Эти слова Макса Ферстаппена, которыми он ответил на 12-м круге своему инженеру на предложение быть осторожнее и беречь шины, процитировали уже все, кому не лень, но ведь именно они и отражают полностью суть характера голландского пилота, которую Макс уже не раз демонстрировал: он пришел в Формулу 1 побеждать, а не ехать, как… впрочем, вы уже поняли.
Накануне Гран-при 70-летия Формулы 1 Макс Ферстаппен в одном из интервью довольно обреченно сказал, что уже смирился с тем, что в этом году не станет чемпионом. Да, возможно, машина Red Bull в этом сезоне уступает Mercedes, а напарник не способен прикрыть тылы Ферстаппена. Но если честно, мало кто в пелотоне в принципе способен сравниться с Максом по смелости и скорости. В начале своей карьеры его дерзость была огромной проблемой: он много ошибался, был агрессивен, но сейчас, пройдя огранку, готов засверкать, и для этого ему даже не нужна лучшая машина: не зря же Голландия так славится своими алмазными фабриками.
Казалось, пятый этап этого сезона был вновь обречен стать унылым зрелищем доминирования двух Mercedes. В тренировках и квалификации Боттас и Хэмилтон чередовались между собой, но зрители радовались уже тому, что после подписания контракта Валттери Боттас сумел воодушевиться и даже захватить поул-позицию в воскресной гонке.
Любопытный момент, который прошел между прочим: Валттери вновь в очередной раз получил годовой контракт, в то время как с Хэмилтоном его хотят заключить сразу чуть ли не на три года. Злые языки судачат, что с британцем контракт еще не заключен, т. к. он просит слишком много денег, но есть подозрение, что причина все же в другом. На следующий год в силу сохранения регламента продолжится и доминирование Mercedes; более того, и Тото Вольфф должен сохранить свой пост в команде. Льюису это на руку в смысле отличного шанса завоевать еще один титул, но что будет происходит в 2022-м, пока предсказать сложно. Появление новой команды (речь идет про Aston Martin, в который перелицуют Racing Point), которая уже сейчас заявляет о себе весьма агрессивно, может изменить расклад сил. Думается, это и влияет на некоторую отсрочку в подписании контракта, ведь если Вольфф решит сменить место работы, он захочет увести за собой и своего лучшего пилота.
Возвращаясь к этапу в Сильверстоуне, надо отметить, что Ферстаппен отнюдь не весь уикенд был здесь быстр. Накануне, в пятницу и субботу, он только в первой практике сумел показать третье время, дальше же проигрывал соперникам, и в квалификации оказался лишь четвертым. Впрочем, третий или четвертый — это все равно вторая линия стартового поля, и здесь очень важна реакция. В нашем варианте реакция Макса соревновалась с опытом Нико и, как видим, победила.
Квалификация второй гонки в Сильверстоуне преподнесла немало сюрпризов. Но главным, конечно, стало блистательное третье время Нико Хюлькенберга, который на этот раз приехал на гонку уже с персонализированным, окрашенным в цвета команды шлемом, а не с обычным карбоновым, как это было в первый раз. Т. е. приехал основательно. Первая гонка у него категорически не сложилась: даже не получилось выйти на грид, зато на этот раз, вволю потренировавшись на симуляторе и как следует отработав все практики, Нико Хюлькенберг показал, что его еще рано списывать со счетов. Жахнул так жахнул: прямиком на третью позицию на старте, объехав и основных своих соперников, и Макса Ферстаппена и легко переквалифицировал своего напарника по команде — почти на 0,4 секунды!
Еще больше всех удивил Пьер Гасли, оказавшийся на седьмой строчке и сумевший превзойти времена не только двух McLaren, но и обеих Ferrari. Риккардо стал пятым, а вот напарник Макса Алекс Элбон — только девятым. Удивление со знаком минус вызвала и неудачная квалификация двух McLaren, ведь мы уже привыкли к тому, что они в этом сезоне очень быстры. Норрис едва-едва попал в третий сегмент, а Сайнс и вовсе стартовал 13-м. Обидно было видеть среди отсеявшихся после первого сегмента и Даниила Квята, но в гонке он был хорош.
Тема с шинами кажется уже бесконечной, так долго ведутся дискуссии на тему, какая задача должна стоять перед гоночными покрышками. Основных вариантов два: быть прочными и позволять атаковать по максимуму либо же быстро деградировать и влиять на тактику пит-стопов. Первый вариант уже пробовали, получилось не очень. Бесконечные паровозики на трассе приводили к тому, что болельщики начинали засыпать перед телевизорами. Тогда решили попробовать второй вариант, получилось чуть живее, а в середине пелотона и вовсе идет настоящее сражение. Появление 18-дюймовых колес обещает еще больше повысить борьбу, ведь на примере Формулы 2 можно сказать, что там расход резины только увеличился.
Pirelli придумали хороший трюк, привезя на второй Гран-при в Сильверстоуне другие составы по сравнению с первым разом: на шаг более мягкие. С учетом расхода в предыдущей гонке это должно было серьезно сказаться на тактике. Синоптики обещали жаркую погоду, и это также должно было повлиять на расход резины и тактику пит-стопов. В смелых прогнозах комментаторы доходили даже до трех пит-стопов, но вряд ли бы это стало популярной стратегией. Как выяснилось в гонке, тем не менее ее все же применили: оба Williams, Риккардо и, кстати, Хюлькенберг. Racing Point предусмотрели для Стролла два пит-стопа, а для Хюлькенберга — три, и, пожалуй, именно его третий пит-стоп и привел к тому, что он финишировал позади Стролла, и лишь на седьмой позиции. Было ли это оправданно — сложно сказать, но ведь мы понимаем, что Стролл сражается в чемпионате, а Халк, к сожалению, нет. Более того, на последнем пит-стопе Хюлькенберга за девять кругов до финиша обули в уже использованный софт, и тот факт, что даже в новом состоянии этого состава хватало на два-три круга, говорит сам за себя.
Интересно, что несколько пилотов смогли проехать и на обратном варианте альтернативной тактики — с одним пит-стопом, и доказали, что это тоже возможно. Эстебан Окон на 22-м круге заменил медиум на хард и финишировал восьмым. А Шарль Леклер сумел заставить работать колеса на белых ободках и вовсе 34 последних круга. И стал в гонке четвертым!
В какой-то момент казалось, что и Ферстаппен пойдет на тактику одного пит-стопа, но он стартовал уже на использованном харде и смог на нем пройти только 26 кругов. Стало понятно, что заставить прослужить медиум еще столько же — задача непосильная.
После проблем, возникавших с шинами неделю назад, Pirelli в этот раз решили перестраховаться и выставить давление выше, чем в первой гонке. И это сыграло против Mercedes. Как прокомментировали в немецкой команде, машины не были готовы к такому давлению, и это плачевно сказалось на расходе и деградации резины.
В отличие от Ферстаппена, показавшего лучшее время во втором сегменте квалификации и стартовавшего на харде, вся остальная первая десятка пилотов на гриде вышла на медиуме.
Уже на шестом круге обладатель поул-позиции Валттери Боттас передал по командному радио, что «левые колеса критичны», похожая ситуация возникла и у Хэмилтона. Элбон и вовсе в это же время отправился на пит-стоп. Оба Mercedes продержались 13 и 14 кругов соответственно, но затем отправились за заменой. Это и привело к тому, что лидером оказался Макс Ферстаппен, а оба Mercedes оказались даже позади Риккардо! Обгоны давались не слишком просто, резина вновь начала «уходить», а Ферстаппен в чистом воздухе накручивал круг за кругом, да так, что его отрыв от Стролла увеличился до 11 секунд!
Mercedes нагоняют, но не так быстро, и на 26-м круге Red Bull решает позвать Ферстаппена на пит-стоп. В целом это была рискованная ситуация, уж слишком минимален был его отрыв от Черных стрел. К тому же небольшая заминка с одним из колес привела к тому, что на трассу Ферстаппен возвращается фактически вровень с Боттасом. На прогретой резине финский пилот проходит Ферстаппена и, кажется, уже облегченно вздыхает, как вдруг откуда ни возьмись на внешней траектории в повороте Лаффилд «летучий голландец» появляется вновь и в очередной раз «обналичивает» свою фразу про бабушку, сказанную еще на 12-м круге. Чтооо??? Боттас остается позади!
Понятно, что при таком беспощадном темпе гонки комплект использованного медиума не позволит Максу продержаться до финиша, но ведь и Мерседесы явно еще раз пойдут на питстоп, и это прекрасный шанс для Red Bull удержаться за победу. Что и происходит. Ферстаппен с помощью своей команды шикарно переигрывает Mercedes по тактике и оказывается очень хорош по темпу, а двум одетым в черные комбинезоны пилотам остается лишь недоуменно оглядывать на финише задние шины.
Будем справедливы: то, что мы видели на экранах, уже сложно было назвать сликами в полном смысле слова. Повреждения резины были настолько велики, что объясняли и отсутствие темпа, и потерю скорости, и общую недостаточно удовлетворительную форму обеих машин. Red Bull же был на высоте, Макс был хорош, и победа досталась ему абсолютно заслуженно. Что касается Алекса Элбона, то он финишировал пятым, но при этом проиграл партнеру почти 40 (!) секунд.
Еще больше разрыв оказался между двумя Ferrari. Себастьян Феттель со старта решил отыгрывать позиции, но, к сожалению, цепляет обочину, его машину разворачивает, он откатывается на 20-е место и начинает все с начала. Леклер, наоборот, стартовав восьмым, отыгрывает одну за другой трудовые строчки, а умение бережно работать с шинами позволяет ему пройти гонку на тактике одного пит-стопа. И результатом этой работы становится, прямо сказать, фантастическое четвертое место для отстающих Ferrari — в отличие от 12-го места у Себа. Да, Себастьян продолжает жаловаться на машину, и команда даже признает, что не все ее настройки подходят Феттелю. Но нужны ли тут другие комментарии?
Даниил Квят провел очень хорошую, уверенную гонку. 16-я позиция на старте не оказалась приговором. Даниил держал высокий темп, обоснованно атаковал и в итоге финишировал в Топ-10. Теперь он сравнялся со своим партнером по количеству финишей в очках, только, к сожалению, по очкам все еще сильно отстает.
Для McLaren этот этап стал катастрофой. Плохая квалификация и еще худшая гонка привели к тому, что Норрис уступил место в личном зачете Леклеру, а Mclaren в Кубке конструкторов — Ferrari. И можно было бы сказать, что Ferrari начинает реабилитироваться, если бы не катастрофическая разница в очках с лидерами: более чем в три раза!
Но, пожалуй, хуже всего этот уикенд получился для Валттери Боттаса, который, что называется, начал за здравие, а закончил за упокой. После отличной квалификации и поул-позиции на старте его третье место на финише привело к тому, что и в личном зачете он теперь опустился на третье место. Ну а вторым, с опережением всего на четыре очка, стал Макс Ферстаппен. И показал, что и доминированию Mercedes можно положить конец. Теперь его 30 очков отставания от Хэмилтона уже не кажутся непреодолимой пропастью.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | М. Ферстаппен | Red Bull | 1:19.41,993 | 230,513 | 2 |
2 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +11,326 | 229,968 | 2 |
3 | В. Боттас | Mercedes | +19,231 | 229,589 | 2 |
4 | Ш. Леклер | Ferrari | +29,289 | 229,109 | 1 |
5 | А. Элбон | Red Bull | +39,146 | 228,641 | 2 |
6 | Л. Стролл | Racing Point | +42,538 | 228,480 | 2 |
7 | Н. Хюлкенберг | Racing Point | +55,951 | 227,847 | 3 |
8 | Э. Окон | Renault | +64,773 | 227,432 | 1 |
9 | Л. Норрис | McLaren | +65,544 | 227,396 | 2 |
10 | Д. Квят | AlphaTauri | +69,669 | 227,203 | 2 |
11 | П. Гасли | AlphaTauri | +70,642 | 227,157 | 2 |
12 | С. Феттель | Ferrari | +73,370 | 227,029 | 2 |
13 | К. Сайнс | McLaren | +74,070 | 226,997 | 2 |
14 | Д. Риккардо | Renault | +1 круг | 225,764 | 3 |
15 | К. Райкконен | Alfa Romeo | +1 круг | 224,994 | 1 |
16 | Р. Грожан | Haas | +1 круг | 224,892 | 2 |
17 | А. Джовинацци | Alfa Romeo | +1 круг | 224,621 | 2 |
18 | Д. Расселл | Williams | +1 круг | 224,580 | 3 |
19 | Н. Латифи | Williams | +1 круг | 224,552 | 3 |
Лучший круг: Льюис Хэмилтон (Mercedes) — 1:28,451 (43-й круг, 222,283 км/ч)