К запуску новой гоночной трассы начали готовиться еще осенью прошлого года, и предполагалось, что событие пройдет с соответствующей помпой. В начале октября 2019 года здесь произошло подписание контракта на проведение этапа DTM, позже объявили о приезде чемпионата мира по ралли-кроссу и этапа женской формульной серии W-Series, где должна была выступать Ирина Сидоркова. Предполагались и другие крупные соревнования, но все было внезапно приостановлено и перенесено из-за эпидемии.
Единственное, что успели провести на «Игоре Драйв», это был Пролог этапа Кубка мира по ралли-рейдам «Северный лес», однако он в основном затрагивал часть территории автодрома и внедорожной трассы.
Трасса начала функционировать лишь некоторое время тому назад, после запуска серии трек-дней и учебно-тренировочных занятий по картингу и прочим дисциплинам, но первым крупным событием стал именно этап РСКГ.
Сам автодром — глобальное сооружение, который включает в себя не только кольцевую трассу, но и многое другое. «Игора Драйв» — это десять профессиональных трасс, и помимо кольца это картинг, дрифт, парные гонки, ралли-кросс, мотокросс, эндуро, супермото, внедорожный трек, а также трасса для контраварийной подготовки. Здесь же расположен музей ретроавтомобилей, здание автоклуба , ралли-мотоцентр и вся соответствующая инфраструктура.
Российский пилот Василий Селиванов, выступающий в немецком кузовном чемпионате NLS (бывший VLN), рассказал, что ранее вся территория, на которой построен автодром, была большим лесным массивом. В 2010 году в Ленинградской области прошел страшный ураган, и одним из его эпицентров стало как раз это место. «В тот год от ненастья погибло и пострадало много людей, и большим территориям был нанесен урон, — говорит Василий, — когда после урагана я проезжал мимо этого массива, то был поражен тем, как поменялся ландшафт многих известных мне мест. А лесной массив, на котором построили «Игору», выглядел как после взрыва: не просто поваленные деревья, а вырванные с корнем, разорванные в щепки, перемешанные с землей. Так что можно сказать, что сама природа поучаствовала в создании этой трассы, подготовив площадку. Именно тогда, насколько мне известно, и было принято решение провести ландшафтные работы и переместить многие земляные массы».
Работа по созданию автодрома была проведена огромная, и все спортсмены, уже имевшие удовольствие проехать по треку, отмечают, что главной изюминкой трассы стал большой перепад высот и сложные «слепые» повороты. А ведь в свое время автодром едва не лишился этого преимущества, когда Герман Тильке предложил выровнять трассу, кое-где подсыпав, а кое-где и сняв грунт. Хорошо, что владельцы будущей трассы отказались идти на такой шаг. В итоге 17-метровый перепад высот и крутые шпильки создали ту конфигурацию трека, которая оказалась по душе буквально всем, кто по ней уже успел проехать. Более того, по словам Кирилла Ладыгина, этот автодром оказался самым скоростным из всех существующих на настоящий момент в России гоночных трасс, т. к. он обладает двумя довольно длинными прямыми, и даже большинство поворотов профессиональные спортсмены проходят с полностью выжатой педалью газа.
Среди немаловажных деталей многие также отмечают качество проделанной работы по строительству автодрома: то, как сделаны боксы, вплоть до отделки и оборудования, как продумана организация паддока и пространства в целом. Конечно, есть и какие-то недостатки, без которых не обойтись. И некоторые из них проявились в этот уикенд, когда первые два дня были очень дождливыми и мокрыми. Кирилл Ладыгин, например, отметил не совсем правильное покрытие на гоночном треке: асфальт довольно гладкий, и из-за этого на нем в дождливую погоду остается тонкая пленка воды, которая затем превращается в облако мелкодисперсной пыли и брызг за идущим автомобилем. При этом Кирилл сказал, что сама ливневка функционирует идеально, а аквапланирования не случается.
Еще одной из проблем стало, пожалуй, наполнение гравийных ловушек. В результате большинства вылетов — а их в связи с очень насыщенной борьбой во всех классах было предостаточно — машины плотно застревали в мелком гравии и самостоятельно выбраться уже не могли, хотя на большинстве треков такой проблемы бы не было. Один раз в гравии застрял даже погрузчик, отправившийся выручать из плена одну из боевых машин.
Но важно отметить, что автодром продолжает развиваться, устраняет «детские проблемы» и живет в интерактивном режиме. Представитель «Игоры Драйв» рассказал, что после первых трек-дней на кольцевой трассе они собрали мнения и рекомендации пилотов, и исходя из них в некоторых местах увеличили зоны вылета, чтобы при возвращении на трассу машины не выносили на колесах грунт, а в других положили дополнительные поребрики, чтобы не давать преимущества при обгоне. То же самое было проделано и на трассе ралли-кросса, где с учетом рекомендаций был изменен характер покрытия.
В руководящем составе автодрома все специалисты — большим опытом и богатыми знаниями в сфере автоспорта. Один из них — Сергей Шурхно, отвечающий за все спортивное направление, включая проведение гонок и безопасность. Сергей — судья всероссийской категории, руководитель многих кольцевых соревнований, включая Формулу 1 в Сочи в 2014 и 2015 годах, а также создатель российского клуба спортивных маршалов. Сотрудники автодрома признаются, что чувствуют себя с ним как за каменной стеной.
Но, конечно, для менее ответственной работы автодром сам занялся подготовкой своих специалистов. Были проведены специальные обучающие семинары для маршалов на трассе и питлейне, в результате которых для работы в гонках и на трек-днях было подготовлено более полусотни человек. Но и знакомые лица тоже попадались: среди них и те ребята, о которых мы писали в одном из репортажей с гонки «24 часа Ле-Мана». Именно они лучше всего на практике смогут объяснить новичкам принципы работы в автоспорте.
На данный момент автодром практически полностью достроен, все трассы функционируют. Из необходимого осталось завершить организацию внешних зрительских парковок, а также паддок для гонок поддержки. Что касается трибун, то их общая вместимость составляет примерно 40 000-50 000 человек. Из этого 5000 приходится на главную трибуну, 10 000 — на дополнительные сборно-разборные конструкции, и еще порядка 25 000-30 000 — на естественные холмы. В этот раз автодрому было разрешено принять не более 10% от имеющейся вместимости, что составило 2000 зрителей, но с точки зрения организации процесса это было даже хорошо, т. к. стало разумным тестом для работы всех служб. Стоимость билетов в воскресенье составляла 800 рублей за взрослый и 400 за детский (до 18 лет), дети до семи лет проходили бесплатно. В субботу, день квалификаций, цена была, соответственно, 600 и 300 рублей.
На данный момент автодром имеет омологацию уровня Grade 2 и рекомендации FIA для возможности принимать Формулу 1. Чтобы сделать приезд Формулы 1 в Санкт-Петербург возможным, он должен обладать лицензией уровня Grade 1 (включая и усиление мер безопасности, в том числе и оборудование бОльшим количеством барьеров безопасности Techpro), а также соответствующей инфраструктурой.
На данный момент автодрому не хватает количества гаражных боксов, зон хоспиталити, в которых размещаются команды Формулы 1, а также вместимости медиацентра (сейчас он рассчитан всего на 200 мест). Похоже, что для принятия королевских гонок может потребоваться реконструкция питбилдинга, т. к. вынесение этих объектов дополнительно в паддок, скорее всего, невозможно. Что касается увеличения длины трассы, то такая рекомендация от FIA также была получена, однако не является обязательной. Так что, по сообщению нашего источника, в ближайшие пару лет Формулу 1 на автодроме «Игора Драйв» пока не ожидают. Более продолжительные планы зависят от многих обстоятельств.
Что же касается DTM, то, к сожалению, об отмене открывающего этапа объявили еще в марте. Когда же стало понятно, что и к концу лета границы, скорее всего, не откроются, то событие, предварительно запланированное на две возможные даты в августе и сентябре, также было отменено. На сегодняшний день по контракту предусмотрено проведение гонки DTM в 2021 году, но, к сожалению, на данный момент пока отсутствует реальная перспектива по пересечению границ, а также и судьба самого чемпионата не слишком обнадеживает.
Подготовка к проведению соревнований началась еще в прошлом году, когда был подписан контракт с DTM. К моменту переноса этапа все базовые функции автодрома уже были готовы к запуску, оставалось лишь осуществить финальный этап подготовки: набор и обучение маршалов, дополнительных специалистов, закупку необходимого оборудования и инвентаря и прочее.
О возможности проведения этапа РСКГ стало известно примерно за месяц до назначенной даты, и на этот месяц пришлась вся основная работа, в том числе и по тестированию всех помещений, оборудования и ресурсов — от электричества до вентиляции.
В этот уикенд впервые были использованы все боксы в полном объеме, задействованы ВИП-ложи, а в медиа-центре по этому случаю даже сняли полиэтиленовую упаковку со стульев.
В общем и целом руководство автодрома «Игора Драйв» считает, что они со своей работой справились на отлично, и что меньше всего при посещении автодрома можно предположить, что это их первое большое мероприятие, и в этом они правы. Возможно, это произошло благодаря тому, что большинство ответственных сотрудников автодрома являются официальными лицами РАФ и имеют огромный опыт проведения подобных мероприятий. А может, и потому, что открытие «Игоры Драйв» являлось долгожданным событием для всего региона, и каждый старался сделать все, что в его силах, чтобы этот момент, наконец, состоялся.
Пилоты и команды начали собираться на «Игоре Драйв» с вечера четверга, т. к. уже с 9 утра стартовали тестовые заезды, столь важные для всех: новая и сложная трасса была готова преподнести не один сюрприз. И если на знакомых трассах многие пилоты могут позволить себе приехать к субботе, к началу официальных тренировок, то здесь каждый час, проведенный на незнакомой трассе, имел большое значение. К сожалению, настроиться как следует не получилось: в пятницу и субботу было мокро и холодно, но в день гонки погода преподнесла приятный сюрприз — то ли по собственному желанию, то ли по требованию городских властей, разгонявших тучи к военно-морскому параду, на небе светило солнце. Тем интереснее была гонка: многие настройки командам приходилось искать по ходу гоночного дня, а их правильность подтверждали результаты первых боевых заездов.
Как и предполагалось, количество участников ко второму этапу увеличилось. Объединенные классы «Туринг» и «Супер-продакшн», а также «Туринг-Лайт» и S1600 собрали богатейшие стартовые решетки по три десятка автомобилей. От звуков ревущих двигателей содрогались стекла в питбилдинге.
Даже в зачетном классе GT4, в котором на «Смоленском кольце» одиноко стартовало всего три автомобиля, в этот раз было уже семь участников — как и обещал в своем прошлом интервью руководитель Серии Олег Петриков. Одним из самых интересных автомобилей стал KTM X-Bow под управлением петербургского пилота Александра Масленникова. Основное же наполнение классу дали Porsche: 981 и 718 Cayman CS MR.
Несмотря на то, что квалификационное время у Александра Масленникова было далеко не лучшим, во время гонок он оказался очень быстр. Возможно, свою роль сыграла и сухая трасса, на которой непрофессиональному пилоту проще бороться с соперниками. Уже к концу первого заезда Масленников был третьим, и если бы не ошибка по ходу гонки, вполне мог бы составить конкуренцию одному из Мерседесов. Но Денис Ременяко (команда Capital Racing Team) на протяжении обеих гонок был недосягаем, и оба раза финишировал с огромным отрывом. В итоге Александр Вайнтруб на втором Mercedes AMG GT4 (команда Wicked Speed Racing) завоевал серебро по итогам этапа, а Александр Масленников стал третьим.
В классе Туринг лучшее время в дождевой квалификации показал пилот команды Lada Sport Rosneft Кирилл Ладыгин. После первого этапа в Смоленске Кирилл шел на втором месте в личном зачете, уступая лишь своему сокоманднику Михаилу Митяеву. Третьим в Петербург приехал Алексей Дудукало, а вот Дмитрию Брагину не везло, он был лишь пятым. «Игора Драйв» преподнесла массу сюрпризов и как следует перетряхнула все результаты.
В первой гонке Кирилл Ладыгин смог успешно реализовать поул-позицию и финишировал первым, а вторую начинал на реверсивной решетке с восьмого места. Но в контакте с одним из автомобилей на его Lada Vesta TCR серьезно пострадала рулевая тяга, и он не смог закончить гонку. Тем не менее по итогам двух этапов он сейчас возглавляет турнирную таблицу, хотя и с преимуществом всего в два балла над Алексеем Дудукало. Для Кирилла это, безусловно, очень важный момент: после глобального невезения в предыдущих сезонах он впервые вышел в лидеры сезона.
— Пока нам везет с погодой, — сказал Кирилл Ладыгин. — В Смоленске был дождь, здесь на квалификации был дождь. Но и наши машины в этом сезоне чувствуют себя хорошо, я понимаю, что мы можем сражаться за победу. Мне понравилась техничная и интересная связка поворотов во втором секторе. В ней главное сначала войти, правильно рассчитав скорость и не перегазовав, а затем и выйти. Если выходить слишком узко, то уже не будет правильного выхода на следующую прямую.
«Дуду» — как зовут болельщики Алексея Дудукало — один из опытнейших спортсменов в пелотоне, поэтому совершенно неудивительно, что стартуя в первой гонке 11-м из-за неудачной квалификации, он уже во второй половине заезда шел на третьей позиции, на которой и финишировал. А четвертое место во второй гонке помогло ему занять вторую строчку в личном зачете после двух этапов.
У Дмитрия Брагина проблемы в этом сезоне продолжаются. Пятикратный чемпион России по кольцевым гонкам пока никак не может как следует вкатиться, и его преследуют неудачи. Второй результат в первом заезде был отличным достижением пилота, который стартовал с первого ряда решетки, но 10-секундный штраф за столкновение с Григорием Бурлуцким во втором заезде отбросил его на 14-е место в гонке и седьмое по итогам этапа. Так что сейчас Дмитрий лишь пятый в личном зачете после Ивана Лукашевича.
Победителем во второй гонке изначально стал петербуржец Клим Гаврилов, чемпион прошлогодних FIA Motorsport Games. После крайне неудачного первого этапа эта победа была очень важна для спортсмена, однако судьи посчитали его виновным в столкновении с Рустамом Фатхутдиновым и назначили пять секунд штрафа, в итоге которых он стал лишь третьим. Итоговые 25 очков против 64 у лидирующего Ладыгина фактически вычеркивают Клима из борьбы за титул, но впереди еще пять этапов, и никто не знает, что может произойти. Благодаря штрафу Гаврилова на верхнюю ступеньку пьедестала переместился Иван Лукашевич (LUKOIL Racing). В общем зачете он поднялся на четвертое место.
Для Михаила Митяева второй этап стал настоящим провалом. Сначала он допустил ошибку в квалификации и стартовал лишь десятым, затем не сумел прорваться вверх в первом заезде, а во второй гонке и вовсе сошел после аварии с Андреем Масленниковым. К сожалению, это столкновение имеет и отложенный результат: Митяев был признан виновным и в виде наказания получил +пять позиций на решетке в следующей гонке.
В классе «Супер-продакшн» в первой гонке победный дубль привезли Андрей Петухов и Владислав Незванкин на Lada Vesta (оба пилота команды Lada Sport Rosneft), а третьим стал Николай Виханский (Honda Civic, МИФИ RHHCC RT).
При реверсивном старте и Незванкин, и Петухов вновь поднялись на подиум, но победу одержал Дмитрий Лебедев на Subaru BRZ (Sofit Racing). И для Андрея Петухова это гонка оказалась довольно насыщенной: будучи в лидерах, он оказался вовлечен в гоночный инцидент, повредил машину и откатился назад, но это не помешало ему отыграть несколько позиций и все же финишировать на подиуме.
Честно говоря, впечатление от обоих заездов осталось довольно странное. Насыщенная борьба каждый раз прерывалась длительными периодами под желтыми флагами с автомобилями безопасности на трассе, когда службы автодрома на протяжении долгого времени эвакуировали вылетевшие и поврежденные автомобили. То же самое происходило и в объединенных заездах «Туринг-лайт» и S1600, когда вереница из 33 автомобилей уныло наворачивала круг за кругом. Зато грид выглядел просто великолепно, и даже за довольно длительную процедуру старта преодолеть его до конца не представлялось возможным.
Доминирование команды Lada Sport Rosneft ощущалось и в заездах класса «Туринг-лайт». Две Lada Granta Владимира Шешенина и дебютанта сезона Леонида Панфилова (до этого он выступал во взрослых классах картинга) оказывались в лучшей тройке оба раза, а подиум с ними каждый раз делил Николай Карамышев, который одержал победу во второй гонке.
В классе S1600 нас ожидали сюрпризы, и одним из них стал молодой пилот из Петербурга Петр Плотников, выступавший за команду «Академия ралли» на автомобиле Volkswagen Polo. В прошлом году Петр участвовал в юниорском классе, и с нового сезона начал выступления в S1600. Первый этап в Смоленске Петр закончил лишь на девятом месте, но на родной «Игоре Драйв» одержал две победы, сумев в первой гонке обойти даже Бориса Шульмейстера. Сенсацией стало, что по итогам двух этапов Петр Плотников теперь возглавил личный зачет в S1600, опередив даже опытнейшего Василия Кораблева — правда, всего на одно очко. Третье место за Борисом Шульмейстером.
Победитель субботней гонки в классе «Спортпрототип CN» Павел Кузьминов из Санкт-Петербурга в воскресенье стартовал пятым, однако уже на первом круге вышел в лидеры. Иван Пугачев, также отыгравший пять позиций, включился в сражение за первое место, но в итоге проиграл Павлу 0,03 секунды. А бронзовый призер Сергей Иевлев, также выступающий на автомобиле ShortCut, начал гонку из последних рядов, но на финише уступил лидерам меньше двух секунд.
Еще одним зачетом стал S1600 «Юниор», который на «Смоленском кольце» не проводился. Здесь лучшим стал еще один петербуржец – Артемий Першин, который и во втором заезде оказался на бронзовом подиуме. Два других призера первого заезда – Егор Фокин и Егор Ганин — приехали в призах и во второй гонке. Фокин одержал победу и таким образом возглавил личный зачет.
Третий этап РСКГ пройдет на автодроме «Казань Ринг» 8-9 августа, и это вновь будет трасса, совершенно непохожая на две предыдущие. Посмотрим, какие результаты нам принесут заезды в Каньоне.
Полные трансляции всех гонок можно посмотреть на сайте smp-rskg.tv.
Результаты второго этапа выложены здесь: