На этот раз ежегодный автокросс скомпоновали максимально плотно — в субботу провели для всех желающих тренировочные заезды. А в воскресенье с утра откатали квалификационные заезды всех семи классов, чтобы днем порадовать публику наиболее яркими атрибутами автокросса: контактной борьбой, оторванными колесами, пылью-грязью и т. д.
Да, нынче на «Серебряной Ладье» не встретишь суперзвезд вроде Кирилла Ладыгина или Дмитрия Брагина — они заняты выяснением отношений в РСКГ. Не видно Тимура Тимерзянова или Радика Шаймиева — татарстанцы давно уже расставили приоритеты в пользу турниров европейского и мирового уровня. Даже «старая гвардия», например, Борис Котелло, Борис Маслов и другие предпочитают спокойно поглядывать на молодежь с трибун, а не через сетку своего гоночного болида. Но сразу же списывать со счетов молодой горячий состав участников не стоит. У новых поколений автогонщиков есть свои неоспоримые преимущества — у них в каждом заезде идет жёсткая и бескомпромиссная битва, о которой принято говорить «на все деньги»!
Организаторы, кстати, не ленятся поддерживать связь с представителями старших поколений заводчан и автоспортсменов. На открытие соревнований пригласили ветеранов Волжского автозавода, которые в год празднования 50-летия выпуска первой «Копейки» вообще редко сидят дома. Один из тех, кто собирал первые в стране «Жигули», — герой соцтруда Владимир Маркелов. Он напомнил многотысячной толпе зрителей, что холмы, окружающие трассу автокросса на автодроме КВЦ, отнюдь не естественного происхождения. Это грунт, вывезенный со строительства ВАЗа, так что все гонки, что здесь проходят, пропитаны духом настоящего подвига, какой по нынешним временам встретишь нечасто.
Еще один известный в Самарской области ветеран труда, Почетный строитель России Алексей Волков, приветствуя гонщиков и тех, кто пришел за них болеть, сказал: «Не забывайте, пожалуйста, что мы тогда в очень сжатые сроки построили для всей страны не только завод, но и целый город с населением под 100 тысяч человек! Ни до, ни после нас пока никто такого не повторил».
Слова ветеранов благодарная публика встретила одобрительным гулом и аплодисментами. Ведь именно строители завода положили начало и почти полувековой традиции автокросса.
После церемонии подъема государственного флага все приступили к своим обязанностям. Пилоты отправились к машинам. В общей сложности стартовать готовились 64 человека, некоторые выбыли уже на тренировках. Техника не выдержала. Как уже сказано выше, было семь классов: три составили багги (Микро, Мини и Д3-спринт), а еще четыре — кузова (Ока, Классика, Свободный, А1600).
Формула соревнований отводила для шести классов четыре серии заездов, а самый многочисленный класс из 20 пилотов — Д3-спринт — был разбит на две группы, из которых по пять пилотов впоследствии сошлись в финале — в споре, кто из них самый быстрый.
Братья Михаил и Тимофей Ведерниковы, приехавшие из Ижевска, глянули в таблицу из четырех отборочных заездов плюс финал, не считая квалификации и тренировок, и не скрывали радости: «В чемпионате России мы уже давно отвыкли от такого количества соперников!».
Тольяттинский мастер спорта Евгений Ушмаев привез закалять в сражениях трио своих детей. В классе Микро багги ехал Семен Ушмаев и, кстати, успешно закончил гонку на втором месте наградного подиума. В Мини багги боролась с соперниками Александра Ушмаева, но попасть в число призеров, увы, не смогла. Не задалась гонка и для Маргариты Ушмаевой в зачете Д3-юниор (Ока), но прохватить по закрученной дорожке протяженностью чуть более километра получилось.
Семья Жаворонковых из Нижнекамска тоже привезла сразу три машины. В Микро ехал самый младший представитель гоночной когорты — Тимур, в Д3-юниор на своей Оке к победе в гонке примчался Данил Жаворонков, а на третьем автомобиле в цветах команды опытнейшего пилота Олега Жаворонкова в классе 1600 приехал на третью позицию Илья Бердов.
Сразу четверо представителей ралли-рейдовой серии «Холмы России» заявили свои машины в классе «Свободный», где из требований к технике строго регламентировано разве что наличие надежных ремней, «ковша» и каркаса безопасности. Это самарские спортсмены Виктор Некипелов, Артур Садыков и Юрий Фокеев, а также Никита Юрковский из города Балаково Саратовской области. Опыт выступлений в автокроссе был у каждого из них, и на этот раз одному наиболее быстрому улыбнулась удача. Никита Юрковский дожал, доборолся и приехал на третьем месте зачетной категории «Свободный», оставив позади многих преследователей.
Впрочем, город Тольятти, бывший когда-то настоящей кузницей мастеров автомобильного спорта, подготовил достойный ответ. В классе Мини багги порадовал безоговорочной победой Лев Губа — внук человека, который не нуждается в представлении. Если не изменяет память, то инженер Владимир Губа задолго до прихода в команду «КАМАЗ-мастер» успел выиграть чемпионат страны по автокроссу и стать мастером спорта.
Усиленно тренировался перед гонкой потомственный гонщик Сергей Буркалов и непосредственно в гонке уверенно приезжал в отборочных заездах вслед за лидером. Правда, финал сложился неудачно и Сергей остановился неподалеку от наградного подиума самого массового класса Д3-спринт — на шестой позиции.
Прочувствовать градус гонки можно, оценив потери. Алексей Зайцев из Балаково лишился мотора уже на тренировках. Прогоревшие поршни не позволили ввязаться в бой. Не выдержал накала страстей силовой агрегат вазовской «восьмерки» тольяттинца Сергея Соболева.
Периодически «выпадал» из борьбы из-за полученных его «Калиной» повреждений другой опытнейший тольяттинский боец Сергей Забродин. Даже в зачете Д3-юниор, где автомобили «Ока» не могли похвастаться запредельными скоростями, пилот Данияр Юлдашев в пыли неожиданно промахнулся мимо поворота и смачно влетел в отбойник.
Зрители заметно расстроились, не обнаружив среди пилотов на классических автомобилях ВАЗ своих земляков.
Но «шестерка» участников зачета «Классика» не позволила скучать и периодически радовала аудиторию оторванными колесами и плотной контактной борьбой.
Весь наградной подиум здесь безоговорочно достался гостям из Пензы. Победил Сергей Гарин, вторым приехал Андрей Лягин, а третье место оформил Олег Ильин.
Стоит отметить, что поклонники автомобильных гонок занимали места на автодроме с соблюдением необходимых требований — многие были в медицинских масках, хотя и не все, но зато на максимально возможной дистанции друг от друга. По опыту последних пяти-семи лет столь массового присутствия жителей и гостей города на автодроме ТСТК «Лада» (он же автодром КВЦ) точно не бывало.
Для публики кроме соревновательной программы, выставки автомобилей и пунктов общепита работала раздача сувениров от партнеров оргкомитета гонки. Но в связи с большим количеством заездов последние старты давались уже в лучах заката, поэтому до церемонии награждения на автодроме оставались только настоящие фанаты автоспорта.
Организаторы постарались не оставить без внимания ни одного участника «Серебряной Ладьи 2020». Всем пилотам достались памятные и утешительные сувениры, а победителям — отличные авторские кубки.
Среди самых юных пилотов Микро багги победу праздновал Глеб Дзюбан из Набережных Челнов. Зачет «Свободный» возглавил Павел Анисимов (Кирово-Чепецк). В А1600 победил тольяттинец Айрат Гайнуллов. Ну а в наиболее жестком и красивом противостоянии класса Д3-спринт лучшим оказался Тимофей Ведерников (Ижевск), с чем мы его и поздравляем! По недоразумению автомобиль Георгия Антошина (Химки, Московская область), лидировавшего всю гонку, заглох на старте решающего заезда.