Чаще всего к кульминации сезона результат борьбы уже предрешен во многих зачетных классах, соответствующим автомобилям, на которых пилоты принимают участие в чемпионате. К примеру, «младший» зачет ERC-3 Junior — участники в возрасте до 28 лет — соревнуются на моноприводной технике, такой как Peugeot 208, Ford Fiesta или Renault Clio. В данном классе чемпион серии образца 2019 года определился за два этапа до завершения. В итоге на Кипре борьба шла за очки в абсолютном зачете и классе «серийной» техники ERC-2 (здесь к участию допускаются пилоты на знакомых всем автомобилях Subaru Impreza или Mitsubishi Lancer).
Наиболее захватывающее действо, вызвавшее и радость, и горесть фанатов автомобильного спорта, показали гонщики «абсолюта». На остров приехало не так много участников — те, кто уже отчаялся занять высокие места в серии, остались дома.
Кипрский этап собрал 17 автомобилей топовой техники международного класса R5 в абсолютном зачете, причем «грядка» лидеров была представлена довольно известными фамилиями. К примеру, двукратный чемпион мира по ралли, пятикратный победитель «Дакара» и самый быстрый пилот ралли «Шелковый путь-2019» Насер Аль-Аттия. Катарец, кажется, не покидает гоночного кресла, лишь изредка очередные выходные проводит не за рулем, а, например, с ружьем на полигоне, практикуясь в стрельбе по тарелочкам в рамках подготовки к следующей олимпиаде в Токио. После завоевания бронзовой медали в Лондоне Аль-Аттия поставил цель: получить золото и не меньше. Отдавая должное его упорству, верим, что он его добьется.
На Кипре в рамках одного мероприятия проводился не только этап чемпионата Европы по ралли, но и этап Средневосточного раллийного первенства, где неугомонный Аль-Аттия на протяжении 14 лет не дает шанса никому — в этом сезоне он решил поставить рекорд и стать чемпионом в 15-й раз!
Соответственно, на остров, помимо Нассера, приехало довольно много арабских пилотов, кто уже не претендуют на лавры победителя, но вышли на старт в ожидании успешного финиша и почетного второго места в серии.
Интересную конкуренцию действующим участникам серии Алексею Лукьянюку, Крису Ингрэму, Лукашу Хабаю, а также другим не менее заслуженным пилотам, составил Микко Хирвонен. Финский спортсмен, много лет работавший «заводским» пилотом на трассах чемпионата мира и совсем недавно оставивший расположение команды Ford M-Sport World Rally Team. Кстати, он еще и дисциплину автоспорта сменил, перейдя в мир ралли-рейдов. Неоднократно завоевывавший серебро и бронзу чемпионата мира, Микко решил вновь «вспомнить вкус» трасс классического ралли.
Ралли на Кипре в прошлые годы проходило в начале лета и было изнуряющим из-за погодных условий — высокая температура выматывает не только участников, зрителей и организаторов, но и технике приходится несладко. В этом году организаторы решили увести пелотон спортсменов в горы и вернуть трассы, когда-то использующиеся для этапа чемпионата мира, таким образом обновив впечатления для многих постоянных участников чемпионата Европы. Несмотря на подвижку в календаре, кипрское солнце по-прежнему грело термометры, где показания были не ниже +33-36 в тени, но это воспринималось все же легче, чем в июне.
Маршрут гонки насчитывал 683 километра по грунтовым, гравийным и даже асфальтовым дорогам в окрестностях городов Никосия и Ларнака, при этом 200 километров пришлись на скоростные участки.
После ознакомления с трассой, где участникам необходимо ехать со скоростью, указанной в локальных правилах дорожного движения (за чем строго следят судьи, ведя машины ознакомления по GPS приборам), Алексей Лукьянюк признался: «В основном, нас ждут горы, а значит, будут “шпильки” и постоянные повороты. Самые протяженные «прямики» не больше 100 метров, все остальное — очень закрученная трасса. Будет каменистое покрытие, пыльно, узко. Средняя скорость ознакомления у нас была 30 км/ч, и это на подготовленной машине с хорошей подвеской и клиренсом».
В целом ралли Кипра казалось своеобразной гонкой на выносливость:
Без каких-либо повреждений автомобиля и с солидным запасом по времени Алексей Лукьянюк уверенно держал вторую позицию в гонке. У «Лукаса» и Аль-Аттии были свои задачи на ралли, и оба экипажа планомерно шли к своим целям, не мешая друг другу: Аль-Аттия — к своей 15-й победе в Middle East Rally Championship, Лукьянюк — к максимальному количеству очков для подтверждения титула чемпиона Европы.
По результатам первого дня лидером был Насер Аль-Аттия, а Алексей Лукьянюк уверенно держал вторую позицию, отставая от катарца на 25 секунд, но не подпуская близко к себе киприота Симоса Галатариотиса, имея преимущество перед ним в минуту и 46 секунд.
Однако заключительная секция ралли перевернула все с ног на голову, и такого исхода уж точно никто не мог ожидать. Для российского экипажа Алексея Лукьянюка и Алексея Арнаутова гонка закончилась досрочно за три спецучастка до финиша — проблема с электрикой вынудила экипаж остановиться за километр до финишного створа на десятом спецучастке ралли. Пропавшее давление в топливной системе не позволило завершить выступление и дотянуть до зоны дозаправки, которая располагалась как раз после финиша данного спецучастка.
Безапелляционным лидером гонки с первого спецучастка стал Насер Аль-Аттия — он выиграл все спецучастки ралли, кроме одного, где его опередил Лукьянюк на чуть менее полторы секунды. Неугомонный катарец, сразу же после финиша на Кипре улетел в Марокко, чтобы подготовиться к старту завершающего этапа Кубка мира по ралли-рейдам.
Основной соперник «Лукаса» Крис Ингрэм по результатам ралли завоевал третье место абсолютного зачета гонки, однако традиционные для Кипра просчеты в организационной составляющей дали знать о себе на финише — организаторы «подарили» британцу еще четыре дополнительных очка. Вот как это было: Симос Галатариотис поставил свою машину в «закрытый парк» перед финишным подиумом (таковы указания маршрутного листа гонки, которым руководствуются все экипажи), но дальше судьи по им одним ведомым причинам попросили всех покинуть закрытую территорию и выстроить автомобили перед подиумом, потом процедура заезда и выезда повторилась. Уже после церемонии награждения все экипажи снова должны были оставить автомобили в закрытом парке в ожидании времени на подачу возможных протестов, что сделали все, кроме грека. Получив кубок за второе место, он погрузил спортивную технику на прицеп и уехал к себе домой в родную Никосию. По правилам серии поведение киприота расценивается как отказ от предоставления автомобиля для возможных углубленных технических проверок и «карается» незамедлительным аннулированием результатов — что и было немедленно сделано.
До завершения сезона остался заключительный этап ралли, который пройдет в Венгрии. Задача для Лукьянюка и Арнаутова усложнилась, но экипаж не сдается — к финальной гонке лидером серии остается Крис Ингрэм, а россиянин и поляк остаются «на расстоянии» почти двух десятков очков от британца. Ралли в Венгрии изначально не входило в программу выступлений Лукьянюка, поэтому сейчас команда старается найти возможности финансирования выступления на финальном этапе серии.
Положение в чемпионате после семи этапов
1. Chris Ingram — 135
2. Łukasz Habaj — 116
3. Alexey Lukyanuk — 107
4. Filip Mares — 75
5. Oliver Solberg, Jan Kopecky, Nasser Al-Attiyah — по 39