08.08.2020 | 819 просмотров

Формула Е: да Кошта срывает банк

Автор: Мария Мельникова
Фото из открытых источников
Источник: Дром
Двойная победа португальского пилота на первом сдвоенном этапе в Берлине фактически перечеркнула надежды остальных пилотов на титул в чемпионате Формулы Е. Однако отступать они не намерены. Ближайшие четыре гонки станут ареной для самой жаркой и самой отчаянной борьбы в максимально сжатые сроки!

9-6-3-1. Эти цифры не волшебный код победы или не шифр от сейфа с призами, но они символизируют собой самый невероятный суперфинал в гоночной серии Формула Е и, возможно, во всей истории гонок, который непосредственно в эти дни проходит на площадке аэропорта Темпельхоф в Берлине. За эти девять дней состоится шесть гонок, которые пройдут на трех конфигурациях трассы. Но чемпион будет только один!

Электрическая серия Формула Е, стартовавшая в прошлом году традиционно в зимний сезон пятью гонками в жарких странах еще в «доковидном» мире, оказалась, пожалуй, максимально пострадавшим от пандемии чемпионатом: эпидемия разразилась в самый разгар сезона, этапы отменялись один за другим, и первым стал как раз китайский.

В итоге после гонки в Марракеше в последний день этого високосного февраля наступил длительный перерыв, который продолжался 157 дней — или более пяти месяцев.

«Мы пойдем другим путем»

Опыт других чемпионатов оказался бесполезным для организаторов Formula Е. Им было необходимо быстро завершить сезон, который и так уже чересчур затягивался: ведь ранее финалы проводились в середине июля.

Чтобы сделать все четко и результативно, было принято сложное решение провести суперфинал, который бы содержал сразу три сдвоенных этапа в рекордные сроки: девять дней. Выбор трассы пал на ныне недействующий берлинский аэропорт Темпельхоф, куда серия приезжает с самого первого сезона, и произошло это не случайно.

Из всех европейских трасс (а Азия и Америка не рассматривались не только из-за сложной эпидемиологической ситуации, но прежде всего по причине удаленной и дорогой логистики) Темпельхоф больше всего подходил благодаря своей обособленности и возможности создать некую закрытую зону — как это называют сейчас в автоспорте «bubble», или «пузырь». По сути территория аэропорта даже не является городской трассой — гоночную конфигурацию выкладывают с помощью специальных блоков непосредственно на взлетном поле, и вся сопровождающая инфраструктура располагается также внутри территории аэропорта.

Сжатый график проведения гонок позволил организаторам фактически запереть полторы тысячи человек в пределах территории аэропорта и гостиницы и наладить трансферное сообщение таким образом, чтобы не происходило никаких внешних контактов.

Более того, в три раза было сокращено количество всех задействованных в процессе людей. Если ранее общее число сотрудников (включая пилотов, команды, организаторов и различные службы) составляло порядка 4500 человек, то в Берлин прилетело чуть менее 1500. Каждая команда имела право привезти на трассу 21 сотрудника, включая пилотов. Впрочем, и ранее количественный состав команд существенно отличался от той же Формулы 1: здесь все скромнее и проще.

Чтобы все шесть гонок не были похожи одна на другую как близнецы, и дабы усложнить задачу инженерам и пилотам, было решено предложить три различные конфигурации трассы. На первом этапе (5-6 августа) спортсмены соревновались на прошлогоднем варианте трека, но в обратном направлении. На втором (8-9 августа) поедут в стандартном направлении, а на третий этап (12-13 августа) организаторы предложат новую конфигурацию.

Для команд подобное решение стало довольно серьезным испытанием. В интервью с руководителем гоночной команды Panasonic Jaguar Racing Джеймсом Баркли мы рассказывали о том, что все коллективы постараются привезти с собой по максимуму деталей и запчастей, чтобы избежать необходимости тратить время на логистику и дополнительное жесткое тестирование на вирус. Ведь даже перелет между двумя странами может стать решающим для результатов. Но предугадать количество нужных частей, а также, что именно может понадобиться, фактически невозможно.

Составы команд

Пятимесячные вынужденные каникулы по карантину не прошли для команд бесследно и существенно отразились на их составах.

Своеобразным триггером для смены пилотов послужил скандал, связанный с участием Даниэля Абта в одной из виртуальных гонок Формуле Е. После того как выяснилось, что вместо Абта за рулем симулятора выступал известный сим-рейсер, Audi не просто убрала гонщика из своей команды, но и полностью расторгла с ним контракт.

Заменить его за рулем электроформулы предложили экс-чемпиону DTM Рене Расту, у которого, за исключением единственного случая управления автомобилем FE еще первого поколения, опыта выступления в серии совершенно не было. Но Раст известен своей универсальностью и умением за рекордно короткие сроки приспосабливаться к любому автомобилю — что он и продемонстрировал уже в первых гонках в Берлине.

— Чувствую себя первоклашкой в школе, — сказал Рене Раст в интервью перед этапом. — Это совершенно новые ощущения, новый опыт. И если в квалификации все проходит в привычном формате, то в гонке все совсем иначе, другой стиль пилотирования, нужно думать об экономии энергии. Это совершенно другая философия по сравнению с теми гонками, в которых я участвовал раньше.

Впрочем, Даниэль Абт очень быстро нашел себе другое кресло в чемпионате: Ма Кинь Хоа из команды NIO 333 не сумел прилететь из Пекина из-за пограничных ограничений, и на финальные шесть гонок его заменит немецкий пилот.

Однако этими заменами дело не закончилось. Недовольные результатами Нила Джани Porsche сообщили, что со следующего сезона расторгают с ним контракт. А буквально несколько дней спустя Паскаль Верляйн анонсировал, что больше не работает в Mahindra Racing. Несмотря на то, что пилот пропустит суперфинал, он не расстраивается: со следующего сезона у него уже подписан контракт с заводской командой Porsche, где он составит компанию Андре Лоттереру. Ну а в Mahindra Верляйна заменил Алекс Линн, начинавший свою карьеру в чемпионате с Jaguar.

Британский пилот Джеймс Каладо, выступающий за Jaguar Racing, является по совместительству заводским пилотом Ferrari в чемпионате мира по гонкам на выносливость. На следующей неделе у WEC назначена первая тренировка, совпадающая по датам с последней сдвоенной гонкой в Берлине, и Джеймс принял решение отдать предпочтение ей и пропустить финал в Берлине. Скорее всего, причиной тому послужила 17-я строчка в личном зачете, а также тот факт, что со следующего сезона в составе Jaguar racing его заменит Сэм Берд. Кто заменит Джеймса на последних двух гонках Формулы Е в команде Jaguar, пока неизвестно, но в качестве одной из вероятных кандидатур называют Тома Бломквиста. Ну а вместо Берда в Virgin Racing ожидают Ника Кэссиди.

Еще одним свежим приобретением Формулы Е стал Серджио Сетте Камара, который выступает теперь вместо Брендона Хартли за Geox Racing. Свое выступление в электросерии Хартли был вынужден завершить из-за контракта с Toyota на участие в том же чемпионате WEC.

Суперфинал в Берлине пропустят и еще два человека — руководитель команды Mahindra Racing Дилбах Гилл и босс всей Formula Е Алехандро Агаг. И причиной тому стали положительные результаты анализа на коронавирус.

С чем пришли к суперфиналу

К моменту возобновления гонок в Германии на лидирующем месте в личном зачете располагался Феликс да Кошта (DS Techeetah). Благодаря своей победе на этапе в Марракеше он сместил предыдущего лидера Митча Эванса (Jaguar Racing) и вышел вперед с преимуществом в 11 очков, набрав 67 очков за первые пять этапов. Третью строчку занимал Алекс Симс (46 очков), а на четвертой расположился Максимилиан Гюнтер (44 очка).

Впрочем, и далее отрывы между пилотами были минимальные. Вандорн и ди Грасси приехали в Берлин с 38 очками каждый. Эдоардо Мортара, Жан-Эрик Вернь, Оливер Роуланд и Сэм Берд шли с разницей в одно очко (32-31-30-29). 27 и 25 баллов у Буэми и Лоттерера соответственно также давали им возможность находиться в числе претендентов на титул: ведь к этому моменту прошло менее половины чемпионата, и за шесть следующих этапов предстояло разыграть еще 180 очков.

Среди команд с небольшим отрывом лидировала DS Techeetah, ей на пятки наступали BMW I Andretti Motorsport, а Jaguar Racing занимали третье место.

Но уже первые две гонки суперфинала полностью изменили всю ситуацию.

Первая гонка. Да Кошта срывает банк

Максимальное количество баллов за одну гонку, которые может получить спортсмен, 30: 25 за победу в гонке, один — за лучшее время в квалификационной группе, три — за победу в суперпоуле и поул-позицию и еще один — за лучший круг в гонке. Антониу Феликс да Кошта, выступающий в этом сезоне за китайскую команду DS Techeetah вместо перешедшего в Porsche Андре Лоттерера, с первого же раза сорвал банк.

Трасса в Берлине всегда оказывается очень требовательной к расходу энергии. 2355 метров трека включают в себя десять поворотов и большое количество зон разгона и торможения. Предыдущие годы здесь частенько происходили ситуации, когда пилоты финишировали с полностью израсходованной энергией. В Формуле 1 нередки ситуации, когда некоторые гонщики даже не могли доехать до финиша, а после того, как было введено новое правило, по которому за круги под автомобилем безопасности или во время режима желтых флагов вычитают определенное количество энергии, случаи дисквалификации пилотов за перерасход энергии только участились.

С точки зрения болельщиков все эти ограничения выглядят излишними, ведь мы хотим видеть на трассе борьбу до последней капли бензина или киловатта энергии, но у Formula E другие правила, и с ними приходится считаться.

Так что 0,0% энергии в батареях да Кошты на финише первой гонки в Берлине выглядели почти как волшебство. Пилот сумел рассчитать всю свою гонку до малейшей детали и в итоге одержать красивую победу!

После заездов суперпоула на первый ряд стартового поля вышли два представителя команды DS Techeetah — Феликс да Кошта и Жан-Эрик Вернь. Со второго стартовали Андре Лоттерер и Себастьян Буэми. Но на старте гонки да Кошта вырвался вперед, и уже к концу первого круга его отделяло более секунды от его товарища по команде. Самый существенный прорыв за первые круги совершил Лукас ди Грасси (Audi), который сразу отыграл восемь позиций и поднялся до 13-го места.

Что же касается Митча Эванса, занимавшего ранее вторую позицию в личном зачете, то для него все сложилось как нельзя хуже. Он не просто не прошел в суперпоул, но и стартовал в гонке с девятой позиции, и на первых кругах был вынужден сражаться с Фелипе Массой, то уступая бразильскому пилоту, то вновь отыгрывая позицию и теряя на этом сражении много времени.

Через десять минут после старта происходит первая авария. В борьбе с Максимилианом Гюнтером Робин Фряйнс разбивает свою машину о бетонные блоки ограждения и становится причиной появления автомобиля безопасности. Авария происходит как раз в тот момент, когда многие пилоты берут один из двух периодов режима максимальной атаки, и тут же теряют его под сейфити-каром.

Через семь минут гонка возобновляется, возобновляются и сражения. Максимально активизируется Сэм Берд, вновь начинается борьба за между Лоттерером и Ником де Вризом. Но за четверть часа до финиша разбитая машина Фелипе Массы вновь приводит к появлению режима желтых флагов. И вновь кто-то из пилотов теряет возможность реализовать режим максимальной атаки, на который всегда делается большая ставка.

В этот раз так произошло и у Митча Эванса, который, будучи шестым, рассчитывал подняться за счет этого вверх еще хотя бы на одну позицию. Такое впечатление, что новозеландского пилота кто-то сглазил. Сначала он теряет несколько мест в ходе гонки, а затем и вовсе на последних кругах после контакта с тем же Макси Гюнтером его разворачивает на трассе, и он откатывается на 18-ю строчку. Гонка для него полностью потеряна.

Аналогичная ситуация складывается и у дважды чемпиона Формулы Е Жана-Эрика Верня. Он говорит по радио: «У меня нет энергии, не могу бороться» и опускается все ниже и ниже в пелотоне. В итоге Вернь даже не заканчивает гонку и в расстроенных чувствах заезжает на питлейн до финишных флагов.

Зато стартовавший седьмым Сэм Берд завоевал в гонке бронзу, удачно избежав всех инцидентов и сумев правильно распорядиться энергией. Серебро досталось пилоту Porsche Андре Лоттереру. Самым впечатляющим стал прорыв Лукаса ди Грасси, который стал девятым, стартовав с 21-го места. А вот Рене Раст после всех штрафов соперников с первой же своей гонки сумел приехать в очках, финишировав десятым.

Да Кошта, завоевавший в гонке 30 очков, был невероятно доволен. «Я снимаю шляпу перед своей командой. Я перешел сюда, т. к. хотел ехать на более быстрой машине, чем раньше, и, как мы видим, она и в самом деле очень быстрая. Моим главным желанием было получить возможность побеждать, и это случилось!».

А вот Жан-Эрик Вернь ситуации совсем не рад и считает, что команда уделяет ему и его машине меньше внимания и времени, чем требуется. Похоже, в DS Techeetah начинается внутренний разлад. Посмотрим, чем все это закончится.

Вторая гонка. И снова победа да Кошты

После феноменальной победы в первой гонке Антониу Феликс да Кошта завоевал поул-позицию и одержал победу и во второй. В итоге за два события он набрал 58 очков и теперь опережает ближайшего соперника более чем в два раза: у него 125 очков, в то время как у поднявшихся на второе и третье места Лукаса ди Грасси и Стоффеля Вандорна по 57 баллов, а у совершенно невезучего Эванса так и осталось 56…

Во второй гонке этапа Эванс стартовал 16-м — невиданно низкая позиция для пилота Jaguar. Но с учетом того, что и у Джеймса Каладо дела весь уикенд не ладились, похоже, это результат системных проблем английской команды.

Не менее тяжело складывались оба заезда и для пилота BMW I Andretti Motorsport Максимилиана Гюнтера. В этом сезоне он одержал победу на третьем этапе в Сантьяго, но родная земля оказалась неблагосклонна к немецкому пилоту. Накануне он был дисквалифицирован из-за перерасхода энергии, а в квалификации вновь не смог попасть даже в десятку.

На старте второй гонки он сумел хорошо прорваться наверх, отыграв три позиции и заняв восьмое место уже на втором круге. Но через семь кругов получил прокол колеса и был вынужден сойти с дистанции.

Себастьян Буэми, стартовавший в этот раз вторым, практически весь заезд активно преследовал да Кошту. Было несколько моментов, когда казалось, что швейцарский пилот сумеет совершить важнейший обгон, но этого так и не произошло: Буэми финишировал вторым.

Лукас ди Грасси вновь доказал всем, что он мастер прорывов. Оказавшись последним по результатам квалификационного суперпоула, в гонке он сумел реализовать буквально все свои возможности и финишировал третьим, завоевав 15 очков.

Последние несколько кругов запомнились великолепным сражением за позицию на подиуме между Ди Грасси, Фряйнсом, Вандорном и Бердом: несколько раз все четыре пилота чуть ли не в один ряд заходили в повороты, и только в последний момент кто-то был вынужден уступить. Но в итоге размена позиций между ними так и не произошло.

Для Верня это была очередная кошмарная гонка, в которой он сумел финишировать только десятым, а единственное набранное очко привело к тому, что сейчас он занимает лишь 12-е место в личном зачете с отставанием в 93 балла от лидера чемпионата и своего напарника по команде. Похоже, только чудо позволит ему в этом году повторить свои предыдущие успехи.

Сэм Берд завершил гонку шестым и после двух этапов поднялся на пятое место в личном зачете. Сейчас он уступает Митчу Эвансу всего четыре очка.

В командном зачете тоже произошла смена позиций. Лидирует по-прежнему DS Techeetah, а вторые — все еще BMW I Andretti Motorsport. Но на третью строчку поднялся Nissan E.Dams. Что касается Jaguar Racing, то они сейчас только шестые.

Следующие две гонки состоятся уже в эти субботу и воскресенье. Трансляции можно посмотреть на канале «Матч.Арена» и на канале Eurosport 1.

ПОЗИЦИИ В ЧЕМПИОНАТЕ ПОСЛЕ СЕМИ ЭТАПОВ

Позиция Пилот Количество очков Команда
1 Феликс да Кошта 125 DS Techeetah
2 Лукас ди Грасси 57 Audi Sport ABT Schaeffler
3 Стоффель Вандорн 57 Mercedes-Benz EQ Formula E Team
4 Митч Эванс 56 Panasonic Jaguar Racing
5 Сэм Бёрд 52 Envision Virgin Racing
6 Себастьен Буэми 52 Nissan e.Dams
7 Александр Симс 48 BMW i Andretti Motorsport
8 Андре Лоттерер 45 TAG Heuer Porsche Formula E Team
9 Макс Гюнтер 44 BMW i Andretti Motorsport
10 Оливер Роуленд 36 Nissan e.Dams
11 Эдоардо Мортара 36 Venturi Racing
12 Жан-Эрик Вернь 32 DS Techeetah
13 Ник де Врис 30 Mercedes-Benz EQ Formula E Team
14 Робин Фряйнс 22 Envision Virgin Racing
15 Паскаль Верляйн 14 Mahindra Racing
16 Жером Д'Амброзио 13 Mahindra Racing
17 Джеймс Каладо 10 Panasonic Jaguar Racing
18 Даниэль Абт 8 NIO 333 FE Team
19 Фелипе Масса 2 Venturi Racing
20 Брендон Хартли 2 Geox Dragon
21 Рене Раст 1 Audi Sport ABT Schaeffler
22 Алекс Линн 0 Mahindra Racing
23 Нил Джани 0 TAG Heuer Porsche Formula E Team
24 Оливер Терви 0 NIO 333 FE Team
25 Нико Мюллер 0 Geox Dragon
26 Ма Кинь Хоа 0 NIO 333 FE Team
27 Серджио Сетте Камара 0 Geox Dragon

Фотобонус

Комментарии

zogar-zag
Смотрю российские пилоты на электропылесосах не ездят :-)
3
1
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром