Гонщики и спортивные команды сами соприкоснулись с последствием затопления по дороге в Иркутск — маршрут конвоя из автомобилей организаторов, техники участников и машин сервиса пролегал через пострадавшие районы области. Остановка движения на несколько суток из-за размыва участков дороги и моста через Ию в Тулуне заставила понервничать многих, но ситуация разрешилась вовремя — движение открыли. Но организаторы и участники международного ралли «Шелковый путь» не смогли равнодушно пройти мимо этой трагедии. Был организован сбор средств, а пока пилоты проходили предстартовые проверки, фуры организаторов, загруженные комплектами суточного рациона питания (которые дирекция ралли готовила для сотрудников), были направлены в районы, пострадавшие от наводнения.
Несмотря на форс-мажорную ситуацию и перипетии, все предстартовые мероприятия ралли начались по намеченному графику. Ралли-рейд — масштабное событие, проходящее по трансконтинентальному маршруту через территории нескольких стран, а в этом году принимать его будут Россия, Монголия и Китай.
Что необычного, нового и чем это издание гонки отличается от предыдущих «путей»? Во-первых, наконец-то в «Шелковом пути» появились зачет «Мото» и квадроциклисты в качестве участников. Во-вторых, маршрут ралли проложили в совершенно новом для спортсменов-резидентов мировых ралли-рейдов регионе — Монголия оставалась «Terra incognita» для нового поколения рейдовиков, да и в Сибирь, честно скажем, они не часто заезжают. В-третьих, аж пять климатических зон и, надеемся, гораздо больше прекрасных пейзажей, будут ждать участников при прохождении маршрута.
Изначально, когда планировалась будущая гонка, протяженность ее маршрута, построенного по онлайн-картам, составляла почти 10 000 километров. Но в ралли-рейде главная ценность каждого этапа — это интересный спецучасток и короткие «перегоны» или лиазоны — дорожные связки от парка сервиса (бивуака) до старта скоростного участка или, наоборот, от финиша спецучастка до следующего бивуака.
В итоге, дважды проехав трассы планируемого маршрута, ознакомление с которыми заняло в общей сложности больше 1,5 месяца, команда «реконнесанса» (слово образовано от прямого перевода фразы с французского языка, означающей «пройти разведку» или «получить предварительное знание») сократила пробеги без соревновательной составляющей, оптимизировав лиазоны на почти каждом из этапов. Таким образом, общая протяженность гонки составила уже 5003,5 километра (а дистанции всех скоростных участков — 2589 км), которые пилотам предложили преодолеть за десять дней. Суммарно дистанция лиазонов всего маршрута ралли в сравнении с 2016 годом сократилась на 4216 км, а с 2017-м — на 3091 км.
После проверок к старту ралли допущены 93 участника из 36 стран мира: 15 экипажей на грузовиках, 51 экипаж внедорожников, 27 мото- и квадроциклистов.
В Иркутск приехали лидеры мировых серий дисциплин ралли-рейдов. Бесспорно, мы сначала должны выделить лучшую в мире команду по версии любого российского болельщика в категории «Грузовики» — это «КАМАЗ-мастер», но у них будут достойные конкуренты. Это голландский коллектив Mammoet Racing с известным Мартеном ван ден Бринком, японская команда производителя техники Hino, «МАЗ-СПОРТавто» и их заводские «красные зубры». Яркий состав в мотоциклетном зачете — заводские команды «Ямаха», «КТМ», «Хускварна» и «Хонда». Честь этих брендов будут защищать лучшие пилоты — лидеры чемпионата мира по кросс-кантри.
Мужчины удивятся, но эта дисциплина мотоспорта привлекает и женщин. Заметим, что мотоциклетный зачет — один из самых непростых, но может похвастаться наличием в списке райдеров нескольких «мотоледи»: российская мотогонщица Анастасия Нифонтова намерена побороться за лидирующую позицию, но вряд ли три другие мотогонщицы — испанка Лайя Санс, чешка Габриэла Новотна и пилотесса из Монголии Бямбасурэн Бат-Ундрал будут равнодушно наблюдать со стороны.
В зачете квадроциклов борьбу за победу поведет действующий чемпион мира Александр Максимов. Впрочем, соперники у россиянина очень серьезные — многократный чемпион мира Рафал Соник и победитель чемпионата Европы Аркадиуш Линднер.
Но один из самых ярких по насыщенности событий и плотности борьбы зачет «Внедорожники», где стартуют многократные победители ралли «Дакар» и «Шелковый путь» — пилоты из Саудовской Аравии и Катара, для которых ориентирование в песках не составляет сложности, теперь будут учиться искать верные дороги, направляя свои автомобили по сибирским лесам и российским полям. Много участников из Китая — опыт участия по лесистым дорогам для них тоже будет необычен, ведь чаще их соревнования проходят в песках Гоби.
Известные мировые пилоты выступают на автомобилях Toyota Hilux — Нассер Аль-Аттия, Язид Аль-Раджи, Эрик ван Лун покажут мастер-класс.
«Сборная России» представлена Андреем Рудским на G-Force Bars и Денисом Кротовым за рулем MINI JCW — оба пилота рассчитывают на борьбу в группе лидеров.
Россиянам рекомендуем присмотреться к «лайф-таймингу» и присоединиться к фанатам из Екатеринбурга — борьбу за первое место в самой быстрой категории «SSV», без сомнения, возглавит дуэт россиянина Сергея Карякина на Maverick X3 и испанца Хосе Пена Кампо, управляющего Polaris RZR.