Свою первую встречу с Олегом Ильичем во время классических кольцевых гонок Moscow Classic Grand Prix я отлично помню. Меня тогда поразил этот поджарый, энергичный и очень скромный невысокий мужчина в возрасте, который отлично управлялся со своей Lada на подмосковной трассе, и больше всего меня в нем поразили глаза — спокойные, любопытные и очень молодые. Я спросила у знакомых, кто это, и мне сказали, что это Олег Трегубов, мотогонщик и 13-кратный чемпион по картингу. И я не поверила своим ушам, когда узнала, что ему уже 80 лет. Это было пять лет назад.
За плечами Олега Ильича долгая и очень необычная жизнь. Мотогонщик, картингист, стоматолог-протезист, музыкант — с ним можно разговаривать о чем угодно, и он всегда очень внимателен к собеседнику. И всегда доброжелательно настроен к любому человеку. Похоже, подобное восприятие жизни, в котором соединены любопытство, интерес, определенная умеренность и бесконечная жажда самой жизни и помогают жить долго и полноценно. Но Олег Ильич говорит, что это еще и гены: его отец прожил 94 года — и это с учетом нескольких лет, проведенных в немецком плену, а мать — 91. И тем временем собирается на турнир по картингу для ветеранов, который состоится 8 августа на трассе в Мячково.
— Олег Ильич, я поражаюсь вашей жизненной позиции. Люди вдвое, а то и втрое вас моложе, сидят дома, ничего не делают и жалуются, что постоянно устают. А вы всегда в эпицентре событий! Теперь вот турнир по картингу!
— Ну что ж поделать! Мне Татьяна Ивановна (Т. И. Соколова, председатель Комитета ветеранов РАФ, которой недавно исполнилось 90 лет) позвонила и поручила всех собрать, вот, выполняю. Я и сам поеду. Надо значит надо!
— Как вы пришли в картинг? Ведь в ту пору вам было уже 38 лет, что вас на это сподвигло?
— У картинга и мотоспорта, которым я до этого успешно занимался, есть нечто общее: двигатели. Подготовка двигателя на мотоциклы в принципе очень похожа на подготовку двигателей на карты. Раньше, когда я занимался мотоспортом и выступал за автомотоклуб «Буревестник», рядом с нашей базой располагалась секция картинга. Это была середина 60-х, картинг тогда в СССР только зарождался, и ребята оттуда приходили к нам учиться и консультироваться, и даже брали у нас моторы напрокат. Но моторы же нужно отрегулировать, прежде чем использовать, и они обращались к нам. И для этого нам самим приходилось садиться за эти карты — подбирать передаточные отношения и делать многое другое. И впечатления, честно вам признаюсь, были ужасные. Тогда карт был практически самой примитивной тележкой, снабженной колесиками от инвалидной коляски. Так и произошло мое первое знакомство с картингом. И я все думал, боже мой, как же они там ездят! Но картинг развивался, работали над ходовой, карт становился более современным.
Позже, уже в 1974 году, кто-то попросил у меня двигатель в аренду, я помог, а потом этот человек заболел и не смог выйти на старт соревнования. И некому было выступать за команду. Тогда мне предложили поехать вместо него, ведь я уже ездил на нем и многое знал. Да и мотоопыт должен был помочь.
И я поехал. Дело было в Лужниках. Дают старт гонки, я его выигрываю, еду дальше, потом — бах! — меня разворачивает, я догоняю, обгоняю, а меня опять — бах! — и снова разворачивает. И я думаю: что-то здесь не так! С виду все просто, а на деле нет. А я заводной, когда что-то не получается, меня это только подогревает. А тут еще в одной из команд по картингу было свободное место. И я решил заняться. А когда начинаешь заниматься, это затягивает, ведь что-то получается, что-то нет, а всегда хочется добиться высоких результатов.
К тому времени я уже перестал заниматься мотоспортом: работал стоматологом, и нужно было уделять этой работе много внимания, а в мотоспорте часто были травмы. Меня даже однажды вызвал главврач и спросил: я не понимаю, ты кто — спортсмен или врач?
— Т. е. получается, что мотогонки вас привели в стоматологию, но стоматология вас с ними и разлучила?
— Да, получается так… В мотовелоклубе «Буревестник» мы частенько использовали бормашину для работы над моторами — где-то приходилось уголочки снимать, где-то еще что. И кто-то из команды посмотрел на меня и сказал: тебе надо быть стоматологом! И я плотно занялся стоматологией, выучился на протезиста и стал работать — в клинике при 1-м государственном шарикоподшипниковом заводе на Кожуховской. Ее главврач был моим болельщиком, так что мне дозволялось иногда даже опаздывать на прием: являлся не к двум часам, как начиналась вторая смена, а иногда даже к четырем. Но зато потом всегда задерживался допоздна, пока не приму всех пациентов. И вот в 1977 году я выиграл свой первый чемпионат, это было настоящее событие, и все мои коллеги приехали за меня болеть. И все время приезжали, такие банкеты устраивали!
— А как долго вы занимались настройкой моторов для картов, прежде чем сели за руль?
— Картинг начал развиваться в первой половине 60-х, так что лет десять как минимум. Но моторами я занимался и до этого, так что я пришел в картинг уже подготовленным. Кроме того, мотоспорт и картинг — это ведь и отличная физическая подготовка. Эти дисциплины требовали отличной формы. А вот у современных картингистов, я замечал, не хватает выносливости. Надо им заниматься физподготовкой.
В жизни Олега Ильича был период, когда он вместе с семьей переехал в Америку, но себя там так и не нашел и вернулся назад. А семья осталась там. С женой развелся, а дочь получила образование и работу, а недавно привозила показать любимому отцу своего жениха. Олег Ильич говорит, что парень ему понравился и свадьбу он одобрил. Жениться собирались весной, но из-за пандемии пришлось отложить.
Олег Ильич не жалеет, что вернулся. Еще раз женился, занимается спортом, всем доволен.
— Как-то после возвращения я оправился в Тушино — там проходили какие-то соревнования и выставляли различную гоночную технику, мне было интересно посмотреть. И случайно встретил там Александра Мирзояна, известного картингиста. И он меня спрашивает: Олег, а что ты не хочешь гоняться-то? А я хотел.
С того момента, как я последний раз сидел в карте, прошло уже лет восемь, но это не было проблемой. Я стал выступать за его команду, поехал на чемпионат России в Курск, и без тренировок, без практики сразу занял третье место. Я продолжал выступать, а параллельно меня пригласили стать испытателем для моторов для картинга в небольшой фирме, которая занималась их производством.
В 2001 году я вновь завоевал титул — в чемпионате Москвы по картингу. Там было много молодых, но я все же выиграл! И это был мой 13-й и последний титул. Потом меня пригласили заниматься мотокроссом с ветеранами в команду ЦСКА, и мы до сих пор встречаемся каждый месяц. Там были и Сергей Тарабанько, многократный чемпион мира по спидвею на льду, и Виктор Арбеков, чемпион мира по мотокроссу, и Борис Юдин, 14-кратный чемпион СССР по мотогонкам. Некоторых уже нет, к сожалению, но с остальными мы продолжаем встречаться — обычно раз в месяц — общаемся, угощаем друг друга, стол накрываем. Вот и мой юбилей тоже отметим, но договорились сделать это уже в сентябре, когда закончится вся эта коронавирусная эпидемия.
— А что стало причиной сесть за руль гоночного автомобиля сейчас?
— О, это отдельная тема! Есть такой человек — Александр Смирнов, владелец компании «Старое Время» и организатор соревнования для классических автомобилей Moscow Classic Grand Prix. Он в свое время и предложил мне сесть за руль в его чемпионате, который проходит на Moscow Raceway. Сначала я сел в формулу. Мотор на ней стоял мотоциклетный, ижевский, это было мне близко, но он постоянно ломался, и это было больше мучение, чем гонка. И тогда Смирнов предложил мне поехать на «Москвиче». Я поехал, но Москвич тоже сломался, и тогда я пересел на «Жигули». Последние годы наш московский автомотоклуб, которым руководит Анатолий Твердышинский, помогает мне в этом увлечении. Этот клуб был расположен в парковой зоне около стадиона «Локомотив», но вся эта история с коронавирусом привела к тому, что там все было перекрыто, мы не имели доступ к машинам, и в итоге нас приютила компания «Сибтест64», которая профессионально работает с автомобилями. Там мы сейчас и работаем с машинами. И главное, что это в Мытищах, рядом с Загорянкой, где я живу, и моему другу Игорю Агаеву тоже удобно добираться из Королева.
Александр Иванович Смирнов очень нам помогает. В этом сезоне второй этап MCGP состоится на новом автодроме под Санкт-Петербургом «Игора Драйв», и Смирнов пообещал выделить нам, ветеранам, специальный автовоз на четыре машины, чтобы транспортировать технику в Питер. С гостиницей тоже поможет, в общем, большой молодец!
— А на каком автомобиле вы участвуете? Кто его готовит к гонкам?
— Это моя машина, я специально купил ее под гонки. Подготавливать ее помогают как раз Игорь Агаев и Костя Засядько — все из нашей команды. Что-то я сам делаю. Она «закаркашена», там стоят правильные ковши. Сейчас мы готовим особый двигатель для нее, с четырьмя большими карбюраторами. В классе «Жигули+», в котором я выступаю, это разрешено.
— А почему вы выбрали для гонок самый старший класс «Жигулей»?
— Там интереснее всего: можно дорабатывать машины без ограничений и ехать на нормальной импортной резине, которая хорошо держит трассу, а нашей-то что там елозить… Я поставил на свою машину коленвал с большим ходом, мне дочь с ним помогла, прислала из Америки. Она даже в прошлом году приезжала ко мне — и на соревнования, и жениха показывала.
— Она не возражает против ваших гонок?
— Наоборот! Она гордится мной!
— Олег Ильич, как вы поддерживаете такую прекрасную форму? Я слышала, вы каждый день бегаете?
— Нет, каждый день, конечно, не бегаю. Но заставляю себя заниматься, иногда через не могу. Считаю, это такая хорошая привычка. Может быть, уже пора успокоиться, но нет) На тренажерах занимаюсь.
— Какое-то особое питание? Выпиваете? Курите?
— Курить я бросил в первом классе! И это не шутка. Я же дитя войны. В эвакуации мы были с мамой в Пензе, где она родилась. В восемь лет я поступил в первый класс. Мы насмотрелись тогда на взрослых, как они курят, потом набрали чинариков, накурились, и в итоге нас увезли на скорой. С тех пор я не курю.
— Мы как-то разговаривали о ваших занятиях музыкой — вы же трубач. Расскажите, музыка помогает автоспорту?
— Еще в юности я очень увлекался джазом и слушал передачи на коротких волнах Time for Jazz. Я слушал, был в восторге от Армстронга. Купил трубу, стал сам заниматься, стало получаться, потом меня приглашали в рестораны играть. Последнее время я мало занимаюсь на трубе. Она требовательная, надо все время тренироваться, и гаммы играть, и другое. И легкие тренировать, и мышцы рта.
Мое мнение, что музыка очень помогает автоспорту, потому что она дает чувство ритма, которое необходимо в любой сфере жизни. Если нет чувства ритма, то это плохо. Хороший гонщик, даже не музыкант, имеет это чувство. Это дает ему и правильное ощущение входа в вираж, переключения передачи, газа. Это так и в картинге, и в Формуле 1. Это совершенно точно есть у Шумахера. А сейчас еще наш молодой парень появился — Шварцман. Вот он талантище! Тоже точно есть чувство ритма.
— А вы следите за современным автоспортом?
— Я бы сказал — относительно. Эпизодически. Формула 1 меня мало интересует, если честно. Там же очень много зависит от техники, это война моторов, а не пилотов. Это не массовый вид спорта, так что мне не очень интересно. Но сейчас спорт начал подниматься. Одно время, когда Союз развалился, было совсем плохо, а сейчас есть улучшение. Но спонсоры очень нужны. Без них сейчас никуда.
— Олег Ильич, а что в жизни главное?
— Ох, сложный вопрос. Я бы ответил словами Островского: «Прожить жизнь нужно так, чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы». Но я об этом не думаю, если честно, просто делаю что должен и что хочется. Мне сложно сформулировать главное, но совершенно точно, что каждое дело надо доводить до конца. Даже ошибки и поражения, когда ты их осознаешь и исправляешь, это тоже результат, и важный результат. Ну и надо стараться делать то, что тебе нравится в жизни. Надо хотеть этим заниматься. Главное, чтобы ты сам был доволен, не надо никому ничего доказывать. Я сейчас занимаюсь спортом и гонками, чтобы поддерживать силы и энергию, не очень стареть. Хотя у меня в семье все были долгожители. Отец прожил 94 года, мама — 91.
Стараюсь правильно питаться, меньше выпивать на банкетах. Жена вон заставляет меня есть петрушку с грядок, огурцы. Витамины!
— Какие планы на ближайший сезон?
— Гонки — это обязательно. С машиной мы к сезону оказались не очень готовы, но вкалываем, чтобы как следует выступить на следующем этапе. Впереди второй этап MCGP в Мячково и третий в Питере. Надо как следует проехать.