Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Воскресенье начинается в пятницу
01.12.2020 | 1222 просмотра

Воскресенье начинается в пятницу

Автор: Мария Мельникова
Фото: FIA Formula 2, Getty Images и из открытых источников
Источник: Дром
На фоне событий, развернувшихся на Гран-при Формулы 1 в Бахрейне, кажется, что обе гонки в молодежной серии Formula 2 прошли тихо и спокойно, но это не так. Все три дня, включая квалификационную пятницу, были насыщены событиями, и если начинался уикенд явно не в пользу российских спортсменов, то завершился он победным российским дублем: Роберт Шварцман победил в четвертый раз, а Никита Мазепин в шестой раз поднялся на подиум. И здесь отдельно нужно отметить, что на данный момент Роберт ― единственный спортсмен в этом сезоне Формулы 2, кто одержал такое количество побед. Легко ли им это далось? Рассказываем.

Последние три этапа перед двухмесячным перерывом оказались для Роберта тяжелыми и выматывающими. За две гонки на восьмом этапе в Монце он набрал лишь восемь очков, а Муджелло и домашний этап в Сочи вообще хотелось забыть, как ночной кошмар: четыре «баранки» за четыре гонки, и вот некогда лидер личного зачета откатывается на пятое место, уступая не только двум по-настоящему серьезным и опытным соперникам в лице Мика Шумахера и Каллума Айлотта, но и новичкам Юки Цуноде и Кристиану Лундгаарду.

Роберт жаловался на машину, отсутствие темпа и понятного управления, и если вам кажется, что подобные жалобы не имеют под собой оснований, а талантливый пилот способен выиграть даже на «ведре», то это не так. И пример тому ― Артем Маркелов, вице-чемпион Формулы 2 и автор многих побед в этой серии, сумевший в этом сезоне, выступая за команду BWT HWA Racelab, лишь дважды набрать минимальные очки. Для Артема, конечно, сложно придумать что-то хуже этого сезона, но подробно мы с ним поговорим чуть позже: обещаю вам интервью с ним по окончании сезона.

Для Роберта и Никиты предпоследний этап оказался успешным, и если у Мазепина предыдущие гонки тоже проходили уверенно, то Шварцману эта победа была необходима как воздух, чтобы он вновь поверил в себя.

Мы уже подробно рассказывали о том, с чем пришли молодые спортсмены к завершающим спаренным этапам в Бахрейне. Так что эти два уикенда на автодроме «Сахир» станут решающими в сезоне-2020. Причем надеждам на досрочный титул Мика Шумахера было не суждено сбыться, да и по большому счету никакой особой дополнительной ясности две гонки в расклад сил не внесли, а во многом только еще больше все запутали.

Единственное, что прояснилось ― сражение за титул развернется все же между двумя студентами Академии Ferrari: Миком Шумахером и Каллумом Айлоттом. Но преимущество немецкого гонщика над британским, его уверенность в себе и методичность в продвижении к цели на фоне ошибок Айлотта говорят нам о том, что сюрпризов ждать уже не стоит.

Зато многое изменилось в сражении за 3–4–5 места. И началось это еще на пятничной квалификации.

Пятница ― плохой день для Red Bull

Для юниоров Red Bull пятница была явно неудачным днем. Мы помним, как разбил машину в свободной практике Алекс Элбон, а ведь перед этим проблема случилась и у Юки Цуноды ― в квалификации.

На девятой минуте квалификации, после разворота в 12-м повороте, его машина глохнет, и реанимировать ее не удается ни из кокпита, ни из боксов. Цунода становится причиной красных флагов, и для него самого квалификация закончена без времени круга: это означает, что стартовать он будет последним, и гонка будет не из легких.

Интересно, что еще один пилот молодежной программы Red Bull эстонец Юри Випс в этот раз не вышел на старты. Випс заменял Шона Гелаэля, получившего травму позвоночника на шестом этапе в Барселоне. Сейчас, после того как индонезийский гонщик восстановился, Випс вновь перекочевал в запасные, однако в Red Bull были впечатлены его результатами и даже пообещали место в Формуле 2 на следующий год.

Своим разворотом Цунода неудачно вмешался в течение квалификации и многим испортил быстрый круг, однако уже до этого Айлотт смог показать лучшее время, почти на четыре десятые опередив Фелипе Друговича и Дэна Тиктума.

Гораздо хуже все сложилось для другой группы пилотов. Мик Шумахер смог показать лишь 12-й результат, а Роберт Шварцман и Никита Мазепин вообще остались без быстрого круга, так что во второй попытке им было необходимо выдать максимальный результат.

На самом деле есть некая загадка в том, как пилоты и команды распределяют свои квалификационные попытки внутри отведенного времени. После того как машину Цуноды дотолкали до боксов, а сессия была возобновлена, пилоты продолжали оставаться в боксах, чтобы затем, за 11 минут до ее окончания, выехать всем вместе и создать плотный трафик. Отыгранные сотые за счет менее горячего асфальта или более прорезиненной трассы могут неплохо компенсироваться за счет отсутствия потерь времени и грязного воздуха за другим пилотом.

Тем не менее, несмотря на трафик, Никита Мазепин во второй части квалификации смог показать седьмое время. Мик Шумахер улучшился только до десятой позиции, а Роберт и вовсе стал 14-м. Не лучший результат для того, кто собирается побороться за подиум по итогам сезона. На самом деле оба пилота Prema вполне могли и улучшить свое время, если бы за две минуты до окончания квалификации она вновь не была бы прервана красными флагами. На этот раз причиной стало возгорание на машине Джулиано Алези, который был вынужден остановиться на обочине и довольно долго подзывать жестами маршалов с огнетушителем, чтобы они потушили машину.

Сражение до последнего круга

Обе гонки Формулы 2 в Бахрейне пришлись на пик жарких дневных температур. Feature Race (Основная гонка) стартовала в субботу в полдень, воскресная ― на час позже. Именно температурный режим в сочетании с высокой абразивностью асфальта стали основными факторами износа шин, темпа в гонке и результативности пилотов.

Сыграла свою роль и шинная тактика. Pirelli привезли для Формулы 2 составы медиум и хард, и выбор комплекта для старта имел важное значение. У каждого из двух вариантов тактик были свои плюсы и минусы. Для тех, кто как Роберт, стартовал на медиуме, предполагался довольно короткий первый отрезок с упором на высокий темп, а второй уже на харде и теряющей вес из-за расхода топлива машины позволял «пересидеть» тех, кто позже отправлялся на пит-стоп, и защищать от них позиции в дальнейшем.

Для тех же, кто как Мик Шумахер и Никита Мазепин на старте был обут в шины с белыми ободками, предполагался обратный вариант: в последней части гонки на более мягких шинах и легкой машине они могли эффективнее атаковать. 

Мик Шумахер уже несколько этапов подряд демонстрирует отличные старты, и в этот раз только на стартовой прямой он отыграл четыре позиции, а потом и еще одну, так что к концу первого круга был уже пятым.

Роберт же, наоборот, стартовал не слишком удачно и потерял позицию. Помимо собственной заминки у него были явные проблемы с резиной, которая работала не так, как хотелось бы, и уже на десятом круге Роб одним из первых заезжает на пит-стоп. Понятно, что на трассу он выезжает последним, и выглядит это довольно удручающе, но, прогрев как следует резину, Роберт вдруг начинает штамповать один лучший круг за другим. В середине гонки начинается первая волна пит-стопов для тех, кто на медиуме, так что на 18-м круге Роб уже шестой, а Мик возглавляет пелотон.

Шумахер заезжает в боксы на 20-м круге, возвращается шестым позади своего партнера по команде, но достаточно быстро возвращает себе две позиции. Однако выше четвертого места подняться он уже не может, так как упирается в отчаянно защищающего свой неожиданный шанс на подиум Джехана Дарувалу. Так Мик и заканчивает гонку в шаге от подиума.

Что касается Роберта, то из-за деградации резины он вынужден пропустить двух пилотов, зато финиширует на восьмом месте ― т. е. реверсивном воскресном поуле. 

Что самое интересное, один из этих двоих ― Юки Цунода, стартовавший с последнего, 22-го места. Цунода провел блестящую гонку и совершил огромное количество обгонов, последовательно доказывая Хельмуту Марко, что достоин места в Alpha Tauri. Кроме того, ему повезло, что Гиотто, показавший лучший круг в гонке, в самом конце выпал из очковой зоны. И по правилам чемпионата два очка получил следующий обладатель лучшего круга, то есть… Цунода!

Вторым пилотом, прошедшим Роберта в финальной части гонки, стал Никита Мазепин, стартовавший на харде. На 18-м круге он заезжает на пит-стоп, будучи вторым позади Шумахера, но возвращается на трассу лишь 14-м. После этого у него начинается погоня за результатом. Благодаря тому, что еще семи пилотам впереди него предстоят обязательные пит-стопы, несколько позиций он отыгрывает довольно легко: через шесть кругов он уже оказывается позади Роберта, и его темп явно выше. Атака происходит на 26-м круге, и Роберт пропускает его довольно спокойно, рассудив, что полезнее сохранить резину до конца гонки. От Армстронга Никиту отделяет пять секунд, и он прилагает все усилия, чтобы сократить это время. За два круга до финиша Мазепин поднимается на пятое место, но это уже предел: до Шумахера почти девять секунд, которые «проглотить» не получится.

А что же в борьбе за лидерство? Уже в самом начале гонки Каллум Айлотт уступает позицию Фелипе Друговичу, который ее удержал, провел идеальную гонку и в итоге сумел выиграть . Удивительно, но у бразильца, входящего в Топ-9, это третья победа в сезоне, зато 11 из 20 гонок для него заканчивались вне очков. Стабильности явно не хватает.

По итогам гонки Айлотт тем не менее сокращает свое отставание от Мика Шумахера, набрав 18 очков в гонке и четыре за поул-позицию. Перед стартами в воскресенье их разделяло всего 12 очков.

Никита Мазепин за счет финиша на пятом месте сразу продвинулся вверх, потеснив Кристиана Лундгаарда и Роберта Шварцмана, Роберт же, наоборот, опустился на шестую строчку… Теперь было очень важно, как он проведет воскресную гонку.

Кто не рискует, тот не пьет шампанское

В воскресенье на 23-круговую гонку без обязательного пит-стопа подавляющее большинство пилотов вышли на комплектах жесткой резины. Все, кроме Луи Делетраза. Почему Charouz Racing решили с самого начала рискнуть и выступить на тактике с пит-стопом, непонятно ― разве что у них в команде завелся штатный предсказатель. Либо же старт с 16-й позиции был тем самым случаем, когда кто не рискует, тот не пьет шампанское.

На старте прогревочного круга замирает сердце у тех, кто болеет за Мазепина. Его машина несколько секунд остается неподвижной, но затем все же заводится, и Никита вливается в пелотон. Если бы он не сделал это до того, как проедет последняя машина, он был бы вынужден стартовать из самого хвоста.

Роберт возглавляет решетку. На старте Маркус Армстронг и Юки Цунода пытаются атаковать Роберта, но не тут-то было. Несколько попыток оказались совершенно бессмысленными: казалось, Роб работает на опережение, предугадывая все их ходы. Цунода в азарте атаки получает прокол колеса и уже на первом круге заезжает на пит-стоп. Гонка потеряна.

Непрерывные атаки на своих соперников следуют и со стороны Мазепина. Поначалу он теряет две позиции, но затем начинает их последовательно отыгрывать. В пелотоне разыгрывается настоящее сражение за 4–5–6–7 места между Шумахером, Айлоттом, Эйткеном и Мазепиным, Никита в итоге побеждает, а на пятом круге проходит еще и Дарувалу, поднимаясь на третье место.

Что касается экспериментатора Делетраза, то он пока не особо выиграл от комплекта медиум и находится на уровне 14-15 позиции, соперничая с Роем Ниссани.

На шестом круге происходит досадная история с Тео Пуршером, выступающим сейчас вместе с Артемом Маркеловым в команде BWT HWA Racelab: у него внештатно срабатывает система пожаротушения. Пуршер вынужден остановиться в одном из поворотов, и на трассу выходит автомобиль безопасности. Делетраз и еще несколько пилотов пользуются этим, чтобы заехать в боксы ― таким образом пилот Charouz Racing получает почти бесплатный пит-стоп.

Автомобиль безопасности собирает пелотон очень близко, и это отличный повод для возобновления борьбы за места. Чем и собирается воспользоваться та самая неугомонная четверка, только вместо Мазепина теперь ― Дарувала. Каллум Айлотт, недавно рассказывавший на пресс-конференции, что у него не нервы, а стальные канаты, видит «открывшегося» Шумахера и нажимает на газ, но результат превосходит все ожидания: Айлотту не хватает места, он врезается в Джехана Дарувалу и выносит его с трассы.

Мик Шумахер, предвидевший последствия, резко тормозит, дабы избежать возможного контакта, но при этом на блокировке сильно портит резину. Хотя он и остается в гонке, но теперь вряд ли сможет отыграть позиции: пропускает несколько соперников и уже ничего не может им противопоставить.

За столкновение Айлотт получает штраф проездом через питлейн, и после этого сражение за титул для него существенно осложняется. После отбытия наказания и замены поврежденного переднего крыла он возвращается на трассу 17-м.

Режим виртуального автомобиля безопасности длится буквально один круг, и гонка возобновляется. И вновь Роберт прекрасно берет старт и наращивает преимущество. На протяжении всей гонки он ни разу не упустил лидерства и ведет пелотон на высокой скорости. Но самое интересное начинает происходить в хвосте: Луи Делетраз прогревает резину до рабочего состояния и начинает какую-то невероятную погоню за подиумом. За вторую половину гонки он умудряется совершить 11 обгонов и финишировать на третьем месте, заодно еще и показав лучшее время круга!

Для нас же главное, конечно, другое. Наши пилоты Роберт Шварцман и Никита Мазепин сумели повторить невероятный успех на третьем этапе в Венгрии, где также одержали победный дубль.

После предпоследнего этапа вновь произошло перераспределение мест в Топ-6 пилотов-претендентов на подиум. На этот раз на третье место поднялся Никита Мазепин, заработав 162 балла. Роберт стал четвертым ― у него 159 очков. Позади него Юки Цунода со 157 очками и Кристиан Лундгаард (149 баллов).

Отрыв между Шумахером и Айлоттом немного увеличился ― до 14 очков. Даже Никита и Роберт все еще математически являются претендентами на титул. Шанс остается и у Цуноды: если на последнем этапе он наберет максимально возможные 48 очков, а Мик ― ни одного, да и остальные проиграют, то при равенстве баллов и большем количестве побед он сможет стать чемпионом. Но такой шанс ― один на миллион, так что, скорее всего, мы будем наблюдать сражение Шумахер vs Айлотт.

 

Выдержки из послефинишной пресс-конференции Роберта Шварцмана и Никиты Мазепина

Формула 2 FIA: Роберт, поздравляю. Это первая твоя победа после Спа. Приятно вернуться?

Роберт Шварцман: Ну, конечно, приятно. Но на это потребовалось время. К сожалению, до этого у нас были неудачные гонки, и, честно говоря, в начале уикенда тоже было довольно много проблем. Я был не до конца уверен, что смогу одержать победу в этот уикенд, но очень доволен тем, как сработала команда. Нам удалось значительно улучшить машину, и это помогло сегодня в гонке. Я очень счастлив.

Формула 2 FIA: Сегодня ты продемонстрировал впечатляющую работу с шинами, но преимущество, заработанное в гонке, ускользало под автомобилем безопасности, это могло угрожать победе?

Роберт: Да, периоды автомобиля безопасности были очень короткими и я довольно поздно получил сообщение, что сейфити-кар уходит. Но все равно шины быстро остыли за это время, и машину можно было потерять. Мне удалось контролировать это на пределе, и я видел, что ребята позади тоже борются, так что это помогло мне немного оторваться. В течение следующих двух или трех кругов я не был уверен, нужно ли мне изо всех сил атаковать или лучше быть осторожнее и беречь шины, в итоге я просто старался не делать ошибок. Это помогло мне вновь нарастить преимущество. Я просто старался сосредоточиться на вождении, не допускать ошибок и финишировать в гонке.

FIA Formula 2: Никита, отличная гонка! Впечатляет еще один подиум. Какой была гонка с твоей точки зрения?

Никита Мазепин: В начале у нас были постоянные проблемы со сцеплением, которое поначалу работало некорректно. Был рывок, за которым следовала пробуксовка. За ночь мы поменяли сцепление, и из-за этого я не мог вовремя тронуться на формовочном круге. К счастью, все обошлось. В гонке у нас был хороший темп, но по нашим подсчетам шин хватало ровно на половину гонки. Это означало, что если в начале мне придется много сражаться и я израсходую больше резины, то в конце мне уже придется нелегко. Так и случилось. В начале у меня было много сражений, шины деградировали, поэтому, когда я оказался позади Роберта, у меня уже ничего от резины не оставалось. Зато Роберт отлично сумел сберечь шины и держал высокий темп. Но что касается всего уикенда в целом, мы показали достойные результаты.

FIA Formula 2: Ты упомянул несколько схваток, в том числе и сражение с Миком Шумахером, которое со стороны выглядело довольно агрессивно и несколько раз едва не доходило до контакта. А как это было с твоей точки зрения?

Никита: Это часть работы гонщика, которая заключается в том, чтобы уметь драться, когда кто-то устраивает серьезную драку. Я должен сказать, что вчера и сегодня я совершил много обгонов, и могу сказать, что Мик совершенно по-другому строит свою защиту ― по сравнению с другими пилотами. Я должен доказать, что я могу повышать ставки, и мне кажется, что в Бахрейне я сумел это продемонстрировать. Но несколько раз контакт и в самом деле мог произойти. Например, в первом повороте, где скорость была 310 км/ч.

Формула 2 FIA: Роберт, снова возвращаюсь к тебе. Остался всего один раунд до конца сезона. Чего ты хочешь в финальных гонках?

Роберт: Главное ― это опыт и понимание того, как именно работает эта машина и что нужно, чтобы в будущем предотвратить некоторые ошибки и проблемы. Трасса будет очень интересной, потому что она короткая и с минимумом поворотов. Будет много обгонов, и все будут очень близко друг к другу. Это будут очень интересные гонки. Я просто надеюсь, что смогу пройти квалификацию намного лучше, чем в этот раз, и показать хорошие результаты, чтобы закончить чемпионат на высокой позиции.

От автора: последний ответ Роберта напрямую указывает на то, что российский пилот остается в Формуле 2 еще на один сезон. Впрочем, после подтверждения состава Alfa Romeo и провала Роберта в борьбе за титул сомнений в этом уже не оставалось.

Все результаты можно посмотреть здесь.

А вот совсем недавно состоялось официальное объявление о том, что в сезоне 2021 года Никита Мазепин будет выступать в Формуле 1 за команду Haas! Поздравляем Никиту!

Комментарии

    
19-я республика
Сообщений: 60143
Может это и к лучшему, что Роберт остается ещё на один сезон в Ф-2.
5
1
Ответить
zogar-zag
Жаль конечно, что у Роберта такой провал в середине произошел.
1
1
Ответить
7199075
Самара
Мазепин молоток в гонке номер 2. Да и Роберт тоже. Что-то не слышно ничего о том как Марко оценил выступление Шварцмана - до этого Хельмут очень хорошо о нем отзывался. Или слив середины сезона повлиял на его оценки?
 
 
Ответить
    
19-я республика
Сообщений: 60143
7199075
Мазепин молоток в гонке номер 2. Да и Роберт тоже. Что-то не слышно ничего о том как Марко оценил выступление Шварцмана - до этого Хельмут очень хорошо о нем отзывался. Или слив середины сезона повлиял на его оценки?
И хорошо, что ничего не слышно. От этого доктора надо держаться подальше.
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!