Что же готовит 2021 год российским пилотам? Ведь помимо Даниила Квята у нас еще подрастает отличная смена в Формуле 2, которая уже готова к следующему шагу в своей карьере. Мы говорим прежде всего о пилоте программы SMP Racing Роберте Шварцмане и Никите Мазепине — и если Роберт еще вполне может позволить себе задержаться на год в Формуле 2, то вот для Никиты третий сезон не пойдет на пользу.
Предлагаем рассмотреть возможные варианты карьеры как для наших спортсменов, так и для тех пилотов Формулы 1, кто уже потерял или может потерять в ближайшее время свое кресло в главной гоночной серии мира.
Накануне международные СМИ взорвались информацией о том, что уже во время ГП Айфеля на Нюрбургринге два пилота серии Формула 2, сражающихся в этом сезоне за титул, проведут пятничные тесты актуальных машин Формулы 1. Так, Мик Шумахер сядет за руль Alfa Romeo, а Каллум Айлотт протестирует автомобиль Haas.
Но буквально через час сообщение было дополнено новостью, что Роберт Шварцман также примет участие в пятничных практиках, но позже, во время финального этапа сезона.
«Трое лучших учеников Ferrari Driver Academy (FDA) — в алфавитном порядке Каллум Айлотт, Мик Шумахер и Роберт Шварцман — впервые примут участие в пятничной тренировке Гран-при Формулы 1 перед концом этого сезона, — сообщается на сайте Ferrari. — Шумахер и Айлотт, которые в настоящее время возглавляют турнирную таблицу чемпионата Формулы 2, будут первыми и примут участие в первой свободной практике на Гран-при Эйфеля в пятницу, 9 октября, на трассе Нюрбургринг. Мик сядет за руль Alfa Romeo Racing C39, а Каллум — Haas VF-20. Роберт, в настоящее время пятый в Формуле 2, проведет свои тесты в последнюю пятницу чемпионата 2020 года в Абу-Даби».
Однако уже 30 сентября Роберт впервые сел за руль SF71H, на котором команда Ferrari выступала в 2018 году, во время тестового дня на автодроме Фьорано в Италии. Вместе с ним в тестовом дне приняли участие также Мик Шумахер и Каллум Айлотт. Подобные тесты являются частью подготовительной программы Академии Ferrari.
Итак, каковы же реальные шансы у наших спортсменов? Давайте рассмотрим различные варианты.
До последних дней ходили упорные слухи о том, что Антонио Джовинацци все же покинет Alfa Romeo, а его место готовят для Мика Шумахера. Тесты во время первой практики на Нюрбургринге сами по себе ничего не подтверждают, молодых выпускников Формулы 2 регулярно тестируют в Формуле 1. Но если рассматривать всю ситуацию в целом — то вероятность довольно высока, а Кими Райкконен стал бы отличным наставником для молодого Шумахера.
Но в итальянской прессе уже появились другие слухи: там настаивают, что итальянец Джовинацци все же останется в Alfa Romeo еще на один сезон (Формуле 1 нужен хотя бы один итальянский пилот), хотя его результаты в чемпионате и оставляют желать лучшего.
Также есть информация и о том, что Райкконен в Сочи уже подписал контракт с Alfa Romeo, однако официальных подтверждений пока не получено, их ждут со дня на день. По сообщению издания Чемпионат.ком, руководитель Alfa Romeo Фредерик Вассер вообще отказался отвечать на этот вопрос, хотя и признал, что Ferrari будет иметь право голоса при утверждении кандидатуры пилота Alfa Romeo в 2021 году.
— Никаких сроков, — сказал он. — Мы поговорим с Кими в течение следующих нескольких недель, чтобы решить, какой следующий шаг сделаем вместе. Что же касается второго места, мы обсудим с Ferrari и примем решение в ближайшие месяцы. Есть много хороших гонщиков, но прежде всего я должен все обсудить с ребятами, которые сейчас в команде.
Какие же могут быть варианты? Их довольно много. В случае ухода Кими Райкконена его могут заменить и Нико Хюлькенберг (опытный и спокойный), Серхио Перес (хотя Перес сообщал, что не готов тратить время, выступая за команду без надежд на победы), да хоть и Даниил Квят! Русский гонщик вполне может справиться с ролью играющего тренера, а опыт работы на команду Ferrari в 2019 году ему только на руку.
Если же уйдет Джовинацци, то здесь, скорее всего, без вариантов: его место займет Мик Шумахер.
Гюнтер Штайнер уже давно выражает недовольство своими пилотами, но тем не менее из года в год сохраняет свой состав. В этом году ситуация уже совсем критичная, но так ли виноваты в этом пилоты?
В любом случае, похоже, что Штайнер уже дозрел, чтобы заменить хотя бы одного гонщика — Ромэна Грожана. И вполне может сложиться так, что и Магнуссен не сохранит свое место.
Еще в начале сентября Штайнер вроде бы в шутку говорил о том, что готов взять сразу двух новичков из Формулы 2, и прибавлял, что его намерение сильно укрепят бесплатные моторы от Ferrari. Вряд ли он получит их бесплатно, но если Scuderia вознамерится посадить в Haas сразу двух выпускников Формулы 2, то поблажки Haas может получить. Вопрос только, кто же может оказаться в американской команде?
Если Alfa Romeo сохранит свой состав на 2021 год, то тогда Мик Шумахер автоматически будет «переброшен» в Haas. Останется ли там Магнуссен? Договорится ли Штайнер с Пересом? Неизвестно. Босс Haas явно будет искать выгоду, и на фоне опыта и спонсоров Переса или бонусов от Ferrari Магнуссен явно проигрывает.
Для Переса Haas не слишком привлекателен с точки зрения невысоких шансов на победу, так что это для него совсем уж запасной вариант. Его с распростертыми объятиями ждут в серии Indycar. Команда Mclaren уже объявила о том, что место для него готово. Захочет ли сам Перес и его спонсоры поменять Ф1 на «Инди» — именно ответ на этот вопрос и решит исход всего дела.
Впрочем, есть информация и о том, что Перес ведет активные переговоры с Red Bull, чтобы занять место Алекса Элбона, и если сейчас это выглядит как шутка, то мы знаем, что в каждой шутке есть доля… шутки. А остальное — правда.
Допустим, что в Haas все же берут двух новичков, и один из них — Шумахер. Кто станет вторым? В свете нынешних событий Штайнер наверняка остановится на Каллуме Айлотте, если только Роб не «выстрелит» на двух последних этапах. Но даже по возрасту, а не только по последним результатам Шварцман может провести в Ф2 еще один сезон — чтобы набраться опыта и выиграть чемпионат. В этом случае как раз освободится кресло в Alfa Romeo, и он сможет его занять.
Хорошо ли это будет для Роберта? Скажем так, неплохо. Конечно, хочется брать препятствия с разбега, а лишний год в Формуле 1 всегда на пользу, но иногда проще бывает подождать. К тому же в этом случае он придет в Формулу 1 уже на новый регламент и 18-е колеса, и не будет необходимости переучиваться. В общем, в любом случае он успевает вовремя.
Для Юки Цуноды важно оказаться в Топ-5 по итогам Формулы 2, чтобы получить суперлицензию, и тогда он вполне может заменить Даниила Квята, ведь Honda ни о чем так не мечтает, как о работе с японским пилотом.
И хотя Даниил Квят и рассказывает в интервью, что еще ничего не решено и переговоры начнутся позже, мы понимаем, что призрак Цуноды уже маячит на горизонте.
Какие варианты ожидают Даниила, если он все же уступит место японскому пилоту? Чисто математически он может оказаться и в Haas, и в Alfa Romeo, но очень ли он там нужен? Говорят, что Даниил уже давно начал рассматривать для себя варианты продолжения карьеры в других сериях, и один из вариантов — Formula E.
Хельмут Марко и Кристиан Хорнер вовсю убеждают публику, что в следующем сезоне состав команды они менять не собираются, а это, как известно, точное доказательство обратного. К тому же и слухи о переговорах с Серхио Пересом явно возникли не на пустом месте.
Алекс Элбон совершенно точно не тянет, и дело не в каких-то посторонних факторов вроде неудачного шасси или чего-то еще. Он регулярно проигрывает напарнику и в квалификациях, и в гонках, причем не тысячные или сотые, а высокие десятые или даже секунды, а во время гонки даже становится круговым.
Для борьбы за позиции в Кубке конструкторов такой пилот явно не подходит, хотя он и тайского происхождения, что существенно для акционеров Red Bull. Так что ради высокого места в чемпионате имеет смысл подумать и о замене Элбона на кого-то более эффективного, и в этом случае — почему бы не Перес?
Возможно, это одна из самых абсурдных теорий, но, как мы знаем, в Формуле 1 абсурдные теории порой бывают самыми жизнеспособными.
По одной из версий, за сделкой по покупке Williams не сотрудничавшей ранее с Формулой 1 американской компанией Dorilton Capital стоял не кто иной, как Дмитрий Мазепин, владелец компании «Уралхим». После неудачной попытки приобрести Force India он явно не сдался, а Никита Мазепин в этом году показывает отличные результаты в Формуле 2 и уже сравнялся по очкам с Робертом Шварцманом (по 140 баллов).
Никита и в прошлом году участвовал в предсезонных тестах в Барселоне на актуальной машине Mercedes и даже показал лучший результат второго дня, немного не дотянувшись до времени Валттери Боттаса. В этом году на «Сочи Автодроме» перед Гран-при России он практиковался в управлении Mercedes AMG W09 — автомобиля, которым управлял Льюис Хэмилтон в 2018 году. Команда осталась крайне довольна его результатами, но ждет ли Никиту какое-то ближайшее будущее в Формуле 1, пока неизвестно. Два сиденья в Williams заняты довольно прочно: за Джорджем Расселом, помимо таланта, стоит еще и Mercedes, а у Николаса Латифи весьма состоятельный отец. Возможно, нас ожидает битва родителей за место сыновей?