К сожалению, телетрансляции несовершенны, и очень часто что-то остается за кадром, так что разные «остряки» вроде Гидо ван дер Гарде оттачивают свой язык на инцидентах типа того, что случился сегодня у Даниила Квята. Бывший пилот Формулы 1, который, кстати, провел в ней всего один сезон и не набрал ни единого очка, позволил себе высказаться, что машина Квята после аварии выглядела так, будто в нее «попала торпеда».
Но зрители европейских трансляций придерживаются иного мнения. В официальном канале Formula 1 комментаторы сообщают, что за несколько секунд до аварии правое заднее колесо на Alpha Tauri Даниила разбортировалось, что и стало причиной последующего вылета.
Следом за этим появилось сообщение и в официальном твиттере Даниила Квята:
«Я думал, это моя вина, так как сначала я всегда виню самого себя в своих неприятностях, но после того, как мы пересмотрели видео, стало понятно, что что-то случилось помимо этого. Так что сейчас нам нужно будет проверить данные, чтобы понять, что именно вызвало аварию».
Даниил Квят квалифицировался 14-м и получил штраф в пять мест на решетке за замену коробки передач, стартовал 19-м, и уже на старте отыграл назад все пять позиций. К моменту аварии на 12-м круге он уже обошел Антонио Джовинацци в борьбе за 12-ю строчку.
Самым главным ньюсмейкером в Сильверстоуне стали Pirelli: именно по их вине, а правильнее будет сказать — благодаря им и произошло большинство событий как в Формуле 1, так и в двух младших сериях, о которых мы вам расскажем в следующем обзоре. Вы же просили больше зрелищ? Пожалуйста!
В Британию итальянские шинники в этот раз привезли впервые за четыре этапа иное сочетание составов резины, нежели на предыдущие этапы. Для первой гонки в Сильверстоуне было выбрано три самых жестких состава — С1, С2 и С3, что стало на одну ступеньку жестче, чем ранее.
Что же касается самой трассы, то она, как принято говорить, «очень требовательна к резине», и это значит, что шины тут расходуются с такой скоростью, что их сцепных свойств при неправильном обращении может хватить всего на несколько кругов. При этом прогреть их довольно сложно — из-за чего своими позициями расплачивались пилоты младших серий — да и в самой Формуле 1 гонщикам потребовались существенные усилия, чтобы довести до нужной кондиции в гонке, например, составы медиум. А софт прогревался хорошо, но самый продолжительный отрезок на нем сумел показать Карлос Сайнс — и это было всего 13 кругов! И это даже меньше, чем прогнозировали сами Pirelli.
На следующем же этапе, который состоится здесь через неделю, ситуация осложнится еще больше: команды получат составы С2, С3 и С4, т. е. на одну ступеньку мягче, и сколько здесь сумеет прослужить каждый комплект — остается лишь гадать.
Так что неудивительно, что большинство пилотов предпочли стартовать на составе медиум, а затем авария Даниила Квята и появление автомобиля безопасности предоставили им отличный шанс заехать в боксы, чтобы переобуться.
Еще одним решающим фактором стали «беспощадные» поребрики на британской трассе. Те, что выкрашены в черно-белый цвет, сами по себе достаточно острые, чтобы оказать влияющее воздействие на изношенную шину. А вот положенные в нескольких местах специальные красные «хот-доги» еще и очень высокие, и могут сломать на машине не только антикрыло, но и даже подвеску.
Про судей мы еще отдельно поговорим в нашем следующем обзоре, посвященном младшим формульным сериям, но и тут хочется отметить: все прошлогодние послабления, когда пилотам дали возможность бороться между собой, в этом году так или иначе были отменены.
Я полностью выступаю за строгое наказание, когда идет речь о нарушениях под желтыми флагами или в режиме автомобиля безопасности, но когда пилотов наказывают за то, что они участвуют в сражении за позицию — или за защиту позиции — это уже чересчур.
Пятисекундный штраф Алексу Элбону, который он получил за попытку воспользоваться ситуацией для обгона Кевина Магнуссена, выглядит несправедливым наказанием за спортивный азарт, тем более что Магнуссен сам ошибся, в результате чего и вылетел с трассы.
Хорошо, что хоть в случае со Строллом и Грожаном судьи обошлись черно-белым флагом (предупреждением) за изменение траектории на торможении и неоставление на трассе места сопернику.
Возможно, Сирил Абитебуль сочтет результат в гонке хорошим знаком, но факт остается фактом: Renault, которые теперь из гонки в гонку подают протест на конструкцию «розовых Мерседесов», впервые сумели одержать над ними победу и сделали это на далеко не самой простой трассе.
Даниэль Риккардо и Эстебан Окон блестяще провели гонку и финишировали на четвертом и шестом местах соответственно, набрав 20 очков. Renault не поднялись вверх в таблице Кубка конструкторов, но их отставание от Racing Point сократилось с 28 очков всего до 10, а это уже вполне достижимая цифра.
Для Racing Point уикенд не задался с самого начала. Первой неприятностью стал положительный тест Серхио Переса на COVID-19 после того, как он вернулся из короткой поездки домой в Мексику:
«Я очень расстроен, что это произошло, — сказал Серхио Перес в своем обращении к болельщикам в твиттере. — Это показывает, что мы все уязвимы перед этим вирусом. Я следовал всем инструкциям от FIA и своей команды. Я арендовал частный самолет, чтобы слетать на два дня в Мексику, так как моя мама попала в серьезную аварию, ее только что выписали из больницы, и я должен был ее повидать. Затем я вернулся в Европу — тем же способом, со всеми предосторожностями, и я даже не знаю, где я мог заразиться. У меня вообще нет никаких симптомов».
Команда отреагировала молниеносно и в качестве запасного пилота пригласила Нико Хюлькенберга — к огромному удовольствию всех болельщиков немецкого пилота. Ему очень быстро оформили все документы, подготовили для него машину, и Нико даже успел выйти на первую практику в пятницу: результаты тестов на вирус подоспели вовремя.
Ему пришлось привыкать к новой для себя машине, но он очень быстро улучшал собственное время, и хотя не прошел в третий сегмент квалификации, его отставание от Лэнса Стролла во втором сегменте составило всего 0,065 секунды!
К сожалению, в воскресенье подготовка к гонке началась для Халка с… боксов. Как выяснилось позже, проблемы с гидравликой не позволили ему выйти на старт, а поломка оказалась достаточно существенной, чтобы механики не смогли устранить ее в короткое время. В итоге Racing Point стартовали лишь одной машиной, да еще и с третьего ряда: Стролл-младший уступил в квалификации и Шарлю Леклеру, и Ландо Норрису.
Гонка и вовсе стала кошмаром для Racing Point. Сначала Лэнс Стролл потерял два места на первых кругах и откатился на восьмое место. Затем он уступил Эстебану Окону и даже Пьеру Гасли и в итоге финишировал на самом краю зачетных Топ-10.
Это значит, что «розовые Мерседесы» не то что не смогли побороться в Британии за подиум, но и уступили всем своим соперникам, а также Renault и Alpha Tauri.
Единственное заработанное очко откинуло команду назад в Кубке конструкторов, и теперь под большим вопросом находится то, как они себя проявят в следующей гонке в Сильверстоуне
Конечно, назвать прокол причиной едва не случившейся драматичной развязки всей гонки можно с натяжкой. На самом деле проблема была связана с отслаиванием боковины шин на комплектах хард, на которых большинство спортсменов заканчивало гонку.
Первые признаки отслоения были заметны на многих машинах, и они же наблюдались на этих комплектах, использованных пилотами в Формуле 2. Просто там никакие инциденты произойти не успели по причине короткой продолжительности заезда (всего 21 круг).
В Формуле 1 гонщики провели на этих шинах порядка 35–40 кругов, и троих из них ожидали весьма неприятные сюрпризы.
На 50-м круге первым пострадал Валттери Боттас: лопнувшая в первой трети круга покрышка, медленное возвращение в боксы и потеря времени на непредусмотренном пит-стопе привели к катастрофической потере мест. Будучи перед этим вторым, с отставанием в несколько секунд от Хэмилтона, он откатился на 12-ю строчку и в итоге финишировал только 11-м.
Через круг подобная же ситуация произошла на McLaren Карлоса Сайнса — но уже непосредственно перед въездом на питлейн. Испанец и команда оперативно среагировали и заменили резину, но Карлос лишился своего четвертого места и закончил гонку 13-м.
Но самая главная драма едва не разыгралась на последних минутах, когда за полкруга до финиша лопнула левая передняя покрышка на Mercedes лидера — Льюиса Хэмилтона! Вот когда вся команда Red Bull и Макс Ферстаппен искусали в кровь свои кулаки! Ведь если бы не их «бесплатный пит-стоп» за свежим комплектом резины, Макс, конечно, не установил бы лучший круг гонки, но точно бы оказался победителем Гран-при!
Ему не хватило шести секунд, чтобы обойти медленно ползущий на трех колесах автомобиль Хэмилтона и финишировать первым под клетчатым флагом!
Для Льюиса Хэмилтона, в седьмой раз одержавшего победу в Сильверстоуне и ставшего рекордсменом по количеству побед на домашнем Гран-при, это мог быть один из самых драматичных финалов в его карьере. Имея огромный запас по времени к последним кругам гонки, он едва не потерял все после того, как примерно за треть круга до финиша у него разбортировалось колесо.
— Я еще никогда не испытывал ничего подобного на последнем круге, — сказал Хэмилтон в интервью Formula 1. — До этого момента практически все шло абсолютно гладко, шины были в порядке, и я старался с ними работать так, чтобы они выдержали темп до финиша. Когда я услышал о том, что у Валттери возникла проблема с шинами, я посмотрел на свои, мне показалось, что с ними все в порядке, машина вела себя совершенно нормально. Но на последних кругах я обратил внимание, что у шины изменилась форма и покрышка как будто немного сместилась.
Но затем все стало намного хуже. Я старался так управлять машиной, чтобы шина как можно дольше держалась на ободе, и поддерживал скорость, но так, чтобы она не слетела и не сломала крыло. Я ехал и просто молился, чтобы покрышка оставалась на ободе, что дало бы мне шанс финишировать. В двух последних поворотах я уже фактически не мог поворачивать, но, слава Богу, все закончилось благополучно. Я действительно обязан команде. В конце концов, возможно, нам нужно было остановиться, как только мы увидели отслаивание резины.
Сколько бы мы ни говорили про провальные характеристики современного автомобиля Ferrari и их неспособность конкурировать в гонках, тем не менее Шарль Леклер продолжает не просто финишировать в очковой зоне, а в двух гонках из четырех — т. е. в половине случаев — сумел приехать на подиум.
Да, если бы не проблемы у Боттаса, то 18 секунд отставания от Макса Ферстаппена никогда бы не позволили ему финишировать третьим, тем не менее, в отличие от Себастьяна Феттеля, он был рядом и сумел воспользоваться ситуацией.
Леклер провел очень ровный уикенд, демонстрируя стабильные результаты в свободных практиках, показал четвертое время в квалификации, уступив лишь двум Mercedes и Максу Ферстаппену, и провел грамотную гонку без излишнего риска, сумев заработать 15 очков, подняться на пятую строчку в личном зачете и помочь своей команде опередить Racing Point в Кубке конструкторов.
У Феттеля выдался очень сложный уикенд. У него совсем не ладились дела с машиной в пятницу, были проблемы с интеркулером — в результате чего в первой сессии свободных заездов он сумел проехать всего два круга. Во второй практике он как следует поработал на трассе, но в итоге показал лишь 18-й результат. В субботу он также оставался далеко за пределами десятки, а после квалификации замкнул Топ-10. В гонке он финишировал лишь десятым, но зато так и не пропустил Валттери Боттаса на последнем круге.
Хельмут Марко уже пошутил по этому поводу, что, вероятно, Себастьяну ставят на машину то, что осталось от Леклера, раз уж все равно в следующем году он уходит, но Феттель продолжает защищать Ferrari, демонстрируя, что он может быть командным игроком.
Интересно, что Феттель до сих пор не определился со своим будущим. Он не подтвердил, но и не опроверг предложение Лоуренса Стролла, а тот, в свою очередь, не дал до 31 августа ответа Серхио Пересу. Говорят, что причиной нерешительности Феттеля стали переговоры с Хельмутом Марко, который не возражает увидеть Себастьяна в своей команде, а причина в затягивании — урегулирование вопроса с Дитрихом Матешицем.
Вполне возможно, что в Red Bull Феттелю будет комфортнее, но, судя по тому, что сейчас происходит с ним в гонках, причиной тому может быть и отсутствие мотивации продолжать свое выступление в чемпионате: переход в новую команду явно затянется не на один сезон. Готов ли Феттель продолжать и дальше? Сейчас четырехкратный чемпион занимает лишь 13-е место в личном зачете…
Интересное «подводное» сражение происходит сейчас между Алексом Элбоном и Пьером Гасли. В свое время, когда на место Пьера в команду Red Bull Хельмут Марко пригласил Элбона, многие предполагали, что французский пилот сломается и довольно скоро вообще покинет Формулу 1. Однако сбыться этим прогнозам не удалось. Пьер Гасли не просто быстро восстановился от удара, но и сумел собраться и начал показывать хорошие результаты. Он регулярно переквалифицирует Квята и набирает очки в гонках. Но интереснее то, что у него получается соперничать и с Элбоном.
Алексу Элбону перед этим этапом заменили инженера. Как объяснил Марко, теперь с Элбоном будет работать Саймон Ренни, человек с огромным опытом в Формуле 1, который, как надеются в команде, поможет поднять тайскому пилоту скорость и результативность.
Между тем Гасли рассказал, что он в свое время также просил Red Bull заменить ему инженера на более опытного, но в команде отказались.
— Как пилот я сейчас чувствую себя намного лучше, так как не испытываю давления и могу большего добиться. Не знаю, что происходит у Алекса. Но в четырех гонках я дважды опережал его на более медленной машине, — не смог не подколоть своего товарища Пьер Гасли.
Во время ГП Великобритании Гасли сумел финишировать на строчку выше Элбона, но причиной тому во многом стал пятисекундный штраф пилота Red Bull. Впрочем, Хельмут Марко вряд ли будет принимать во внимание штрафы, так что положение Элбона в команде все еще весьма шаткое.
Несмотря на то, что большая часть гонки выглядела не слишком зрелищно, она добавила достаточно интересных деталей в общую картину происходящего в Формуле 1.
Прежде всего, ГП Великобритании в некотором смысле уравнял между собой команды. Нет, Mercedes, конечно, не в счет, но 78 очков Red Bull, 51 у McLaren, 43 и 42 у Ferrari и Racing Point соответственно делают сражение за Кубок конструкторов чуть интереснее.
Похожая ситуация происходит и в личном зачете. Боттас после воскресной катастрофы с шинами теперь существенно отстает от Хэмилтона (ожидалось, что это произойдет несколько позже), зато вплотную подпустил к себе Макса Ферстаппена. Разница между ними сейчас составляет всего шесть очков.
Точно так же очень близки по очкам Ландо Норрис и Шарль Леклер. Норрис, занимающий четвертую строчку в личном зачете, пока ведет с разницей в три очка. У Стролла и Риккардо и вовсе одинаковая сумма — по 20 очков. Они всего на два очка отстают от Переса, а если тот не выйдет и на следующий Гран-при (а, похоже, так и случится), у них есть все шансы опередить его. Теоретически это может сделать и Сайнс со своими 15 очками. У Окона и Гасли тоже равное количество баллов: по 12. Кто из них вырвется вперед?
Так ли сильны Racing Point? Сможет ли Ферстаппен побороться за серебро в личном зачете? Удержит ли Норрис четвертую строчку?
Ну и еще один существенный вопрос: сумеет ли Джордж Рассел набрать первые очки в гонке? Его регулярные попадания во второй сегмент квалификации и довольно высокие финишные результаты (в этот раз он закончил гонку на 12-м месте) говорят о том, что такой момент уже не за горами.
Мы ожидаем, что следующий этап, названный в честь 70-летия Формулы 1, даст ответы на многие вопросы. Ну и, конечно, очень хочется посмотреть на Нико Хюлькенберга в действии. Формула 1 многое потеряла без его участия в гонках.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | Л. Хэмилтон | Mercedes | 1:28.01,283 | 208,720 | 1 |
2 | М. Ферстаппен | Red Bull | +5,856 | 208,489 | 2 |
3 | Ш. Леклер | Ferrari | +18,474 | 207,993 | 1 |
4 | Д. Риккардо | Renault | +19,650 | 207,946 | 1 |
5 | Л. Норрис | McLaren | +22,277 | 207,843 | 1 |
6 | Э. Окон | Renault | +26,937 | 207,661 | 1 |
7 | П. Гасли | AlphaTauri | +31,188 | 207,495 | 1 |
8 | А. Элбон | Red Bull | +32,670 | 207,437 | 2 |
9 | Л. Стролл | Racing Point | +37,311 | 207,256 | 1 |
10 | С. Феттель | Ferrari | +41,857 | 207,079 | 1 |
11 | В. Боттас | Mercedes | +42,167 | 207,067 | 2 |
12 | Д. Расселл | Williams | +52,004 | 206,685 | 1 |
13 | К. Сайнс | McLaren | +53,370 | 206,632 | 2 |
14 | А. Джовинацци | Alfa Romeo | +54,205 | 206,600 | 1 |
15 | Н. Латифи | Williams | +54,549 | 206,586 | 1 |
16 | Р. Грожан | Haas | +55,050 | 206,567 | 1 |
17 | К. Райкконен | Alfa Romeo | +1 круг | 203,205 | 2 |