Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Семь способов поразить противника
21.02.2020 | 1682 просмотра

Семь способов поразить противника

Автор: Грег Стюарт
Перевод: Мария Мельникова
Источник: Drom.ru
Грег Стюарт о предсезонных сражениях команд на трассах во время тестов и способах одержать над противником верх еще до начала сезона.

Сунь Цзы в своей книге «Искусство войны» писал: «Все войны основаны на обмане».

Что еще такое Формула 1, как не самая утонченная спортивная война, где вооруженный до зубов рыцарь-пилот сражается впереди огромной армии, представляя ее интересы, а позади него топорщатся пиками сотни и тысячи других людей, чья общая цель заключается в том, чтобы сломить защиту соперника?

Предсезонные тесты — первая попытка начать это сражение, и для победы здесь хороши все способы, которые годами и годами проверяют команды на себе и друг на друге. Главное — перехитрить соперника и сломить его психологически еще до старта первой гонки сезона.

Но что это за методы и способы? Чтобы узнать о них, мы поговорили с руководителем технического подразделения Формулы 1 Пэтом Симондсом.

1. Гонка за славой

Это, пожалуй, самый старый и известный способ, но, как показывает практика, впечатление он производит разве что на спонсоров.

Пока все команды стараются на самом деле тестировать новый автомобиль, одна из команд заливает в свою машину минимальное количество топлива и отправляет ее на быстрый круг, чтобы рекордное время круга произвело на всех впечатление, а спонсоры поскорее достали свои чековые книжки. Вам кажется, что команда на самом деле совершила прорыв, но затем в первой же гонке все встает на свои места.

Самый очевидный пример такого подхода — Жан Алези за рулем Prost A04 с двигателем Ferrari на зимних тестах 2001 года, когда конкуренты не верили своим глазам — такие великолепные времена демонстрировала эта машина. Однако уже в первый боевой уикенд в Мельбурне их отставание от Ferrari Михаэля Шумахера составило порядка трех секунд!

Жан Алези за рулем Prost A04

Второй не менее известный пример — Эдди Джордан и его прекрасная EJ191, которая неслась как ракета на зимних тестах с Бертраном Гашо за рулем, пока не начался гоночный сезон.

2. Гири, которые тянут вниз

Прямо противоположным способом является намеренное занижение мощности на тестах, когда команды таким образом вводят других в заблуждение — не показывая реальную мощность.

— Иногда мы совершенно не желаем демонстрировать, на что же мы на самом деле способны, — говорит Симондс, вспоминая времена в Renault или Williams, — и лучший способ это сделать — просто скрывать свою скорость.

В такой ситуации умные люди не выпускают на трассу машину с пустыми баками, а, наоборот, заливают немного больше топлива, чем требуется. Всего-то примерно на 10 кг больше, но этого достаточно, чтобы накрутить порядка 0,3 секунды на время круга. И когда ты видишь, что кто-то едет медленнее, чем ты ожидаешь, всегда начинаешь думать, сделали они так или нет.

— Еще один способ, который мы часто использовали в Renault, — говорит Пэт Симондс — заключался в том, чтобы не ехать полностью весь круг в полную силу. В те времена, когда во время тестов не замеряли время на каждом секторе, мы ехали, например, первый-второй быстро, а на третьем немного замедлялись, а потом, наоборот, замедлялись на первом, а дальше ехали на полную. Один из ярких примеров — Brawn и их автомобиль BGP001. Но тут возникает законный вопрос: зачем кому-то стараться спрятать свою истинную скорость, если все видят, что они могут быть очень быстры?

В 2009 году команда Brawn провела отличный сезон. Их Brawn BGP 001 была настолько быстра во время предсезонных тестов в Барселоне, что команда искала способы замедлить машину, дабы скрыть от остальных свою новинку: систему двойного диффузора — но с малым успехом.

Brawn изо всех сил старались замедлиться на BGP 001

— Как только мы увидели, какое время демонстрирует машина на треке, — рассказал Джеймс Воулз, который в те годы был главным стратегом команды, — и то, что другие команды вообще были неспособны хоть как-то с нами конкурировать, мы в буквальном смысле слова довесили машину балластом и таким образом провели оставшиеся дни тестов. Большинство решили, что первые дни мы пытались ввести всех в заблуждение, не подозревая, что в заблуждение мы всех вводили потом, используя каждый имеющийся лишний грамм, чтобы снизить скорость на тестах.

3. Сверхнатурализм

RB6 2010 года стал машиной, которая должна была принести своей команде и пилотам первый титул как в личном, так и в командном зачете. Ключом к этому стала система «выдувного» диффузора, состоящая из очень простой конструкции, где горячий воздух и выхлопные газы из двигателя отправлялись напрямую в диффузор, создавая дополнительную прижимную силу.

Понимая, что долго скрывать от других свои решения им не удастся, Red Bull решили прибегнуть к другому способу. На тестах 2010 года в Валенсии их автомобиль появился с двумя наклейками, изображающими фиктивную выхлопную систему, по одной с каждой стороны кожуха двигателя. Эти наклейки должны были отвлечь внимание конкурентов от реальной выхлопной системы, которая располагалась внизу автомобиля. Это было нестандартным решением, особенно с учетом того, что конкуренты постоянно нанимают фотографов, которые делают шпионские снимки машин.

Автомобиль RB6 с красной стрелой, указывающей на стикер с изображением выхлопа

Но Пэт Симондс считает это решение в большей степени пиар-ходом.

— Это было, скорее, забавно, — вспоминает он. — Не думаю, что Red Bull сделали это на полном серьезе — просто потому, что это было слишком очевидно. Вы видите эти наклейки, понимаете всю неожиданность происходящего и после этого, наоборот, досконально изучаете машину. Так что эти наклейки только привлекли к себе внимание всего паддока.

4. Ложное направление

В начале гибридной эры Williams с моторами Mercedes были настолько быстры, что сумели закончить сезон третьими в Кубке конструкторов — в 2014 и 2015 годах. В 2015-м их FW37 была исключительно быстра во время стартов: вспомните прорыв Фелипе Массы на Гран-при Великобритании. Как выяснилось позже, тому были основания, но команда сумела держать все в секрете на протяжении продолжительного времени.

— Когда я работал в Williams, — говорит Симондс, — мы придумали очень сложную систему, которая помогала нам подогревать шины. И долгое время никто об этом и не догадывался. Мы называли это устройство «default» — т. е. «по умолчанию», так что могли открыто говорить о нем по командному радио: нас не понимали.

— Никто из соперников не мог сообразить, почему, например, после автомобиля безопасности или тем более на первом круге гонки у нас так хорошо работает резина. А причина была в том, что она у нас была прогрета намного лучше, чем у остальных.

Williams срываются со старта во время Гран-при в Silverstone в 2015

— Помимо того, что бы называли это устройство словом «default», которое само по себе ничего не значит, имелось и его реальное воплощение в виде нескольких тумблеров и рычажков в кокпите пилота. Если бы кто-то обратил на них пристальное внимание, сразу бы возник вопрос: а что это такое? Чтобы этого не случилось, мы наклеивали на них табличку с надписью «тормоза» или что-то подобное, чтобы остальные принимали этот тумблер совсем за другое устройство. И это срабатывало.

5. Камуфляж

В 2015 году во время тестов машина Red Bull вышла на трассу в камуфляжной раскраске. Задача была спрятать под ней аэродинамические линии кузова новой RB11. Машина выглядела в такой ливрее невероятно круто, но хотя камуфляж и должен был сыграть шутку со зрительными рецепторами конкурентов, Симондс не думает, что это на самом деле помогло.

Даниэль Риккардо за рулем закамуфлированной RB11

— Red Bull очень умные ребята, и я считаю, что они планировали получить от этого хода больше шумихи, нежели реальной пользы, — говорит он. — В Формуле 1 мы не занимаемся тем, что делаем фотографии, а потом рассматриваем на них машину. Так что камуфляж в этом случае вряд ли сработал.

6. «Тайные» солдаты

В истории Формулы 1 были и такие времена, когда команды старались скрывать личности своих пилотов, а не технические решения на автомобилях. Один из таких случаев относится к 2000 году.

В тот год Питер Заубер пригласил на тесты в Мюджело 20-летнего пилота-сенсацию, у которого еще ни с кем не был заключен контракт. Речь идет о Кими Райкконене, на которого свои виды имели также Ferrari и Mclaren. Тогда на тестах ему придумали весьма подходящий псевдоним.

— Мы в команде полностью отдавали себе отчет в том, насколько он особенный, так что старались подобрать ему другое имя, чтобы никто не знал, что мы в самом деле тестируем Райкконена. Поэтому когда мы обращались к нему насчет подгонки сидений или чего-то подобного, мы называли его «эскимо».

«Эскимо» в действии

А в далеком 1992 году был еще один похожий случай. На трассе Поль Рикар Эрик Кома тестировал Ligier — только это был не Эрик Кома…

Чтобы окончательно определиться с желанием вернуться в Формулу 1, Ален Прост надел на себя шлем Кома и белый комбинезон и сел в сине-белый автомобиль. Только вот он не снимал шлем и не поднимал визор даже во время пауз и остановок. Когда фотографы сумели наконец рассмотреть фотографии, то не было никакого сомнения, что под забралом скрывалась весьма характерная физиономия Профессора.

В тот момент поползли слухи, что Ален Прост вернется в гонки и будет выступать вместе с Тьерри Бутсеном.

7. Притворись слабым

Завершим рассказ еще одной цитатой Сун Цзы: «Если вы хотите окончательно сбить с толку противника, притворитесь слабым, если вы сильны, и сильным, если вы слабы».

Эта цитата имеет непосредственное отношение к тактике Mercedes в последние два сезона — и особенно в 2019-м, когда после тестов казалось очевидным, что Ferrari сильнее.

— Нам предстоит покорить серьезную вершину, — сказал тогда Льюис Хэмилтон, комментируя более чем полусекундное преимущество Ferrari над Mercedes на прошлогодних тестах в Барселоне. — Для нас это будет самая тяжелая битва, их темп слишком высок. Могу сказать, что наша задача окажется сложнее, чем мы надеялись.

Десять поул-позиций, 15 выигранных Гран-при и два свежих титула в личном и командном зачете — похоже, Mercedes хорошо справились со своей работой по покорению вершин — если таковые вообще существовали.

Mercedes и Ferrari в Барселоне в прошлом году

Но если обычные зрители и были обмануты хорошо разыгранным представлением, то люди бывалые — вроде Симондса — не попались на эту удочку.

— Многие думают, что тесты помогают настроить мощность и производительность, но это не так. Тесты — это то, что помогает отладить работу всей машины как сложной и тонко настроенной системы. Если поднять мои старые проверочные листы, то вы удивитесь, сколько позиций для тестирования они содержат. Так что если вы действительно работаете на тестах над настройками, то у вас попросту не будет времени, чтобы устанавливать быстрый круг. Так что нет никакого вреда сказать в такой момент: «Ох, у нас проблемы!».

Так что в тот момент, когда вы наблюдаете за предсезонными тестами, будьте готовы оценивать это критически. Далеко не все, что вы видите и слышите, продемонстрирует вам реальное положение вещей…

Комментарии

     
Сообщений: 3955
«Если вы хотите окончательно сбить с толку противника, притворитесь слабым, если вы сильны, и сильным, если вы слабы».
в Ф1 - сильным притвориться ОЧЕНЬ сложно!
SUV Japan
4
2
Ответить
   
Сообщений: 582
и что? мерсы показали в барселоне лучшие результаты! у них всё плохо?!
2
1
Ответить
11522409
Николаевск-На-Амуре
негритенок уже прибил дома на стену новую полочку, для чемпионского кубка. и он в конце этого года его на нее поставит.
лично мне сезон интересен тем, какие баталии случатся в конюшне феррари, между стреляным патроном истеричкой неудачником феттелем и его безусловно более быстрым чем он молодым напарником. вот это будет интересно. а вопрос чемпионства думаю уже решен. мерседес просто космос по сравнению с остальными.
8
1
Ответить
   
Сообщений: 582
что-то дром трет всё подряд! мой ворос про максика затёрли!
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!