«Истанбул Парк» был открыт в 2005 году и стал четвертой по счету трассой Формулы 1, построенной Германом Тильке. Победу 15 лет тому назад там одержал Кими Райкконен, но наибольшее число побед — три — принадлежит Фелипе Массе. Среди победителей были также Дженсон Баттон, Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель. В 2011 году Гран-при здесь прошел в последний раз, и причиной тому стала политика руководства страны. Несмотря на то, что Экклстоун назначил в качестве взноса сумму, намного меньше стандартных цифр, Турция решила отказаться от проведения гонки, а сами промоутеры не смогли собрать требуемые средства.
«Истанбул Парк» считается одним из самых интересных, скоростных (максимальная скорость до 320 км/ч) и в то же время прощающих ошибки автодромов: зоны вылета там очень большие и сочетают в себе асфальт и гравий. Поскольку с 2011 года, когда Формула 1 здесь проводилась в последний раз, требования по безопасности существенно изменились, организаторам пришлось привести трассу в соответствие с ними. Ширина трека в среднем составляет 15 метров; длина — 5338 метров, а движение происходит против часовой стрелки. Он содержит 14 поворотов — восемь левых и шесть правых, а перепад высот достигает 81 метра. Интересно, что ни у одного из поворотов пока нет названия, хотя и есть прозвища, а некоторые из них сравнивают с другими знаменитыми поворотами на других трассах. Например — первый поворот, который представляет из себя крутой левый спуск сразу после стартово-финишной прямой, прозвали «турецким штопором» из-за его сходства со знаменитым поворотом на Лагуна-Сека в Америке. Однако самый известный — это восьмой, очень быстрый левый поворот с четырьмя апексами, местами похожий на Северную петлю Нюрбургринга.
Дистанция гонки составляет 58 кругов, или 309,356 км.
Pirelli оценивают турецкий трек как трассу с максимальной нагрузкой на шины, а также с очень существенной прижимной силой, и привезли туда самые жесткие составы шин — С1, С2 и С3.
Второй раз в этом году, как и в случае с Португалией, стандартное распределение шин было немного изменено: все гонщики получат семь комплектов мягких, три комплекта средних и три комплекта жестких. Обычно это восемь мягких, три средних и два твердых, но Турция настолько требовательна к резине, что было решено поставить больше более твердых комплектов: напряжение шины, а также тяговое усилие, прижимная сила и боковая нагрузка очень высоки.
Знаменитый восьмой поворот — очень длинная левая дуга с несколькими апексами — похож на третий поворот в Сочи и даст дополнительную серьезную нагрузку на шины, особенно на переднюю правую.
Дополнительным поводом к подобному выбору шин стало и новое покрытие, совсем недавно положенное в «Истанбул Парке». Никто точно не знает, каким будет новый асфальт, и это стало причиной для более консервативного выбора резины. И что еще очень важно — в этот уикенд не запланировано никаких гонок поддержки, а значит, трасса будет очень «зеленой» и грязной, особенно в пятницу.
«Мы ожидаем, что Турция может оказаться проблемой с точки зрения энергетической нагрузки на резину, поэтому мы перенесли распределение в сторону более жестких составов — так же, как мы это сделали в Портимане», — сказал руководитель гоночного подразделения Pirelli Марио Изола. — «Тем не менее новый асфальт может быть менее жестким, чем мы ожидали. Как это уже стало привычным в этом году, информация, собранная в ходе свободной практики, будет иметь решающее значение с точки зрения оценки не только деградации, но и износа предложенных шин. Для пилотов это будет непростая гонка, поэтому умение правильно распорядиться шинами будет иметь решающее значение».
Команды предполагают, что нагрузка на шины увеличится примерно на 50% по сравнению с предыдущим ГП Турции. Что же касается восьмого поворота, то он получит еще дополнительные 30-40%.
Интересно, что в 2011 году во время сухой гонки было проведено в общей сложности 80 пит-стопов, т. е. более трех пит-стопов на 22 гонщика, а Себастьян Феттель, выступавший за Red Bull и одержавший победу, заезжал на питлейн четыре раза. А отставание двух последних финишировавших на автомобилях HRT (Нараина Картикеяна и Витантонио Льюцци) от лидера составило три и пять кругов соответственно.
Более высокая скорость прохождения поворотов и, как следствие, повышенная боковая перегрузка повысят физическую нагрузку на пилотов на трассе «Истанбул Парка» в этом году по сравнению с последним Гран-при 2011 года. Перегрузки при торможении и прохождении поворотов могут достигать 5g, тогда как девять лет назад это было около 4g.
Учитывая спецификацию самых твердых составов шин в Турции, команды ожидают, что пилоты прежде всего столкнутся с проблемой прогрева шин, что окажется прямо противоположной проблемой тому, что происходило с резиной в Турции в 2011 году.
Из-за возросшего уровня прижимной силы легендарный восьмой поворот окажется проще для прохождения, чем раньше, и риск для пилотов существенно снизится.
В 2011 году время, с которым Себастьян Феттель завоевал поул-позицию в гонке, составило 1:25,049. По расчетам команды Mercedes, в этом году за счет более высоких скоростей и возросшей прижимной силы времена в квалификации окажутся примерно на четыре секунды быстрее, чем девять лет назад.
Интересно, что несмотря на то что сам формат соревнований не слишком изменился за прошедшее время, существенные перемены произошли в спортивном регламенте.
Например, время круга Феттеля в «Истанбул Парке» в 2011 году было установлено с учетом неограниченного использования DRS, а в 2020 году на трассе действует только две обозначенные зоны DRS. Зато в 2011-м машины располагали гораздо меньшим объемом энергии, полученной от KERS (всего 6,7 секунды на круг). В 2020-м дополнительная энергия из системы рекуперации используется на протяжении всего круга.
На Гран-при Турции дебютирует графика с расчетом квалификационного темпа от Amazon Web Services.
Именно эта служба и снабжает нас информацией во время гонки о состоянии шин (которая приводит в чрезвычайное удивление Марио Изолу), через сколько кругов начнется борьба за позицию между двумя пилотами и каким будет разрыв после пит-стопа.
Теперь во время ГП Турции AWS сделают прогноз, кто из гонщиков окажется быстрейшим в квалификации, а также какими будут разрывы между всеми участниками заездов. На протяжении каждой из сессий AWS будут собирать все доступные данные (скорость круга в реальном времени, а также уровни сцепления, статистику сессии и состояние шин), чтобы сделать прогноз реального темпа каждого из пилотов.
Конечно, 40% вероятность дождя в воскресенье означает, что, скорее всего, мы станем свидетелями сухой гонки, однако дождь мог бы внести дополнительную интригу в и так весьма интересный Гран-при.
Пятница, 13 ноября. Первая и вторая свободные практики
Переменная облачность, небольшой ветер. Максимальная температура: +17 °C.
Вероятность дождя: менее 20%.
Суббота, 14 ноября. Третья практика, квалификация
Преимущественно облачно, северный ветер, от слабого до умеренного. Максимальная температура: +16 °C.
Вероятность дождя: 40%.
Воскресенье, 15 ноября. Гонка
Пасмурно, ветер слабый, северо-восточный. Максимальная температура: +15 °C.
Вероятность дождя: 40%.
Дата | Событие | Начало трансляции | «Матч! Арена» | «Матч ТВ» |
13.11 | Первая тренировка | 10:55 | * | |
13.11 | Вторая тренировка | 14:55 | * | |
14.11 | Третья тренировка | 11:55 | * | |
14.11 | Квалификация | 14:55 | * | |
15.11 | Гонка | 12:50 | * |