Трасса в Имоле последний раз принимала Формулу 1 в 2006 году; этап назывался «Гран-при Сан-Марино», но в этом году впервые этап будет называться по имени провинции, в которой расположена трасса — Гран-при Эмилии-Романьи. Это также будет 100-й этап чемпионата, который пройдет в Италии, первой стране, достигшей такого рубежа.
Единственный из действующих пилотов, кто выступал в Имоле, — Кими Райкконен, все остальные начинали свою карьеру, когда автодрома Энцо и Дино Феррари уже не было в календаре. Зато Райкконен выходил на старт ГП Сан-Марино шесть раз начиная с 2001 года, и три из них не доезжал до финиша. Зато в 2003 году он оказался сразу на пьедестале, заняв второе место в гонке.
Тем не менее некоторые пилоты (например, Шарль Леклер или Ромэн Грожан) выступали здесь в молодежных гонках и помнят трассу не только по симулятору. Но так же, как и на Нюрбургринге, командам и пилотам здесь придется нелегко: ведь у них нет даже информации предыдущих лет гибридной эры. Хотя, в отличие от Портимана, какая-то информация по трассе, в принципе, есть — но вряд ли она окажется полезной.
Осложняется ситуация еще и тем фактом, что ГП Эмилии-Романьи впервые за всю современную историю Формулы 1 пройдет в двухдневном формате. Это значит, что в этот раз будут отсутствовать пятничные практики, а единственная сессия свободных заездов продолжительностью полтора часа состоится в субботу незадолго до квалификации. Пилотам нужно быть крайне осторожными и стараться не повредить машины, т. к. в противном случае механики могут просто не успеть подготовить их к квалификации.
Вызвана такая необходимость коротким перерывом между итальянским и португальским этапами и большим географическим расстоянием между ними, так что команды просто физически не успели бы приехать, распаковаться и подготовиться к пятничным тренировкам.
К сожалению, этап в этом году пройдет в закрытом формате: итальянские власти в последний момент из-за резкого роста заболевших запретили проводить гонку со зрителями. Так что единственный вариант посмотреть Гран-при — телевизионные трансляции.
Автодром в Имоле был построен в начале 50-х, и история его возникновения напоминает аналогичные истории в Ле-Мане и Спа: основой для будущего гоночного трека стали городские дороги, которые местные энтузиасты гоночных машин и автоспорта решили превратить в место для тестирования спортивных автомобилей. Неудивительно — ведь именно в городке под названием Имола в своем время обосновались многие производители итальянских спорткаров.
Однако бюджета на строительство полноценного автодрома у местных властей не было, и они решили действовать с чисто итальянской хитростью: назвать автодром в честь любимого и погибшего от лейкемии сына Энцо Феррари Дино, а затем попросить у автомобильного магната недостающих средств.
Энцо был растроган и деньги дал, и через несколько лет инфраструктура автодрома была достроена. После смерти самого Энцо его имя было добавлено к названию автодрома, и с тех пор он известен как Autodromo Enzo е Dino Ferrari.
Впервые чемпионат Формулы 1 приехал сюда в 1980 году, и в тот год единственный раз проходил как Гран-при Италии. В 1981 году ГП Италии вернулся вновь на Монцу, а этап в Имоле стал называться ГП Сан-Марино. Последний раз он состоялся в 2006 году. Как и положено автодрому с таким именем, Ferrari побеждали на этой трассе восемь раз, но по числу побед здесь с ними сравнялись и в Williams, причем в разные периоды своей истории, выступая как на моторах Honda, так Renault и BMW.
Но вот среди пилотов абсолютное лидерство по числу побед здесь принадлежит Михаэлю Шумахеру: семь. Причем впервые он поднялся на высшую ступеньку подиума еще в 1994 году, когда выступал за Benetton-Ford. Ален Прост и Айртон Сенна каждый располагают в своем арсенале тремя победами на этой трассе.
Почти пятикилометровая трасса (4909 метров) состоит преимущественно из плавных поворотов — как и положено дорогам общего пользования, тем не менее историю именно этого автодрома можно назвать одной из самых трагичных в Формуле 1.
Конечно, Имола прежде всего вспоминается «черным уикендом» 1994 года, когда здесь в течение одного Гран-при погибло сразу два пилота, а еще один попал в страшнейшую аварию. Конечно, вы наизусть знаете эти имена: Айртон Сенна и Роланд Ратценбергер.
Накануне гибели Ратценбергера в субботней квалификации в повороте «Вильнев» произошло еще одно драматичное происшествие, но с благополучным финалом: Рубенс Баррикелло перевернулся после столкновения с барьером безопасности. Ну а то майское воскресенье стало одним из самых тяжелых дней в истории Формулы 1, когда в повороте Тамбурелло потерял управление и погиб Айртон Сенна.
После гибели Сенны автодрому пришлось пересмотреть свой подход к безопасности, и Тамбурелло (что переводится как «бубен») был преобразован в шикану, дабы избежать высоких скоростей.
Кстати, название повороту Жиль Вильнев дал не просто так: в 1981 году взрыв шины на его Ferrari привел к чудовищным последствиям, когда от удара о барьеры машину Вильнева разорвало на части, а сам он выжил благодаря какому-то чуду.
Серьезные аварии происходили здесь и в 1987-м (Нельсон Пике), и в 1989-м (Герхард Бергер). И обе — в вираже Тамбурелло.
В 1987-м на Williams Пике лопнула шина, и он на огромной скорости влетел в бетонную стену. Удивительно, но Пике сам сумел выбраться из разбитой машины и после этого буквально рухнул на траву без сознания. У него были сильные ушибы, но в целом ничего серьезного, и Пике довольно быстро поправился.
В том же повороте Тамбурелло два года спустя произошла и страшнейшая авария Герхарда Бергера. После вылета его машина несколько раз крутанулась вокруг своей оси, пролетела порядка ста метров и, ударившись о стену с плакатом топлива AGIP, моментально вспыхнула. К счастью, подоспевшие пожарные успели ее быстро потушить, а автомобиль скорой помощи увез пилота в больницу
В 1990 году здесь произошел красивейший разворот Найджела Мэнселла в сражении с Герхардом Бергером. Во время атаки на Бергера Мэнселл был вынужден выехать на траву, не удержал машину, развернулся на 360 градусов и продолжил свою погоню. Выиграл тогда, кстати, Рикардо Патрезе, Бергер финишировал вторым, а Мэнселл сошел из-за проблем с мотором. Но запомнился тот Гран-при прежде всего благодаря Мэнселлу.
В 1995 году страшнейшую аварию здесь потерпел Михаэль Шумахер. Он не удержал машину, она вылетела на траву, пропахала пару сотен метров, затем ее подбросило и в полете он врезалась в отбойники из шин, потеряв два колеса из четырех и еще множество деталей.
В 1999-м в серьезную аварию в Имоле попал и Мика Хаккинен, но выбрался из машины невредимым и уже через несколько минут был в боксах команды, рассматривая кадры своей аварии.
С тех пор как Формула 1 приезжала последний раз на автодром Энцо и Дино Феррари, в конфигурацию трассы был внесен ряд изменений, и в реконструкции участвовало Бюро Германа Тильке. Был ликвидирован старый Variante Bassa, а прямик перед Тамбурелло разбили двумя правыми поворотами. Было добавлено существенное количество зон вылета, особенно в Variante Alta. Достроены были боксы для команд и питбилдинг. От предыдущей стартово-финишной зоны сохранилась только старая башня Marlboro.
Движение на треке происходит против часовой стрелки. Всего сейчас здесь 21 поворот: 12 левых и девять правых. Ширина трассы местами весьма незначительная — в отличие от того же Портимана — так что обгоны здесь будут затруднены и основной упор придется на гоночную стратегию, разработанную командами.
Последний раз новое покрытие на автодроме уложили после последней гонки Формулы 1. Асфальт довольно гладкий и, по мнению компании Pirelli, не оказывает слишком серьезного воздействия на шины. По этой причине были выбраны составы среднего диапазона С2, С3 и С4, хорошо соответствующие требованиям трассы.
Pirelli оценивают прижимную силу в Имоле как среднюю (3 из 5), необходимость жестких торможений — как среднюю и деградацию резины также на тройку.
Последней командой Формулы 1, которая проехала по трассе в Имоле, стала AlphaTauri: они использовали трассу для съемок (плюс некоторые тесты на старой машине) летом перед возобновлением сезона 2020 года в Австрии. Однако это первый раз, когда нынешнее поколение гибридных автомобилей с турбонаддувом будет участвовать в гонках в Имоле.
Во время Гран-при пилоты должны будут пройти 63 круга в боевом режиме, а общая дистанция гонки составит чуть менее 310 километров.
— Как и следует ожидать на трассе с такой богатой историей, в Имоле, как и в Муджелло, чувствуется дух старой школы, и мы считаем, что гонщикам там понравится, — сказал Марио Изола, руководитель гоночного подразделения Pirelli. — Главной задачей для команд и пилотов станет найти правильные настройки для автомобиля, так как трасса очень техничная, требующая компромиссов между скоростью и прижимной силой, и правильного баланса машины. Обгоны здесь будут затруднительны, погода — непредсказуема, и главную роль в успехе сыграет правильная стратегия, которая будет достаточно гибкой, чтобы адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.