Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
10.02.2020 | 1704 просмотра

Формула 1. Гид по… стратегам

Текст: Мэтт Юсон, Formula1.com
Перевод: Мария Мельникова
Источник: Дром
О том, что значит быть командным стратегом, рассказывают старший стратегический инженер команды Alfa Romeo Racing Рут Баскомб, Бернадетт Коллинз из Racing Point, гоночный стратег Карлоса Сайнса в команде McLaren Дарен Стенли и руководитель подразделения гоночной стратегии McLaren Рандип Сингх.

Формула 1 становится все более доступной зрителям и фанатам; количество, качество и детализация трансляций растут с каждым годом, так что лица специалистов на питволе становятся все более знакомыми. Если раньше зрители максимум могли узнавать в лицо руководителей команд или конструкторов автомобилей, то в современной Формуле 1 поклонники уже легко опознают гоночных инженеров, спортивных директоров, менеджеров команд — как ключевых игроков шоу под названием Формула 1. Но до сих пор за сценой все еще остается неизвестным один из главных игроков, тот, чей вклад в общее дело максимально определяет результат гонки. Это гоночный стратег.

Стратегия в Формуле 1 — темное искусство, а командные стратеги – маги, практикующие настоящее колдовство с помощью цифр, математических моделей и вероятностных матриц, чтобы проложить самый быстрый и короткий путь своих пилотов к высокому результату на финише.

Перед каждым этапом они по нескольку раз оценивают и переоценивают свою стратегию, а формировать ее начинают в среднем за три месяца до старта, когда Pirelli публикует выбор шин на очередной Гран-при.

Победа Mercedes во время Гран-при Венгрии — во многом результат грамотной стратегии

Самое сложное — это разговорить стратегов даже после финиша о том, какого плана они придерживались в гонке и какие варианты развития событий рассматривали: большинство из них старательно держат рот на замке относительно того, как принималось то или иное решение и как определялась стратегия. Попробуйте задать вопрос команде относительно их выбора шинной стратегии, поинтересуйтесь об использовании топлива или чем-то подобном — и вы увидите, как напрягутся их лица и сомкнутся губы. Более того, очень часто именно стратеги становятся «козлами отпущения», которых обвиняют в неудачах команды, так что тут им не позавидовать. Но все эти побочные эффекты с лихвой восполняются удовольствием от работы.

Каждый из представителей этой профессии говорит, что самое сложное и интересное для них — начало сезона. Стратегия определяется собранной информацией, а в это время ее меньше всего: новые машины, новый регламент, а частенько еще и новые пилоты. Это делает задачу, поставленную перед стратегами, максимально сложной — но при этом и более увлекательной и благодарной. Именно в начале сезона как никогда все еще зависит от их мастерства, опыта и интуиции.

Начало сезона — лучшее время для стратега

Рут Баскомб работает в команде Alfa Romeo старшим стратегом, и она одна из самых главных женщин в Формуле 1 — после Мониши Кальтенборн и Клэр Уильямс, конечно. Отработав в Ferrari и Haas, в 2016 году она перешла на работу в команду Sauber, которая затем стала Alfa Romeo. Сегодня она не боится рассказывать о своей работе стратегом или выдать какие-либо секреты профессии.

Рут Баскомб — гоночный стратег Alfa Romeo

— Поговорите с любым стратегом, и они вам скажут, что лучшее время — начало сезона, так как именно в этот период они могут оказывать наибольшее влияние на происходящее на трассе. Это похоже на то, почему пилоты любят дождевые гонки — ведь именно тогда максимум результата зависит от их способностей правильно управлять машиной. То же и здесь: мы просто наслаждаемся тем, как можем управлять гонкой в сложных условиях. В начале сезона благодаря знаниям и интуиции ты можешь выиграть у соперника целый пит-стоп, в то время как потом получается отыграть максимум позицию или несколько секунд.

Рут Баскомб из тех специалистов, кто работает непосредственно в гонке, и ее частенько можно видеть на питволе. И так у всех команд: один стратег работает на треке, а остальные занимаются анализом на базе.

Планирование наперед

Количество стратегов в команде зависит прежде всего от размера самой команды. Так, у Alfa Romeo помимо Рут Баскомб, работающей на трассе, есть еще один стратег на базе в Хинфил. А вот у Рандипа Сингха, главы стратегического отделения McLaren, сотрудников в Уокинге несколько больше.

Рандип Сингх (слева) — один из четырех гоночных стратегов McLaren

— В команде четверо стратегов, — говорит Сингх. — Я отвечаю за общую стратегию, у нас есть также по стратегу на каждую машину, а четвертый занимается тем, что изучает стратегию противников. Мы находимся в непрерывном обсуждении происходящего с помощью самых разных средств связи. Каждый бит анализа, который мы проводим, мы проводим вместе.

Используя данные прошлых лет, команды начинают разрабатывать стратегию гонки более чем за три месяца, затем, получив информацию о назначенных составах резины, они и ее добавляют в свой анализ. Чем ближе гоночный день, тем больше данных становится доступно, ну а самое большое количество данных собирается, конечно, за время гоночного уикенда — практики и квалификации.

Разработка стратегии более всего зависит от результатов второй практики. Вторая практика назначается в пятницу в то же время, в которое будет проходить гонка. Во время нее у команд есть возможность проводить квалификационные пристрелки и длинные тренировочные сессии, когда поступает объемная информация о топливе и шинах и проходит симуляция гоночного отрезка. На всех этих данных и базируется основная гоночная стратегия, но работа над ней, безусловно, начинается в начале недели.

В преддверии гоночного дня

Бернадетт Коллинз — старший стратегический инженер команды Racing Point: — Мы начинаем подготовку к каждой отдельной гонке уже в понедельник. Для этого мы используем информацию с прошлогоднего Гран-при на этой трассе, затем подключаем прогнозы метеорологов, данные о деградации шин с Гран-при прошлого года. Для начала мы выстраиваем модель того, как может сложиться предстоящая гонка: сколько предстоит сделать пит-стопов, на каком круге и т. д. Это определяет наши приоритеты на пятницу и субботу, помогает нам расставить акценты на том, какую информацию нам нужно собрать в эти дни. Какие длинные сессии заездов мы будем практиковать — как если бы мы делали один или два пит-стопа. Сколько кругов мы хотим «выжать» из каждого комплекта шин.

Бернадетт Коллинз — старший инженер по стратегии команды Racing Point (2018)

Все эти модели, прогнозы и предположения проверяются во время свободных практик. Пока пилоты изучают траекторию, а гоночные инженеры настраивают автомобили, стратеги проверяют свои данные: способны ли гонщики взять нужный темп, так ли развивается деградация резины. Все данные перепроверяются по нескольку раз, чтобы избежать глупых ошибок, которые иногда совершают команды: например, такие как неправильно рассчитанное время на пит-стоп от момента въезда на питлейн до момента выезда. А ведь и такое иногда случается…

Стратегия на 98% зависит от подготовки, это вовсе не те «скоростные» шахматы, которые нам иногда показывают в кинотеатре или по телевизору. А все эти моментальные решения — всего лишь вершина айсберга, имя которому — подготовка.

— Свободные практики подтверждают и дополняют те предположения, которые вы строите по стратегии перед гонкой, — говорит Бернадетт Коллинз. — В пятницу становится понятной схема работы с резиной, в субботу распределяются позиции после квалификации, а уже после этого, вечером в субботу, мы прорабатываем схемы, которые могут возникнуть в гонке с учетом актуальных стартовых позиций, темпа, продемонстрированного пилотами, и расхода резины. Мы ставим перед собой конкретные задачи и проверяем, какие шаги нам требуется предпринять, чтобы добиться нужного результата.

Таким образом, в воскресенье команда приезжает на гонку уже с готовым стратегическим планом.

— Мы можем смоделировать гонку практически идеально — до тех пор, пока машина находится на треке одна. Но что делает проработку стратегии крайне сложной, так это присутствие на трассе других гонщиков, — смеется Сингх.

Появление на трассе автомобиля безопасности может моментально изменить весь расклад в гонке и стать отличным шансом для стратегов проявить себя в деле.

Рут Баскомб и Антонио Джовинацци во время прогулки по трассе перед Гран-при Китая-2017

— Когда мы готовим стратегию, — говорит Баскомб, — мы разрабатываем сразу несколько планов. Например, план А: гонка без автомобиля безопасности, с ожидаемым поведением шин, хорошим стартом и работой в штатном режиме. Мы берем этот план за основу и затем начинаем «довешивать» его различными обстоятельствами, которые могут нас вынудить изменить стратегию.

— Перед гонкой мы рассматриваем все возможные сценарии развития событий и преобразовываем их в понятные для пилотов и всей команды сообщения. Они будут точно понимать, что такое план В или план С — особенно применительно к тому, какой комплект резины они получат на следующем пит-стопе. Им не придется беспокоиться о том, как пройдет гонка, потому что мы заранее прорабатываем все варианты. И делаем мы это потому, что во время гонки такие вычисления уже как следует сделать невозможно.

Погода также вносит серьезные коррективы в стратегию, а деградация шин — наиболее частая причина для ее изменения. В этом случае появление сейфити- кара — самое ожидаемое событие в боксах, автомобиль безопасности может изменить расклад в одно мгновение. Кажется, что именно в этот момент и принимаются самые важные решения — но на самом деле эти решения уже давно приняты.

Уилл Кортни, руководитель по стратегии команды Red Bull

Гоночный покер

Большая часть работы стратегов — анализ прошедшей гонки. Это касается как проверки и изучения собственных моделей, того, в чем они были правы и в чем ошибались, так и изучения стратегических решений соперников, которые помогают выстроить максимально правильное понимание того, что происходило на треке.

Самокритика — хороший инструмент дальнейшего роста, потому что хороший результат не всегда плод правильного решения. Иногда бывает полезно не просто принять результат, но и заглянуть глубже, чтобы увидеть то, как в итоге он был достигнут.

— Это как играть в покер, — говорит Баскомб. — Здесь надо научиться не столько получить нужный результат, сколько принимать правильное решение.

— Все основано на статистике. Если ваше решение основано на 80% расчетов и на 20% вероятности, а результат попадает именно в эти 20%, то вы приняли правильное решение, и вам просто не повезло. Такое бывает, и не стоит себя критиковать. Хуже, если происходит наоборот — тогда результат лишь вопрос везения, а не вашей работы. Если в течение сезона вы можете отделить эмоции от анализа настолько, насколько это возможно, то и результат не заставит себя ждать, а вам надо похвалить себя за то, какую хорошую работу вы сделали.

Команда Red Bull на питволе во время Гран-при Франции-2019

После всего сказанного кажется, что гоночные стратеги — это люди с абсолютно определенным складом ума, который помогает им существовать в этом пространстве.

— Нет-нет, все совсем не так, — смеется Баскомб. — Вы всегда очень вовлечены эмоционально в то, что вы делаете. Ваша жизнь становится гонками — хотите вы того или нет. Иногда это может раздражать, но это плата за то, что вы нашли работу, которую вы любите, и за результат, которой вы всегда переживаете.

Любопытно, что большинство стратегов вырастает из инженеров или представителей других профессий с математическим и аналитическим уклоном. Баскомб начинала свой путь в Формуле 1 в качестве инженера на симуляторе. Сингх говорит, что он только мечтал о том, чтобы стать гоночным стратегом, в то время как работал в международной банковской системе. Коллинз до того, как перейти в стратеги, работала инженером в области производительности автомобиля.

— Я обожаю гонки, и мне всегда нравилось работать с машиной, но давление, которое ты испытываешь в гонке, существенно отличается от всей другой работы, — говорит Коллинз. — Здесь же от твоих решений зависит очень многое, весь результат команды — позитивный или негативный — держится в том числе и на твоем решении. И это дает огромный прилив адреналина.

Стратеги работают прежде всего с цифрами, играют процентами и принимают важные решения, оставаясь в тени команды, в атмосфере тишины и спокойствия, которая столь существенно отличается от того, что происходит в других местах. Но за фасадом покоя их сердца бьются, как отбойные молотки — точно так же, как и у других их коллег по команде…

Комментарии

 
Иркутск
Сообщений: 7130
Статья хорошая, но нужны примеры.... Обычный читатель-статист не понимает как всё меняется в секунды и как это разруливают в секунды или нет.
1
1
Ответить
     
Нижний Тагил
Сообщений: 2345
все эти стратегии пилота волнуют во вторую очередь
You'll never walk alone!
 
7
Ответить
Дмитрий Натовский
hirschhorn
все эти стратегии пилота волнуют во вторую очередь
Вы видимо не очень часто смотрите ф1:)
2
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром