В этом году уже были этапы, проходившие на одном и том же автодроме: сезон начался со сдвоенного этапа в Шпильберге, а затем и Сильверстоуне. В отличие от них автодром «Сахир» предложил организаторам провести обе гонки на разных конфигурациях трека. Гран-при Бахрейна, который состоялся в последний уикенд ноября, прошел на традиционном 5,4-километровом кольце, которое всегда принимает Формулу 1. А вот Гран-при Сахира в следующие выходные запланирован на так называемом «внешнем треке» протяженностью 3,543 км. Это самая короткая дистанция круга за всю историю Формулы 1 после ГП Монако.
Автодром «Сахир» предлагает несколько гоночных конфигураций. Есть и еще одна, на которой в 2010 году состоялся Гран-при Бахрейна. За счет включения дополнительной внутренней секции длина трассы составила тогда 6299 метров, но с тех пор больше не использовалась.
На самом деле на Гран-при Сахира фактических изменений будет не так уж и много: гонку запустят по короткой срезке, соединяющей четвертый и 13-й повороты, но благодаря этому вид боевой конфигурации станет больше похож на трапецию и включит в себя лишь три точки активного торможения — в первом, четвертом и десятом поворотах. Кстати, в новой конфигурации четвертый поворот, где в прошлое воскресенье попал в страшнейшую аварию Ромен Грожан, окажется более плавным и более скоростным. Общая дистанция гонки составит 305 км, или 87 кругов.
Проведенное компьютерное моделирование предсказало, что продолжительность квалификационного круга составит меньше 55 секунд, а боевого — меньше минуты. За последние годы самое быстрое время круга было установлено Валттери Боттасом в этом году в Австрии: 1:02,939. А вообще за всю историю Формулы 1 лучшее время поула показал Ники Лауда: 58,79 секунды. Это произошло в 1974 году на французской гоночной трассе «Дижон-Пренуа» протяженностью 3,801 км.
Еще одной отличительной чертой этого Гран-при от предыдущего в Бахрейне станет проведение этапа полностью в ночное время. Это касается как второй практики, так квалификации и самой гонки. К тому же гонка усложнит и довольно плотный трафик, чему будет способствовать более короткий круг с меньшим количеством поворотов.
Что касается шин, то Pirelli привезут те же комплекты: С2, С3, С4.
Гоночный уикенд 4–6 декабря включит в себя также финальный этап чемпионата Формула 2.
За прошедшие несколько дней в Формуле 1 произошло столько событий, что уследить за ними совсем непросто.
Никита Мазепин и Мик Шумахер
Мы уже писали о том, что американская команда Haas F1 Team официально объявила Никиту Мазепина в качестве своего пилота на сезон-2021 и далее. Контракт назван многолетним.
Ожидалось, что своего второго пилота, подписание которого уже также состоялось, они анонсируют после финала чемпионата Формулы 2, однако уже на следующий день, т. е. в среду, 2 декабря, Haas сделали официальное объявление относительно Мика Шумахера.
«Команда Haas F1 Team подписала контракт с немецким пилотом Миком Шумахером на участие в чемпионате мира Fia Formula 1 в 2021 году и далее в рамках многолетнего соглашения, — сказано в официальном заявлении. — Объявив двух новых молодых пилотов, мы тем самым закладываем основу для непрерывного и долгосрочного роста команды и ждем их вклада в наше общее развитие как на гоночном треке, так и за его пределами».
Мик Шумахер дебютирует за рулем Формулы 1 уже в этом году: он примет участие за рулем актуальной машины Haas VF-20 во время пятничной тренировки на Гран-при Абу-Даби. Эта сессия пройдет вместо пропущенной Миком в октябре на Нюрбургринге по причине отмены пятничных заездов из-за дождя и тумана.
Интересно, что именно Никита был объявлен первым. С учетом того, что в Формуле 1 ничего не происходит просто так, можно предположить, что за этим кроются какие-то детали контракта. Так или иначе, но теперь мы знаем, что Никита в следующем году будет выступать на машине с черной камерой, а Мик — с желтой.
Пьетро Фиттипальди
Однако ни Никита Мазепин, Ни Мик Шумахер не были приглашены заменить на ГП Сахира попавшего накануне в тяжелую аварию Ромена Грожана. Пилоту удалось самостоятельно выбраться из огненного вихря, в который превратилась его машина, с минимальными повреждениями — ожогами лодыжек и верхней части ладоней, и получить своевременную помощь спасателей. Ромен провел в госпитале в Бахрейне три ночи и в среду утром его отпустили на домашний режим. Однако после осмотра доктора объявили, что во время ближайшего уикенда Грожан не сможет управлять автомобилем.
Поскольку и оба подписанных на следующий год пилота также будут заняты в гонках в борьбе за титул Формулы 2, то HAAS пригласили на замену бразильского 24-летнего гонщика Пьетро Фиттипальди, внука двукратного чемпиона Формулы 1 Эмерсона Фиттипальди. Пьетро в настоящее время является резервным пилотом HAAS и ранее уже тестировал машины 2018 и 2019 годов, однако за руль машины 2020 года он впервые сядет во время свободных практик в пятницу. За свою карьеру Пьетро Фиттипальди уже успел поучаствовать в сериях Formula V8 3,5, Indycar, Endurance Racing и даже DTM.
Льюис Хэмилтон пропускает этап
Появление новичка за рулем Формулы 1 на очень необычной трассе это своеобразный джокер — никогда не знаешь, чем это может обернуться. Но Пьетро Фиттипальди — довольно опытный гонщик, и если бы дело ограничилось только им, то в целом сюрпризов можно было не бояться. Однако ситуация на данный момент развивается по экспоненте.
Во вторник утром было объявлено, что Льюис Хэмилтон получил положительный тест на коронавирус, в связи с чем пропустит как минимум один этап в Бахрейне, а как максимум — не выйдет на старт до конца этого года.
Такое простое, казалось бы, событие, как болезнь одного из пилотов и пропуск им этапа соревнований, в итоге повлекло за собой как большое число перестановок, так и появление множества надежд и разочарований.
Стоффель Вандорн
Резервным пилотом команды Mercedes на данный момент является Стоффель Вандорн, выступающий за этот бренд в гонках Formula E. Сезон 2019-2020 Вандорн закончил вице-чемпионом серии, однако стоит упомянуть, что победителю Феликсу да Коште он уступил почти двойное количество очков. Вандорн выступал в Формуле 1 за команду McLaren в течение трех сезонов — с 2016-го по 2018-й, однако лучшей позицией на старте и на финише для него оказалось седьмое место, а за руль актуального Mercedes он еще не садился. Тем не менее Стоффель Вандорн присутствует в качестве резервного пилота Mercedes практически на всех этапах Формулы 1.
Все это я рассказываю для того, чтобы решение Тото Вольффа и Mercedes не вызывало вопросов у тех, кто, возможно, болеет за Вандорна.
Свое решение о том, кто же заменит за рулем Льюиса Хэмилтона, Mercedes объявили в среду. Им понадобилось определенное время, чтобы договориться с Williams, а Williams, в свою очередь, — с командой Campos.
Таким образом, Стоффель Вандорн так и останется резервным пилотом на Гран-при Сахира, а управлять Mercedes W11 в эти выходные станет экс-чемпион Формулы 2 и действующий пилот команды Williams Джордж Рассел.
Джордж Рассел
Решение Mercedes удовлетворяет всем требованиям. Мы уже разобрались, почему это не Вандорн, но есть еще и другие причины в пользу Рассела. Mercedes уже давно говорят о том, что хотели бы попробовать Джорджа Рассела в деле, но не представлялось возможности. Да и всем остальным поклонникам Формулы 1 интересно увидеть, что же на самом деле представляет из себя звезда Формулы 2. За сезоны 2019-2020 Рассел, выступая за Williams, не набрал ни одного очка (в отличие от Роберта Кубицы, который сумел финишировать в прошлом году в десятке в невероятной гонке в Хоккенхайме), однако каждый раз он вчистую переквалифицировал обоих своих напарников Роберта Кубицу и Николаса Латифи, а в этом году неоднократно попадал во второй сегмент квалификации на откровенно слабой машине. На Гран-при Штирии он и вовсе начинал гонку с 11-го места.
Рассела считают будущей звездой Формулы 1, и теперь ему выпадает отличный шанс продемонстрировать, чего же он стоит. За плечами у британского пилота шесть дней тестов за Mercedes начиная с 2017 года, и последний раз он управлял этим автомобилем примерно год назад на пост-сезонных тестах в Абу-Даби. К тому же пересесть с одной актуальной машины Формулы 1 за руль другой задача намного легче, чем сделать то же самое после Формулы Е или Формулы 2. Но все же ждать от него мгновенных результатов не стоит.
А вот если Хэмилтон пропустит еще и Гран-при Абу-Даби, то здесь Рассел уже обязан будет показать все, на что он способен. Ну если, конечно, хочет когда-нибудь покинуть Williams.
Джек Эйткен
На самом деле Mercedes должны сказать большое спасибо Williams за то, что те согласились отдать им своего пилота. Правды ради, Mercedes сделали это уже неоднократно, равно как и Рассел. Однако это решение со стороны команды из Гроув повлекло за собой еще целый ряд перестановок.
Теперь место Рассела в Williams на ближайшую гонку займет 25-летний британский пилот Джек Эйткен, выступающий в Формуле 2 вот уже третий сезон за команду Campos Racing. Эйткен является резервным пилотом Williams и уже выступал на их машине в свободной практике Гран-при Штирии в начале этого года. Тогда он занял 17-е место, опередив Роберта Кубицу, Николаса Латифи и Кевина Магнуссена, сошедшего после третьего круга по техническим причинам.
За время своей карьеры в Формуле 2 Эйткен одержал четыре победы, а в этом сезоне занимает 12-е место с двумя подиумами в гонках.
Кто заменит Эйткена в Формуле 2, пока не объявлено.
Скольких людей сделает счастливыми Льюис Хэмилтон?
Как минимум двух гонщиков и еще огромное количество поклонников Формулы 1. Если первые рады шансу продемонстрировать свои возможности, то вот последние с нетерпением ждут разоблачения или подтверждения уникального таланта семикратного чемпиона, и хотят выяснить, какое место в его победах занимает талант, а какое — автомобиль. Кроме того, мы уже неоднократно наблюдали, насколько яркими могут быть гонки, когда неизменный лидер выбывает из борьбы.
Главные вопросы на сегодняшний день:
Если говорить о личном зачете, то основными претендентами на победу могут стать сразу несколько пилотов: Валттери Боттас, Макс Ферстаппен, Пьер Гасли, Карлос Сайнс и Серхио Перес. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов Даниэля Риккардо. А вот что касается пилотов Ferrari, то, не умаляя их талантов, можно сказать, что на быстрой и моторной трассе «Сахир» им поможет только чудо. Впрочем, чудес в Формуле 1 тоже никто не исключает. Что же касается Рассела, то у него есть неплохие шансы подняться на подиум. Добиться хорошего результата могут Ландо Норрис, Алекс Элбон и Лэнс Стролл. Возможно, и Даниил Квят. В общем, как вы видите, я перечислила практически всех.
Скорее всего, основная борьба за победу возникнет между Боттасом и Ферстаппеном. И для Боттаса это реальный шанс продемонстрировать, что он все еще остался отличным пилотом, который за свою восьмилетнюю карьеру завоевал 14 поулов, девять побед и 53 подиума. Что же касается Макса Ферстаппена, то болезнь Хэмилтона для него настоящий подарок судьбы: уступая Боттасу всего лишь 12 очков, он теперь может опередить финна в борьбе за второе место в чемпионате. И тогда это будет лучший результат за всю его пятилетнюю карьеру.
Что же касается командного зачета, то сейчас четыре команды-претендента на третье место разделяет всего 40 очков. Лидером среди них является McLaren со 171 баллом, вырвавшийся вперед после прошлого этапа. А замыкает эту четверку Ferrari: у них 131 балл. В отсутствие Хэмилтона команды могут разыграть между собой небывало большой комплект очков, включая и победные 25 баллов.
Единственное, что вызывает в этот раз серьезные опасения, это существенное количество новичков в Формуле 1, включая того же Джорджа Рассела за рулем мощнейшего Mercedes.
И вот еще один вопрос, который меня мучает: каково будет потом Расселу снова возвращаться за руль Williams?
Главное, что нас ожидает в Формуле 2, это сражение за титул.
Каллум Айлотт недавно сообщил в своем твиттере — его предупредили, что в следующем году он не будет выступать в Формуле 1. Он также написал, что теперь его главной целью стала борьба за титул.
Очевидно, что и в 2022-м он вряд ли попадет в Формулу 1, так как на подходе будут уже другие молодые соперники. И по той же причине он, скорее всего, не сумеет взять там в следующем году и титул. С другой стороны, став в этом году чемпионом, ему, по правилам чемпионата, придется искать место в другой серии. Так что разбираться и решать, что для него лучше, предоставим самому пилоту.
Интересно, что еще до того, как HAAS объявили о подписании контракта с Миком Шумахером, Prema Powerteam анонсировала Оскара Пиастри, чемпиона команды в серии Формула 3, в качестве пилота команды в Формуле 2 на сезон-2021. Что же касается их второго пилота на следующий год, то тут загадок тоже нет. Уже дважды за последнее время появились подтверждения тому, что Роберт Шварцман остается на второй сезон.
Сначала Prema забыли вырезать вопрос на эту тему из своего видеоинтервью с Робертом и, спохватившись, заменили видеозапись, а затем и на пресс-конференции после прошлого этапа Роберт упомянул о том, что понимание машины поможет ему в будущем предотвратить некоторые ошибки. Роберту будет не очень просто доминировать в дуэте с Пиастри, но мы надеемся, что это пройдет не хуже, чем в этом сезоне у Мика.
Итак, на финальном этапе Формулы 2 нас ожидает отчаянная борьба за титул между Миком Шумахером и Каллумом Айлоттом, которых разделяет всего 14 очков, и сражение за третью ступеньку подиума между Никитой Мазепиным, Робертом Шварцманом, Юки Цунодой и Кристианом Лундгаардом. Между третьим и шестым местом — 13 очков.
Очевидно, что для особо рьяных болельщиков обеих серий лучше запастись успокоительным и валидолом. Искры полетят.