Из 93 участников, отправившихся из Иркутска в большое приключение по дорогам России, Монголии и Китая, к этапу в Мандалгоби не досчитались уже шестерых. Три экипажа на внедорожниках завершили свой маршрут и не добрались до финиша: саудит Язид Аль-Раджи закончил гонку в Улан-Удэ из-за порвавшегося ремня генератора и вышедшей из строя помпы охлаждения. Язид не в полной мере оценил проблему, увидев на панели приборов мигающие контрольные лампы, но решил, что дело лишь в электрике и не стал останавливаться. Мотор перегрелся и заглох. На этом гонка для прошлогоднего победителя ралли «Шелковый путь» была окончена.
На следующем этапе уже в Монголии покинули ралли два китайских пилота — Li Ai Dong и Di Wei Yi. Из мотоциклистов выбыли сразу трое. Пятый этап привел к сходу сразу двух мотогонщиц — Анастасия Нифонтова упала после касания стенки промоины и была эвакуирована с трассы с переломом ключицы. Ее соперница Габриэла Новотна также упала на скорости 120 км/ч, получив при этом переломы ноги и таза. Но она продолжила движение, финишировала на этапе и уже на бивуаке врачи запретили ей продолжать гонку. Таким образом в списке участников мотозачета осталось лишь две представительницы прекрасного пола — Лайя Санс и Бямбасурэн Батундрал.
Чуть раньше на третьем этапе выбыл из-за аварии монгольский райдер Баатар Баттур. В грузовом зачете на трассу после пятого этапа не вышли два грузовика Hino — японская команда снялась с гонки.
Что яркого и необычного произошло за эти пять этапов?
Впечатляющие виды Байкала и гостеприимство российской части гонки — более 10 000 человек встречали участников в каждой зрительской зоне в Бурятии. Скорее это было похоже на автоспортивный фестиваль, нежели на финиш одного из спецучастков ралли: комментаторы и интервьюеры, региональная пресса, концертные программы, состязания, конкурсы, полевые кухни и детские городки. Регион готовился к событию — праздник устроили для всех.
Гонщики же оценили непростой маршрут по узким лесным дорогам. К примеру, на ежедневном собрании для экипажей организаторы всерьез не рекомендовали мотогонщикам останавливаться на первой части второго этапа даже для ремонта: медведи в сибирском лесу — не лучшая компания для райдеров.
Монголия останется в памяти непредсказуемым дорожным движением, удивительными пейзажами и потрясающими видами. Чем дальше караван продвигался на юг, тем больше восторгов звучало от экипажей при рассказе о трассе. Однако помимо восхищения долинами Страны вечно синего неба ежедневно на трассе происходила настоящая баталия! Все-таки наличие такого звездного состава участников в мотозачете не дает заскучать ни одному почитателю этого вида спорта — заводские команды KTM, Husqvarna, Yamaha, Hero и Honda ежедневно борются за секунды.
После пятого этапа лидерство сохраняет Сэм Сандерленд на KTM 450 Rally команды RED BULL KTM Factory Racing. Для мотогонщиков ралли проходит по тем же дорогам, что и для грузовиков и внедорожников, с той лишь разницей, что райдеры выходят на трассу этапа первыми. Гонка, получившая сходу статус этапа чемпионата мира по кросс-кантри, в этом году имеет полуторный коэффициент и за очки этапа борьба идет нешуточная. Марафонский этап был тому доказательством, когда командная тактика стала основой лучшего результата на финише. Максимально аккуратно проехав четвертый этап ралли, райдеры загнали свою технику в «закрытый парк». Ремонт и обслуживание сервис-службами команд был запрещен и осуществлялся лишь силами самого пилота.
Но если в мотозачете за борьбой действительно интересно наблюдать — тут желающие могут заходить на главную страницу сайта и ежедневно читать текстовые трансляции онлайн и видеть, как и где едут участники, — то вот в зачете внедорожников за пять этапов лидер настолько далеко уехал от соперников, что отрыв составил 36 минут! Катарец Нассер Аль-Аттия, человек, не вылезающий из-за гоночного руля, на ралли «Шелковый путь» пилотирует Toyota Hilux в экипаже с французским штурманом Матье Бомелем.
В грузовом зачете лидирует белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто». Выступающая на этой гонке при поддержке G-Energy и выкатывающая новый капотник, команда с первых километров пошла в атаку, а на втором этапе в Монголии белорусам удалось сделать невозможное — одержать тройную победу, доказав, что доминирование КАМАЗа не вечно.
Бивуак ралли сменил пятую позицию и сегодня перебрался в Даланзадгад — in the middle of nowhere — целый раллийный город посреди бескрайней степи. Две бивуачные бригады ежедневно организуют возможность комфортного размещения для всех участников и организаторов такого марафона — палаточный городок, зона сервиса, службы организаторов и спортивной дирекции, душевые, огромная столовая и кухня. Впереди переход китайской границы, и ралли наконец-то въедет в самый долгожданный регион — песчаная часть привлекает каждого, кто подал заявку на «Шелковый путь».