Участники рассказывают о сопровождающем гонку аскетизме, который проявляется в том числе в организации бивуака. Один из журналистов, побывавших в этом году на АЭР, рассказывал, что все участники спят в машинах или палатках, организаторы устанавливают столовую, туалеты и душ. Но такой роскоши, как, например, горячая вода или прочие удобства, о которой рассказывала в этом году в своих репортажах Анастасия Нифонтова, нет и в помине. Командный пункт и медслужба передвигаются в отдельных прицепах, по периметру бивуака стоят вооруженные посты, которые охраняют караван. Стульев и столов в столовой, как правило, нет: взял еду и садишься где придется. Питание на день выдают сухпайками, на месте из горячего в основном макароны.
Но такой образ жизни, понятное дело, никого не пугает, ведь люди приезжают участвовать в гонках, а не проводить время на отдыхе. Как отмечали гонщики, старта марафона все ожидали с нетерпением, чтобы испытать себя и технику в изнуряющих условиях африканского бездорожья и знаменитых песках Сахары, с которыми не сравнится ни одна пустыня мира.
В этом году ралли-марафон «Африка Эко Рейс» прошел в 12-й раз. Общая протяженность маршрута, проложенного через три африканские страны, — Марокко, Мавританию и Сенегал к Розовому озеру Дакара — около 6000 км. В этом году в гонке принимало участие порядка 130 боевых экипажей, а всего, с учетом «техничек», прессы и организаторов, — около 300 единиц спортивной техники и 700 человек. Что же касается непосредственно спортсменов, то хотя с «Дакаром» по этому показателю АЭР пока не сравнится, количество участников постоянно растет. В 2020-м на старт вышло 128 участников из 34 стран мира, из них 74 в зачете мото/квадро и 54 экипажа в категориях внедорожников, грузовиков и SSV.
Любопытен национальный срез спортсменов. В большинстве своем это французы и итальянцы, особенно это касается зачета мото/квадро. Довольно много также англичан, немцев, поляков и представителей скандинавских стран. Российских экипажей на весь состав было всего четыре.
Этапы: маршрут и протяженность:
Этап 1: 7 января —Танжер/Тарда. Всего: 754 км — Ss: 24 км
Этап 2: 8 января — Тарда/Мхамид. Всего: 333 км — Ss: 330 км
Этап 3: 9 января — Мхамид/Oуед Драа. Всего: 516 км — Ss: 498 км
Этап 4: 10 января — Оуед Драа/Смара. Всего: 404 км — Ss: 385 км
Этап 5: 11 января — Смара/Дахла. Всего: 686 км — Ss: 473 км
День отдыха: 12 января — Дахла
Этап 6: 13 января — Дахла/Шами. Всего: 559 км — Ss: 177 км
Этап 7: 14 января — Шами/Адзидине. Всего: 478 км — Ss: 478 км
Этап 8: 15 января — Адзидине/Тиджика. Всего: 450 км — Ss: 429 км
Этап 9: 16 января — Тиджика/Тиджика. Всего: 469 км — Ss: 415 км
Этап 10: 17 января — Тиджика/Идини. Всего: 600 км — Ss: 500 км
Этап 11: 18 января — Идини/Сен Луи. Всего: 473 км — Ss: 187 км
Этап 12: 19 января — Сен Луи/Дакар. Всего: 291 км — Ss: 22 км
В отличие от «Дакара» здесь есть две основные категории, внутри которых происходит уже дальнейшая калибровка. Основное деление связано с тем, едет ли участник на транспортном средстве один или в составе экипажа. Это в том числе создает и дополнительные сложности на пути к победе в своей категории: мотоциклистам придется сражаться с теми, кто выступает на квадроциклах, а экипажи на внедорожниках соперничают с мотовездеходами и грузовиками.
На первый взгляд кажется, что такое деление несправедливо, ведь мото заведомо быстрее, чем квадроциклы, а грузовикам сложно угнаться за мотовездеходами. Однако это не так: маршрут продуман таким образом, чтобы разные спецучастки приносили преимущество разным категориям и классам, и доказательством тому служит, например, второй этап, когда первые пять мест в категории автомобилей достались грузовикам!
Мото-Квадро:
• Мото до 450cc
• Мото свыше 450cc
• Мото +700cc Twin Cylinder
• Мото EnduroCup
• Квадро
• Женщины
• Юниор (до 24 лет)
• Ветеран (свыше 45 лет)
• Мото экспериментальный
• «Malle Moto» (аналог зачета Original by Motul)
Внедорожники-грузовики:
• Зачет T1. Модифицированные внедорожники
1.1. Бензин полный привод
1.2. Дизель полный привод
1.3. Бензин монопривод
1.4. Дизель монопривод
• Зачет T2. Серийные внедорожники (Продакшн)
2.1. Бензин
2.2. Дизель
• Зачет T3. Доработанные (облегченные) автомобили (мотовездеходы)
T3.1. 4x4 согласно статье регламента № 286
T3.2. 4x2 согласно статье регламента № 286
SSV XTREME RACE
• Зачет T4. Грузовики
4.1. объем двигателя 10 литров и выше
4.2. Объем двигателя до 10 литров
• Открытая группа
• Экспериментальная группа — гибриды, электрические, эко.
Россию представляют четыре экипажа в категориях внедорожников и грузовиков.
№ 220 Алексей Титов/Дмитрий Павлов — Ford Raptor F-150, команда RE Autoklubs
№ 223 Андрей Сушенцов/Игорь Петенко — Toyota LC 200, команда S&A Racing
№ 410 Болеслав Левицкий/Станислав Долгов — Садко Next, команда «ГАЗ Рейд Спорт»
№ 412 Алексей Хлебов/Александр Лагута — Садко Next, команда «ГАЗ Рейд Спорт».
В прошлом году экипаж Алексея Титова и Дмитрия Павлова выиграли в зачете Т2, и в этом году вновь выходят на старт — на Ford Raptor F-150. Техническую поддержку осуществляет латвийская команда RE Autoklubs. Здесь важно отметить, что Алексей Титов является промоутером этапа Ф1 Гран-при России. Жизнь этого человека полностью связана с автоспортом.
Второй экипаж в этой категории — Андрея Сушенцова и Игоря Петенко выступит в Африке на автомобиле Toyota Land Cruiser 200 и представляют российскую команду S&A Racing, которая впервые принимает участие в международных соревнованиях.
В зачете грузовиков Россию представляла команда «ГАЗ Рейд Спорт», для них это уже второй подряд марафон АЭР. В прошлом году экипаж Левицкого и Долгова в прошлом году выиграли в классе грузовиков с объемом двигателя до 10 л. Алексей Хлебов и Александр Лагута — новички на марафоне, поэтому второй экипаж команды станет для них в некотором роде наставником на ралли.
— «Africa Eco Race» выпуска 2019 мне понравилась. Очень интересная и сложная трасса, а также профессиональная организация гонки командой Жана Луи Шлессера, — сказал Болеслав Левицкий перед стартом марафона. — Основная задача для нашей команды — доехать до финиша в Дакаре на Розовом озере. В нашей команде поедет молодой пилот Алексей Хлебов, а значит, надо будет ему помогать и работать сообща.
Открытие марафона состоялось 4 января в Монте-Карло на набережной Антуана 1. Отмашку национальным флагом участникам на подиуме давал лично князь Монако Альбер II. Затем весь караван погрузился на огромный чартерный морской лайнер и отправился рано утром 5 января в марокканский порт Танжер.
Алексей Титов, пилот экипажа № 220 и, кроме того, промоутер российского этапа Формулы 1 в Сочи, в этом году вновь принимал участие в АЭР.
— В отличие от «Дакара», в очередной раз переехавшего в новую страну, в которой нет никакой истории автоспорта, где не развита гоночная культура и наследие, — сказал Алексей Титов, — Монако — это лучшее место, где можно пропитаться духом автоспорта. А главным в этом году стало то, что нас провожал лично князь Альбер, так что впечатления от стартовой церемонии самые позитивные. Если говорить о самих проверках, то все прошло без каких-либо проблем, очень быстро все сделали, оклеились, получили все документы. Особо надо отметить высокое качество организации в этом году — очень плотно все по таймингу, все вовремя. Ни одной лишней минуты не стояли в порту на погрузку, все очень четко и быстро.
В дальнейшем кратком обзоре этапов марафона «Африка Эко Рейс» мы сделаем основной акцент на российских участниках.
Приплывший 7 января в Танжер на пароме караван встречали организаторы, которые после завтрака и брифинга дали старт первому этапу. Программа дня была в некотором смысле щадящей: из 723 км маршрута на долю спецучастка приходилось всего 22 км. Тем не менее трасса таила в себе немало сюрпризов, как в навигации, так и в пилотировании на узких колейных дорожках пробкового леса Маамора. Удивительно, но уже в первый день больше половины участников не смогли уложиться в 30 минут, отведенных на преодоление дистанции. Поздним вечером, когда команды все еще продолжали прибывать на бивуак, судьи приняли решение увеличить норматив SS1 до 1 часа.
Лучшие результаты на этом СУ в категории авто/грузовики показали мотовездеходы, которые заняли весь подиум. Алексей Титов и Дмитрий Павлов стали восьмыми, Сушенцов и Петенко — 16-ми.
Болеслав Левицкий и Стас Долгов на Садко Next дважды сбивались с пути, но в итоге финишировали в грузовом зачете вторыми. Алексей Хлебов и Александр Лагута стали четвертыми.
На рассвете первой ночи на бивуаке в Тарде термометр показывал -3 градуса, но это не лишило участников жажды сражения. Старт был дан с бивуака, дистанция составляла 333 км, а длина СУ — 330 км. И вот тут всем был уготован сюрприз: в категории «Авто» лучшее время показали грузовики! В Топ-10 на этапе оказалось сразу шесть грузовых автомобилей, а лучшим стал экипаж бельгийского IVECO под управлением Игоря Бувенса. Экипажи «ГАЗ Рейд Спорт» финишировали в зачете грузовиков восьмыми и 13-ми, а в общем зачете девятыми и 28-ми соответственно.
— В прошлом году второй этап проходил через этот же район, поэтому к трассе были готовы — рассказал Болеслав Левицкий. — Мы понимали, что будет много камней, триальные участки и песок, поэтому шли спокойным темпом — берегли колеса. Но на последних километрах, когда поднимались на дюну, перед нами выскочила кибитка — пришлось уворачиваться. В итоге засели в песке и потеряли минут 25.
Алексей Титов/Дмитрий Павлов (Ford) финишировали 18-ми и первыми в категории Т2. Технические проблемы с амортизаторами отбросили второй экипаж Сушенцова и Петенко на 27-ю позицию в общем зачете.
Третий этап ралли-марафона «Африка Эко Рейс 2020» стартовал рано утром из Мхамида, в 5 км от бивуака, где расположился старт спецучастка дистанцией 497 км. Маршрут был проложен по участку легендарного африканского «Дакара» с небольшими отклонениями. Главным сюрпризом этапа стали высокие песчаные дюны в начале дистанции (до 150 метров высотой) — Эрг-Шигага, расположенные очень близко друг к другу — на расстоянии порядка 20-30 метров. Подобные дюны опасны для неопытных пилотов, т. к. в какой-то момент можно потерять визуальную ориентацию и упасть с большой высоты. Затем дюны сменила каменистая равнина. И здесь вновь участников поджидали проблемы с навигацией — более 20 экипажей потерялись, пропустили время прибытия на финиш и получили высокую пенализацию.
Но экипаж № 220 на Ford Raptor сумел найти правильную дорогу и финишировал в Топ-3 автомобильного зачета. Экипаж Андрея Сушенцова/Игоря Петенко застрял в песках, в итоге с закатом солнца экипаж еще находился на боевой трассе. К сожалению, они не смогли собрать одну из контрольных точек, за что получили штрафное время.
Что касается экипажей «ГАЗ Рейд Спорт», то они серьезно застряли в песках и провели в пустыне всю ночь. Они смогли выбраться из западни только с помощью организаторов, отправились на бивуак в Смаре, пропустив четвертый этап. На автомобиле Болеслава Левицкого/Станислава Долгова отказал полный привод на самой вершине дюны. Машина неудачно встала под таким углом, что детали было не поменять и был большой риск рухнуть в песчаную воронку. А второй экипаж под управлением Алексея Хлебова на 100-м километре трассы уложил грузовик на бок на высоком бархане.
Предпоследний СУ по Марокко приготовил быстрые гравийные дороги через каменистые плато и каньоны. Пилоты смогли выложиться полностью, впрочем, как и штурманы, так как навигация вновь включала несколько сложных мест, особенно на большом и очень быстром солончаке, где необходимо было держать курс.
Титов и Павлов по итогам дня стали пятыми в общем зачете, сохраняя лидерство в Т2, а Сушенцов и Петенко финишировали вторыми в Т2 и 27 в общем зачете, благодаря чему переместились на несколько позиций вверх в генеральной классификации.
У наших грузовиков четвертый этап был пропущен из-за проблем на третьем, и оба экипажа получили пенализацию.
Пятый этап, завершавший марокканский маршрут, был одним из самых протяженных: 685 км дистанции, из которых 473 приходились на СУ. Маршрут пролегал по быстрым дорогам открытого пространства, так что при средней скорости в 130 км/ч приходилось еще и быстро ориентироваться.
После этапа Алексей Титов и Дмитрий Павлов поднялись на девятую позицию и в общем зачете, а среди внедорожников стали третьими после двух багги! Отличное время на этапе показал и второй российский экипаж Андрея Сушенцова/Игоря Петенко, который финишировал 12-м, хотя и ехал с тремя работающими амортизаторами.
В грузовом зачете экипаж Болеслава Левицкого/Станислава Долгова успешно вернулся в гонку, взяв «джокер», и прошел пятый этап, показав 11-й результат в категории грузовиков. На финише экипаж отметил, что, заблудившись, не взяли несколько контрольных точек. Второй грузовик команды «ГАЗ Рейд Спорт» под управлением Алексея Хлебова и Александры Лагуты планирует взять рестарт после дня отдыха.
«Скоростные дороги плавные повороты, отличная видимость на широченном плато. Часто приходилось сдерживать себя. Превысил 140 км/ч — пенализация. Примерно на половине дистанции поверхность стала совсем твердой, стали пропадать следы других участников марафона. Дорожки стали множиться и расходиться в разных направлениях. Левицкий и Долгов несколько раз попадались в ловушки организаторов. Уезжали, возвращались, поворачивали. Включили просто шестое чувство, и оно не подвело. Вошли в канал километров за 40 до финиша. Не взяли несколько контрольных точек и получат за них пенализацию, да еще накружили сами часа на полтора лишних. И так носилось по пустыни ровно половина участников», — написано в дневнике команды «ГАЗ Рейд Спорт».
День отдыха, 12 января, участники провели на берегу Атлантического океана. Механики и инженеры трудились над техникой, а экипажи смогли немного перевести дух. Позади осталось 1708,65 км спецучастков и 985,66 км лиазонов, дюны Эрг-Шигаги, пробковый лес Маамора, каменистые плато, ущелья, долины, солончаки и русла рек. Российские экипажи прибыли на бивуак без потерь.
Экипаж Алексея Титова/Дмитрия Павлова занимает первую строчку в категории Т2 и третью среди внедорожников, Андрей Сушенцов/Игорь Петенко — вторые и девятые соответственно.
Два экипажа команды «ГАЗ Рейд Спорт» пока находятся во второй десятке классификации грузового зачета из-за больших временных штрафов.
Старт шестого этапа давали затемно, около пяти утра, так как СУ предварял продолжительный лиазон около 400 км и прохождение границы с Мавританией. Старт на 177-километровый спецучасток давали из мавританской деревушки Арцмейла, а финишировали на бивуаке в Шами — еще одной мавританской деревне по пути в столичный Нуакшот.
Финиш этого дня сопровождали сюрпризы. В автомобильной категории поменялся лидер — им стал француз Матрик Мартин на багги. А на вторую позицию вышли Титов и Павлов, который теперь в генеральной классификации занимает восьмое место.
Грузовики «ГАЗ Рейд Спорт» продолжают сражение с иностранными соперниками. Болеслав Левицкий/Станислав Долгов показали седьмое время на спецучастке, а Алексей Хлебов/Александр Лагута — восьмое. Расклад в общем зачете не изменился.
Перед седьмым этапом организаторы предупреждали брать столько воды, сколько возможно: пески предстоят очень трудные. Лиазона не было вообще: старт на одном бивуаке, финиш на другом. Дюны и песок…
Российские экипажи преодолели этот непростой этап без пенализаций. Алексей Титов /Дмитрий Павлов продолжают лидировать в Т2 и идут вторыми в зачете внедорожников. Андрей Сушенцов/Игорь Петенко смогли отыграть пару позиций в общем зачете и занимают второе место в категории Т2.
Неплохо провели этап и наши участники в грузовом зачете. 12-е время на этапе Алексея Хлебова/Александра Лагуты позволило им в грузовом зачете подняться на одну позицию и догнать Болеслава Левицкого и Станислава Долгова.
Экипаж Хлебова на трассе оказал помощь французскому мотогонщику, который лежал на земле с параличом половины тела. Ребята заглушили его мотоцикл, остановили идущий следом французский экипаж и вызвали медицинский вертолет.
Концепцию этого этапа Жан-Луи Шлессер продумывал на протяжении нескольких лет. «Хотите настоящий “Дакар” — получите!» — заявил Шлессер на брифинге перед стартом. Начало этой очень 430-километровой красивой трассы включало песчаные дороги, затем каменистое плато, после которого начинался спуск в белую долину дюн. Далее трасса петляла через различные русла и подошла к новой порции дюн. Финальная часть спецучастка была относительно быстрой, но расслабиться было некогда из-за сложной навигации.
Грузовики команды «ГАЗ Рейд Спорт» успешно справились со сложной трассой, пару раз засаживались и выкапывались в песках, но финишировали, показав четвертое и пятое время среди грузовиков. В автомобильном зачете Алексей Титов и Дмитрий Павлов провели на трассе почти 11 часов: в одном месте прямо на дороге лежал огромный камень, и экипажу пришлось вручную его перемещать. Но в итоге россияне сохранили второе место среди внедорожников и первое в категории Т2. Экипаж Андрея Сушенцова/ Игоря Петенко получил большой временной штраф.
Девятый этап включал 415-километровый кольцевой спецучасток по маршруту, никогда ранее не использовавшемуся в АЭР. Ландшафт совершенно изменился: каменистые участки сменились песчано-галечными дорогами, где важнейшую роль играли мастерство и смекалка штурманов.
В лидирующей группе гоночного пелотона оказались внедорожники и SSV, а грузовики сбросили темп в песках и финишировали в основном во второй и третьей десятке. Алексей Титов и Дмитрий Павлов на Ford Raptor отметились удачным финишем, сохранив Топ-3 зачета внедорожников. Грузовики показали девятое и 11-е места. По ходу спецучастка у Хлебова/Лагуты были небольшие остановки в песках, одно пробитое колесо на каменистом участке за 10 км до финиша и встреча с баобабом, которая для грузовика окончилась удачно, а для дерева — нет.
Десятый этап из Тиджики в Идини протяженностью 600 км включал самый длинный СУ этого марафона — 499 км! Все было неплохо, пока сильный ветер не поднял песок, сделав видимость практически нулевой. При этом трасса изобиловала камнями, дюнами и мягкими мавританскими песками. После половины зачетной дистанции гонщиков ждала зона нейтрализации и дозаправки для мотоциклов и SSV, где организаторы объявили о сокращении спецучастка из-за плохих погодных условий и большого числа аварий в мотозачете.
— Сегодня был очень интересный доп, — рассказал Алексей Титов. — Начался он с очень коварных камней и песков, покрытых верблюжьими колючками. Все это происходило в условиях песчаной бури: видно было чуть дальше капота, поэтому ехать стало очень сложно. Кроме того, ветер дул в хвост автомобиля, поэтому надо было постоянно следить за температурой мотора, потому что она постоянно перегревалась, особенно когда заезжали в пески.
В предпоследний день ралли-марафона «Африка Эко Рейс 2020» участники покинули Мавританию и оказались в сенегальской саванне. 11-й этап вызвал у немало трудностей, на кон была поставлена вся гонка, и от результатов именно этого дня, который подводил спортивные итоги всего марафона, зависело положение в генеральной классификации.
Подсадки в песках на этом этапе случились у многих участников, включая лидера автомобильного зачета Патрика Мартена (Багги), а также и у Алексея Титова/Дмитрия Павлова. В грузовом зачете россияне финишировали на высоких позициях: Хлебов/Лагута — шестые, Левицкий/Долгов — седьмые.
— Сегодня на первом участке пути мы мчались по густой пыли, — рассказал Александр Лагута. — Ее называют фэш-фэш, и по консистенции она напоминает муку. В такую ступаешь и проваливаешься по щиколотку. За машиной она поднимается столбом. Сегодня не было ветра, и пыль не сдувало. Поэтому на первом скоростном участке обгоны были особенно сложны. Мы догоняли не машины соперников, а столбы пыли.
Поскольку финальный, 12-й этап, не идет в спортивный зачет, то 11-й этап подвел итоги во всех зачетах и генеральной классификации.
В зачете автомобилей лучший результат показал российский дуэт Алексея Титова/Дмитрия Павлова, который взял бронзу в генеральной классификации, уступив лишь двум быстрым багги под управлением Патрика Мартена и Ива Фромона. Россияне также получили еще один трофей из рук Жан-Луи Шлессера за первое место в категории Т2.
Российский экипаж Андрея Сушенцова/Игоря Петенко в своей дебютной гонке показал второй результат в категории Т2 и взял трофей в зачете машин с дизельным двигателем.
В грузовом зачете российская команда «ГАЗ Рейд Спорт» финишировала в полном составе. Болеслав Левицкий/Станислав Долгов стали десятыми, а Алексей Хлебов/Александр Лагута — 12-ми. Кроме того, Левицкий/Долгов получили трофей за первое место в классе грузовиков с объемом двигателя менее 10 литров. Штурман Левицкого Станислав Долгов охарактеризовал гонку как самую тяжелую в своей жизни.