Кажется, еще недавно, в 2012 году (а на самом деле уже восемь лет тому назад), стартовая решетка Формулы 1 могла похвастаться сразу шестью чемпионами мира, которые в совокупности являлись обладателями 14 титулов. Однако не столь важно, что было в прошлом: ведь год спустя это уже становится историей. Гораздо важнее тот потенциал, который наращивается в течение года, а затем активно влияет на события следующего. Что же происходило в Формуле 1 сезона-2019, что заставляет нас предполагать высокую конкурентность следующего сезона? Давайте проанализируем основные моменты и посмотрим, что они нам обещают.
Можно сказать, что 2020 год будет невероятно мощным по составу пилотов. Наряду с такими признанными лидерами и чемпионами, как Льюис Хэмилтон, Себастьян Феттель и Кими Райкконен, а также крайне сильными пилотами вроде Даниэля Риккардо и Валттери Боттаса, на старты в 2020-м выйдут не менее многообещающие представители молодого поколения в Формуле 1: Макс Ферстаппен и Шарль Леклер. В прошедшем сезоне мы уже наблюдали за их яростной и захватывающей борьбой в Австрии и Великобритании, и совершенно очевидно, что и в будущем нас ожидают не менее яркие схватки.
Что касается Макса Ферстаппена, то в 2019 году только два пилота смогли оказать ему сопротивление — и оба из чемпионской команды Mercedes. К тому моменту как Макс одержал свою первую победу в Австрии, за плечами Mercedes было уже восемь побед. Но мы знаем, что Red Bull «медленно запрягают, но затем быстро едут», так что все, чего им нужно добиться в сезоне-2020, — взять быстрый старт с самого начала.
За прошлый сезон Ферстаппен набрал три победы, девять подиумов, два поула (но на самом деле — три) и три быстрых круга. Кроме того, семь раз он был признан Пилотом дня. Когда в Абу-Даби его спросили об ожиданиях от следующего сезона, он ответил: «Надеюсь, мы сможем побороться за титул». Ну что ж, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, тем более что у голландца есть для этого все составляющие.
Помимо чемпионов и прочих соискателей титула, в нынешней Формуле 1 есть целая группа быстрых и целеустремленных новичков, в 2019 году впервые вышедших на старты этой серии, — мы говорим про Алекса Элбона, Ландо Норриса и Джорджа Рассела, которые в течение прошедшего сезона продемонстрировали высочайший потенциал и решимость не упускать своего шанса.
Алекс Элбон сначала показал себя в Toro Rosso, получив место в основном составе Red Bull, а затем провел несколько блестящих гонок, например, в Бразилии, продемонстрировав, что всегда готов быть командным игроком и приносить нужные очки.
Ландо Норрис активно участвовал в возрождении McLaren, а Джордж Рассел явно способен на большее и в целом явно сильно вырос за прошедший сезон, хотя и выступал за безусловного аутсайдера команду Williams.
Так что мы смело можем ожидать не только сражения между Леклером и Ферстаппеном, Ферстаппеном и Хэмилтоном, но и рассчитывать, что в борьбу вступят и другие свежие силы.
Несмотря на всеобщее «возбуждение» по поводу молодого поколения, именно Льюис Хэмилтон, один из самых опытных гонщиков в пелотоне, продолжает устанавливать стандарты для Формулы 1.
По мнению Хэмилтона, 2019 год стал лучшим в его карьере — он смог завоевать свой шестой титул и отправиться в погоню за рекордом Михаэля Шумахера. Честно говоря, основной вывод, который можно сделать — Хэмилтон явно находится на пике своей карьеры и не собирается сдаваться, а впереди его ждут еще многие победы. В начале января ему исполнилось 35, но возраст не просто повлиял на его скорость, он добавил к скорости опыт, который и помогает британцу удерживать ту форму, которой он обладает.
Расправившись с Феттелем, он принял вызов Ферстаппена и Леклера, и, вполне возможно, именно это станет стимулом для его дальнейшего роста в следующем году.
В Абу-Даби Хэмилтон рассказал журналистам о том, какими техниками он пользуется при работе над собой, как открывает новые ресурсы, чтобы добиться той скорости и производительности, которые помогают ему побеждать. Так что у британца есть все шансы в следующем сезоне не просто достичь уровня самого успешного пилота в Формуле 1 Михаэля Шумахера, но и превзойти его.
Одним из главных вопросов 2019 года было то, как Шарль Леклер намеревался провести свой первый сезон в Ferrari и справиться со всем обрушившимся на него давлением — после того, как он провел всего лишь один год в Формуле 1 за команду Alfa Romeo.
Ему не потребовалось много времени, чтобы доказать, что Ferrari не ошиблись с выбором. Более того, если бы не технический сход в Бахрейне, казалось, что первый поул на трассе Сахир обязательно должен был завершиться и первой победой.
Подписав в прошлом сезоне Леклера, Ferrari создали самим себе много проблем, хотя и поступили правильно. И прежде всего речь идет о проблемах во взаимоотношениях Леклера с Себастьяном Феттелем.
Пилот, который изначально был провозглашен вторым номером в команде, легко пробил брешь в обороне Феттеля. Себастьян же, на которого команда возлагала основные надежды как на четырехкратного чемпиона мира, явно занервничал и стал совершать ошибки одна за одной — еще больше, чем в 2018-м, когда его основным соперником был Хэмилтон.
У Феттеля и Леклера в прошедшем сезоне было много конфликтов и столкновений, и самые основные — в Италии, России и Бразилии, где они боролись за лидерство. Но есть еще масса подводных камней, о которых мы не знаем, так как они спрятаны внутри команды.
Подобное соперничество в рамках одной команды может привести в определенный момент к большому взрыву, который создаст серьезные осложнения — как это было, например, у Хэмилтона и Росберга.
В этом смысле Mercedes и Red Bull гораздо более стабильны, т. к. роли внутри коллектива там поделены заранее, а руководство команды имеет рычаги давления и знает способы управления каждым из пилотов.
В тот момент, когда одна знаменитая команда занимается разруливанием конфликтов двух своих пилотов, другая получает дивиденды от правильной политики, в результате которой свела под одной крышей два молодых, хотя и не до конца раскрывшихся таланта.
Еще два года назад по окончанию сезона 2017 года McLaren занимали предпоследнюю строчку в Кубке конструкторов, соревнуясь, по сути, только с Williams. Сезон тому назад они отказались от моторов Honda, заключив альянс с Renault. В 2018-м же Фернандо Алонсо покинул команду, решив, что с него достаточно, и отправился на поиски своего счастья в другие серии — правда, нигде его так пока и не нашел.
В команде McLaren не стали долго грустить по поводу этой потери (может, и не потеря вовсе!) и подписали молодого и перспективного новичка, который пришел к ним сразу после своего вице-чемпионства в первом же сезоне Formula 2.
Машина, которую McLaren построили к 2019 году, стала настоящим прорывом — во многом этому способствовал и новый коллектив специалистов, работавших над аэродинамикой. Но и в течение сезона автомобиль получил достаточно доработок, которые от этапа к этапу поднимали команду все выше к подиуму и успеху.
Отличным приобретением стал и Андреас Зайдль, бывший руководитель Porsche LMP1 в чемпионате мира по эндурансу — в наступившем году состоится его первый полный сезон за McLaren. Что касается автомобиля-2020, то он будет разработан полностью под руководством Джеймса Ки, которого перекупили в Toro Rosso.
И Зайдль, и Зак Браун дали понять, что успехи, достигнутые в прошедшем сезоне, не являются самодостаточными, а просто были шагом в направлении основной ближайшей цели команды: сократить отставание от Топ-3 команд и включиться в постоянную борьбу за подиумы.
В рамках работы над решением этих задач команда переключилась на разработку новой машины еще даже до того, как обезопасила свое четвертое место в Кубке конструкторов от посягательств других команд.
Так что на данный момент можно сказать, что McLaren обладает огромным потенциалом, чтобы соперничать с лучшими командами и пилотами в 2020 году: у них есть сильные руководители, отличные инженеры, хорошая машина и два молодых, перспективных и раскрывающихся пилота, голодных до доминирования и побед. И особенно это касается Карлоса Сайнса, который уже побывал на подиуме в Бразилии, но пока так и не почувствовал вкуса подиумного шампанского.
Если в 2019 году Red Bull еще только примерялся к победам и подиумам, то в 2020 они обещают стать реальным соперником и третьей силой в борьбе за титул. И подготовка к этому сражению как раз и происходит сейчас у них на фабрике, где большой коллектив инженеров строит конкурентный автомобиль.
Ошибки прошлых лет, когда команда «раскачивалась» только к середине сезона, кажется, позади. Теперь они имеют надежного и амбициозного партнера в лице Honda, который на протяжении всего сезона показывал явный прогресс, а японские двигатели в 2019 году продемонстрировали не только надежность, но и мощность, и стали способны всерьез соперничать с Mercedes и Ferrari.
Изменения, касавшиеся аэродинамики в техническом регламенте прошлого года, явно оказались не на руку Red Bull, однако они быстро оправились, наверстали упущенное и вновь достигли уровня двух лидирующих команд.
Все в порядке у Red Bull и с составом пилотов. Макс Ферстаппен уже давно рвется к титулу, но до сего момента у него не было чемпионской машины. Однако в том же Интерлагосе он сумел одержать верх над Льюисом Хэмилтоном. Что касается Алекса Элбона, то и он проявил все задатки бойца и смог выжать максимум как из себя, так и из своей машины, когда Ферстаппен оказался за бортом, как, например, в Бельгии или Сингапуре.
Благодаря этому удачному сочетанию двух молодых пилотов Red Bull сумели не просто продемонстрировать отличную форму и амбиции, но и набрать за последние шесть гонок на 18 очков больше, чем Ferrari. И хотя гоночный темп продолжает задавать Mercedes, на последних трех этапах Red Bull набрали лишь на 11 очков меньше, чем победители в Кубке конструкторов.
Прежде всего, Mercedes, наконец, получит серьезную конкуренцию как со стороны Ferrari, так и Red Bull, а Льюису Хэмилтону придется нелегко в сражениях с двумя молодыми, горячими и не скованными комплексами и рефлексиями пилотами. Ферстаппен уже практически перестал совершать «ошибки роста», которые присутствовали фактически в каждой гонке сезона-2018, а Леклер почувствовал за собой силу великой команды.
Похоже, Феттель все же получит «второй номер» в Ferrari — и здесь ему вместе с Боттасом придется прыгнуть через голову, чтобы доказать, что они оба тоже на что-то способны. Станет ли Элбон третьей стороной треугольника, пока непонятно. Если и станет, то явно не сразу — никакую юношескую прыть нельзя заменить тем опытом, который есть за плечами Валттери Боттаса и Себастьяна Феттеля.
Скорее всего, Элбону придется соперничать с Карлосом Сайнсом — и это будет серьезная битва за право называться лучшим из худших.
Дэн Риккардо, вероятно, хотел бы более быструю и надежную машину, но пока он имеет то, что имеет, хотя и не на самом быстром и надежном Renault в прошлом году он все же сумел попасть в Топ-9. Очень интересно будет посмотреть на Эстебана Окона, но пока есть уверенность, что в начале сезона конкурировать с Риккардо он не сможет.
Какие результаты смогут показать пилоты Alfa Romeo и насколько быстрой окажется их новая машина? Вопрос хороший прежде всего потому, что на него нет вразумительного ответа. Мы все знаем невероятный опыт Кими Райкконена и убедились в амбициях Антонио Джовинацци, заявившего, что в 2020 году он намерен бороться за Топ-10 в личном зачете, но то, что итальянец не конкурент даже Ландо Норрису, сомнений не вызывает. Что же касается Кими, то многое говорит о том, что он потерял мотивацию, и наступающий сезон станет, скорее всего, последним в его карьере.
Что касается остальных, то — да простят нас российские болельщики — больше пока никого выделить не представляется возможным. И остается только посочувствовать Джорджу Расселу, чемпиону Formula 2, который, похоже, серьезно застрял в самой неконкурентоспособной команде.
При подготовке материала использована информация с портала Formula1.com.