— Как для тебя проходил период адаптации к новой жизни — к жизни без гонок? Я могу предположить, что это было болезненное и тяжелое время. Как ты справился?
— Конечно, это было больно. Потому что когда тебе 23 года и ты думаешь о том, что все твои сказочные мечты о Формуле 1 закончены, это причиняет боль, будем говорить прямо. При этом я следил за тем, что происходит в Формуле 1 в целом и в одной конкретной команде, и понимал, что в моей карьере были моменты, когда я мог собой гордиться, и мне жаль, что не всем удалось это оценить. И даже сейчас я все еще переживаю об этом. С другой стороны, я понимаю, что именно эта боль двигает мною сейчас и делает мою жизнь продуктивной. Сейчас я и не помню уже, когда у меня будильник стоял позже, чем на 7 утра. По будням у меня много дел плюс тренировки, по выходным я с 8 утра работаю в Академии. Так что это искреннее желание достичь чего-то и привнести частичку себя в автоспорт, хоть и не в форме пилотажа, мне сейчас это очень помогает и движет моими поступками.
— Но окончание карьеры в Формуле 1 ведь не означает конец твоей гоночной карьеры в целом?
— На самом деле сейчас я нахожусь в ожидании решения по своей судьбе в наступающем сезоне. Скоро станет понятно, чем я смогу порадовать своих болельщиков. Я не могу сказать, что все было уже так плохо, когда я сел и подумал, что карьера в Формуле 1 закончена и гонок больше не будет. Я думал иначе: пока есть свободное время, надо его использовать максимально продуктивно. Наверное, меня так воспитали, но я очень самокритичный человек, и мне это иногда даже мешает. Но если я понимаю, что сегодня я не сделал ничего, чтобы стать лучше и что может принести какую-то пользу, я становлюсь собой недоволен. Когда я понял, что не могу быть удовлетворенным за счет своих выступлений в гонках — потому что их в прошлом году у меня было совсем мало, я стал искать, куда приложить свои силы.
— Как и когда пришла в голову идея создать Академию картинга под твоим руководством?
— Это случилось примерно год назад, когда я сам начал кататься на прокатном картинге. Мы ездили вместе с друзьями (они более чем хорошо разбираются в этой теме и ездят очень быстро), и я иногда им помогал советом, как улучшить результаты. И в какой-то момент я понял, что могу обучать людей, передавать свое понимание, объяснить точно, что и как надо делать, и им это помогает прогрессировать. Так и решили, что вместе с SMP Racing мы можем создать в Москве Академию гоночного обучения и вплотную занялся этой работой.
Даже будучи в отпуске я начинал день с тренировки, а потом брал компьютер и писал методику. И хотя отпуска по большому счету и не было, он оказался очень полезен, потому что за это время была придумана основная спортивная часть того, что стало Академией.
Методичка содержит всего 22 страницы, но, чтобы получить их, я написал минимум 222, переосмыслил, переписал, и так несколько раз. Потом мы это адаптировали все вместе с тренерами, некоторые пункты до сих пор сыроваты — я вижу это в реальном процессе тренировок, так что их тоже предстоит доработать. На бумаге они звучат хорошо, но в реальной жизни надо, чтобы методичка совпадала с тем, что мы на самом деле делаем на трассе.
— Каким образом ты выстраиваешь методику? К разному уровню учеников и разным задачам — разный подход?
— Методика одна, просто она разделена на разные уровни навыков. С прибавлением опыта, знаний и мастерства у ученика мы начинаем обучать его более сложным приемам. Например: мы знаем, что чем сильнее ты нажимаешь на педаль газа, тем быстрее ты едешь. Но на каком-то этапе надо обучать детей даже путем потери времени на круге тормозить в правильной точке и максимально замедлять машину. А в какой-то момент ребенок должен иметь визуальный контакт с трассой, а не просто действовать по принципу on/off.
Я считаю, что для успеха обучения ребенок должен понимать, что и зачем он делает, а не действовать на автомате. Опираясь на собственный опыт, я стараюсь предугадать, как он должен мыслить, чтобы в дальнейшем на каждом этапе своей карьеры мог производить правильные действия. Я считаю, что без понимания своих действий человек не получит нужных результатов.
— Когда началась основная работа?
— Примерно с ноября прошлого года. Мы вместе с программой SMP Racing очень много сделали, и в настоящий момент я могу сказать, что за три месяца мы построили самую большую Академию картинга в России, даже если считать по банальной численности учеников: у нас сейчас 93 ученика. Это значительно больше, чем у других.
— С самого начала было понимание, как все должно выглядеть и происходить в Академии?
— Нет конечно. То, что мы видим сейчас, это далеко не первая реализация. Было много вариантов, которые мы продумывали, а потом понимали, что это не будет работать. Уходили, придумывали что-то новое, расписывали, начинали работать — и опять понимали, что не то. Несколько раз возвращались к началу — и сейчас мы до сих пор еще не выстроили все так, как оно должно быть. Есть еще масса вещей, которые хочется улучшить и развить, да и в принципе не хочется останавливаться на достигнутом — я не для того это все затевал, чтобы создать одну точку в Москве и успокоиться. Моя задача сделать так, чтобы любой человек, услышав «картинг» и «автоспортивная карьера», ассоциировал это с нашей Академией и хотел бы попасть именно туда. И мы хотим сделать так, чтобы к началу следующего сезона у нас были максимально открыты двери именно в спортивный картинг. Сейчас у нас в процессе обсуждения находится еще четыре филиала по всей стране. Когда договора будут подписаны, мы сможем рассказать, где конкретно все произойдет.
— Кто может обучаться в Академии?
— Попасть сюда может любой желающий. Мы не выбираем, кому сказать да, а кому нет, и отборочных туров у нас нет. Мы формируем группы в зависимости от возраста и от начального уровня каждого. После того, как человек попадает в начальную группу он по достижении определенного уровня идет дальше, в продвинутую группу, затем следующая ступенька. В спортивной группе ездят быстрые ребята на самых быстрых в России прокатных картах.
Мы распределяем группы так, чтобы для всех занятия были полезны и продуктивны. Но все равно все зависит от конкретных людей, иногда группы оказываются чуть меньше, иногда чуть больше. Обычно это шесть-восемь человек в группе. От загруженности варьируется и количество тренеров, кто работает в каждый конкретный день. Бывают случаи, когда выходит и десять, и 12 машин, тогда на трассе работают три тренера. Наш приоритет, чтобы на одного тренера было три-четыре машины, не больше.
— На каких машинах проходит обучение?
— Все машины — производства одного из наших партнеров компании Xti. Если мы говорим про детские или спортивные карты, то в основе лежит почти спортивная рама, они без тяжелого спортивного обвеса, можно даже видеть открытые передние колеса. Они максимально похожи на спортивные карты, но со спортивным обвесом вокруг колес, чтобы в случае касании бортика не было прямого соприкосновения с колесом. Машины очень мощные, в некоторых режимах, когда мы их тестировали, было до 28 л.с. Потом мы их слегка «привернули» до 22-24 л.с. Но в планах есть задача настроить карбюраторы на всех машинах одинаково до мощности в 28 л.с. Это действительно быстрая техника для прокатного картинга.
— Какой возраст у учеников?
— Недавно пришел мальчик, которого мы определили в отдельную группу: ему пять лет. Такого возраста учеников у нас немного, но есть. Есть и так называемая «старшая» группа — для совсем взрослых людей, кому за 40. Таких тоже немного.
К нам могут прийти все. Наша задача — в принципе развивать автоспорт, ведь это все происходит в рамках автоспортивной программы SMP Racing. Мы хотим привлекать широкую и разнообразную аудиторию, даже если это люди без каких-то дальних планов в автомобильном спорте. Это относится и к детям. У нас есть ученики, которые приходят просто получить опыт в картинге, научиться правильно ездить, узнать, что такое спортивный пилотаж. А есть и те, кто хотел бы и дальше развиваться в автоспорте.
— На сайте Академии указано, что с тобой работают пять тренеров, а ты сам непосредственно занимаешься с учениками — или ты больше выполняешь надзорные функции?
— Я всегда наблюдаю за всеми учениками, хвалю или даю советы в тех случаях, когда это нужно, объясняю и показываю на практике какие-то приемы, рассказываю, как и что правильнее делать. У нас со всеми разные способы поощрения. Один мальчик очень любит эклеры, и родители не возражают. Поэтому когда мы разбираем его ошибки и он их исправляет, он знает, что за это его ожидает в буфете эклер.
Вначале я занимался с учениками ровно в той же пропорции, что и любой тренер, и делал это специально, чтобы проконтролировать выполнение наших методик. У нас есть определенное видение и понимание того, как мы хотим тренировать наших учеников, и которое мы обсуждали вместе с другими тренерами — а у них богатый опыт тренерской работы. Вместе с ними мы сформировали определенный подход к работе. Сейчас, когда процесс уже систематизировался и стабилизировался, а мои сезонные командировки становятся все ближе, я стараюсь слегка дистанцироваться и наблюдать за всей работой со стороны, осуществлять общий контроль и делегировать полномочия своим тренерам.
— Сможешь ли ты физически совмещать Академию и собственные гонки?
— Вот об этом я и говорю, что с началом сезона это станет чрезвычайно сложно. И сейчас я начинаю готовить помощников, которые смогут меня заменять в мое отсутствие.
В целом нас довольно много. Пять инструкторов, я, моя девушка Даша, которая во всем помогает и делает очень много работы по Академии, Соня, которая недавно с нами работает, еще есть механик картодрома, который помогает нам с техникой, есть два сотрудничающих тренера. Плюс специалисты SMP Racing...
Моя задача сейчас — организовать процесс так, чтобы в мое отсутствие все продолжало отлажено функционировать.
— Ты доволен тем, что сделал такое большое дело, как Академия картинга? Наверное, ты адски устал, а впереди все же сезон…
— Да, мы, откровенно говоря, устали, это были сложные три месяца, и я даже могу сказать, что если бы я знал, чего мне это будет стоить, я не уверен, что захотел бы еще раз пройти через это. Но в итоге я горжусь тем, что мы вместе с SMP Racing построили. Мы работаем над этим проектом все вместе — здесь очень много проблем, в том числе бюрократических, с которыми я раньше никогда не имел дела, ведь в Ф1 все это всегда делали за меня, а я только ставил подпись в нужном месте. Сейчас же приходится заниматься этим самому и постигать все азы с нуля. Без нашей дружной команды я один точно не смог бы всего этого сделать.