F1 и Amazon Machine Learning Solutions Lab потратили целый год на написание алгоритма, который помог бы вычислить самого быстрого гонщика. Для этого была создана специальная программа, которая сравнивает квалификационные результаты и эффективность каждого пилота по отношению к его товарищу по команде и в итоге вычисляет абсолютный рейтинг. Это значит, что даже у пилота, занимающего последние строчки в чемпионате, имеются те же шансы оказаться в лидерах, как и у того, кто постоянно сражается за поул-позиции. Более того, специалисты сумели найти способ учитывать при этом аварии, технические проблемы, изменение погодных условий и даже возраст обрабатываемой информации, чтобы создать по-настоящему справедливый рейтинг.
Возглавили команду разработчиков директор по системным данным Роб Смедли, директор по СМИ и вещанию Дин Локк, а также главный научный сотрудник и старший менеджер Amazon ML Solutions Lab доктор Прия Поннапалли.
«Отлично, что теперь возможно использовать компьютерный анализ для решения ряда интересных вопросов, в том числе — найти с его помощью решение вечных споров между фанатами», — говорит доктор Поннапалли. — «Мы рады возможности продолжить сотрудничество с Formula 1, обладающей богатейшей базой данных. Нам в AWS приятно видеть, что компьютерный анализ может быть использован таким понятным и доступным для всех образом».
Как вы понимаете, ответить на вопрос «кто самый быстрый гонщик Формулы 1» было очень непросто, и для этого пришлось обрабатывать огромный объем информации. Программа AWS изучала данные каждой квалификационной сессии начиная с 1983 года, удаляя лишнее и систематизируя важное, чтобы создать сложную систему показателей эффективности пилотов относительно их партнеров по команде (а также партнеров их партнеров и т. д.)
При этом учитывались следующие показатели:
1. Партнеры по команде должны были провести вместе не менее пяти квалификационных сессий.
2. Возраст пилота.
3. Если гонщик вернулся в Формулу 1 после отсутствия на протяжении трех и более сезонов.
Помимо этого программа давала более высокий рейтинг тем пилотам, кто с течением времени превосходил своих партнеров по команде либо хорошо проявлял себя по отношению к более сильным сокомандникам. При этом надо понимать, что речь идет не об умении работать с шинами или управлять машиной, а о чистой скорости. Квалификация, один лучший круг, самый быстрый гонщик.
Итак, поехали!
Представляем Топ-20
Рейтинг | Пилот | Время (сек) |
1 | Айртон Сенна | 0,000 |
2 | Михаэль Шумахер | 0,114 |
3 | Льюис Хэмилтон | 0,275 |
4 | Макс Ферстаппен | 0,280 |
5 | Фернандо Алонсо | 0,309 |
6 | Нико Росберг | 0,374 |
7 | Шарль Леклер | 0,376 |
8 | Хейкки Ковалайнен | 0,378 |
9 | Ярно Трулли | 0,409 |
10 | Себастьян Феттель | 0,435 |
11 | Рубенс Баррикелло | 0,445 |
12 | Нико Хюлькенберг | 0,456 |
13 | Валттери Боттас | 0,457 |
14 | Карлос Сайнс | 0,457 |
15 | Ландо Норрис | 0,459 |
16 | Даниэль Риккардо | 0,461 |
17 | Дженсон Баттон | 0,462 |
18 | Роберт Кубица | 0,463 |
19 | Джанкарло Физикелла | 0,469 |
20 | Ален Прост | 0,514 |
Да, все верно. Начиная с 1983 года бесспорным королем квалификации является великий Айртон Сенна. Бразилец завоевал 65 поул-позиций за свою, к сожалению, очень короткую и прерванную карьеру. И хотя впоследствии этот показатель был превзойден как Михаэлем Шумахером, так и Льюисом Хэмилтоном, занимающими второе и третье место в рейтинге, оба гонщика всегда признавали, что Сенна взял бы гораздо больше поулов, если бы не случилась трагедия во время Гран-при Сан-Марино 1994.
Что касается Хэмилтона, то после прошедшего Гран-при Испании 2020 года его рекорд по количеству поул-позиций вырос до 92, так что неудивительно, что он занимает третье место в рейтинге.
Еще восемь его современников также оказались в Топ-20: Макс Ферстаппен на четвертом месте лишь немного медленнее Хэмилтона, а следом за ним расположились Шарль Леклер, Себастьян Феттель, Нико Хюлкенберг (временно вернувшийся на трассу в этом году в Сильверстоуне). Валттери Боттас, Карлос Сайнс, Ландо Норрис и Даниэль Риккардо также входят в список. А вот Фернандо Алонсо, которого мы с нетерпением ждем в Renault в следующем году, занимает пятое место!
Обратите внимание, что рейтинг составлен на основе разницы во времени лучшего круга и создает своего рода мегагипотетическую квалификационную сессию, в которой все гонщики сражаются друг с другом на одной и той же машине в течение одного круга. И именно такая гипотеза и позволяет нам рассчитать итоговый результат, в котором Айртон Сенна опережает на 0,114 секунды Шумахера и на 0,275 секунды — Хэмилтона. Не та ли это идеальная квалификация, которую нам бы так хотелось увидеть?
Одно из значимых имен в Топ-20 принадлежит финскому пилоту Хейкки Ковалайнену. Он занял восьмое место в нашем рейтинге и проиграл Сенне всего 0,378 секунды.
Ковалайнен появился в Формуле 1 в 2007 году вместе с командой Renault, после того как будучи юным и никому неизвестным пилотом выиграл в 2004 году Гонку чемпионов.
На протяжении двух сезонов он выступал партнером Льюиса Хэмилтона по команде Mclaren, и за это время сумел взять лишь один поул и завоевать одну победу, после чего закончил свою карьеру, выступая за Lotus и Caterham. Тем не менее его чистая скорость всегда была очень высокой, и он оказался в рейтинге «Самого быстрого пилота» благодаря своим выступлениям против гораздо более успешных товарищей — Льюиса Хэмилтона и Ярно Трулли.
В мире академической науки есть старая поговорка, что цифры могут подтвердить все что угодно. Однако Роб Смедли считает, что в данном случае цифры не ошибаются, и данные, полученные с помощью нового алгоритма, абсолютно точны.
«Квалификационная скорость — это то, в чем мы можем быть абсолютно уверены, — говорит он. Когда речь идет о гоночном темпе, то возникает масса нюансов, и вычислить его абсолютный показатель почти невозможно. А вот квалификация — это всего один круг, двое парней в одинаковых машинах, и лучший из них в итоге покажет лучшее время. Расхождений быть не может, так что эти данные мы и используем».
«Что было важно сделать, так это понять, какие данные нам в принципе доступны, распределить их по годам и уравнять между собой с учетом этих лет», — добавил Смедли.
И хотя рейтинг «Самого быстрого пилота» может только подлить масла в огонь многолетних споров, но именно подобное моделирование используется командами Формулы 1, когда дело доходит до комплектации команд.
«Среди команд этот способ моделирования используется для принятия ключевых решений по выбору пилотов, — говорит Смедли. — Поскольку гонщики чаще всего являются самым дорогим активом команды, важно, чтобы процесс отбора был как можно более надежным. И именно этот метод дает наиболее объективную и обоснованную информацию. «Самый быстрый пилот» позволяет нам сравнить данные гонщиков, анализируя показатели чистой скорости на квалификационном круге, и важно отметить, что именно эти данные и являются единственным элементом из всего огромного арсенала пилотов, который используется для составления столь масштабного исторического рейтинга».