Бакс и коронавирус радикально переписывают цены на машины. Что происходит на рынке?
Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
1000 километров по льду Байкала. Как мы предприняли попытку установить рекорд скорости
20.03.2020 | 5446 просмотров

1000 километров по льду Байкала. Как мы предприняли попытку установить рекорд скорости

Текст: Мария Мельникова
Фото и видео автора и организаторов мероприятия
Источник: Drom.ru
В этом году нам посчастливилось принять участие в рекордной 1000-километровой попытке на установление лучшей средней скорости во время «Дней скорости на льду Байкала». Рассказываем о том, как это было.

Перед участниками рекордной попытки-2020 стояла непростая задача. Нам нужно было превзойти предыдущие показатели, которые занесены в записи рекордов РАФ и FIA в 2017 году. Предыдущий рекорд также устанавливали на Байкале. В нем участвовали три пилота на автомобиле Bentley Flying Spur, а средняя скорость в тот раз составила 91,6 км/ч. Не спешите говорить, что это очень мало: ведь в расчет берется не только время, проведенное непосредственно на ледовой трассе, но и все те минуты, которые уходят на дозаправку, смену пилотов и прочие необходимые действия, когда скорость автомобиля равняется нулю. Да и на самой кольцевой трассе с минимальным сцеплением не всегда возможно поддерживать высокую скорость: в поворотах приходится тормозить, чтобы не наделать ошибок и не вылететь с траектории.

В чем основные отличия «Байкальской мили» от «Дней скорости на льду Байкала»?

В этом году (равно как и в прошлом на льду Байкала) практически параллельно происходило два мероприятия: «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала». Чтобы вы не запутались в них, предлагаем вам узнать, чем они отличаются.

Фестиваль скорости «Байкальская миля» проходит уже второй год на бурятской стороне озера около села Максимиха, примерно в 200 км от Улан-Удэ. Его организаторы — известный custom-байкер и владелец ателье Fine Custom Mechanics Сергей Мальцев и не менее известный мотопутешественник и организатор выставок «Мотозима» и «Мотовесна» Дмитрий Хитров.

Участниками «Байкальской мили» являются преимущественно мотоциклисты (примерно 70%) и владельцы/пилоты других транспортных средств с разным количеством колес и даже без оных, как, например, лодки на воздушных подушках.

На самом деле это в первую очередь большая тусовка, но здесь происходят и замеры скорости, которые фиксируют в «Байкальской книге рекордов».

«Байкальская миля» создана по подобию рекордного мероприятия в Бонневилле, только на льду, и напоминает «Автоэкзотику» в ее лучшие годы.

Совсем другое дело — «Дни скорости на льду Байкала». Это академичное и закрытое для широкой публики событие, нацеленное на установление рекордов скорости на природном льду, которые фиксируются как в Российской автомобильной федерации, так и в FIA.

«Рекорды скорости на льду Байкала» с 2012 года проводит известный телеведущий, автоспортсмен и журналист Андрей Леонтьев и компания «LAV Productions» около острова Ольхон на льду Малого Моря, а на событии работают представители и судьи РАФ, которые официально фиксируют рекорды.

«Рекорды» уникальны именно своим подходом и результативностью, но машин и участников тут намного меньше. В их списке значатся как гражданские, так и гоночные автомобили категории TCR, карты, формулы и кит-кары вроде шорткатов.

В силу климатических особенностей и низких температур многие рекорды даются непросто, особенно это касается класса открытых автомобилей и картов.

Первые страницы истории

Событие 2012 года стало в некоем смысле пробным: здесь обкатывалась технология проведения подобных заездов. Тогда благодаря гильдии Ледовых капитанов Байкала и ее председателя Александра Бурмейстера была выбрана ровная ледовая площадка протяженностью более десяти километров, с помощью профессиональных геодезистов на ней построена разгонная трасса, а первым рекордным автомобилем стала Mazda MX5, предпринявшая рекордную попытку на льду в классе до двух литров.

На сайте Российской автомобильной федерации можно найти список всех национальных рекордов начиная с 1961 года. Наш первый репортаж об этом событии вышел в 2013-м, когда Роман Русинов разогнал Nissan GT-R до 301,325 км/ч (но в книге рекордов был зафиксирован результат в 294,8 км/ч). Здесь же мы рассказывали и про экспериментальный 2012-й год.

В тот раз для лучшего торможения к Mazda MX-5 был прикреплен тормозной парашют, однако опыт показал, что сильные порывы ветра при раскрытом парашюте создают лишь дополнительную опасность, и от него было решено в дальнейшем отказаться.

Роман Русинов и Nissan GT-R 35

Основное большинство рекордов скорости на льду было установлено на дистанции длиной в километр с места и с хода, а вот пять лет спустя, в 2017 году, прошла и первая 1000-километровая кольцевая гонка, в которой на автомобиле Bentley Flying Spur участвовали Кирилл Ларин, Максим Леонов и Андрей Леонтьев.

Как строят трассу

Начинается все с разведки. Ее вот уже десять лет проводит Александр Бурмейстер и Гильдия ледовых капитанов Байкала. Разведка занимает порядка двух месяцев, и перед группой стоит задача найти ровную льдину, без торосов, разломов и щелей длиной минимум 13–14 и шириной 3–4 километра. После того как площадка найдена, начинается разметка трассы, для чего привлекают специалистов по геодезии.

Александр Бурмейстер

Для установления рекорда скорости с хода автомобилю необходимо набрать определенную скорость к первой отсечке, и по льду, при низком коэффициенте сцепления это происходит не так быстро, как на асфальте. На торможение нужно еще больше времени. Несколько лет тому назад, когда во время заездов была достигнута скорость в 295 км/ч, 13 километров едва хватило на разгон и торможение.

Геодезисты размечают трассу с точностью до миллиметра. На мерном километре, который расположен примерно посередине трека, на входе и выходе устанавливают датчики хронометража. По правилам FIA, которыми руководствуются организаторы, пилот должен проехать по трассе в обе стороны: это исключает влияние попутного ветра.

Далее начинается непосредственная подготовка трассы: очистка ее от снега, срезка снежных переметов, которые на высокой скорости могут создать аварийную ситуацию. Также срезаются и ледовые стыки старых трещин. На всю эту работу уходит несколько дней, а затем официальные представители Российской автомобильной федерации проверяют трассу на соответствие всем условиям, включая безопасность, и выдают Сертификат.

Рекордные попытки Байкала-2020

В этом году сюда привезли Subaru WRX STi на газобаллонном оборудовании, Short Cut Classic и Jaguar F-Pace. Был еще карт SODI RT8, но, пожалуй, главный интерес вызывали три новеньких Hyundai i30 N, на каждом из которых участникам рекордной попытки предстояло проехать в общей сложности не менее 1000 км. Впрочем, один из Hyundai также принимал участие в скоростных заездах по прямой на один километр.

Погода была довольно сурова к участникам «Дней скорости»: снежная буря, разыгравшаяся в день тренировок и фактически отменившая их, занесла все озеро толстым слоем снега и едва не снесла лагерь, а выглянувшее на следующий день солнце и чистое небо сопровождались существенным похолоданием, когда ночью и утром температура падала до -31°C. Такие низкие температуры серьезно затрудняли весь процесс и сказывались в том числе и на скоростях — например, газобаллонное оборудование на Subaru не было рассчитано на такой мороз, и если накануне автомобиль под управлением Андрея Леонтьева показал максимальную скорость свыше 260 км/ч, то в день рекордного заезда не смог разогнаться больше 237 км/ч.

На открытом шорткате и карте пилотам было тоже не слишком комфортно. Даже скорость в 150 км/ч для пилота Сергея Ларина в таких условиях стала серьезной проверкой: сильный встречный ветер, постоянно запотевающий от дыхания визор шлема, тонкий омологированный комбинезон — все это осложняло условия заезда.

Что касается Марии Леонтьевой на карте, чья максимальная скорость превысила 82 км/ч, то ей в полностью открытой машинке было и вовсе тяжело, и после заездов приходилось отогревать руки и ноги, которые буквально теряли чувствительность, в отапливаемой юрте.

Илья Кашин на Jaguar F-Pace развил среднюю скорость на дистанции в один километр с хода более 200 км/ч, максимальная скорость превысила 220 км/ч.

Максим Леонов на Hyundai i30 N показал среднюю скорость на дистанции в один километр с хода скорость более 220 км/ч, максимальная скорость превысила 230 км/ч.

Еще в один из дней проходили испытательные заезды на торможение на резине Continental Ice Contact 2 — и это тоже был интересный и необычный эксперимент, выполненный по заказу представительства шинной компании. Торможение проводилось по прямой с выжиманием педали тормоза в пол со скоростей 60 км/ч, 80 км/ч, 100 км/ч и 200 км/ч. При этом водитель должен был держать руль прямо и не подруливать для выпрямления траектории. Давление в колесах автомобиля Jaguar F-Pace поддерживалось на заданных стандартных цифрах, для замеров тормозного пути были приглашены специалисты по геодезии со специальными приборами. Тормозной путь с 60 км/ч по льду составил около 57,5 метра, с 80 км/ч — 134 метра, со 100 км/ч — 199 метров и с 200 км/ч — 555,5 метра.

— Это очень хороший показатель для зимних шин, — прокомментировал результаты замеров кандидат технических наук, инженер Лаборатории спортивных автомобилей МАДИ Максим Топорков. — На такой поверхности коэффициент сцепления составляет 0,2, и тормозной путь в 57,5 метра с 60 км/ч до остановки демонстрирует высокое качество зимней резины.

Что касается экологии, то позвольте в этот раз обойти подробным вниманием экологическую составляющую этих заездов и лишь упомянуть, что из года в год здесь ничего не меняется: организаторы продолжают тщательно собирать мусор, технические жидкости и прочие отходы жизнедеятельности в специальные контейнеры и затем вывозят и утилизируют это далеко от озера.

1000 км Байкала

Для участия в 1000-километровом заезде было выбрано три автомобиля Hyundai i30 N, укомплектованные двигателем 2,0 л турбо мощностью 275 л.с. и механической коробкой передач.

Все три были обуты в разную резину — Continental Ice Contact 2, Michelin X-Ice North 4 и Nokian Hakkapeliitta IX. В рекордной попытке участвовал автомобиль на шинах Continental №1, остальные выполняли тестовые задачи.

Для заезда была построена кольцевая трасса протяженностью 7900 метров с поворотами как в правую, так и в левую сторону, двумя длинными дугообразными поворотами на дальних концах трассы и длинной прямой свыше километра с возможностью разогнаться примерно до 190–200 км/ч.

В заезде участвовали шесть непрофессиональных пилотов: Илья Кашин, Михаил Кулешов, Сергей Ларин, Максим Леонов, Андрей Леонтьев и я, Мария Мельникова. График наших заездов был составлен так, что каждый проезжал на каждом автомобиле по одной сессии, что в сумме составляло примерно 500 км. Каждая сессия длилась примерно полтора часа, т. е. в целом мы провели на льду за рулем Hyundai i30 N примерно по 4,5 часа.

Нашей задачей было придерживаться максимально возможной скорости, при этом распределять силы так, чтобы весь заезд удерживать высокий темп. Требовалось добиться того, чтобы общая средняя скорость за всю гонку превысила предыдущий рекорд.

Да, возможно, если бы конфигурация трассы состояла из круга или овала, где можно максимально комфортно придерживаться высоких скоростей, наш результат был бы выше, но перед нами стояли и другие задачи: сравнить между собой три разных шинных бренда и… получить удовольствие от управления автомобилем.

Перед стартом заездов у каждого из пилотов была возможность проехать по два пробных круга, чтобы ознакомиться с трассой, затем был дан старт заезда. Мы стартовали по очереди с интервалом в 6,5 минуты друг от друга. Предполагалось, что таким образом мы сможем избежать обгонов более медленных пилотов более быстрыми, а также ожидания своей очереди на заправке, которая по плану должна была происходить на смене пилотов. Тем не менее расход топлива не у всех был одинаковый: кто-то больше разгонялся и тормозил, кто-то лучше придерживался средней скорости. Так что у некоторых пилотов топливо заканчивалось еще до финиша их отрезка, и организаторам приходилось на ходу разруливать ситуации, когда две машины могли одновременно оказаться «в паддоке».

Мы стартовали с разгонной прямой, на которой дежурил судейский автомобиль и была установлена отсечка времени, здесь же в стороне была оборудована заправка. Еще два судейских автомобиля стояли в дальних концах трассы. Эта необходимость была обусловлена тем, что местные с удовольствием использовали проложенную трассу для своих транзитных поездок, и это создавало потенциальную угрозу столкновений.

Мне повезло открывать этот заезд под взмах флага: я вышла первой на трассу на автомобиле № 1 «Continental». В начале заездов практически вся трасса полностью была покрыта снегом — за исключением прямика, который использовался до этого для рекордных заездов по прямой. Но уже к концу моей первой смены мы «протоптали» довольно широкую ледовую колею и разбили снежную целину в районе поворотов. Первая смена вообще была самой сложной, т. к. надо было приноровиться не только к незнакомому автомобилю, но и к практически незнакомой трассе, понять оптимальные скорости, точки торможения и апексы. Главное отличие от нормальной кольцевой асфальтовой гонки в том, что ты раньше тормозишь и раньше поворачиваешь, выбирая траекторию с запасом. Впрочем, в течение гонки все очень сильно меняется, да и разные шины заставляют менять стиль управления автомобилем.

Могу сказать, что лично мне комфортнее всего было на Michelin X-Ice North 4, но у каждого из шести пилотов возникли свои предпочтения, а итоговая разница за девять часов гонки между разными брендами составила всего 11 минут. Да, на трассе мы находились девять часов и одну минуту, стартовали в районе 11 часов утра и финишировали уже в сумерках. К концу заездов трасса превратилась уже полностью в голый лед, однако благодаря шипам поверхность льда на траектории стала более шершавой, а трасса — более быстрой. Интересно, что уже к третьей смене в сознании стерлось ощущение, что ты едешь по льду, настолько привыкаешь к реакции автомобиля и перестаешь осторожничать там, где не нужно. Да и визуально, особенно на прямой, поверхность воспринимается больше как мокрый асфальт: сознание подставляет более привычные картинки.

В качестве предварительного итога хочется отметить, что средняя скорость по итогам заезда составила свыше 110 км/ч, а это означает, что если РАФ признает попытку состоявшейся, то очередной рекорд будет зафиксирован.

В качестве послесловия

Во время написания этого материала я прекрасно отдавала себе отчет в том, что оппоненты могут сказать: «Подумаешь, что такое 110 км/ч?».

Да, вероятно, это не так уж и много. Но, во-первых, это все же была средняя скорость с учетом остановок, к тому же это были заезды на льду, где коэффициент сцепления совсем низкий. Во-вторых, история пишется не сразу, и всегда нужно с чего-то начинать. Зато теперь у нас есть еще один рубеж, который будет интересно преодолеть в дальнейшем. Ну и, в-третьих, рекорды — это тоже дисциплина автоспорта, а автоспорт это в любом случае здорово.

Слева направо — Сергей Ларин, Максим Леонов, Илья Кашин, Андрей Леонтьев, Михаил Кулешов, Мария Мельникова

Андрей Леонтьев о рекордных автомобилях Subaru WRX STI и Short Cut Classic:

«Серийный Subaru STI был переоборудован для работы на сжиженном пропане. В теории это сулило не только снижение вредных выбросов, но и прирост мощности. И действительно, замеры на стенде перед отправкой машины на Байкал показали +40 лошадиных сил, а на ледовых тренировках машина ехала быстрее 260 км/ч. Но накануне зачетных заездов выпало много снега, а ночью грянул 30-градусный мороз. К сожалению, перенести зачетный заезд можно лишь предупредив РАФ за 48 часов. Из-за мороза мощность машин с интеркулерами резко упала: нет рабочей температуры — нет давления в турбине, нет давления — нет мощности. Экстренная замена форсунок на более производительные, проведенная в полевых условиях, дала незначительный эффект, но на зачетном заезде смогли показать только 237 км/ч. Тем не менее эксперимент можно с уверенностью назвать успешным, и он получит свое развитие в следующих ледовых стартах».

«Еще один участник — Short Cut Classic, созданный гонщиком, рекордсменом, инженером и конструктором Сергеем Лариным с нуля по мотивам легендарного Lotus 7. Сергей претендовал на новый рекорд в классе “атмосферников” до 2000 куб. см. Для лучшего сцепления машина была догружена дополнительным весовым балластом, особую пикантность в ситуацию внесла температура воздуха -29°C. Но Сергей сумел разогнаться до 150 км/ч на 11-километровой дистанции, оттормозиться, развернуться, проехать в обратном направлении и добраться до лагеря, где товарищи отковыряли монтировкой руки Сергея от руля и, отогрев тело тепловой пушкой, унесли его в юрту поближе к печке и кедровой настойке».

Сайт мероприятия

Фотобонус

Комментарии

17381134
Subaru WRX STi на газобаллонном оборудовании, о, май гадэбл(с) *закатывает глаза*
22
4
Ответить
Ship
Новосибирск
Мажорчики развлекаются.. Эксперты как всегда тетки какие то, как будто что то понимают в автомобилях. А тачки просто дорогие взятые с магазина. Толстосумы решили подубасить по льду на выходных для селфи со своими подружками..
59
15
Ответить
Dezzy
Хабаровск
Ship
Мажорчики развлекаются.. Эксперты как всегда тетки какие то, как будто что то понимают в автомобилях. А тачки просто дорогие взятые с магазина. Толстосумы решили подубасить по льду на выходных для селфи со своими подружками..
позасерать природу, в очередной раз.
42
9
Ответить
 
Москва
Сообщений: 156
Ship
Мажорчики развлекаются.. Эксперты как всегда тетки какие то, как будто что то понимают в автомобилях. А тачки просто дорогие взятые с магазина. Толстосумы решили подубасить по льду на выходных для селфи со своими подружками..
У нас есть предложение. Давайте вы, как эксперт, напишете нам текст - любой, на автоспортивную тематику, чтобы показать, насколько хорошо вы разбираетесь в этом направлении. А мы опубликуем его наиболее выдающиеся фрагменты. А то и в самом деле - все рассказываем о каких-то толстосумах, мажорчиках и каких-то тетках...
23
36
Ответить
Lhotze
Иркутск
В чем вообще прикол всех этих покатушек и, главное, рекордов? Чем проезд по прямой (пологой косой) по голому льду принципиально отличается от проезда по асфальту? Если уж на то пошло, лед должен оказывать даже меньшее сопротивление качению, чем асфальт, то есть скорость теоретически должна быть даже выше. Гон какой-то...

P.S. Если что, живу в Иркутске и время от времени сам езжу по льду Байкала.
12
14
Ответить
   
Сообщений: 16410
А где же танк академика?
Он же тоже там рекорды ставил
14
6
Ответить
Ship
Новосибирск
Maria Melnikova
У нас есть предложение. Давайте вы, как эксперт, напишете нам текст - любой, на автоспортивную тематику, чтобы показать, насколько хорошо вы разбираетесь в этом направлении. А мы опубликуем его наиболее...
Дело не в вас Мария.. Дело в самой ситуации.. В сущности из "покатушек мажорчиков" которые каким то рекордом по льду оправдали свои покатушки и выбором автомобилей методом "тыка" для этого рекорда.. вы умудрились написать нормальную статью которая действительно подходит под "автоспортивную тематику" и многие даже поверили.. К вам претензий по поводу подачи материала нет..
15
4
Ответить
   
Томск
Сообщений: 731
17381134
Subaru WRX STi на газобаллонном оборудовании, о, май гадэбл(с) *закатывает глаза*
Это очень прикольная тема. Высокооктановое топливо для турбиков самое то, газовый редуктор не потянул -30 на высоких оборотах, ребята не ожидали такой погодки)
Авто: Томск-Испания: http://travel.drom.ru/18249/, Мото: Томск-KZ http://travel.drom.ru/13338/
4
1
Ответить
 
Москва
Сообщений: 156
Ship
Дело не в вас Мария.. Дело в самой ситуации.. В сущности из "покатушек мажорчиков" которые каким то рекордом по льду оправдали свои покатушки и выбором автомобилей методом "тыка" для...
Такое впечатление, что два комментария писали два совершенно разных человека…
Но в обоих случаях есть одна проблема – скороспелость суждения о незнакомом предмете. К сожалению, это частое явление, поэтому я всегда стараюсь максимально разжевать информацию, чтобы людям не приходилось искать в интернете, потому что я знаю, что в 90% случаев они не будут этого делать.
Специально для этого я посвятила один параграф истории этих рекордов, другой – подготовке, третий – процессу и так далее. Рекорды и в самом деле одна из дисциплин автоспорта, их начали ставить, пожалуй, с зарождения человечества: бегом, на лошадях, на велосипедах, на автомобилях и пр. Их смысл – проверить, что можно выжать как из техники, так и из человека.

Что касается непосредственно описанного мероприятия, то мажорчики тут ни при чем: все участники большую часть жизни связаны с автоспортом. Толстосумы – тоже не вариант, т.к. у мероприятия есть партнеры. Селфи с подружками – еще более одиозный комментарий с учетом того, что и подружек там никаких не было. «Тетки какие то, как будто что то понимают в автомобилях» - ну если вы обо мне (а больше теток в материале особо не упоминается), то речь об автоспорте, и да, я надеюсь, что что-то я в нем понимаю.
«Дорогие тачки, взятые с магазина» - это какие? F-Pace был взят гражданский под тесты резины и торможения, и требования были как раз по гражданской машине. Он дорогой? Не относительно уровня жизни – тут все тачки дорогие, даже Lada - а относительно других машин? Три одинаковых хенде на разной резине (тоже не так уж чтобы дорогие) также имели смысл только в заводской комплектации, т.к. это одно из условий рекордного заезда. Short Cut, Subaru из магазина? Смешно. Т.е. четыре ваших фразы из четырех, ни одна из который не является правдивой. Зачем вы это написали?
11
19
Ответить
 
Иркутск
Сообщений: 7095
Сибиpяк
А где же танк академика?
Он же тоже там рекорды ставил
Вы путаете с Байкальской милей, там он и был как раз. Миля проходила в Баргузинском заливе, это 10 часов пути от места где гонялись эти "синие товарищи".
2
 
Ответить
   
Сообщений: 16410
udachnic
Вы путаете с Байкальской милей, там он и был как раз. Миля проходила в Баргузинском заливе, это 10 часов пути от места где гонялись эти "синие товарищи".
Понял. Не знал. Спасибо!
1
 
Ответить
 
Москва
Сообщений: 156
Сибиpяк
А где же танк академика?
Он же тоже там рекорды ставил
 
 
Ответить
    
Краснодар
Сообщений: 1150
Молодцы, жаль что мало участников, Мария молодец статья качественно и интересно написана.
3
6
Ответить
    
Сообщений: 48
Нафиг таких гостей Байкала. Понаехали масквичи! Одна гадость от вас остаётся потом
15
 
Ответить
1
Улан-Удэ
Как будто больше мест нет, чтоб "повыпендриваться". И снова озеро Байкал. Поймите НЕ НУЖНЫ вы НА БАЙКАЛЕ!!!
7
1
Ответить
Кирилл
Новосибирск
Из конструктива о покатушках мне понравился акцент на сравнение премиальных шин на одинаковых авто при разных пилотах, опробовавших каждый из вариантов. К сожалению, очень мало информации об итогах. Только "у каждого из шести пилотов возникли свои предпочтения, а итоговая разница за девять часов гонки между разными брендами составила всего 11 минут".
1
1
Ответить
  
Ingolstadt
Сообщений: 11380
Dezzy
позасерать природу, в очередной раз.
скоро с Байкала можно "воду" черпать и сразу в бак заправлять.
Мой отзыв: Hyundai i30 2014
2
 
Ответить
Dezzy
Хабаровск
коммунист
скоро с Байкала можно "воду" черпать и сразу в бак заправлять.
Тогда его точно китайцам отдадут, как бонус к елкам
 
1
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 2360
Когда коту делать нечего, он ....... (ну дальше вы в курсе)!
1
 
Ответить
  
Улан-удэ
Сообщений: 496
Мне тоже не нравится что там разного рода покатушки. Для многих это священное место.
2
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!