Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Ехали, заблудились, откапывались. Элита российских ралли-рейдов подвела итоги сезона
17.11.2020 | 2585 просмотров

Ехали, заблудились, откапывались. Элита российских ралли-рейдов подвела итоги сезона

Автор: Максим Плюхин
Фото: Сергей Беляков, Денис Бушковский
Источник: Дром
В Астраханской области с 12 по 15 ноября 2020 года состоялся третий этап чемпионата России по ралли-рейдам баха «Астрахань». Попутно разыграли региональный турнир для зачетной категории мотовездеходов — N2, в котором проехал штурманом журналист Дрома Максим Плюхин. Представляем подробный рассказ о том, как проходила гонка.

Осень — непривычное время для ралли в Астрахани. Обычно гонка здесь проходит весной, когда температура воздуха подбирается к 30 градусам. На этот раз стояла типичная для осени погода — 1 или 2 градуса тепла по Цельсию. Это, безусловно, позволило экипажам не запасаться большим объемом воды и не переживать за перегрев моторов. Но с исключением привычной астраханской жары возникла иная проблема, в первую очередь для экипажей открытой техники SSV — им пришлось максимально утепляться, чтобы не простудиться.

Стартовало 38 экипажей на разнообразной технике — от суперпрототипов мирового уровня Т1 и грузового зачета Т4 до серийных автомобилей Т2, их модифицированных версий («Рейд Спорт») и, конечно же, «кибиток» — тех самых скоростных мотовездеходов с турбиной (Т3) и без нее (N2). В зачет ЧР шли результаты в классах c T2 по T4 плюс «Рейд Спорт» (R).

Типичный представитель семейства SSV (Side by side Vehicle)

День первый, напряженный

Организаторы подготовили на два соревновательных дня скоростные участки протяженностью 238 и 213 километров. Чем отличаются астраханские гонки российского ралли-рейдового чемпионата?! Это, пожалуй, единственное почти полностью песчаное ралли в РФ. Здешние степи — как будто какая-нибудь пустыня в миниатюре: они позволяют ненадолго почувствовать себя настоящим бедуином, штурмующим барханы Сахары. Тут определенно есть свой фронт работы для штурмана, пилота и механиков.

На дистанции MAN коллектива АСК «Вираж», выбывший позднее из борьбы из-за поврежденной рессоры

Общий маршрут с лиазонами составил под 700 километров. Было вдоволь извилистых песчаных колей, ям-ловушек, навигационных загадок на внимательность. Коварная степь с ходу начала собирать всех, кто что-чуть зазевался или допустил хотя бы минимальную слабину в подготовке техники.

Прототип Nissan NP300 Pick-Up команды S&A Racing, за рулем Андрей Сушенцов, справа — Игорь Петенко

В первый день соревнований караван участников повели за собой гонщики-международники Денис Кротов и Константин Жильцов на резвом аппарате Mini John Cooper Works Rally. На прохождение дистанции им потребовалось менее трех часов, соответственно, на финиш СУ1 их машина пришла первой: чисто, без ошибок и проблем по технике. Пилот Денис Кротов после финиша отметил: «Отличная гонка! Хорошие дороги, как обычно в Астрахани. Единственное, впервые столкнулись с тем, что утром температура минус пять, а не плюс 20. А так все отлично!».

Денис Кротов и Константин Жильцов оказались недосягаемы для соперников

Чемпионка мира по кросс-кантри ралли-2015 и призер ралли-марафона «Дакар» 2017 года Анастасия Нифонтова в этот раз стартовала в компании обладателя Кубка мира по бахам 2019 года Кирилла Шубина из команды Zavidovo Racing Team в категории N2 турнира Астраханской области. «Большую часть мы мчали в удовольствие, пришлось сбавить только последние 70 километров, чтобы машина не устала раньше времени», — поделилась Анастасия после гонки.

Анастасия Нифонтова и Кирилл Шубин — победители турнира Астраханской области

Пилот СТК «ХАНСПОРТ» из Татарстана Раис Минниханов, выступающий чуть ли не в каждой отечественной дисциплине автоспорта — от ралли-кросса до ледовых автомобильных гонок — взял в штурманы на Can-Am Maverick X3 Максима Плюхина — победителя бахи «Тула» в классе «Национальный».

Стартовав первым в N2, экипаж Раиса Минниханова взвинтил такой темп, что примерно через 70 километров после старта первого скоростного участка перевернул свой болид. На относительно длинной позиции более километра машина собрала несколько ям подряд. В последней неудачно зацепила передним правым колесом край препятствия. Это и послужило отправной точкой непродолжительного полета. Ремни и защита шеи прекрасно отработали, поэтому происшествие, к счастью, никак не отразилось на физическом состоянии пилота и штурмана.

Раис Минниханов и Максим Плюхин на СУ1 незадолго до эффектной «крыши», которая не помешала им успешно финишировать в гонке

Партнеры по команде (Азат Минниханов и Ильназ Гиззатуллин) остановились и помогли оперативно поставить «летающий» Maverick на колеса. Затем спортсмены демонтировали поврежденный задний левый амортизатор и продолжили гонку уже в менее быстром режиме. Чтобы уложиться в норматив, отведенный на прибытие к финишу, пришлось чуть сократить путь по асфальту, но зато оставалась возможность восстановить автомобиль, чтобы стартовать на следующий день.

Дмитрий Павлов и Алексей Титов на G-Force BARS

На этом же скоростном участке Алексей Кузнецов и Борис Боровков (команда «Крым») всадили свой Nissan Navara в песок настолько основательно, что гоночный ГАЗ «Садко» Спорт Павла Моисеева и Кирилла Горбачева едва сам не «сел» в песке, вызволяя пикап из плена.

Проломленный элементами защиты моторного отсека радиатор заставил экипаж внедорожника заливать в него все, что было на борту машины, чтобы без перегрева кое-как доехать на сервис.

Гоночная «хлебовозка» «Садко» команды «ГАЗ Рейд Спорт»

Встал один из боевых ГАЗонов, его экипаж Александр Лагута и Александр Шелудько были вынуждены менять полуось, лопнувшую, когда машина чуть подскочила на выходе из песчаной колеи. Замена данного элемента на грузовике — дело хлопотное. Финиш этой машине пришлось тоже брать, срезав путь по асфальту.

Боролись со своей ГАЗелью Next Алексей Игнатов и Евгений Павлов. Они дважды останавливались, чтобы отремонтировать машину, в итоге набрали изрядное количество штрафных часов. Это не помешало стартовать на СУ2, но точно выключило их из борьбы за награды.

День второй. Морозный

Лидерами второго дня предсказуемо оставались те же действующие лица. Дуэт Кротова и Жильцова из MSK Rally Team опять был первым и на старте, и на финише, ювелирно оформив победу в абсолютном зачете гонки.

Анастасия Нифонтова и Кирилл Шубин на втором СУ перманентно «договаривались» со своим автомобилем: «Практически все 200 километров у меня была жесткая борьба с собой и желанием нажимать на газ. Сначала ввел в заблуждение датчик топлива, из-за которого ехали в режиме экономии топлива (как потом выяснилось, зря), а затем и вовсе пришлось переключиться с полного на задний привод, что-то начало позвякивать, и если бы не идеальная навигационная работа Кирилла, не факт, что мы бы так хорошо финишировали».

Получая кубок за победу в турнире Астраханской области, Анастасия сказала: «Свою первую победу на четырех колесах я посвящаю Феде Воробьеву». Вместе ним Кирилл Шубин как раз завоевал в минувшем году победу в Кубке мира по бахам. Федор погиб летом 2020 года. 

Свою первую победу на четырех колесах Анастасия Нифонтова посвятила Федору Воробьеву

Кстати, о парнях и девчатах на открытых машинах классов Т3 и N2 следует сказать особые слова. Оба гоночных дня яркое южное солнце приветливо сопровождало участников бахи «Астрахань», но температура воздуха все равно едва дотягивала до +3 по Цельсию. В такую погоду что с лобовым стеклом, что без него на автомобиле с пространственным каркасом безопасности и без боковых стекол, мягко говоря, прохладно.

Представители Татарстана Азат Минниханов и Ильназ Гиззатуллин приехали на вторую ступень наградного подиума

Татьяна Елисеева (Team Maria Oparina), добывшая вместе с Александром Терентьевым третье место этапа ЧР в зачете Т3, рассказала, что долго отогревалась после финиша. Замерзла еще на дорожной секции по пути к старту: «Руки приходилось греть поочередно, а ноги просто окаменели, особенно правая — на педали газа».

Татьяна Елисеева и Александр Терентьев — обладатели бронзовых наград этапа ЧР в категории Т3

Второй день гонки обошелся без «ушей». Только отдельные экипажи, пропустив ориентир, блуждали по степи в поисках нужного курса. Пополнились и ряды тех, кому после гонки предстоит дорогостоящий ребилд машины.

Алдис Вилцанс и Александр Горьков — призеры бахи «Астрахань» в категории Т2

На Toyota Land Cruiser 200 Андрея Динабурга и Руслана Мосолова приказала долго жить коробка передач. Благо не сразу и не окончательно, позволив экипажу все же финишировать на третьем месте зачета Т2.

Андрею Динабургу и Руслану Мосолову поломка КПП не помешала доехать до призового места в бахе «Астрахань»

«Разложили» свой гоночный SSV Yamaha YXZ 1000 R в одной из миллиона песочных ловушек Вячеслав Папуцкий и Игорь Чудайкин. Бесповоротно уничтожили трансмиссию внедорожника Navara Алексей Кузнецов и Борис Боровков. В общем, это был классический ралли-рейд в окрестностях Астрахани, которая всегда была и остается одной из самых требовательных гонок российского чемпионата.

Андрей Сушенцов и Игорь Петенко проехали баху «Астрахань» с третьим временем в своем классе и пятым — в абсолютном зачете

Обиднейшую 15-минутную пенализацию «схватил» экипаж триумфатора «Дакара»-2017 Сергея Карякина и его коллеги Антона Власюка за опоздание на заключительный пункт контроля времени всей двухдневной гонки, это разом подвинуло его с третьей ступеньки призового подиума.

На переднем плане гоночный болид триумфатора «Дакара» Сергея Карякина и Антона Власюка

Победитель зачета «Рейд Спорт» Евгений Суховенко ехал гонку на ГАЗели Next, не полностью восстановившись после… перелома правой ноги. Он отметил: «Я люблю классическое ралли чуть больше, чем ралли-рейды, но гонка мне понравилась! У нее есть свои особенности — 4-я и 5-я передачи как новые, здесь всегда приходится пользоваться первыми тремя». Штурман Кирилл Чапаев добавил: «Нормально нас Астрахань встретила! Все как всегда: ехали, заблудились, откапывались».

Евгений Суховенко приехал с Кириллом Чапаевым на первое место категории R, не оправившись окончательно после… перелома ноги

А их партнеры по команде Михаил Шкляев и Александр Филякин победили в грузовом зачете гонки, что позволило им стать чемпионами России 2020 года впервые в истории команды «ГАЗ Рейд Спорт» и Горьковского завода!

«Садко» Next команды «ГАЗ Рейд Спорт» под управлением Михаила Шкляева и Александра Филякина

В качестве эпилога от автора-штурмана

Конечно, невозможно оставить за кадром подробности моей первой гонки в качестве штурмана на мотовездеходе Can-Am Maverick в компании с мастером спорта Раисом Миннихановым, да еще в таких интересных климатических условиях. Это незабываемый опыт! Чтобы не замерзнуть, пришлось максимально утепляться. При этом «верхней одеждой» служил несгораемый гоночный комбинезон — в пуховике или шубе на старт гонки экипаж просто не выпустят.

Выступать в компании таких грандов ралли-рейдов, о которых написано выше, не только почетно, но и весьма непросто. Тут все по-взрослому. Гонку предваряла тренировка по техническому обслуживанию машины — замене колес, ремня вариатора и т. д. Затем до глубокой ночи — работа с дорожной книгой. Хотя с недавних пор «легенда» по требованиям FIA уже в оригинале расцвечена разными цветами, каждый штурман обязательно доводит «книжку» под себя и своего пилота. Ехать «с листа» тоже можно, но чем тщательнее придерживаешься своей методики работы, тем меньше ошибаешься и увереннее себя чувствуешь. Наконец, просто сможешь поспать перед гонкой, иначе замучают мысли, что дорожная книга не готова.

Can-Am Maverick X3 команды СТК «ХАНСПОРТ» из Татарстана

Непосредственно перед стартом, как всегда, присутствовало волнение. «Выключилось» оно, только когда пилот перевел рычаг вариатора в режим «Драйв» и силовой агрегат Rotax нашей машины, выдающий что-то в районе 180 сил или даже больше, взревел в настоящем боевом режиме.

Собственно, второй день гонки для нашего экипажа SSV с номером 260 на борту сложился заметно более удачно первого. Да, было несколько навигационных затруднений, но итог — пятое время в своей группе и седьмой результат в зачете N2 турнира Астраханской области.

Теперь, как и в случае с итогами Кубка России текущего года, приходится выдержать небольшую паузу. По планам впереди финал чемпионата России, который должен пройти в Ульяновске с 3 по 6 декабря 2020 года совместно с гонкой региональной серии «Холмы России». Однако местные власти осторожничают и уже отменили несколько крупных традиционных автоспортивных соревнований. Астраханская гонка запросто может оказаться заключительной.

Да, в командном зачете третье место у АСК «Вираж», вторые — «ГАЗ Рейд Спорт». А победу одержал столичный коллектив G-Force Motorsport. Поздравляем!

Победители и призеры абсолютного зачета бахи «Астрахань»
 

Итоги бахи «Астрахань» и турнира Астраханской области по ралли-рейдам

Результаты этапа чемпионата России по ралли-рейдам
Итоги турнира Астраханской области по ралли-рейдам

Комментарии

321
Ангарск
Мини Дакар!!! Супер!
11
 
Ответить
  
Санкт-Петербург
Сообщений: 12998
Супер :)
Errare humanum est!..
Мой отзыв: Nissan X-Trail 2011
4
 
Ответить
 
Черемхово
Сообщений: 4589
Отлично размялись! До встречи на Дакаре!
4
 
Ответить
 
Екатеринбург
Сообщений: 5709
Как будто не кубок России, а покатушки местечковых миллионеров
Swift II седан 97 G13
Sidekick 96 TD03V 5D G16T АКПП
Логан 1,6 '07
Ноут 1,6 '12
6
2
Ответить
Стас
Новосибирск
Я чего-то не понимаю, они там блуждают что ли? Как может время отличаться вдвое на одних и тех же машинах?
 
3
Ответить
16423520
Scout66
Как будто не кубок России, а покатушки местечковых миллионеров
Миллионеры так ездить не умеют. ;)
3
 
Ответить
16423520
Стас
Я чего-то не понимаю, они там блуждают что ли? Как может время отличаться вдвое на одних и тех же машинах?
И блуждают, и ломаются, и едут все даже на одинаковых машинах по-разному: у одного газ в пол от старта до финиша. У другого всю дистанцию вполсилы, в тренировочном режиме.
2
 
Ответить
  
Хоккейная столица России
Сообщений: 14124
Стас
Я чего-то не понимаю, они там блуждают что ли? Как может время отличаться вдвое на одних и тех же машинах?
Сломалась машина, заблудился, штрафное время (за срезки итп), застрял в песке... Вариантов масса.
Мой отзыв: Лада 2109 1988
4
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!