Вряд ли кого-то оставила равнодушным страшнейшая авария на первом круге гонки, но самыми сложными были те минуты неизвестности, когда в эфир не поступало никакой информации о происшествии и его последствиях, и зрителям сначала было даже сложно понять, что произошло на трассе и кто оказался там, внутри…
Затем, когда операторы продемонстрировали кадры, как Грожан, будто терминатор, выходит из огненного облака, все вздохнули с облегчением: жив и относительно цел. И да, страшно повезло: родился не просто в рубашке, а в огнеупорном комбинезоне. Ведь сколько случаев знает история автоспорта, когда все происходило со знаком минус. И тут же на ум приходят аварии и Ники Лауды, и Хельмута Койнигга в далекие семидесятые, и тут же — Жюль Бьянки, который мог бы остаться в живых, будь уже тогда система Halo, и Антуан Юбер, которого ничто не спасло.
В этот момент понимаешь, на каком потрясающем уровне находится безопасность этих автомобилей и всех средств защиты пилота, что даже из разорванной пополам машины, полыхающей десятиметровым столбом огня, можно выйти и… пойти. Удивительное счастливое стечение обстоятельств, ведь случись что-то иначе (кокпит застревает в гардрейле, и Грожан не может выбраться, или Ромэн теряет сознание, или сломана нога, медицинская машина находится в другом месте трассы), и трагедии не избежать.
Адреналина с избытком хапнули все, возможно, именно он и помог в критической ситуации, но что же произошло на первом круге Гран-при Бахрейна, что привело к такой катастрофе?
Скорее всего, пройдет еще довольно много времени, прежде чем появится внятное объяснение. Ну а FIA предстоит провести тщательное расследование, чтобы понять причины и последовательность происходившего.
На масштаб аварии указывает и реакция со стороны всех официальных лиц. Даже президент FIA Жан Тодт написал в своем твиттере, что «я испытываю огромное облегчение, что Ромен Грожан почти не пострадал. Спасибо доктору Яну Робертсу (координатор всей медицинской службы Формулы 1 — прим. редакции) и всем бригадам FIA за их мужественное и своевременное вмешательство. Мы всегда ставили безопасность во главу всех наших приоритетов, и будем продолжать это делать».
Причиной столь серьезной аварии стала совокупность нескольких причин: крайне высокая скорость (FIA было озвучено 137 миль/ч, что равно 220 км/ч), торможение в последний момент (перед столкновением с Даниилом Квятом Грожан только-только переключился на седьмую передачу), а также тот факт, что столкновение произошло не в лобовую, а под определенным углом. Здесь хочется также выразить радость, что оторвавшееся от машины Грожана колесо никого не задело, хотя и пролетело довольно близко от Alpha Tauri Квята.
Эксперты по безопасности сообщают, что именно сила удара в сочетании с углом его приложения продемонстрировали, что барьер системы Armco не в состоянии устоять в такой аварии. И перед FIA сейчас стоит задача выяснить, почему машина Грожана, вернее, ее часть, сумела пролететь насквозь, и что нужно улучшить и доработать в подобных конструкциях.
По поводу гардрейла высказался и Себастьян Феттель: «Я не рассматривал фотографии, потому что мне не хотелось это делать. Самое главное, что Ромен смог выбраться из этого — и если честно, я не представляю, как. Но гардрейлы не должны сминаться таким образом».
По словам зарубежных специалистов, к которым обратились в издании The Race, моментальные перегрузки на заднюю часть машины во время удара составляли порядка 80-100G. Энергия удара была направлена на максимально тяжелый хвост (двигатель, коробка передач и пр.), который весит порядка 500 кг. При перегрузках в 100G ее вес достигал 50 тонн, так что при актуальном устройстве машины Формулы 1, направленном на безопасность водителя, заднюю часть просто оторвало от монокока.
Другой специалист в области автоспортивной безопасности, директор группы компаний «Пожарный центр» и руководитель службы безопасности российского Гран-при Формулы 1 2014 года Александр Старостин сообщил, что, по его мнению, импульсная перегрузка на самом пилоте составила максимум 30-50G и была очень короткой, т. к. не наступила потеря сознания из-за гипоксии головного мозга от перегрузок, то есть мозг снабжался кровью и кислородом в нормальном объеме. Именно это и помогло пилоту самостоятельно выбраться из монокока.
Предполагается, что несмотря на то, что топливный бак сделан из кевлара и резины и был протестирован на герметичность и безопасность в соответствующих условиях, удар оказался достаточно сильным, чтобы повредить его или разорвать определенные соединения, что и привело к возгоранию. Также из автомобиля была вырвана аккумуляторная батарея, и вполне возможно, что это тоже сыграло свою роль.
Одним из самых пугающих снимков после аварии стало изображение системы гало, полностью вошедшей в металлический гардрейл. Если бы не он, Грожан наверняка бы со всей силы врезался шлемом в барьер, и дальше уже несложно представить, что бы произошло. По сути, именно система «гало» спасла жизнь Ромену Грожану и, к счастью, не препятствовала тому, чтобы Грожан мог довольно быстро выбраться из машины. Сейчас нам кажется, что «гало» существует уже много лет, на самом деле же оно появилось в 2018: всего три года назад. То, что произошло с Грожаном, окончательно перечеркивает все споры относительно уместности этой системы.
Во многом спасение Грожана стало возможно и благодаря действиям служб и отдельных людей. Водитель медицинской машины Алан ван дер Мерве, следовавший за пелотоном до конца первого круга, оказался достаточно близко, чтобы сразу прийти на помощь. Машину потушили быстро, Ромен с ожогами рук и лодыжек был эвакуирован сначала в госпиталь на трассе, затем и в больницу Бахрейна. В полночь команда Haas уже разместила видеообращение, в котором пилот с перебинтованными руками обращается ко всем фанатам Формулы 1, говорит, что в целом он в порядке и, несмотря на то, что не слишком поддерживал систему «гало» несколько лет назад, он понимает, что если бы на машине этого не было, то он бы сейчас уже ни с кем не разговаривал…
Более часа понадобилось техническим службам, чтобы восстановить безопасность трассы. Гонка была возобновлена стартом с места в 18.35 по местному времени, которое совпадает с московским. Интересно, как были выставлены машины на гриде: порядок был дан в соответствие с тем, как сработала отсечка времени на второй линии автомобиля безопасности после старта, но до аварии. Так что, несмотря на то, что к моменту красных флагов Валттери Боттас, например, был уже шестым, Себастьян Феттель — 15-м, а Даниил Квят и вовсе 19-м, на рестарте они заняли четвертое, десятое и 15-е места соответственно.
Однако не успел завершиться третий круг, как опять вывесили желтые флаги, и на трассу выпустили автомобиль безопасности. И причиной тому стали, выражаясь на спортивном жаргоне, «уши» Лэнса Стролла. Из перевернувшейся и лежащей вверх колесами машины Стролла вытекало много жидкости, но сам Стролл благополучно оттуда выбрался, и в этом ему также помог экипаж медицинского автомобиля и местные маршалы. После рассмотрения инцидента с участием Квята и Стролла судьи признали виновным в нем россиянина и наказали его штрафом в 10 секунд, который он отбыл позднее, во время пит-стопа на 17-м круге, и двумя штрафными баллами.
Если честно, то даже после многократного пересмотра этого эпизода не совсем понятно, за что Квят получил столь серьезное наказание. Во время инцидента он максимально сместился вправо, стараясь избежать столкновения со Строллом, выехал за пределы трассы и даже сбил маркировочный столбик справа. Похоже, что судьи наказали его в совокупности — за то, что оказался под колесами у Грожана, а затем и у Стролла, и в обоих случаях это привело к серьезным авариям.
На этот раз период желтых флагов закончился довольно быстро: уже в конце восьмого круга автомобиль безопасности уходит на питлейн и гонка возобновляется. Но за этот период в боксах успели побывать Боттас и Магнуссен: Боттаса попросил заехать его инженер, так как в команде увидели застрявший в его машине посторонний предмет.
Льюис Хэмилтон возглавлял пелотон на протяжении пятничных заездов, выиграл с большим отрывом квалификацию, установив очередной рекорд трассы (1:27,586 в квалификационном режиме), и продолжал сохранять лидерство и в гонке. Преследовавший его Макс Ферстаппен уверенно держался позади, но шансов обогнать лидера у него не было. Тем не менее эта пара пилотов с каждым кругом существенно увеличивала отрыв от остальных, доводя его иногда почти до полуминуты. А вот на третью позицию вышел стартовавший пятым Серхио Перес. Его темп позволял рассчитывать на высокий финиш, тем более что у Валттери Боттаса гонка явно не складывалась, и он совершал пит-стоп за пит-стопом, удерживая позицию в районе восьмого-десятого места.
Аварии в начале Гран-при внесли существенные корректировки в шинную стратегию команд. Pirelli привезли в Бахрейн самые традиционные в этом году составы резины: С2, С3 и С4. Несмотря на то, что гонка стартовала уже на закате и продолжилась при искусственном освещении, а температура воздуха и асфальта постепенно снижались, высокоабразивное покрытие в Сахире сильно сказывалось на деградации резины, так что предполагалось, что гонка пройдет как минимум с двумя пит-стопами.
Уже во время красных флагов на первом круге большинство пилотов позаботилось о смене шин, однако многие меняли комплекты на аналогичные, иногда даже новые на новые, что вряд ли могло сказаться на стратегии.
Первая волна пит-стопов в гонке прошла на 17-21 кругах, когда в боксах побывали практически все, за исключением Боттаса и Магнуссена, а в следующий раз большинство заезжало между 33-м и 40-м кругами, когда шины вновь приходили в негодность. Интересно, что большинство предпочло не использовать софт ввиду его быстрой деградации, а Пьер Гасли, известный своей умелой работой с шинами, практически всю гонку провел на двух комплектах хард, сменив на него свой медиум под красными флагами.
Довольно хаотичная шинная стратегия стала причиной многих обгонов и размена позиций, в том числе и между сокомандниками — Даниэлем Риккардо и Эстебаном Оконом; и будущими сокомандниками — Леклером и Сайнсом. Зато «бесплатный» пит-стоп Макса на 46-м круге позволил ему установить лучшее время круга и заработать дополнительное очко.
После того как лидирующая пара Хэмилтона и Ферстаппена существенно оторвалась от всего остального пелотона, основная борьба сосредоточилась в Топ-10. Два Renault, два McLaren, а также Леклер, Боттас, Албон и Гасли вели между собой непрерывную борьбу за дополнительные очки, и речь шла не только о личном зачете, но и о командном, ведь отрывы в Кубке конструкторов в районе 3-6 мест сохраняются на минимальном уровне.
Сход Лэнса Стролла для Racing Point был существенной потерей, но третье место Серхио Переса могло хоть как-то ее компенсировать. Тем не менее оба McLaren в совокупности могли заработать больше, и Андреас Зайдль надеялся, что внутри команды жесткой борьбы не будет. Довольно жесткое противостояние возникло и между двумя пилотами Renault, и амбиции Эстебана Окона грозили перерасти в открытый конфликт на трассе. Однако в какой-то момент он все же притормозил и пропустил вперед Риккардо, возможно, тут не обошлось без командной тактики.
В районе 40-41 круга, после всех пит-стопов, гонка относительно стабилизировалась. Казалось, что на трассе воцарился определенный статус-кво, который уже не будет серьезно нарушен. Но на 54-м круге, за четыре круга до финиша, в масштабах команды Racing Point происходит катастрофа: на единственной оставшейся на трассе машине команды — Серхио Переса — начинает дымить двигатель.
Перес продолжает двигаться, фактически не обращая на это внимания, но затем хвост розового Мерседеса охватывает огонь. Гонка для Переса закончена — вместе со столь реальными надеждами на очередной подиум. Отмар Сафнауэр на капитанском мостике просто хватается за голову: за два Гран-при до окончания сезона команда проигрывает столь важные очки своему главному сопернику, который теперь еще и финиширует благодаря этому сходу на позициях выше! Сайнс и Норрис набирают вместе 22 очка, в то время как Racing Point не получают ни одного. Теперь, после того как они вели со счетом 154:149 после Турции, они проигрывают 154:171 после Бахрейна, и отыграть это за две гонки будет крайне сложно.
Сам Серхио Перес также опускается в личном зачете, но это уже выглядит не столь катастрофично: одна позиция вниз и отставание от Даниэля Риккардо всего на два очка — 100 против 102. Отыграть такой разрыв вполне в силах мексиканскому гонщику.
К сожалению, похоже, эти гонки могут оказаться для Переса последними. По слухам, Red Bull все же сделали выбор в пользу Хюлькенберга, и в ближайшие дни Перес намеревается объявить о том, что берет перерыв в гонках. Red Bull слишком долго тянули с решением, чтобы сейчас еще можно было успеть запрыгнуть в какой-то уходящий поезд.
Отличным результатом можно назвать третье место Алекса Элбона, особенно на фоне сильнейшей аварии в пятничной свободной практике. В квалификации он сумел показать четвертый результат, правда, проиграв Ферстаппену 0,6 секунды, но в гонке действовал спокойно и рассудительно и после схода Переса поднялся на третье место.
Оба Renault также финишировали в очках. Они сохранили пятое место в Кубке конструкторов и опасно приблизились к Racing Point: теперь между ними всего 10 очков.
Что же касается Ferrari, то, несмотря на повторное отсутствие в паддоке Маттиа Бинотто, в этот раз им не повезло. Шарль Леклер сумел заработать всего одно очко, и то благодаря сходу Переса, что же касается Себастьяна Феттеля, то он и вовсе финишировал 13-м.
К сожалению, похоже, и от следующих двух Гран-при Ferrari тоже не придется ждать ничего особенного: и новая короткая трапециевидная конфигурация Сахира, и автодром в Абу-Даби требовательны к мощности машин и скоростям на прямых, в чем Ferrari в этом году откровенно проигрывают.
Ну а болельщикам Скудерии пока остается лишь радоваться успехам студентов Академии Ferrari, выступающим в Формуле 2. Здесь Мик Шумахер по-прежнему лидирует в чемпионате, Каллум Айлотт удерживает второе место, а Роберт Шварцман в прошедшее воскресенье одержал очередную важную победу и стал единственным пилотом в этом сезоне, кто четырежды поднимался на высшую ступеньку подиума. Но об этом мы расскажем вам в следующем репортаже.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | Л. Хэмилтон | Mercedes | 2:59.47,515 | 102,864 | 2 |
2 | М. Ферстаппен | Red Bull | +1,254 | 102,852 | 4 |
3 | А. Элбон | Red Bull | +8,005 | 102,788 | 3 |
4 | Л. Норрис | McLaren | +11,337 | 102,756 | 2 |
5 | К. Сайнс | McLaren | +11,787 | 102,752 | 3 |
6 | П. Гасли | AlphaTauri | +11,942 | 102,751 | 2 |
7 | Д. Риккардо | Renault | +19,368 | 102,680 | 2 |
8 | В. Боттас | Mercedes | +19,680 | 102,677 | 3 |
9 | Э. Окон | Renault | +22,803 | 102,647 | 3 |
10 | Ш. Леклер | Ferrari | +1 круг | 101,051 | 3 |
11 | Д. Квят | AlphaTauri | +1 круг | 101,041 | 3 |
12 | Д. Расселл | Williams | +1 круг | 101,036 | 3 |
13 | С. Феттель | Ferrari | +1 круг | 101,009 | 3 |
14 | Н. Латифи | Williams | +1 круг | 101,006 | 3 |
15 | К. Райкконен | Alfa Romeo | +1 круг | 100,972 | 3 |
16 | А. Джовинацци | Alfa Romeo | +1 круг | 100,963 | 3 |
17 | К. Магнуссен | Haas | +1 круг | 100,850 | 4 |
18 | С. Перес | Racing Point | сход | 100,100 | 3 |
Лучший круг: Макс Ферстаппен (Red Bull Racing) — 1:32,014 (48-й круг, 211,741 км/ч)