Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
«Классика 1000»: самая длинная гонка в российском кольце
08.10.2020 | 3384 просмотра

«Классика 1000»: самая длинная гонка в российском кольце

Текст и фото: Мария Мельникова
Источник: Дром
«Это такой адреналин, такой опыт!»
«Я с удовольствием ехал бы сутки»
«Мы верим в темноту и на ощупь знаем дорогу!»
«Ужас и паника были в глазах каждой девочки нашего экипажа. Но все стойко молчали»
«Гонка длиной в 11 часов по меркам ралли-рейдов — однодневный спринт»

Эти противоречащие друг другу цитаты — слова разных спортсменов, которыми они описывают свое участие в самой длинной на данный момент в современной России кольцевой гонке «Классика 1000», прошедшей в эти выходные. Автодром Moscow Raceway уже второй год подряд принимает классический эндуранс, но если в 2019-м сезон завершался «Классикой 300», то сейчас амбиции организаторов и участников выросли более чем в три раза. А Александр Смирнов, организатор соревнований MCGP и руководитель компании «Старое время», обещает, что в следующем году состоится и суточный марафон. Спортсменов, желающих принять в нем участие, уже сейчас на удивление много. И дата, кстати, назначена: 26-27 июня 2021 года.

«Классика 1000» — событие очень красивое. На автодроме Moscow Raceway — настоящий праздник со зрителями, лотереей, детскими гонками на педальных машинках и многими другими радостями жизни и автоспорта. В полдень по московскому времени участникам дается старт под бой курантов, который проходит в стиле Ле-Ман: все автомобили выстроены по диагонали вдоль питвола и бросаются в бой безо всяких прогревочных и установочных кругов.

Три десятка участников поделены на три зачета: первая группа — всего три автомобиля — участвуют в зачете «Классика 50», т. е. соревнуются на дистанции в 50 км; вторая группа из шести машин выбрала для себя дистанцию в 300 км. И еще 18 стартуют на полную гонку и собираются проехать 1000 км, при этом более чем половину всего времени им предстоит ехать по темноте, но это никого не смущает. Наоборот, бодрит и добавляет волнения в кровь.

Подавляющее количество автомобилей — отечественная классика, хотя имеется и трое участников в Touring Mondial. Mercedes Benz 190 1989 года выпуска и BMW 318 1987 года выпуска выступают за команду «УГМК Моторспорт» Ильи Кашина, которая после многих лет приверженности отечественному автопрому решила изменить вектор своих пристрастий и теперь в качестве пробного шара подготовила двух красавцев под 300-километровую гонку.

На Mercedes ехали сам Илья, Альберт Гайнуллин, Андрей Пономарев и Сергей Нуждин, а вот за рулем BMW выступали постоянные участники MCGP Михаил Тюрин и Виталий Ларионов вместе с Евгением Трушиным.

Третьим участником класса Touring Mondial стала Mazda 323 1991 года, но в отличие от первых двух экипажей УГМК пилоты команды KVMotorsport Константин Квашнин, Давид Погосян и Василий Владыкин соревновались на дистанции в 1000 км. И выиграли гонку в абсолютном зачете!

Самое большое количество участников собрал класс «Жигулей», объединенный в один по общим требованиям: 15 машин. «Волг» было всего шесть. В собственном классе соревновались два шортката, для которых провели награждение, несмотря на то, что они не набрали количественного состава. Единственный «Москвич-412» Валентина Тенишева выступал в зачете «Классика 50».

Гонка закончилась уже за полночь, конечно же, далеко не все участники финишировали, у многих происходили поломки, которые было невозможно устранить по разным причинам — от недостатка запчастей до нехватки времени.

Регламент гонки

В спортивном регламенте каждого зачета соревнования есть несколько нюансов, которые определяют всю стратегию команд. Например, в 1000-километровом заезде в экипаже не может быть меньше трех пилотов, каждый из которых не может находиться за рулем более 40 минут или ехать две смены подряд. Каждая команда должна произвести не менее 13 обязательных пит-стопов, а общее время пит-стопов для тех, кто едет полное соревнование, не может быть менее 100 минут. А для участников зачета «Классика 300» это время было ограничено 30 минутами.

По словам организатора соревнования Александра Смирнова, это сделано исходя из особенностей классических автомобилей, техническое состояние которых нужно регулярно проверять и давать им определенное время на отдых.

В том случае, если пит-стопы заняли меньшее время, автомобиль должен отстаиваться в боксах оставшиеся обязательные минуты.

С 18.00, когда на трассе становится уже темно, на всех автомобилях должны быть подключены обязательные дополнительные фары ближнего света.

Также в гонке было запрещено пользоваться рациями и радиосвязью — так как во времена этих машин подобных устройств не было. Разрешалась только визуальная информация с помощью пит-бордов. 

Двигатель можно было заменить только один раз. Остальные замены узлов и агрегатов допускались в неограниченном количестве.

Ночью все кошки серы

Главное проблемой Moscow Raceway является недостаточная освещенность трассы, и, понятное дело, что специально под одну или несколько гонок проводить столь дорогостоящую доработку никто не будет.

Поэтому перед спортивным директором автодрома Игорем Васильевичем Коноваловым встал непростой вопрос об обеспечении безопасности участников — ведь помимо того, что трасса темная, головного освещения на старых автомобилях тоже явно недостаточно для безопасности.

— У нас уже имелся небольшой опыт проведения гонок в темное время суток — я говорю о гонках Russian Endurance Challenge, которые проходили в предыдущие годы, — рассказал Игорь Коновалов. — Но такого длительного заезда еще не было, и стало понятно, что самое важное — это обозначить границы трассы и указать повороты.

— Было несколько вариантов решения — например, нанести светоотражающую краску на асфальт или установить катафоты. Но краска может быстро стереться под колесами, а катафоты и недешевы, и портят покрытие, так что мы от этих вариантов отказались. И в итоге было принято решение добавить самоклеющиеся световозвращающие полоски на конусы и маркеры — такая пленка используется в том числе для обозначения габаритов на транспорте. Всего мы сделали около 100 конусов, которые расположили по трассе. Маркеры (это те самые «sixpack» из шин, что стоят на трассе) обозначили оранжевым, конусы белым. Так что спортсменам все было понятно.

— Устанавливали ли вы какой-то дополнительный свет?

— Да, у нас есть дополнительные прожекторы прямо напротив линии финиша — это сделано для наших хронометристов: направленный боковой свет, чтобы видеть бортовые номера. Плюс дополнительные прожекторы установлены на постах маршалов и в зонах вылетов — особенно в опасных местах: в девятом и 15-м поворотах.

— Техника в гонке участвует, скажем так, старая, у части машин случаются поломки. Справляетесь ли вы с их последствиями в темноте?

— Честно говоря, даже лучше, чем мы предполагали. У нас было два взрыва моторов, и их последствия мы ликвидировали за два круга. Так что автомобиль безопасности простаивает, что не может не радовать.

— Ночью оказалось ехать очень интересно, — поделилась мастер спорта международного класса Татьяна Елисеева, принимавшая участие в гонке сразу в составе двух экипажей. — Спасибо Игорю Васильевичу, который сумел сделать очень интересный ночной вариант подсветки траектории: понятно, что важную роль в этом сыграл его огромный гоночный опыт. Трасса очень легко проходится ночью благодаря появлению световых обозначений. Главное, что ты делаешь, ты едешь на стопку из шин с оранжевым обозначением, и около нее нажимаешь на газ. Отличная подсказка! А остальные конусы поставлены так, что сразу понятна конфигурация трассы и не нужно лишний раз думать о траектории и точках торможения.

«Женская сила»!

Слева направо: Татьяна Елисеева, Вирсавия Гольцова, Валентина Засядько, Наталья Гольцова

Татьяна Елисеева изначально договорилась ехать в экипаже «32» на ВАЗ-2103 с Иваном Трофимовым, Антоном Щербаковым и Николаем Шапошниковым, но когда Валентина Засядько пригласила ее в состав женской команды G-Force, то отказаться не смогла. Вместе с Валентиной и Татьяной в экипаж вошли две продолжательницы династии Гольцовых — Наталья, спортсменка, хорошо известная своими выступлениями в РСКГ, дочь Владимира Гавриловича, а также и Вирсавия Гольцова, дочь Натальи, также выступающая в молодежных кольцевых гонках.

Подготовкой автомобиля для женского экипажа занялся отец Валентины — мастер спорта по автогонкам и КМС по мотокроссу Константин Засядько. Он и его товарищи сформировали и второй экипаж под названием «Память», в который вошли также ветеран автоспорта, мастер спорта Игорь Агаев и Виталий Ларионов.

— Началось все с того, что Валентина пригласила участвовать в гонке… Вирсавию, — рассказала Наталья Гольцова. — Малая за ужином спросила: «Может, поедем?!». И я, недолго думая, согласилась. При этом я даже не знала, во что мы ввязываемся. 1000 км — это такой серьезный вызов, особенно на классических машинах. Это большая командная работа, нужны не только механики, нужна уверенность в экипаже. С самого начала мы поставили перед собой задачу ехать не быстро, а стабильно, потому что автомобиль в силу своего возраста не очень надежен, и под большой нагрузкой может сломаться.

Изначально мы для себя определили, что это для нас больше праздник, нежели полноценная серьезная гонка, но получилось все немного иначе 😊.

Вирсавия Гольцова

— Это было очень тяжело, — сказала Вирсавия Гольцова. — Мы много ломались, но механики просто невероятные молодцы! Все, что мы ломали, они чинили, и благодаря всей команде мы все же финишировали. Я ездила перед этим длинные гонки, в том числе чемпионат Татарстана, и по темноте тоже неоднократно приходилось, но здесь сложилось все вместе, плюс очень тяжело по физике из-за отсутствия гидроусилителя руля.

— Мы обсуждали с организаторами создание именно женской команды, — добавила Валентина Засядько, капитан команды G Force. — Мы были между собой знакомы и до гонки, участвовали в картинге, пересекались на соревнованиях, так что удалось быстро организовать экипаж. Нашей задачей минимум было финишировать, т. к. мы понимали, что ресурс машины может не выдержать 1000 км. Мы поставили новый мотор, новую коробку, но всего не предусмотреть. И ожидание того, сможет ли команда починить машину и будет ли у нас шанс продолжить гонку, оказалось самым сложным.

— Валентина Засядько и ее папа Константин подготовили машину для девчачьего экипажа. Без эгиды и титульных медиа, по старинке: своими силами и средствами, — рассказала Татьяна Елисеева. — Ведь что такое гонка длиной в 11 часов? По меркам ралли-рейдов это однодневный спринт.

В общем, вышла такая история. Чтобы ехать долго и быстро, у женского экипажа были «Жигули» с двумя горизонтальными карбюраторами «Деллорто», трубчатыми передними рычагами с диким кастором, широкими полусликами, укороченной сошкой и маленьким спортивным рулем. Перевожу: руль было не повернуть. А как тяжело было Вирсавии и Валентине! Но мы решили ехать на силу воли и выдержку до финиша: кто сколько сможет сохранять безопасность движения и контроля над машиной. После второй смены предплечья уже ныли. А затем и машина начала капризничать. И старший Засядько с «однополчанами» каждый раз реанимировали ее, продвигая нас к заветному финишу. Что у нас только не ломалось: датчик вентилятора, рокер на клапане, колодки, колесные шпильки… В один момент показалось, что все, финита: одновременно кончились сцепление, кардан и редуктор! Но старая гвардия не привыкла сдаваться и восстановила нашу машину запчастями со своей. Да, мы снова в деле. Только вот их команда осталась без машины…

Но мы доехали. Стиснув зубы, сдергивая машину в поворот, удерживая руль всем корпусом, хвастаясь друг другу волдырями. Доехали до финиша и получили награду.

300 километров — это альтернатива!

Команда «УГМК Моторспорт», про которую мы неоднократно писали и раньше и которая специализировалась на отечественной классике, в этот раз представила на соревновании двух «немцев» — Mercedes Benz 190 1989 года и BMW 318 1987 года — и поехала не на 1000 километров, а на 300. Честно говоря, в час ночи, постукивая зубами от холода на питлейне в ожидании финиша, казалось, что не так уж они были и неправы…

— Мы решили показать автомобили двух разных школ и посмотреть, как они будут вести себя на треке, — рассказал Илья Кашин. — И для нас очень важно, что обе машины смогли финишировать, хотя технические проблемы нас тоже поджидали. Изначально проблема была незначительной сама по себе, но привела к тому, что мы потеряли много времени на ее устранение. У нас лопнул кронштейн в подвеске, а в итоге это привело к тому, что умер аккумулятор. И нам повезло, что у друзей оказался запасной, который они нам и дали. Потому что мы даже не брали с собой запчастей — только по подвеске, потому что машина была отлично подготовлена.

— Я ехал на Mercedes, машина абсолютно новая, она еще ни разу не выезжала на трек, для нее эти соревнования — фактически обкатка, так что мы и не ставили перед собой задачи ехать на полную дистанцию. И сейчас, после того как она прошла эти 300 километров, мы получили необходимую информацию для дальнейшей работы. Мы ехали на серийном, слабо форсированном моторе, т. к. не успели построить гоночный, но даже в этом виде Mercedes показал себя быстрым и хорошо приспособленным к кольцевым гонкам. В дальнейшем мы планируем участвовать на этих автомобилях и в других классических соревнованиях.

Команда 33 Legion

…Вместе с Антоном Захаровым, известным автогонщиком, мастером спорта, а ныне тренером и руководителем одноименной Гоночной академии и участником экипажа команды 33 Legion мы стояли в боксах команды у монитора с текущими результатами и высчитывали, какой длины должны быть оставшиеся три пит-стопа, чтобы точно уложиться в заданное время. По всему выходило, что у команды есть все шансы если не выиграть заезд, то оказаться на подиуме, ведь до финиша оставалось менее 1/5 гонки, а красный и очень нарядный ВАЗ-21011 держался молодцом.

Но именно в этот момент напротив номера автомобиля на электронном табло загорелась латинская буква «Р», а еще через несколько минут Андрей Севастьянов прибыл на питлейн «на галстуке».

Андрей Севастьянов (слева) и Антон Захаров

«Ехали точно, быстро, вероятнее всего на подиум. Но заранее ничего знать нельзя. Просто старались сделать свою работу слаженно, — напишет позже Андрей Севастьянов в своих соцсетях. — Гонки — это запредельные нагрузки для всех. Сердце нашего скакуна замерло “в моих руках”, когда мы были на 173-м круге гонки. Лопнул коленвал...».

Но до того, как стало понятно, что гонка для экипажа закончена, Андрей рассказал о своем участии в классическом эндурансе.

— Эта машина была построена под короткие гонки, у нее установлен маленький топливный бак, поэтому каждый раз при замене пилота мы доливали бензин. Поскольку по регламенту это нельзя делать одновременно, то мы тратим на пит-стоп в среднем 4,5 минуты, что совершенно нормально с учетом обязательных 100 минут отстаивания.

— После утренней тренировки мы поменяли коробку передач, т. к. с четвертой были некоторые проблемы, и теперь почувствовали уверенность в автомобиле, и времена у нас стали улучшаться. Едем в хорошем режиме. Думаю, что в ночное время мы потеряем темпа меньше, чем другие участники соревнований. Мы верим в темноту, мы на ощупь должны знать дорогу.

— Я бы с удовольствием ехал сутки, и мы морально готовились участвовать в Russian Endurance Challenge, который нам очень нравится, но который в последний момент был отменен. Я считаю, что гонка начинается после 300 км, когда нужно уметь все просчитать и работать на результат. Здесь важна тактика. Мы с Антоном участвовали в Смоленске в длинной гонке и за три часа выиграли у соперников всего лишь две секунды, т. е. на финише у нас было 80 метров разницы. Вот это хорошая была гонка. Так что 24 часа — это вполне наш формат.

«Организатору выигрывать не надо»

Экипаж «Баржи»

Александр Смирнов, организатор классических соревнований MCGP, «Классика 1000» и других, сам всегда принимает участие в своих гонках за рулем самых разнообразных автомобилей, и в этот раз вместе Иреком Тенишевым, Виктором Земеровым и Максимом Жарковым выступал в составе команды «Баржа» на «Волге» ГАЗ-24.

К сожалению, гонка у экипажа не сложилась. Взорвавшийся мотор, довольно долгая замена агрегата и вновь проблемы с двигателем, который залил трассу маслом уже на первом после выезда из ремонта круге.

— У нас сломался привод масляного насоса. Мотор живой, крутится, но масло не подается. Я увидел, как резко упало давление и остановился, чтобы не убить совсем двигатель, хотя, конечно, мог доехать до боксов сам, — рассказал Александр Смирнов. — Я получаю огромное удовольствие от гонки, но считаю, что мне необязательно выигрывать. А экипаж, конечно, хочет выиграть.

— Мы едем на обычных машинах, которые используем в коротких гонках. Те, кто считает нужным, поставил более спокойный мотор; мы же ехали на том же автомобиле, что и в чемпионате — просто на 75% от возможностей. И покрышки те же самые. Только запчастей с собой взяли под разные ситуации.

— Я доволен прежде всего как организатор: в прошлом году у нас на 300 км стартовало машин меньше, чем в этом году на 1000 км. Мы обязательно поедем и в следующем году тоже, и планируем 24 часа, хотя не знаю пока, сколько наберется героев. Да и перед этой гонкой пессимистов было достаточно, многие не верят, что машины доедут, но наше соревнование уже перемахнуло через 700-километровую отметку, а машины все еще на трассе.

Полет нормальный.

«Не-классика»

В зачете шорткатов в итоге вместо пяти машин в бой отправились только две. Вы спросите, что делали шорткаты в классической гонке? По словам Александра Смирнова, их пригласили для создания массовости. Я не вижу в этом ничего плохого: у нас так мало соревнований, что каждое — на вес золота, тем более что шорткаты — это своеобразная реплика S7. Просто обо всем нужно договариваться на берегу, тогда в дальнейшем не будет никаких проблем и все стороны останутся довольны друг другом.

Оба шортката благополучно финишировали в гонке. Команда NRG Motorsport на автомобиле № 40 благополучно прошла полную дистанцию в 250 кругов, второй экипаж — GMP — из-за технических проблем в начале гонке успел сделать на пять кругов меньше.

— Можно сказать, что тактику мы придумывали на ходу, отталкиваясь от того, что происходит на трассе и в боксах, — рассказала Татьяна Добрынина. — Изначально было решено, что в ночное время едем только я и Миша Лобода, т. к. лучше видим в темноте, мы быстрее и опытнее. Да и темп у нас выше. Так и менялись каждые 40 минут — то он, то я. Единственное, о чем мы сразу договорились, что едем аккуратно, бережно и стараемся сохранить машину.

Татьяна Добрынина

— Но для меня это конечно абсолютно новый опыт, и очень интересный. Я очень рада тому, что сейчас идет уже 12-й час гонки, а оба шортката все еще на трассе. И всем, кто говорил, что это ненадежная машина — пожалуйста, мы в самой голове пелотона! Мы испытали себя, испытали технику и в целом очень довольны. И ждем уже с нетерпением финиша — осталось три круга. Всю гонку мы ехали на адреналине, но сейчас, после того как я закончила свой последний стинт, уже, конечно, ощущаю усталость.

Победу в абсолютном зачете одержал экипаж команды KVMotorsport в составе Константина Квашнина, Давида Погосяна и Василия Владыкина на Mazda 323 под номером 777. Они на четыре круга оторвались от следующих участников — команды Kramar-MRE на ВАЗ 2101.

Результаты:

Зачет «Жигули»

3-е место — «Корчстрой»
2-е место — Classic Car Racing
1-е место — Kramar-MRE

Зачет «Волга»

3-е место — «Красная Машина»
2-е место — Kramar Motorsport
1-е место — TSS Racing

Зачет «Абсолют»

3-е место — Classic Car Racing
2-е место — Kramar MRE
1-е место — KVMotorSport

Зачет «ShortCut»

2-е место — GPM
1-е место — NRG Motorsport

Все результаты можно посмотреть здесь.

 

Фотобонус

Комментарии

  
Барнаул/Горно-Алта
Сообщений: 430
Охрененная гонках, не то что ни один человек на трибуны не пришёл, а даже в комментах никто не заинтересовался
Мой отзыв: Kia Ceed 2010
7
6
Ответить
19806268
У нас в принципе мало людей, интересующихся автоспортом. А из тех, кто интересуется, 99% - любители Ф1 с довольно узким кругозором.
Но это всё вовсе не значит, что не стоит писать о других гонках и, особенно, отечественных.
6
 
Ответить
1489811
Тенишев???
Он еще гонки ездит?
Уважение👍
1
 
Ответить
1489811
Кстати, чтобы автоспорт стал чуть популярнее, Дрому надо выводить эти отчеты в основной блок статей. Там их будут хотя бы по умолчанию прочитываться обычным контингентом. А в раздел Спорт 1,5 человека в год заглядывают.
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!