Ралли-рейды в 2020 году наравне с другими автоспортивными дисциплинами столкнулись с необходимостью по ходу сезона перекраивать планы, отменять целые гоночные серии, например, Can-Am XRace в России и отдельные соревнования, в том числе международного уровня, вроде марафона Africa Eco Race. А вместо запланированных пяти этапов Кубка России в календаре осталось лишь два. Гонка, прошедшая в последние выходные октября в Воловском и Куркинском районах Тульской губернии, как раз заключительная.
Изначально о своем желании приехать заявили около 30 экипажей в четырех классах: суперсовременные прототипы (T1), мотовездеходы (N2), специально подготовленные полноприводники (R, или «Рейд Спорт») и почти серийные отечественные внедорожники (N).
Тульская федерация автоспорта на правах организатора совместно с Российской автомобильной федерацией (РАФ) подготовили добротную трассу. В первый день гонки после обязательных административных и технических проверок в списке участников значилось 22 экипажа. Правда, недосчитались звездного дуэта из Анастасии Нифонтовой и Константина Жильцова на мотовездеходе Can-Am Maverick X3. Это открытый автомобиль, в котором пилота и штурмана буквально продувает насквозь всеми ветрами, а потому спортсмены предпочли не ехать на гонку, а потренироваться в привычных условиях, чтобы исключить вероятность простудиться. По нынешним временам это разумное решение.
Пропустил этот долгожданный этап Роман Митин из Орла, чья быстрая «Нива» легко могла составить конкуренцию УАЗам в национальном зачете. Заявленного с ним штурмана Егора Охотникова вызвали на международную Qatar National Baja, где он, кстати, благополучно завоевал место на призовом подиуме. Те же, кто приехал в Тульскую область, проехали в пятницу первый спецучасток (СУ1) протяженностью 8,5 км. Второй день соревнований включал СУ2, составленный из трехкратного проезда 85-километрового извилистого круга.
Что такое ралли-рейды? Говоря простым языком, это гонки по пересеченной местности по заданному дорожной книгой маршруту. Навигатором выступает второй водитель, находящийся справа. Пилотирует машину спортсмен слева. Гоночный болид мчится по ухабистым грунтовым дорогам, форсирует ямы и броды, уворачивается от деревьев, стремительно «перебегающих» дорогу. Баха отличается от ралли-рейда меньшей дистанцией и продолжительностью, но является такой же полноценной гонкой — трасса может включать до 1000 километров.
Заслуженный мастер спорта России Борис Гадасин побеждал в нашей стране и за рубежом много-много раз. Перечисление его побед и регалий займет немало времени. Нет ничего удивительно, что именно этот пилот из Санкт-Петербурга в паре со столичным мастером спорта Дмитрием Кожуховым на прототипе G-Force BARS оба дня работали «открывашкой» для вереницы своих коллег на других машинах. В Кубке России столь мощные и выносливые аппараты уровня марафона «Дакар», коим является «Барс», построенный в СПб, можно пересчитать по пальцам одной руки.
Они предсказуемо возглавили таблицу результатов после прохождения СУ1. А на второй день на правах корифеев ралли-рейдов с олимпийским спокойствием довели начатое дело до закономерной победы в абсолютном зачете соревнований.
«Нам все очень понравилось! — сказал Борис Гадасин после финиша. — Организаторы провели хорошую работу, трасса грамотно спланирована, очень надежное перекрытие. Может быть, есть пара поводов пообсуждать саму легенду, но это, скорее, вопрос вкуса. Просто у нас достаточно быстрая машина и, соответственно, есть определенные пожелания. Атмосфера замечательная — она как раз отличает в большей степени именно Кубок России, потому что здесь все ребята не в последнюю очередь приезжают именно получать удовольствие, а не профессионально заниматься нашей любимой дисциплиной. Всем огромное спасибо: моей команде, организаторам, штурману!».
Штурман Дмитрий Кожухов добавил: «Организаторы действительно молодцы! Трасса достаточно интересная. Позволяла развивать большую скорость. Она читаемая и хорошо видна — основные позиции составлял либо край поля, либо лесополоса. Ям практически не было. Грязи не было».
Трудно не согласиться с грандами ралли-рейдов, что тульская гонка, можно сказать, украсила сезон, хотя различные контролирующие органы предприняли несколько попыток не позволить провести соревнования. Чтобы не возникло претензий, организаторы гонки обеспечили термометрию, обязали всех соблюдать социальную дистанцию, надевать маски и т. д.
«В этом году каждый организатор — герой! Потому что они проводят гонки вопреки всяческим надзорам и не позволяют нашей дисциплине окончательно умереть. Даже дождь «выключили», — отметил Борис Гадасин.
Если для завсегдатаев международных гонок соревнования в Туле были неким тренировочным комплексом, то многим другим участникам гонка сулила интересные перспективы в плане результатов Кубка России 2020 года, если его вообще признают состоявшимся. Собственно, автор этих строк — кандидат в мастера спорта Максим Плюхин (р.п. Кузоватово, Ульяновской области) — отнюдь не наблюдал за машинами с обочины, читал дорожную книгу мастеру спорта Михаилу Кутинову в гоночном пикапе УАЗ класса N. Совместные гонки у них, кстати, проходят неплохо — в трех из четырех гонок эти спортсмены принесли команде «УАЗ Спорт» награды за призовые места.
Этап в Тульской области для дуэта Кутинов — Плюхин сложился удачно — сначала показали лучшее время прохождения СУ1 в своем классе «Национальный», а затем смогли без единой ошибки проехать СУ2, что позволило оформить победу, которая тем ценнее, что среди конкурентов не было ни единого слабого экипажа. Не подкачали и партнеры по команде — Дмитрий Рыбин и Андрей Батенко. Они на своем рыжем Патриоте смогли приехать на третью ступень наградного подиума.
Вторыми в «Национальном» классе на этой гонке стали Михаил Расторгуев и Петр Пономарев на УАЗ Карго. Что еще можно рассказать?! Постоянно контролируя маршрут движения, из окна гоночной машины удается увидеть немногое, но живописный пейзаж и местные жители в качестве зрителей, приветливо встречавшие гоночный УАЗ, в памяти отложились. Другие красоты и достопримечательности на скоростях за 150 километров в час по извилистой трассе остались, что называется, «за кадром».
Подведем итоги! Первыми в абсолютном зачете, как уже было сказано, стали Борис Гадасин и Дмитрий Кожухов. Второе место заняли Максим Багель и Андрей Рудницкий на Can-Am Maverick X3. Они же, кстати, возглавили класс мотовездеходов. Третью строчку абсолюта завоевали Владислав Маликов и Дмитрий Карпов на Yamaha AXZ 1000 R. Соответственно, в N2 они вторые. А третье место в N2 заняли Евгений Белый и Виктор Шитиков на Can-Am Maverick X3.
В категории «Рейд Спорт» (R) умело одержали верх над оппонентами Алексей Игнатов и Олег Нежнов — боевая единица заводского коллектива ГАЗ «Рейд Спорт». Они обошли Андрея Динабурга и Сергея Переверзева на Toyota Land Cruiser 200 и Сергея Сухорукова с Никитой Пузиковым на автомобиле оригинальной конструкции TomCat.
Спор двух прототипов T1, соответственно, тоже выиграл дуэт Гадасина и Кожухова, а второе место занял Богдан Вавренюк с Артемом Терентьевым на необычном прототипе ГАЗ-69. Машина перманентно создавала плотную дымовую завесу над трассой, зато демонстрировала фантастическую динамику ускорения! В первый день этот гоночный монстр увез экипаж чуть мимо нужного поворота, что заставило их затем выбираться из хвоста канала. Они это с блеском сделали, но в абсолютном зачете, в том числе из-за нарушений скоростного режима в зоне ограничений, установленной организаторами, Вавренюк и Терентьев оказались даже чуть ниже пикапа УАЗ — на десятом месте.
Кстати, некоторые нововведения, установленные Международной автомобильной федерацией (FIA) и, соответственно, отраженные в Правилах проведения ралли-рейдов в России в 2020 году относительно наказания за нарушение скоростного режима в зонах ограничения скорости, изрядно подпортили результат сразу нескольким экипажам. Впрочем, ралли-рейды всегда были и остаются дисциплиной, крайне требовательной к участникам во всех отношениях.
В Кубке России 2020 года по ралли-рейдам тульская гонка значилась при любых обстоятельствах финальным этапом. Получается, есть первый этап, состоявшийся в Ульяновске в конце 2019 — начале 2020 года, и… заключительная встреча.
Председатель коллегии спортивных комиссаров на бахе «Тула» Андрей Клещев, входящий в состав комитета РАФ по ралли-рейдам, на вопрос — как решится судьба Кубка России по ралли-рейдам в 2020 году — однозначного ответа пока не дал. Можно предположить минимум два варианта развития событий.
Либо в свете нестандартной ситуации с автоспортом в стране турнир признают состоявшимся по двум этапам, если Минспорта РФ согласует такой ход. Или же решением Совета РАФ кубковую гонку сумеют «прикрутить» к одному из двух пока еще остающихся в календаре этапов чемпионата России по ралли-рейдам в Астрахани и Ульяновске, соответственно, в ноябре и декабре 2020 года. Какое именно решение будет принято — неизвестно. Потому мы пока не говорим о победителях и призерах Кубка России 2020 года по ралли-рейдам. Точку ставить еще рано.