Совершенно невероятный по количеству событий и своему эмоциональному накалу Гран-при подарил нам этап Формулы 1 в Интерлагосе — предпоследний в сезоне-2019. Эта гонка однозначно войдет в летопись Королевских гонок как одна из самых непредсказуемых и напряженных за всю их гибридную историю.
Трасса в Бразилии каждый год преподносит массу сюрпризов. Короткая (чуть более 4 км длиной), динамичная, профилированная, крайне сложная, она провоцирует пилотов на обгоны, атаки и ошибки, а драмы, которые здесь разворачиваются, достойны кинематографа. Чего только стоит первый титул Льюиса Хэмилтона, который именно здесь он отобрал у Фелипе Массы! В этот раз титул, конечно, устоял, но события были не менее драматичны и уж точно — еще более эмоциональны.
С самого старта Гран-при было понятно, что нас ожидает борьба за каждую позицию как в голове пелотона, так и во всем втором дивизионе, но основным спусковым крючком стали остановка Валттери Боттаса на трассе на 54-м круге из-за проблем с двигателем и первый выход автомобиля безопасности. Итак, обо всем по порядку.
Первые события стали разворачиваться еще до старта уикенда, когда Red Bull и Toro Rosso подтвердили свои составы. Как и ожидалось, обе команды сохранят на 2020 год тех пилотов, которые сейчас за них выступают. А это означает, что все трансферы уже закрыты, и единственное неподтвержденное место, которое осталось в Williams, свободно чисто формально: хотя это и не объявлено официально, но негласно уже всем известно, что место Кубицы займет Николас Латифи.
Таким образом, Нико Хюлькенберг остается без кресла пилота в Формуле 1 и на данный момент точно неизвестно, где он продолжит свою гоночную карьеру. И про него, и про Роберта Кубицу ходят слухи, что они планируют выступать в серии DTM: один за команду BMW, другой — за Audi, но официальные анонсы произойдут позже.
Еще одним важным моментом стало расширение директивы FIA относительно двигателей, топлива и увеличения мощности машин, во многом инициированной командой Red Bull. На этот раз формуляр запрещал попадание в топливо иных жидкостей, которые могут оказать влияние на мощность автомобиля.
Маттиа Бинотто моментально отреагировал на появление этого документа, заявив, что Ferrari полностью соблюдают все правила и эта директива не имеет к ним никакого отношения, а падение мощности машин в Остине связано исключительно с их перенастройкой под большую прижимную силу. По всей видимости, эти же настройки были сохранены и на Гран-при Бразилии, так как и здесь Ferrari имели возможность побороться с Mercedes, но вот противопоставить по темпу Red Bull, который буквально летел сначала к поул-позиции, а затем и к победному финишу, ничего не могли.
Это вдвойне удивительно с учетом того, что Ferrari выигрывали в основном за счет мощности, а после Остина автомобиль Шарля Леклера получил к тому же новый двигатель — той же спецификации, что и был, но с минимальным пробегом. Это означало штраф в десять позиций на старте, но при этом двигатель, которому оставалось проехать всего два уикенда, можно было не особо жалеть, выставив на нем максимальные настройки. И даже в такой ситуации в квалификации Шарль не смог выжать из машины максимум, показав лишь четвертое время. При этом Феттель стал вторым, уступив Ферстаппену чуть больше 0,1 секунды, и на 0,06 секунды опередил Льюиса Хэмилтона.
Интересно, что в Бразилию не приехал Тото Вольфф. Связанные с этим слухи — весьма разнообразные и противоречащие. По одной информации, Вольфф встречался с руководством концерна, обсуждая будущее команды, включая ее продажу; по другим — он работал над предложением FIA возглавить с 2021 года весь чемпионат Формулы 1. Если хотя бы одна из этих версий подтвердится, то велика вероятность того, что оправдают себя и другие слухи: а именно относительно возможного перехода Хэмилтона в Ferrari.
Свободные заезды в пятницу и субботу принесли немало проблем. И дождь, смывший с трассы весь резиновый накат, стал меньшей из всех. Роберт Кубица серьезно разбил свою машину, и ему заново собирали автомобиль вокруг нового шасси. Дважды возникали проблемы с двигателем Honda у Toro Rosso: сначала у Пьера Гасли, а затем и у Даниила Квята. В первом сегменте квалификации сразу после прогревочного круга был вынужден заехать в боксы Карлос Сайнс — и остаться там из-за проблем с двигателем. Тем не менее он был допущен к старту с последней позиции на гриде.
Во всех трех сегментах квалификации лучшее время демонстрировал Макс Ферстаппен; именно он взял поул — официально второй в карьере, но по сути третий, так как предыдущий результат в Остине был конвертирован в четвертую позицию из-за штрафа.
Ну а главной интригой в Бразилии должна была стать борьба за третье место в личном зачете: три пилота (Себастьян Феттель, Шарль Леклер и Макс Ферстаппен) накануне предпоследнего этапа претендовали на бронзу в чемпионате, и если Феттелю и Леклеру было непредусмотрительно позволено бороться друг с другом, то в команде Red Bull все было четко нацелено на результат Ферстаппена — включая командную тактику.
Pirelli привезли в Бразилию три самых жестких состава резины, и именно от того, как команды и пилоты распорядятся своими комплектами, во многом и зависел исход гонки. Интересно, что Pirelli изначально предполагали, что основной стратегией в Интерлагосе станет стратегия с одним пит-стопом, так как износ резины и в пятницу, и в субботу был крайне невелик. Объяснялось это прежде всего относительно невысокими температурами, как и характеристиками трассы, но в воскресенье неожиданно потеплело и расход резины вырос. Похоже, что в большинстве случаев, особенно у топ-команд, стратегии в гонке подбирались экспериментально, а пилоты получали разные варианты комплектов по принципу «не откладывать яйца в одну корзину». Например, Шарль Леклер стартовал на медиуме, а на первом пит-стопе получил хард, который очень плохо работал. Феттель, наоборот, стартовал на софте, а затем на 25-м круге переобулся в медиум.
Первым из лидеров на свой первый пит-стоп ушел Льюис Хэмилтон, совершив так называемый андеркат Макса Ферстаппена. Вторым комплектом он получил еще один софт, что означало тактику с двумя пит-стопами. Red Bull среагировали моментально, зазвав Ферстаппена на пит-стоп на следующем круге и тоже заменив софт на софт. На выезде с питлейна у Макса едва не произошло столкновение в Робертом Кубицей, которого выпустили прямо перед голландцем. Ферстаппен успел отвернуть, но прошел в считаных миллиметрах от бетонной стены питволла, ему пришлось пропустить поляка, потерять на этом время и в итоге он выехал уже позади Хэмилтона. Однако это не помешало Максу быстро прогреть резину, пройти сначала Кубицу, а затем атаковать и обойти Льюиса. Впоследствие Кубица получил штраф пять секунд на небезопасный выезд с пит-стопа.
После успешной атаки Ферстаппеном Льюиса Red Bull очень грамотно применяет командную тактику, совершив размен позиций между пилотами команды и создав таким образом буфер в виде Алекса Элбона между Максом и Льюисом.
В отличие от Хэмилтона, Валттери Боттас, совершивший свой первый пит-стоп на 26-м круге, получил комплект резины с белыми ободками, однако, как и у Леклера, самый жесткий состав работал очень плохо: прогреть и довести его до рабочей температуры было практически невозможно. Поэтому через 15 кругов финн снова оказался около боксов — на этот раз, чтобы переобуться в медиум.
Самым первым на вынужденный пит-стоп заезжает Даниэль Риккардо. На восьмом круге у него на обгоне происходит столкновение с Кевином Магнуссеном, в результате которого датчанина разворачивает, а у Риккардо оказывается повреждено переднее крыло. Столкновение очень похоже на то, что произошло у Даниила Квята с Серхио Пересом в Остине на последнем круге. Так же, как и его тезка, Риккардо получает пять секунд штрафа. Для команды Renault, чья квалификация прошла совсем неудачно, а пилоты сумели занять только 11-ю и 13-ю позиции на старте, да и то после штрафа Леклера, лишние пять секунд были весьма критичны: в борьбе за пятое место в Кубке конструкторов сейчас важно каждое очко. Кстати, в некотором смысле из-за Магнуссена пострадал и второй пилот Renault Нико Хюлькенберг: его оштрафовали на пять секунд за обгон датчанина на рестарте до белой линии. Тем не менее, несмотря на штраф, Риккардо сумел финишировать шестым в гонке.
А вот у Alfa Romeo в Интерлагосе дела обстояли как раз очень неплохо: Кими Райкконен стартовал с восьмой позиции, пробившись, наконец, в третий сегмент квалификации, а Антонио Джовинацци — с 12-й. Забегая вперед, скажу, что таких высоких результатов в гонке у Alfa Romeo еще не было: Кими — четвертый, Антонио — пятый! При этом оба пилота здесь были на одинаковой стратегии: старт на софте, затем медиум на 20-м и 21-м круге, и еще через 26 кругов снова софт.
Очень удачная квалификация была у команды Haas: оба пилота в Q3 и на стартовой решетке — седьмые и девятые. Однако, как и в предыдущие разы, в гонке они не сумели показать квалификационный темп и в итоге на финише вновь оказались вне очковой зоны: 11-й и 13-й. Грожан и Магнуссен были на схожей с Alfa Romeo стратегии (различалось количество кругов на разных комплектах), однако американской команде это не помогло. Ходят усиленные слухи, что если команда не начнет показывать хорошие результаты, то в 2021 году может вообще закончить свое выступление в Формуле 1.
Несмотря на то, что Серебряные стрелы приехали в Бразилию и с победой в Кубке конструкторов, и с титулами чемпиона и вице-чемпиона у своих пилотов, это совершенно не означало, что в гонке они будут отдыхать.
И для Хэмилтона, и для Боттаса Бразилия продолжила их сражение друг с другом, и ни один не собирался сдаваться. Благодаря штрафу Леклера Боттас, квалифицировавшийся пятым, стартовал рядом со своим напарником со второго ряда, и уже на старте оба Мерседеса собирались побороться за позиции. Но если Хэмилтону удалось обойти Феттеля и удержаться на втором месте, то Боттас так и остался четвертым, и до начала первой волны пит-стопов удерживал это место.
В первой, более длинной части гонки вся основная борьба разворачивалась во второй части пелотона. Свой прорыв оттуда начали Шарль Леклер и Карлос Сайнс, очень неплохой старт с отыгрыванием нескольких позиций показал Лэнс Стролл. В верхушке пелотона все было довольно спокойно: здесь в основном происходила тактическая борьба между аналитиками и стратегами команд относительно времени пит-стопов и использования комплекта шин. После первого нерезультативного андерката Ферстаппена за счет более раннего пит-стопа Хэмилтона на 21-м круге Mercedes вновь пытается повторить то же самое на 44-м, и вновь Red Bull реагирует вовремя — такое впечатление, что их задачей было просто повторять то, что делает Mercedes, если, конечно, тот не допускает ошибок.
Это «спокойно» в голове пелотона продолжалось бы, пожалуй, до финиша, если бы на 52-м круге не задымил двигатель у Валттери Боттаса, вынудив финна остановиться на обочине, а Бернта Майландера — вывести на трассу автомобиль безопасности в первый раз. Возможно, не случись этого, не потянулась бы и вся последующая цепочка событий.
Режим сейфити-кара стал сигналом к очередной волне пит-стопов за свежей резиной, не стал исключением и Макс Ферстаппен, а вот Льюису Хэмилтону, вплотную его преследовавшему, было сказано: «Посмотри, что сделает Макс, и сделай наоборот!». Хэмилтон остается на трассе и выходит в лидеры, но Макс маячит у него за спиной и ждет рестарта, и на рестарте совершает рывок и вновь возвращает себе лидерство.
После финиша Хэмилтон расскажет, что он выкладывался по полной, но по скорости никак не мог соперничать с Ферстаппеном, и если в поворотах еще мог его сдерживать, то на прямых это было бессмысленно.
Возможно, не будь остановки Боттаса, не было бы и поздней борьбы двух Ferrari, третьего пит-стопа Хэмилтона, его столкновения с Элбоном и многого другого. Но история не знает сослагательных наклонений.
Вплоть до 66-го круга гонки продолжала сохраняться интрига в личном зачете. Благодаря сходу Боттаса, Шарль Леклер сумел подняться до пятого места, и впереди него маячил красный хвост Ferrari Феттеля. На более свежем двигателе и на более свежей резине (у Леклера в запасе оставался нетронутый комплект софт, который он получил на 54-м круге, в отличие от Феттеля, который на 46-м переобулся в уже использованный софт) монегаск ринулся в атаку. На 66-м круге его разделяло с Себастьяном порядка полусекунды, в свою очередь, Феттель отставал от Элбона примерно на 0,7 секунды. Обе Ferrari имели возможность использования DRS в отличие от Элбона, и обе собирались этим воспользоваться. Леклер использует свой шанс и проходит партнера по команде. Теперь от подиума его отделяет всего ничего, и, скорее всего, Элбон вряд ли что-то сможет противопоставить летящему Шарлю. Но и Феттель не собирался просто так сдаваться. Он контратакует Леклера, тот не снимает ногу с газа, а дальше происходит то, после чего Маттиа Бинотто снимает с себя рацию и наушники и уходит с капитанского мостика на питволле.
По большому счету в последовавшем столкновении виноваты оба пилота Скудерии. Леклер жаловался, что Феттель просто въехал в него (и на видео было видно, что руль Шарля не меняет положения), Феттель жаловался, что Леклер не оставил ему места, но так или иначе две Ferrari сталкиваются друг с другом — вроде несильно, всего лишь колесами, но этого достаточно, чтобы правое переднее колесо Леклера просто слетело со своей оси, а левая задняя шина Феттеля моментально превратилась в лохмотья. Обе машины останавливаются на трассе и гарантируют новое появление Берта Майландера.
Именно так Себастьян Феттель разом создал себе отставание от Макса Ферстаппена на 30 очков и потерял даже математический шанс оказаться на третьем месте в личном зачете. Что касается Леклера, то после схода в гонке его отставание от голландца составило 11 очков. Это много, но впереди последний Гран-при, в котором, с учетом характера Ферстаппена, всякое может произойти.
Очередным выходом автомобиля безопасности решила воспользоваться команда Mercedes. Несмотря на однозначные потери двух позиций, Хэмилтон заезжает на пит-стоп за свежим комплектом софт. Когда на кону стоит победа в гонке, Льюис не мелочится. Он выезжает позади Гасли и Элбона, на рестарте моментально проходит француза и бросается в погоню за Алексом. Хэмилтон очень торопится, т. к. остается всего два круга до финиша, и в итоге допускает ту же ошибку, что до него в этой же гонке совершает Риккардо. На обгоне он заходит вместе с Элбоном в поворот, где место остается явно только для одной машины, поддевает Red Bull и разворачивает его. Элбон откатывается на 15-ю позицию, на Mercedes подломано переднее крыло, его проходит Пьер Гасли, Хэмилтон продолжает атаковать, но вероятность того, что он получит штраф, как и Риккардо, а ранее и Квят, очень высока.
Как скажет позже Алекс Элбон, он и не сомневался, что Льюис его обгонит, но предполагал, что это произойдет в следующем повороте, где больше места. Льюис сразу же признал свою ошибку и извинился перед Элбоном, но тем не менее судьи взяли паузу для вынесения решения. Хэмилтон поднялся на подиум, получил кубок, но уже совсем скоро этот кубок перекочевал в Mclaren в руки Карлоса Сайнса.
Все зарубежные, да и российские СМИ, давно уже трубят о том, что руководство Формулы 1 принципиально убирает с экранов телевизоров Карлоса Сайнса, дабы заставить его болельщиков покупать коммерческие трансляции и получить дополнительный рынок в Испании. Так это или нет, доподлинно неизвестно, однако и во время Гран-при Бразилии Карлосу Сайнсу уделялось минимальное количество внимания. А ведь испанец стартовал с последнего места, единственный проехал всю гонку с одним пит-стопом, доказав, что это возможно, и в череде драматических событий все же оказался на подиуме — впервые в своей карьере! Его праздник был омрачен затянувшимся решением судей, но справедливость в итоге восторжествовала: Хэмилтон получил свои пять секунд и отправился на седьмое место, а Сайнс — столь долгожданный кубок.
Удивительно, но в прошлом, когда Карлос Сайнс уходил из быстрого Red Bull сначала в Renault, а затем и в отстающий McLaren, и даже в начале этого сезона, когда у команды еще далеко не все получалось, казалось, что он фактически ставит крест на своей карьере. И в итоге все обернулось наоборот: именно с McLaren он завоевывает свой первый подиум, а в личном зачете становится лучшим среди остальных. Теперь его ситуация даже начинает слегка напоминать историю Хэмилтона, который после своего первого титула бросил победный McLaren ради проигрывавшего в тот сезон Mercedes….
Кстати, интересно: Карлос Сайнс оказался одним из шести пилотов, попавших под расследование из-за использования DRS под желтыми флагами. Однако судьи приняли решение не наказывать испанца и оставили ему третье место.
Пожалуй, во всем пелотоне был только один человек, который радовался своему результату сильнее и, главное, громче Макса Ферстаппена. Это Пьер Гасли, который сначала сумел пройти в третий сегмент квалификации, затем оказаться на шестом стартовом поле, а затем превратить это достижение в свой первый подиум в карьере — к тому же серебряный! Двухминутный залп победных криков оглушил, пожалуй, всех зрителей трансляции — можно себе представить, сколько децибелов раздавалось в ушах представителей команды Toro Rosso!
Надо отдать должное Пьеру: после провала в Red Bull и разжалования в Toro Rosso он сумел собраться и продолжить сезон, причем вполне успешно, переквалифицируя и обходя в гонках своего партнера по команде Даниила Квята. Что же касается Квята, то, несмотря на неудачную квалификацию и довольно слабый старт в гонке, он сумел финишировать в Топ-10, принеся команде еще одно дополнительное очко.
Теперь, перед последним этапом, Toro Rosso сумела обойти Racing Point, опережая их на 16 очков, и приблизиться к Renault. Их разделяет всего восемь очков — о таком перед Интерлагосом и мечтать никто не смел! Но смогут ли они отыграть эти очки в Абу-Даби? Вероятность довольно мала, но все же она есть.
Для Макса Ферстаппена победа в Бразилии — первая в его карьере гонка, выигранная с поул-позиции. Это так же его 30-й подиум в карьере и 75-й финиш в очках.
Для Honda в Бразилии случился их 5000-й круг лидирования в гонках Формулы 1, что совпало с днем рождения основателя компании Соичиро Хонды.
Второе место Пьера Гасли стало лучшим результатом Toro Rosso с тех пор, как в 2008 году Себастьян Феттель выиграл Гран-при Италии. И, к сожалению, Гасли побил предыдущий результат Даниила Квята — третье место на Гран-при Германии.
Honda впервые оформила победный дубль с тех времен, как Айртон Сенна завоевал свой последний титул на Гран-при Японии в 1991 году.
Это также был победный дубль Honda с двумя разными командами, после того как в 1987 году Нельсон Пике одержал победу в Монце за команду Williams, а Сенна стал вторым на машине Lotus.
Финальный этап Формулы 1 сезона 2019 состоится 1-2 декабря в Абу-Даби.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит |
---|---|---|---|---|
1. М. Ферстаппен | Red Bull | 1:33.14,678 | 196,823 | 3 |
2. П. Гасли | Toro Rosso | +6,077 | 196,609 | 2 |
3. К. Сайнс | McLaren | +8,896 | 196,511 | 1 |
4. К. Райкконен | Alfa Romeo | +9,452 | 196,491 | 2 |
5. А. Джовинацци | Alfa Romeo | +10,201 | 196,465 | 2 |
6. Д. Риккардо | Renault | +10,541 | 196,453 | 2 |
7. Л. Хэмилтон | Mercedes | +11,139 | 196,432 | 3 |
8. Л. Норрис | McLaren | +11,204 | 196,430 | 2 |
9. С. Перес | Racing Point | +11,529 | 196,418 | 2 |
10. Д. Квят | Toro Rosso | +11,931 | 196,404 | 2 |
11. К. Магнуссен | Haas | +12,732 | 196,376 | 2 |
12. Д. Расселл | Williams | +13,599 | 196,346 | 3 |
13. Р. Грожан | Haas | +14,247 | 196,323 | 2 |
14. А. Элбон | Red Bull | +14,927 | 196,299 | 2 |
15. Н. Хюлкенберг | Renault | +18,059 | 196,190 | 3 |
16. Р. Кубица | Williams | +1 круг | 193,428 | 4 |
17. С. Феттель | Ferrari | сход | 201,402 | 2 |
18. Л. Стролл | Racing Point | сход | 201,384 | 2 |
19. Ш. Леклер | Ferrari | сход | 200,646 | 2 |
Лучший круг: Валттери Боттас (Mercedes) 1:10,698 (43 круг, 219,417 км/ч)