Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
«Формула Студент» — короткий путь в Формулу 1
24.09.2020 | 2767 просмотров

«Формула Студент» — короткий путь в Формулу 1

Автор: Мария Мельникова
Фото автора, SMP Racing, из архива Георгия Андреева и из открытых источников
Источник: Дром
18–20 сентября на территории автодрома RDRC Racepark в подмосковном Быково состоялось соревнование «Формула Студент»-2020, в котором приняли участие студенческие команды со всей России. Заявленные команды из иностранных вузов из-за эпидемиологических ограничений приехать не смогли. Российская «Формула Студент» в этом году стала единственным соревнованием во всем мире, прошедшим в очном режиме.

2005 год, МАДИ. Старший преподаватель кафедры инженерной педагогики Сергей Сафроненков выступает с инициативой принять участие со студенческим коллективом вуза в международном проекте «Формула Студент». В этом же году Сафроненков выступает с презентацией студенческого проекта и представляет первые результаты. 2006 год: команда МАДИ впервые в истории выезжает на «Формулу Студент» в Германию с построенной собственными руками одноместной машиной, где принимает участие в соревновании и доходит до динамических тестов. Одним из студентов, входивших в те годы в состав команды МАДИ, был Георгий Андреев, который сейчас продолжает развивать это соревнование в России, является его главным судьей и одним из организаторов всей спортивной части российской «Формулы Студент» вместе с другим выпускником МАДИ — Андреем Плахотниченко.

Георгий Андреев (слева) и Андрей Плахотниченко

«Формула Студент» — это навсегда

— «Формула Студент» это как знак качества, — говорит Георгий Андреев. — если ты участвовал в ФС, то ты как будто становишься членом некоего тайного сообщества, и это навсегда. Мы в любом месте, в любой ситуации узнаем своих, достаточно лишь произнести «формула студент» и еще несколько слов, чтобы отношение к тебе сразу изменилось. ФС считается очень крутым соревнованием. Например, патроном британского соревнования является Росс Браун.

— В Германии, где мы участвовали в нашем первом соревновании, представители формульных команд буквально сновали между боксами и палатками, где размещались студенты. Они смотрели проекты, изучали составляющие, находили инженеров, которые их строили, и приглашали на стажировку или практику.

Команда МАДИ на соревновании ФС в Германии, 2006 год

— Наша команда МАДИ стала первой от России, кто уже в 2006 году представил свой проект. И за это огромное спасибо Сергею Викторовичу Сафроненкову. А сейчас это становится все более и более престижным событием, в котором все хотят участвовать, ведь это дает прямую дорогу в автоспорт, даже Формулу 1. За примером далеко ходить не нужно: Андрей Плахотниченко, будучи студентом, именно оттуда попал на годовую практику в формульную программу Renault F1.

«Формула Студент» пришла из Америки

Впервые о студенческом образовательном проекте в области разработки и создания одноместных машин с открытыми колесами заговорили еще в 1978 году, когда на базе университета в Хьюстоне провели соревнование под названием SAE Mini Indy. Задачей было спроектировать небольшой автомобиль в стиле гоночной серии Indycar в рамках довольно строгого регламента. Тогда в соревновании приняли участие 11 американских технических вузов, но дальше дело не пошло.

SAE Mini Indy

Позже выяснилось, что дело было именно в слишком строгих правилах, и когда их изменили, дело пошло на лад. С 1984 года Formula SAE (название пошло от Society of Automotive Engineers — Сообщество автомобильных инженеров) стала уже регулярным событием, ценность которого мгновенно оценили как студенты, так и компании, работающие в этой сфере: отличная кузница кадров и ферма для поиска будущих талантливых сотрудников.

В 1998 году была проведена европейская «Формула Студент», и первой страной в Европе, где прошли эти соревнования, стала Великобритания, а поддержку ей оказал британский институт инженеров-механиков (ImechE). За основу технических правил был во многом принят регламент Формулы SAE, получивший, однако, ряд изменений.

В мире одним из сильнейших соревнований считается именно американский конкурс, но в Европе вслед за Великобританией ФС получила большое развитие в Германии. На ежегодные соревнования на автодром «Хоккенхаймринг» приезжает по 130 участников, и еще много команд находится в листе ожидания. Все понимают, что попасть туда — значит получить отличный шанс на отличную карьеру и дальнейший успех.

На самом деле свои соревнования «Формула Студент» есть в большинстве стран с развитой наукой и техникой. Такие события проходят и в Австралии, и в Венгрии, в Италии, в Индии, в азиатских странах. К сожалению, общего календаря как такового нет, поэтому подобрать заранее страну, куда команда может отправиться на конкурс, довольно сложно. Что же касается российских команд, то Германия была выбрана не случайно: пожалуй, самый сильный состав плюс относительная географическая близость.

Первая машина, построенная студентами МАДИ

История России в «Формуле Студент»

МАДИ стал первым вузом, принявшим участие в европейских соревнованиях, но уже в 2008 году там же, в Германии, к ним присоединился и МАМИ. Третьими стала команда Тольяттинского государственного университета (ТГУ).

Вторая машина ФС, построенная студентами МАДИ к соревнованиям 2007 года
Первая машина авторства МАМИ
Первая машина Тольяттинского государственного университета

Но МАДИ не остановились на достигнутом. В 2007 году Сергей Сафроненков, как настоящий энтузиаст дела, отправился в США, где побывал сначала на соревнованиях во Флориде, а затем и дебютном мероприятии FormulaHybrid USA. По возвращении Сафроненков создал команду «Формула Гибрид МАДИ», и уже на следующий год она приняла участие в соревнованиях в США и в Италии, где стала лучшей в Class 3 (класс технических проектов и бизнес- презентаций).

2009 год стал годом основания команды Amigo в НГТУ им. Р. Е. Алексеева. В 2012-м к программе подключился и Российский университет дружбы народов (РУДН). В том же году появилась первая машина, построенная в Челябинске.

Количество вузов, вовлеченных в «Формулу Студент» увеличивалось, они все активнее выступали в международных соревнованиях — так, например, в 2013 году в Италии Россия была представлена семью командами!

В том же году команда «Формула Гибрид» МАДИ была преобразована в «FormulaElectricMADI» и представила в Италии первый полностью электрический российский проект под названием «Белуха».

«Белуха»

Что же касается собственных соревнований, то здесь история не слишком богата на события. Первые международные соревнования «Формула Студент» в России состоялись в 2014 году на автодроме ADM Raceway в Мячково. Однако такому соревнованию требуется серьезная поддержка и экономическое обоснование, а также заинтересованные в нем партнеры, иначе основная идея — не только построить машину, исходя из полученных в учебном заведении знаний, но и защитить проект, «продать» его — может потерять свой смысл.

На протяжении нескольких лет после этого ФС проходила в формате фестиваля, где проекты просто представлялись без последующей защиты, но в 2018 году «Формулу Студент» удалось буквально возродить. Здесь не обошлось без участия правительства Москвы, которое взяло на себя основное финансирование события, Департамента предпринимательства и инновационного развития г. Москвы и программы SMP Racing. А организацию спортивной составляющей взяли на себя бывшие студенты МАДИ, хорошо понимающие философию этого события, которые уже сумели сделать в автоспорте отличную карьеру и уже могут помочь студентам с развитием их проектов.

И если в 2018 году соревнование прошло на площадке ЦПКиО им. Горького, то уже в 2019-м оно переехало на полноценный автодром — Racepark в Быково.

Из чего состоит соревнование?

Во всем мире ФС проходит по очень похожей схеме и состоит из двух основных программ: статика и динамика. И что очень важно — все соревнование проходит на английском языке, так как автомобильный инженер должен уметь общаться и работать в международной среде.

В первый день команды проходят техкомиссию, которая состоит из нескольких частей — например, так называемый подъемный стол, когда машину наклоняют на 60 градусов, чтобы убедиться, что из нее ничего не вытекает. Также ее проверяют на уровень шума и на торможение. 

Второй день соревнований посвящен статическому событию — защите конструкции, где команды презентуют группе опытных инженеров-судей свой автомобиль по разным аспектам проектирования. Длится такая защита один час: судьи собираются около проекта и начинают задавать студентам самые разнообразные вопросы — по двигателю, по аэродинамике, по шасси и пр. В это же время другая бригада судей может общаться с другой командой, и таких бригад может быть несколько: на большие соревнования судей обычно приглашают из расчета пять команд на бригаду.

В субботу с утра проводят сразу две динамические дисциплины: ускорение на 75 метров и т. н. «восьмерка», где машину проверяют на боковые перегрузки. За ними следуют другие статические дисциплины: отчет о стоимости и производстве (Cost & Manufacturing event), где команды обосновывают, почему они производят автомобиль именно так, как производят, сколько это стоит и как можно влиять на стоимость. И вторая — презентация бизнес-плана на производство этих автомобилей, который в идеале должен состоять из статей расходов, времени выхода на доходную часть, статей дохода и социальных проектов.

Воскресенье становится завершающим днем, когда команды участвуют в спринт-гонке (один круг), получившей свое название «автокросс» на американский манер, и в гонке на выносливость, состоящей из дистанции в 22 км.

Первый блин… не комом

Георгий Андреев рассказал про свою поездку в 2006 году студентом в Германию с командой МАДИ и о том, насколько полезным оказалось участие в том соревновании.

— Наша машина была сборищем ошибок, но тем не менее она сумела поехать. Мы тогда были не очень умными студентами и не особо следили за международным опытом, хотя и тщательно изучали регламент. Но прочесть — это одно, а правильно трактовать — совсем другое, и дело не только в языке, сколько в понимании того, чего же от тебя на самом деле хотят организаторы.

Со студентами Oxford Brookes

— В тот год нам пришлось по требованиям судей переделывать почти 30% машины, которые не соответствовали требованиям безопасности — и мы буквально поселились в боксе сварки. К счастью, нам на помощь пришла команда Oxford Brookes, которая закончила свои выступления раньше. Силами двух команд мы «допилили» машину до нужного состояния и прошли техкомиссию, после которой нас пустили на один показательный круг. И это была не просто победа, это был триумф. Тогда нам вручили трофей за спортивный дух — это был конус, замятый нашей машиной на трассе, с автографами всех судей.

— Вторую машину мы уже строили на конструктивно других принципах, она получилась намного интереснее и грамотнее, и мы с ней в следующем году стали более конкурентоспособными.

— Создав в МАДИ команду «Формулы Студент», мы сумели договориться очень со многими крупными компаниями о сотрудничестве — например, с Yamaha, которая предоставляла нам моторы для наших проектов. Соревнование непростое, и тяжело объяснить сразу, для чего оно нужно, но те, кто в это погружается, выходят совершенно с другим мнением и готовы поддерживать его и дальше.

Участники и судьи 

В этом году на участие в российской «Формуле Студент» было подано 22 заявки, в том числе и от европейских вузов — из Германии, Польши и других стран. Но приехать сумело лишь 12 команд из России: остальные так и не получили визу. К сожалению, и не все российские команды смогли прибыть в Москву в полном составе: Уральский государственный институт путей сообщения прислал для защиты проекта лишь четверых студентов, и связано это было с ограничительными мерами в самом Екатеринбурге.

— Чаще всего один вуз представляет одна команда, — говорит Георгий Андреев. — Но бывает, что от одного вуза может заявиться и две команды с совершенно разными проектами — например, с ДВС и электродвигателем. Иногда команды, наоборот, объединяются — от двух вузов.

Среди участников в этом году были:

  • Уфимский государственный авиационный технический университет — UGATU Racing Team
  • Белгородский государственный технологический университет им В. Г. Шухова
  • Югорский государственный университет
  • Уральский государственный университет путей сообщения
  • Санкт-Петербургский политехнический университет
  • Тольяттинский государственный университет

Судьями стали выпускники студенческих команд, спортивные инженеры, инвесторы и другие профессионалы. Были также привлечены судьи из Японии, США, Чехии, Италии, которые обсуждали проекты онлайн. После завершения конкурса состоялась лекция легендарного австралийца Пэта Кларка, который за свою карьеру судил более 100 соревнований ФС.

Ураган — не помеха

Этот год и так стал далеко не самым удачным для студенческих команд, учитывая эпидемиологическую ситуацию и повсеместный карантин. Некоторые команды получили доступ в вуз всего месяц назад и были вынуждены наверстывать упущенное почти за полгода. Другие — отправили блок управления двигателем на ремонт в Польшу и получили его с большой задержкой, а машина в итоге так и не завелась. Таких историй было в этом году немало, но последней каплей стал ураган, разразившийся в четверг: он раскидал все шатры и палатки, включая их содержимое. Одна из машин упала со стоек и получила существенные повреждения, у другой дождь залил электрику, но ребята все равно продолжали сражаться до последнего — ведь для многих это выпускной год, и лучше хоть как-то представить этот проект, чем не сделать это никак.

Не все смогли пройти техкомиссию, и не все пришли на защиту конструкции или другие статические дисциплины, у кого-то были допущены ошибки, которые уже некогда было исправлять, кто-то провел презентацию по-русски. Некоторые так и не сумели дойти до динамических программ, но три команды все же представили зрелые и готовые машины, которые приняли участие в финальной дисциплине — гонке эндуранс.

— Могу сказать, что происходило все… непросто, в основном из-за внешних факторов, в том числе очень нам навредил ураган, который сдул весь паддок, — рассказал Андрей Плахотниченко. — Но все команды отлично сработали в сложных обстоятельствах. Никто не уехал, никто не пал духом, на следующий день все появились, представили проекты, проходили техинспекцию и статику.

— С основными заданиями справились шесть команд. Но не все они смогли в воскресенье выйти на автокросс: например, у команды из петербургского Политеха выявилась проблема с двигателем, а во время урагана пострадала подвеска. 

Андрей Плахотниченко о самых интересных проектах:

— Я не готов выделить какой-то один проект, потому что они все были довольно разные, и про каждый можно сказать хорошее.

Например, автомобиль команды из С-Петербурга имеет очень легкое шасси: всего 190 кг, и это самый легкий автомобиль в паддоке. Отличный результат даже на фоне европейских команд.

Машину из Белгорода тоже можно выделить — но за счет обратной ситуации: она получилась тяжелой (270 кг), но при этом сама конструкция и ее настройки позволяют ей на удивление быстро ехать.

Команда из Тольятти требует особой отметки, т. к. они в этом году оказались единственными, кто привез полностью новый автомобиль. У других команд это разной степени модификации предыдущих проектов, тольяттинцы же учли, что потеряли время из-за карантина, и просто отказались от разработки развитого аэродинамического обвеса. Зато это позволило им представить новый автомобиль, который они даже успели протестировать.

Команда из Екатеринбурга сама по себе очень сильная, но в этом году у них возникли проблемы с надежностью машины. На техинспекции у них выявили недочеты, они их устранили, затем вышел из строя датчик положения коленвала, который они заменили, но в гонке возник сразу целый ряд проблем: в том числе стал перегреваться мотор.

Ханты-Мансийская команда вообще заявилась в ФС впервые в истории. Не знаю, как давно они начали работу над проектом, но сейчас они приехали фактически с готовой машиной. К сожалению, там были недочеты по регламенту, и исправить они их не смогли. В итоге не прошли техинспекцию, но защитили статику и получили много опыта и отзывов от судей. Надеюсь, что они присоединятся к числу регулярно выступающих команд.

Результаты

По результатам соревнований победителями в общем зачете стали студенты из Тольятти Togliatti Racing Team. Второе место занял белгородский коллектив Shukhov Racing, а третье — команда из Санкт-Петербурга Polytech NCM. Сильнейшие участники также были определены в шести отдельных номинациях: «Бизнес-презентация», «Отчет о стоимости и производстве», «Защита конструкции», «Ускорение», «Восьмерка», «Автокросс».

Российский сайт соревнования: fstudent.ru

 

Фотобонус

Комментарии

Иван
Новосибирск
Замечательно
6
3
Ответить
9930850
Севастополь
Несколько фото из Оксфорд Брукс, факультет автоспорта.
14
 
Ответить
     
Владивосток
Сообщений: 105
Смотрю на русские “болиды» и такое ощущение, что ребята продолжают их строить по чертежам журналов «моделист конструктор». Ходят в библиотеку, находят выпуск годов 70х и лепят из чего попало вО дворе дома. Иначе я не могу объяснить этот несуразный и отвратительный дизайн. Неужели так сложно постараться и сделать что то визуально красивое ?
14
12
Ответить
Вадим
Белово
молодцы, это 100500 раз круче бухла и наркоты
5
 
Ответить
zogar-zag
ИспанецБородатый
Смотрю на русские “болиды» и такое ощущение, что ребята продолжают их строить по чертежам журналов «моделист конструктор». Ходят в библиотеку, находят выпуск годов 70х и лепят из чего попало вО...
"Просто мнить себя стратегом видя бой со стороны"...
4
1
Ответить
     
Новокузнецк - Питер
Сообщений: 3818
Тут еще поправочку надо внести, чтобы стать пилотом Формулы 1 надо выполнить одно из 3-х условий: Иметь папу депутата и жить с 6 лет в Италии - как Квят, иметь папу владельца судоферфей - как Петров, иметь папу директора Национального института авиационных технологий - как Сироткин.
Архитектура. Строительное проектирование.
3
3
Ответить
 
Москва
Сообщений: 215
Franz42
Тут еще поправочку надо внести, чтобы стать пилотом Формулы 1 надо выполнить одно из 3-х условий: Иметь папу депутата и жить с 6 лет в Италии - как Квят, иметь папу владельца судоферфей - как Петров, иметь папу директора Национального института авиационных технологий - как Сироткин.
Речь идет не про пилотов, Формула Студент вообще не про это, и в тексте подробно объясняется, с примерами.
Это соревнование инженеров, механиков, команды, и именно в эту область Ф1 могут попасть ребята из ФС.
3
 
Ответить
    
Уланс-Вегас
Сообщений: 1402
Недоразумения, а не болиды. Больная флрмула 1.
Существует два мнения: одно - мое, другое - неправильное.
 
1
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!