро, и сегодня эта техника в умелых руках может легко привести к чемпионству.

Что такое tire shake? На видео ниже отлично видна компрессия, которой подвергаются задние шины.

Происходит это из-за слишком высокого сцепления с покрытием, когда покрышка пытается провернуться вокруг. Когда сцепление слишком высокое, часть шины то цепляется, то проскальзывает, и эффект нарастает. Подобное явление делает машину фактически неконтролируемой в движении, и чтобы «поймать», ее нужны недюжинные смелость и сноровка.

Посмотрите на следующем видео, как работает рулем Дмитрий Саморуков, чтобы поймать promod, потерявший контроль:

К сожалению, как уже упоминалось выше, подобное явление может привести к тому, что в машине произойдут внутренние повреждения — причем существенных агрегатов или магистралей, и последствия, если их не заметить, проявятся в следующем заезде.

К сожалению, именно это и произошло у Дмитрия Саморукова на Santa Pod…

Этап чемпионата Европы по дрэг-рэйсингу проходил в пять дней. Чтобы понять, почему так долго, надо учитывать, что помимо чемпионата для автомобилей под эгидой FIA там параллельно проходил и чемпионат для мотоциклов под эгидой FIM, а также еще и национальные соревнования. Четверг был выделен под тренировки для всех участников, в пятницу проходили квалификационные заезды для младших классов EDRC (pro-stock) и национальных классов, в субботу — по две квалификационные попытки для автомобилей и мотоциклов EDRC и продолжение квалификации национальных соревнований, в воскресенье — еще по две попытки для EDRC и национальные финалы, и уже в понедельник, который в этот раз в Великобритании был выходным, финалы европейского чемпионата. А поскольку участников очень много, то все дни получаются крайне насыщенными.

На Santa Pod наша команда отправилась, ставя перед собой, как всегда, программу максимум — победить, но отдавая себе отчет в том, что вряд ли это возможно сделать сразу в этом году, тем более на первом этапе.

По словам Тиграна Сеферяна, те спортсмены, которые сейчас сражаются за подиум, провели в европейском дрэг-рэйсинге как минимум 4-5 лет, непрерывно тренируясь и участвуя в гонках — настолько высокий профессиональный уровень в этих соревнованиях. А вообще, чтобы научиться грамотно и безошибочно ездить на подобной технике, требуется совершить порядка 50-60 стартов.

— Перед началом заездов, мы все очень волновались, — рассказал Дмитрий Саморуков. — Я чувствовал, как волновались ребята из команды Max Ride Максима Кривобокова, которые осуществляют техническое обслуживание промода; чувствовал, как переживал наш лидер Адам Фламхольц, т. к. у него очень высокий статус в этом мероприятии, и он хотел ему соответствовать — ведь сейчас он отвечал за большую команду и за ее результат. Что касается меня лично, то у меня даже дрожали руки от волнения, с которым я потом сумел справиться, как только оказался за рулем, ведь самое страшное — это подвести свою команду. Более того, хочется не просто грамотно реализовать мощность автомобиля, но и профессионально соответствовать высокому уровню соревнований.

За плечами у Дмитрия Саморуков было всего порядка 20 стартов, тем не менее за четыре квалификационные попытки он сумел показать достаточное время, чтобы оказаться среди первых «запасных» (т. е. тех, кто заменит финалистов в случае их невыхода на старт) с отставанием в 0,05 от проходного времени. Это очень хороший результат, почти невероятный. И Дмитрию повезло, что двое участников перед ним сошли до стартов по техническим причинам: его внесли в финальную сетку заездов и выпустили на старт.

Но так случилось, что в его последнем квалификационном заезде и произошел tire shake.

— Меня сначала «размотало» на старте: на первой передаче я дал слишком большую мощность и словил tire shake. Я решил исправить его повышенной передачей, не хотел бросать газ, и в итоге меня выбросило с трассы, в машине были очень сильные вибрации, которые могли привести даже к потере сознания. Я смог поймать машину, после финиша мы проверили практически все узлы и агрегаты, но что-то не смогли определить…

В первом заезде 1/8 финала, по мнению механиков, сорвало ослабленную топливную магистраль, метанол попал на систему выхлопа и машина полыхнула, так что Дмитрий финишировал в горящем клубке.

— Когда у меня горела машина, я даже не понял, как все профессионально и быстро было решено. Промод потушили моментально, плюс на нем самом сработала система пожаротушения. Вообще технические требования к машине по безопасности на чемпионате Европы отработаны до идеала. Меня огонь вообще никак не задел. Могу сказать, что если бы это горение произошло на вайпере, оно могло бы иметь гораздо более тяжелые последствия…

Адам Фламхольц рассказал, что по большому счету заезды в Санта-Под получились в некотором роде тестовыми, т. к. машина на заводе оказалась готова позже, чем команда рассчитывала.

Адам Фламхольц

«Дмитрий проделал отличную работу, и когда он сумел поймать машину после tire shake, знающие люди на дрэгстрипе назвали это «спасением века». К сожалению, в этом заезде была повреждена топливная магистраль и машина загорелась, так что вряд ли этот заезд можно назвать удачным. Но если принимать во внимание, что время, показанное во время горения, составило 6,12 секунды, то в стандартном, «чистом» заезде это могло бы быть 5.95-6.00 секунд. И это очень хорошо. Мое мнение, что нам нужно провести как можно больше тренировок, чтобы понять машину и узнать, какие настройки ей лучше всего подходят, а Дмитрию привыкнуть к ней и к ее требованиям».

В дальнейших заездах на первом этапе Дмитрий участия не принимал, а машина отправилась на восстановление, и ко второму этапу, который состоится уже в эти выходные в Швеции, она уже полностью готова. Так что сегодня, 7 июня, российская команда уже выехала на тренировки второго этапа EDRC.

Болеем за наших!

Комментарии

     
Адлер
Сообщений: 2192
Молодец мужик, осваивает то чего в России никогда не было и еще что то пробуют на чемпионатах, сколько ж бабок туда вложено)
Любые вопросы по Адлеру, заселение трансфер по Сочи и Абхазии
8989-163-04-49
40
6
Ответить
Россия
Ну хоть одно видео заезда ёпрст...
18
 
Ответить
  
Уфа
Сообщений: 427
Не понимаю ни драг, ни дрифт...
16
49
Ответить
Весь высокий спорт это болезненное желание выжать предел. Не важно из человека или из железа. И ведь абсолютно бесполезное же занятие. Но.. есть люди, которые просто не умеют останавливаться.
13
6
Ответить
Nexter
Братск
Когда на нашем тв показывали американский чемпионат, то следил. Интересный вид спорта. Не все так просто как кажется. Тоже есть своя звезда по фамилии Шумахер.... только Тони
1
 
Ответить
    
Прокопьевск
Сообщений: 55
Андрей Кравченко свой Промод построил сам.
10
 
Ответить
7438854
Вчера вечером по Авто плюс смотрел , класс гонка и команду его показывали и интервью его и как машина загорелась.
 
 
Ответить
  
Сообщений: 8989
rop1
Не понимаю ни драг, ни дрифт...
девушек то хоть чпокаешь? или совсем в тебе ничего мужского не осталось?
38
8
Ответить
михаил1458
Хабаровск
Smidsy
девушек то хоть чпокаешь? или совсем в тебе ничего мужского не осталось?
Походу на звезды смотрит )))
5
1
Ответить
    
Середина России
Сообщений: 50805
неплохо, а то раньше гонял против марков и 32 гтр-ов на красном кольце
Astra 1.6t GTC
Мой отзыв: Opel Insignia 2011
 
 
Ответить
-=ы=-
Кто то, как Крава, например, строит, а кто то покупает и регламент под себя пишет
4
1
Ответить
  
Уфа
Сообщений: 427
Smidsy
девушек то хоть чпокаешь? или совсем в тебе ничего мужского не осталось?
Вот-вот, для чпырей и таких ушлепков как ты это рукоблудие и создано, наверное, дрист и драг.
Настоящий автоспорт это ралли, кольцо, ралли-рейды, гонки на выносливость, вобщем, спорт настоящих мужчин.
8
5
Ответить
  
Сообщений: 8989
rop1
Вот-вот, для чпырей и таких ушлепков как ты это рукоблудие и создано, наверное, дрист и драг.
Настоящий автоспорт это ралли, кольцо, ралли-рейды, гонки на выносливость, вобщем, спорт настоящих мужчин.
ну куда уж этим ребятам до тебя? ты то наверное одной левой можешь управлять драгстером под 4 тыщи кобыл или проехать 140 боком кис зе вол мимо стены на нринге.

уверен, что тебя если усадить в дрифтовую зимнюю жигу и прокатить под сотку на чистом льду, ты личинку скинешь прямо в штаны :)
9
2
Ответить
  
Уфа
Сообщений: 427
Smidsy
ну куда уж этим ребятам до тебя? ты то наверное одной левой можешь управлять драгстером под 4 тыщи кобыл или проехать 140 боком кис зе вол мимо стены на нринге.

уверен, что тебя если усадить в дрифтовую зимнюю жигу и прокатить под сотку на чистом льду, ты личинку скинешь прямо в штаны :)
Твоя уверенность безосновательна, юноша.
4
 
Ответить
  
Москва
Сообщений: 267
Подскажите, за чей счет этот банкет? (с)
6
1
Ответить
     
Сообщений: 3674
Такой дрэг довольно скучный и однообразный,куда интереснее наблюдать когда москвичи гоняют с поршами а запорожцы с ламбо да еще и выигрывают,а не эти покатушки олигархов...
5
1
Ответить
   
Новосибирск<>Hannover
Сообщений: 849
михаил1458
Походу на звезды смотрит )))
На голубую луну....
1
 
Ответить
   
БАРНАУЛ
Сообщений: 19642
rop1
Не понимаю ни драг, ни дрифт...
я как спорт его тоже не понимаю когда лютые корчи. а вот когда он зародился и люди дорабатывали штатные машины и гоняли ночью от светофора до светофора - вот это я понимаю. америкаанская автокультура. гоняли все с незапамятных времен.
Мир потихоньку сходит с ума...
2
 
Ответить
   
БАРНАУЛ
Сообщений: 19642
Ramzesss
я как спорт его тоже не понимаю когда лютые корчи. а вот когда он зародился и люди дорабатывали штатные машины и гоняли ночью от светофора до светофора - вот это я понимаю. америкаанская автокультура. гоняли все с незапамятных времен.
ну а дрифт это просто зрелищно, мне нравится.
Мир потихоньку сходит с ума...
 
 
Ответить
  
Уфа
Сообщений: 427
Ramzesss
я как спорт его тоже не понимаю когда лютые корчи. а вот когда он зародился и люди дорабатывали штатные машины и гоняли ночью от светофора до светофора - вот это я понимаю. америкаанская автокультура. гоняли все с незапамятных времен.
Гонкам не место на дорогах общего пользования
 
 
Ответить
   
БАРНАУЛ
Сообщений: 19642
rop1
Гонкам не место на дорогах общего пользования
это понятно. но там люди гоняют, и гоняют до сих пор. не так распространенно как те времена. но все же. много читал и смотрел про их культуру. у них за это вплоть до уголовной ответственности. но все равно гоняют.
Мир потихоньку сходит с ума...
 
 
Ответить
pyssikat
Барнаул
Бесовщина какаято...)))
 
 
Ответить
Узник БАМа
Тында
Ramzesss
ну а дрифт это просто зрелищно, мне нравится.
Да уж, когда машина держит угла на длинной кривой смотрится эффектно
 
 
Ответить
Лешка
Москва
Smidsy
ну куда уж этим ребятам до тебя? ты то наверное одной левой можешь управлять драгстером под 4 тыщи кобыл или проехать 140 боком кис зе вол мимо стены на нринге.

уверен, что тебя если усадить в дрифтовую зимнюю жигу и прокатить под сотку на чистом льду, ты личинку скинешь прямо в штаны :)
сам Аркадий Петрович (знаешь, наверное, кто это) говорил о ралли что то типо - "между деревьев 200... да ну на...". так что твоя сотка на постановке в условиях трассы с зонами вылета, рядом не стояла с той же соткой+ по горной дороге.... и в драгстере передачи не в ручную через сцепу переключаются.

дрифт и драг это зрелищно, спору нет, но когда речь заходит о водительском мастерстве...
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром