Алгарве — красивейшая трасса, при этом очень непростая, с большими перепадами высот, сложными поворотами и «слепыми» зонами, когда на подъеме не видно, что происходит по ту сторону гребня.
Тем не менее этап Формулы 1 давно не оставлял таких двойственных впечатлений. Похоже, FIA оказались просто не полностью готовы к этапу на автодроме Алгарве. Косвенно подтверждает это и неразбериха с границами трассы, запрещенными для нарушения, последующие их переносы и совершенно невероятное количество аннулированных кругов во время свободных заездов и квалификации (только в пятницу их было 124!), а также штрафы, розданные за это во время самой гонки. Проблема связана прежде всего с тем, что автодром ни разу за свою историю не принимал Гран-при Формулы 1, а проведенные ранее тесты не являются показательными для гонки.
Тот факт, что Формула 1 не проходила в Портимане, означает, что у команд в принципе не было информации об этой трассе и поведении автомобилей и шин на ней. Вся работа делалась с нуля, методом проб и ошибок. К тому же в Португалии первые 30 минут второй сессии были отведены под тесты новых шин Pirelli, а затем она была испорчена двумя (по большому счету, конечно, только первым) периодами красных флагов, и команды фактически не успели провести гоночные пристрелки. А ведь именно эта сессия является наиболее показательной и результативной для сбора информации, т. к. проходит в тот же временной отрезок, что и гонка.
Добавили командам проблем абсолютно свежий и гладкий асфальт и выбранные Pirelli самые жесткие типы резины, о которых подробнее мы поговорим чуть ниже.
«Это очень сложная трасса, — рассказал Льюис Хэмилтон. — Есть несколько мест, где ты вообще не видишь, куда едешь, а видишь только небо. Это проблематично в том числе и при поиске точек торможения, ведь ты фактически не можешь их определить и запомнить, если перед тобой только небо. Покрытие довольно странное по ощущениям. Оно очень плотное и очень гладкое, и заставить работать шины тут фактически невозможно, особенно это касается задних шин».
Появление автомобиля безопасности является тем самым джокером, который вносит в гонку элемент непредсказуемости. В Портимане это было бы вдвойне кстати, ведь вспышка очевидного интереса у зрителей к гонке, когда McLaren уже на первом круге пробился в лидеры, обойдя два Mercedes, угасла после того как на трассе был восстановлен Status Quo (два Мерседеса в лидерах, Ферстаппен чуть позади). Появление автомобиля безопасности, во-первых, нивелировало бы временные отрывы, появившиеся во второй части гонки, а, во-вторых, позволило бы остудить шины, что вновь внесло бы в соревнование элемент неожиданности.
К сожалению, во время гонки не было ни одного периода автомобиля безопасности и даже ни разу не вводили режим желтых флагов.
На ГП Португалии были назначены тесты новых шин Pirelli, которые итальянский производитель готовит на 2021 год. Тесты прошли в первые полчаса второй сессии свободных заездов «вслепую»: каждая команда получила от Pirelli по три комплекта новых шин, которые были распределены между пилотами 2:1, и тестовый план. Один из пилотов должен был сфокусироваться на длинных сессиях, в то время как другой постоянно чередовал свои два комплекта, чтобы провести ряд сравнений.
«Мы собрали много данных, которые помогут нам и дальше работать с шинами для следующего года. Хочу сказать командам и пилотам большое спасибо за их помощь, — отметил руководитель гоночного подразделения Pirelli Марио Изола. — К сожалению, из-за длительных перерывов во время второй практики команды не сумели провести достаточно необходимо количество заездов с имитацией гонки, и очевидно, что это могло стать проблемой при планировании гоночной стратегии, ведь Портиман — совершенно новая трасса в календаре, с которой никто толком не знаком. В пятницу утром из-за «зеленой» трассы мы заметили некоторое гранулирование шин, что в данных обстоятельствах не стало для нас сюрпризом. Позже ситуация улучшилась, а во время гонки пилоты чувствовали себя уже намного увереннее, так как трасса прорезинилась и появилось сцепление».
Тем не менее первой реакцией пилотов на новые прототипы шин стало недовольство. Они жаловались, что они ведут себя более непредсказуемо, а более округлое боковое плечо нарушает аэродинамику автомобиля.
Для ГП Португалии Pirelli выбрали три самых жестких комплекта шин — С1, С2 и С3. Интересно, что состав С3, который в этом сезоне чаще выполняет роль медиума, большинство команд забраковали и предпочли без необходимости не использовать в гонке, хотя на старте он многим дал преимущество, так как быстрее прогревался. Для 66-круговой гонки он слишком быстро деградировал, и полноценно работать с ним смогли только Карлос Сайнс (26 кругов) и Пьер Гасли (28 кругов). Кими Райкконен предпочел избавиться от него на десятом круге, а Даниэль Риккардо — на 14-м. При этом более жесткие составы, которые служили дольше, пилотам было сложно прогреть и заставить работать.
Интересно, что именно умение почувствовать шины и помогло Льюису Хэмилтону завоевать в Портимане свой 97-й поул. Во время постквалификационной пресс-конференции он рассказал, что из-за сложности прогрева резины он и решил проехать во второй попытке третьего сегмента квалификации не один быстрый круг, а два.
— Валттери возглавлял каждую сессию свободных заездов, так что я все время пытался понять, где можно найти лишние сотые и тысячные секунды, чтобы его опередить. Я подумал, что в конце Q3 он поедет на одну попытку, и тогда я решил проехать два быстрых круга, чтобы заставить шины лучше работать, и это подействовало. На последнем круге я смог улучшать результат на каждом секторе.
Скользкий, плотный и неабразивный асфальт в сочетании с самыми жесткими комплектами шин, сложными для приведения в рабочее состояние, и привели к тому удивительному и непредсказуемому первому кругу, который мы увидели в Португалии.
Начнем с того, что у команд выбор шин для старта был, скорее, «угадайкой», чем результатом аналитической работы. Из первой десятки пилотов только два Mercedes и Шарль Леклер стартовали на медиуме, остальные квалифицировались на софте и на нем же начинали гонку. В остальной части пелотона большинство выбрало для старта медиум, Магнуссен сделал ставку на хард, а Райкконен — на софт.
Первые метры после старта не предвещали никакой сенсации — по крайней мере в голове пелотона. Хэмилтон отлично стартовал, перекрыл Боттасу возможную траекторию для обгона и из первого поворота вышел лидером. Но дальше случилось непредвиденное. Льюис замешкался, и Боттас сумел его опередить. После столкновения в четвертом повороте Ферстаппена и Переса в борьбе за третье место Карлос Сайнс на уже прогретом комплекте софт выходит на третью позицию, затем обгоняет Хэмилтона, а потом и Боттаса, и уезжает от них, а ведь на гриде он был только седьмым! Ландо Норрис с восьмого места на решетке за два круга поднимается на четвертое, но самые чудеса показывает Кими Райкконен, стартовавший 16-м. Именно благодаря резине софт он получает преимущество при старте во второй части пелотона и отыгрывает десять мест, пройдя обе Ferrari, две Renault, Alpha Tauri и даже Red Bull!
Тем не менее своим 11-м результатом в гонке Райкконен остался разочарован:
«Сам старт у меня был далеко не лучшим. Я потерял позицию, но потом остальные не смогли взвинтить темп из-за холодных шин. В результате у меня получился сначала хороший первый круг, а затем и второй. Я отыграл много позиций и продолжал поддерживать высокий темп. Но затем у нас возникли проблемы на пит-стопе, что стоило мне пары позиций. Но в итоге мы не смогли заработать очки, поэтому результат разочаровывает даже после красивого прорыва».
Джордж Рассел стал в Португалии одним из тех пилотов, кто показал красивую гонку и достойный результат, завершив этап на 14-й строчке. На протяжении всего этого сезона он каждый раз выступает на максимуме, выводя слабую машину на максимально возможный результат. Тем не менее слухи о том, что он может покинуть Williams, становятся все настойчивее, в качестве замены ему прочат Серхио Переса, и единственное, что может его спасти — это контракт Переса с Red Bull.
Сам Рассел считает, что все эти слухи нагнетаются именно Серхио Пересом и его влиятельными спонсорами. Что касается Рассела, то его поддержку обеспечивает Mercedes как поставщик двигателей для команды Williams, однако Тото Вольфф не готов идти на конфликт с командой из-за своего пилота.
— Если он потеряет место, мы будем использовать его как как резервного и тест-пилота и предоставлять столько возможностей сесть за руль, сколько потребуется, чтобы подготовить его к 2022 году и далее. Но я разговаривал с владельцами команды и они попросили меня не беспокоиться».
Незадолго до ГП Португалии Кристиан Хорнер, уставший от неконкурентности Элбона, заявил о том, что у него есть две гонки, после чего его судьба будет окончательно решена. Что интересно, Red Bull сообщил, что на освободившееся место они рассматривают кандидатуры Переса и Хюлькенберга, но никак не Пьера Гасли. Элбон, правда, не обратил на это заявление особого внимания, считая, что он справится с ситуацией и выдержит давление, но этап в Португалии показал, что ситуация для тайского пилота никак не улучшается, а, наоборот, становится только взрывоопаснее.
В квалификации он уступил Максу Ферстаппену полсекунды, но вот в гонке все оказалось намного хуже: он не просто финишировал вне очков на 12-м месте, в то время как Макс вновь стоял на подиуме, но и стал круговым по отношению к своему партнеру по команде. А это грозит большими неприятностями и, возможно, даже раньше, чем мы думаем.
Если Хельмут Марко решит отправить неперспективного пилота в опалу, единственным вариантом развития событий может стать привлечение Хюлькенберга, которого уже хотели использовать во время ГП Айфеля, когда у Элбона был неоднозначный тест на коронавирус. Халк уже доказал, что способен приезжать в очки даже с последнего места на гриде, так что замена Алекса Элбона на Нико Хюлькенберга явно не нанесет вреда команде, которая сейчас фактически участвует в чемпионате одним автомобилем. Но значит ли это, что и в следующем году Халк станет выступать за Red Bull? Вовсе нет. Перес — вполне себе отличная альтернатива, а свою результативность он доказал восемью подиумами и шестым местом в этом сезоне. Однако с Хельмутом Марко никогда не известно заранее.
После столкновения с Максом Ферстаппеном на первом круге, развороте и вынужденном пит-стопе Серхио Перес вместо третьего места оказался сначала в гравии, потом в боксах, а затем в самом хвосте пелотона. Судьи признали этот случай гоночным инцидентом и не стали никого наказывать, но Чеко наказал себя сам катастрофической потерей позиций.
Тем не менее уже к 36 кругу он сумел отыграться настолько, что вернулся на пятое место, с которого начинал гонку, а дальше, конечно, «застрял», т. к. не только оба Mercedes и Ферстаппен, но и Шарль Леклер на этот раз оказались для него крепкими орешками.
Совершив пит-стоп со сменой резины на первом круге, в дальнейшем Серхио имел абсолютно свободный выбор шин, и во время своего второго пит-стопа на 45-м круге вполне мог использовать еще один комплект медиум. Однако было решено поставить софт, и это была стратегическая ошибка: самый мягкий комплект даже на легкой машине с пустым баком не сумел выдержать 20 кругов гонки и за четыре круга до финиша стал стремительно деградировать. Проведи команда пит-стоп чуть позже или используй они медиум, и пятое место наверняка оказалось бы у Racing Point в кармане, но примерно за четыре-пять кругов до финиша Перес начинает терять темп и уступает сначала Гасли, а затем и Сайнсу. В итоге всего шесть очков вместо десяти возможных и понижение до шестого места в личном зачете. Два пропущенных из-за ковида Гран-при не прошли для него бесследно.
К тому же эти шесть очков — все, что заработали Racing Point в Португалии. Если дело так и пойдет, они могут попрощаться со своим третьим местом в Кубке конструкторов, ведь конкуренты в лице McLaren и Renault выкладываются по полной. Потому что у Лэнса Стролла явно проблемы.
Стролл еще в начале своей карьеры заслужил в интернете хештег #strollinthewall — «Стролл в стене», но затем понемногу стал исправляться. Странная ситуация с его заражением коронавирусом на ГП Айфеля и возвращение за руль уже в Португалии, похоже, повлияли на него не лучшим образом. За этот уикенд он поучаствовал в двух инцидентах — с Ферстаппеном и Норрисом — и получил два пятисекундных штрафа, один из которых — за множественное несоблюдение границ трассы. В итоге — последний в пелотоне с большим отставанием и итоговый сход за 14 кругов до финиша, с официальной версией — из-за проблем с днищем. Скорее всего, команда решила таким образом провести замену одного из агрегатов на автомобиле перед следующим этапом без штрафа на гриде.
Понятно, что Лоуренс Стролл не уволит своего сына из команды, которую он строит специально под него, но вот провести беседу бы не помешало.
Как ни странно, но ни для одной команды, сражающейся за третье место в Кубке конструкторов, гонка не прошла полностью успешно. McLaren в Португалии явно были сильнее двух других команд и продемонстрировали фантастический старт и сильный первый отрезок, когда оба пилота шли в Топ-6. Но затем два непредвиденных обстоятельства привели к тому, что Норрис потерял гонку. Сначала столкновение со Строллом и незапланированный пит-стоп, а затем медленный прокол и еще один пит-стоп, после которого шансы Ландо финишировать в очках оказались равны нулю.
Renault оказались более стабильны, но стратегия Окона, который мог выбирать шины для старта и стартовал на медиуме, оказалась удачнее, чем стратегия Риккардо, вынужденного на старте использовать софт. По его словам, после сумасшедшего первого отрезка гонки, когда он отыграл несколько позиций, шины очень быстро пришли в негодность, и он был вынужден совершить ранний пит-стоп. А вот Окон сделал то, что было желательно сделать Пересу: пит-стоп на 53-м круге и комплект софт, который позволил до конца гонки держать нужный темп и финишировать впереди своего напарника.
Расклад сил в Кубке конструкторов после Портимана такой: Racing Point — 126 очков, McLaren — 124, Renault — 120. Интрига усиливается.
В отличие от Лэнса Стролла, Пьер Гасли вот уже который этап подряд творит на трассе настоящие чудеса. Хельмут Марко обещал, что не возьмет его обратно в Red Bull ни на каких условиях, но иногда, особенно при сравнении с окончательно потерявшим боевой дух Даниилом Квятом, кажется, что управляет Пьер совсем не Alpha Tauri. Несколько ситуаций в прошедшей гонке, особенно в ее начале, когда он ходом на трассе проходил таких соперников, как Даниэль Риккардо, заставляли удивляться высокому темпу его машины и интересоваться, откуда он берет те самые километры в час, которых так не хватает сестринской машине.
В Портимане, стартовав девятым и на шинах софт, Пьер Гасли, во-первых, сумел дольше всех продержаться на этом комплекте, во-вторых, провести много красивых обгонов, а в-третьих — отыграть в итоге несколько позиций, на последних кругах обойти Переса и финишировать пятым, заработав десять очков. Теперь, по итогам ГП Португалии, он поднялся на девятое место в личном зачете и набрал 63 очка, что означает, что он лишь на одно очко отстает от Алекса Элбона (весьма символичное противостояние) и на два очка — от Ландо Норриса.
Принесет ли такое упорство Гасли какие-то плоды, за исключением общего уважения? Хороший вопрос. По меньшей мере он сохранит свое место в Alpha Tauri. А вот в программе максимум могут возникнуть и интересные варианты. Например, Сирил Абитебуль уже обратил прицельное внимание на французского пилота и, говорят, что подумывает о замене им Эстебана Окона, не оправдывающего надежд Renault.
А случились очередные обновления, которые позволили Скудерии набрать темп. Алгарве стал следующим этапом, куда Ferrari привезли свои очередные новинки, дополнившие уже имеющиеся изменения в машине. И прежде всего ими стали новое днище и диффузор, построенные по регламенту 2021 года.
Шарль Леклер стал одним из трех пилотов в Топ-10, кто квалифицировался на комплекте медиум, показал отличное время и стартовал с четвертой позиции, на которой и финишировал. После финиша Шарль рассказал, что какое-то время даже думал, что сумеет финишировать на подиуме, однако сейчас, по его словам, они еще не могут соперничать с Mercedes или Максом Ферстаппеном.
Обе Ferrari были на одинаковой шинной стратегии, тем не менее, в отличие от Леклера, Себастьян Феттель квалифицировался только 15-м, а в гонке сумел подняться на десятое место. Сам Феттель не может найти логичных объяснений таким своим результатам.
«Полагаю, я должен думать, что у нас одинаковые машины. Я доверяю людям, работающим со мной и в гараже команды, — цитирует Себастьяна Феттеля портал F1News. — Мне действительно не удается собирать хорошие круги и добиваться такого же результата, которого добивается Шарль. Однозначно я уступаю ему в скорости».
Следующий Гран-при Формулы 1 состоится уже на этой неделе и пройдет на исторической трассе в Имоле.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | Л. Хэмилтон | Mercedes | 1:29.56,828 | 204,670 | 1 |
2 | В. Боттас | Mercedes | +25,592 | 203,704 | 1 |
3 | М. Ферстаппен | Red Bull | +34,508 | 203,370 | 1 |
4 | Ш. Леклер | Ferrari | +65,312 | 202,223 | 1 |
5 | П. Гасли | AlphaTauri | +1 круг | 200,932 | 1 |
6 | К. Сайнс | McLaren | +1 круг | 200,880 | 1 |
7 | С. Перес | Racing Point | +1 круг | 200,820 | 2 |
8 | Э. Окон | Renault | +1 круг | 200,762 | 1 |
9 | Д. Риккардо | Renault | +1 круг | 200,736 | 1 |
10 | С. Феттель | Ferrari | +1 круг | 200,694 | 1 |
11 | К. Райкконен | Alfa Romeo | +1 круг | 200,453 | 1 |
12 | А. Элбон | Red Bull | +1 круг | 200,223 | 2 |
13 | Л. Норрис | McLaren | +1 круг | 199,694 | 2 |
14 | Д. Расселл | Williams | +1 круг | 199,416 | 1 |
15 | А. Джовинацци | Alfa Romeo | +1 круг | 198,957 | 1 |
16 | К. Магнуссен | Haas | +1 круг | 198,838 | 1 |
17 | Р. Грожан | Haas | +1 круг | 198,744 | 1 |
18 | Н. Латифи | Williams | +2 круга | 198,307 | 1 |
19 | Д. Квят | AlphaTauri | +2 круга | 197,317 | 2 |
P. S. Виталий Петров должен был впервые выступать в качестве стюарда во время ГП Португалии и представлять интересы пилотов при обсуждении спорных ситуаций. К сожалению, в субботу в его семье произошла трагедия: его отец был убит. Виталию пришлось сложить с себя полномочия и срочно вылететь домой. В комнате судей его заменил Бруно Корреа, в прошлом водитель автомобиля безопасности в чемпионате WTCC, а ныне управляющий сейфити-каром на соревнованиях Formula E.
У нас с Виталием было запланировано обстоятельное интервью о его первом судействе в Формуле 1, но теперь очевидно, что оно не состоится. Мы выражаем глубокие соболезнования Виталию и всей его семье.