Для Серхио Переса, который уже через один Гран-при может остаться без места в Формуле 1, эта первая победа за всю его историю в Королевских гонках обернулась слезами радости и, по его словам, обретением покоя. То, к чему он так стремился, наконец случилось. «Я шел к этому десять лет. Десять лет!!! Невероятно», — скажет он в интервью сразу после гонки. И на самом деле, он проделал самый долгий путь к победе за всю историю Формулы 1 — 191 Гран-при. Мексиканский гимн, мексиканский флаг и огромная чаша в руках. И бесконечный поток льющегося сладкого газированного напитка, смывающего соленые слезы.
Еще в начале предшествующей гонке недели было понятно, что ГП Сахира на короткой 3,5-километровой новой конфигурации готовится преподнести целый букет сюрпризов. Умный и грамотный ход Тото Вольффа, который пригласил на временно освободившееся место в чемпионской машине не Стоффеля Вандорна или гонщика со стороны, а пилота программы Mercedes Джорджа Рассела, застрявшего в отстающем Williams, расценивался сторонними наблюдателями совершенно по-разному. Кто-то говорил, что таким образом пытаются надавить на Хэмилтона, чтобы снизить сумму контракта, кто-то утверждал, что это способ проверить пилота перед тем как заменить им Валттери Боттаса. Но на самом деле это был просто шанс, который Вольфф подарил Расселу, чтобы тот мог показать, чего он на самом деле стоит. Рассел сделал максимум того, что под силу человеку, но результат в гонке был совсем не тот, на который надеялись. Все привычно ожидали сражения за победу, но Рассел и Боттас фактически боролись за то, чтобы финишировать в десятке.
На самом деле Рассел должен быть благодарен судьбе за такой исход. Несмотря на неожиданно низкий результат на финише, он трижды за одну гонку смог показать, чего стоит, и моментально, что называется, поднял свою рыночную стоимость до небес.
В квалификации все внимание было приковано к двум Mercedes, а главным вопросом стало, кто же из них возьмет поул. Результаты свободных практик не давали очевидного ответа: несмотря на то, что в пятницу Рассел дважды опережал по итоговым протоколам Боттаса, лучшее время у финна сняли за выезд всеми четырьмя колесами за пределы трассы. А в субботу Боттас и вовсе стал вторым после Ферстаппена, а Рассел лишь седьмым. В первых двух сегментах квалификации Боттас также выглядел сильнее и в итоге взял поул, но вот отрыв в 0,026 секунды от человека, проводящего первый уикенд за рулем машины, — так себе результат, если честно.
Гораздо интереснее оказалось то, что Шарль Леклер оказался четвертым, а Даниил Квят — шестым, и оба они сумели переквалифицировать Renault, из которых лучший результат был у Даниэля Риккардо (седьмой). Сахир с его короткой внешней конфигурацией, признанной одной из самых моторных трасс в сезоне, где пилоты проходят газ в пол почти 85% дистанции, должна была стать провальной для Ferrari с их отставанием почти в 50 л.с. от лидеров. А получилось, что Леклер уступил Боттасу лишь 0,3 секунды. Феттель, правда, слегка компенсировал этот успех своим 13-м местом, но было понятно, что результат Леклера не случайность и он готов включиться в победу за подиум.
Даниил Квят привез почти 0,2 секунды Пьеру Гасли. Его Alpha Tauri показывала отличный темп и в свободных заездах. Оба раза в пятницу он финишировал выше своего партнера. Это прекрасный результат под конец сезона, но спасет ли он Даниила?
А вот для Racing Point и Mclaren квалификация сложилась менее удачно. Серхио Перес стал пятым, а Стролл и вовсе замкнул десятку. Сайнс и Норрис квалифицировались еще хуже: восьмой и 15-й. К тому же на стартовой решетке Норрис отодвинулся на 19-е место, получив штраф за замену элементов силовой установки.
Ну и 12-й результат Элбона тоже вряд ли пойдет ему в плюс при принятии решения о составе Red Bull на следующий год.
Оба Mercedes стартовали с первого ряда на комплектах медиум, на которых они показали лучшее время во втором сегменте. Предполагалось, что с учетом быстрого износа шин на весьма требовательной трассе Бахрейна это даст им возможность «пересидеть» соперников и диктовать свою тактику, ожидая более чем вероятного появления автомобиля безопасности.
Второй и третий ряд позади них — Ферстаппен и Леклер, Перес и Квят — стартовали на софте и делали ставку на прорыв на первом круге, полагаясь на неопытность Рассела за рулем Mercedes и частые ошибки Боттаса. На 50% так все и произошло. В то время как Рассел выстрелил на старте, сразу захватив лидерство, Боттас не смог справится с машиной на непрогретой резине, провалился и моментально оказался под атакой сразу трех пилотов. На первом круге он едва не уступил Пересу и Ферстаппену, но затем точный удар Леклера в Серхио Переса и последующий вылет Ферстаппена буквально спасли его от очередного провала. Ферстаппен, по его собственным словам, пытался объехать Переса и Леклера по внешней, но оказался в гравии, и машина стала неуправляемой.
Этим воспользовались Сайнс и Риккардо, чтобы прорваться на третье и четвертое места, а Серхио Перес, буквально подлетевший от удара, каким-то чудом сумел поймать машину после разворота, не долетев до ограждений, выбраться из гравия и доехать до боксов, чтобы заменить шины. Конечно, это было невероятное везение мексиканского пилота — несмотря на столкновение, его машина не получила каких-то значительных повреждений: удар пришелся в правое заднее колесо. Ну а появившийся автомобиль безопасности помог ему потерять не так много времени на пит-стопе.
На трассу Перес возвращается последним, потеряв 13 позиций относительно стартовой — если не учитывать выбывших из соревнования Шарля Леклера и Макса Ферстаппена — и, сжав зубы, начинает все с начала.
«После первого круга мне казалось, что гонка потеряна — как это произошло неделю назад. — рассказал потом Перес. — Но я все равно не собирался сдаваться и готовился сделать все, что было в моих силах, чтобы хоть что-то отыграть. В этом сезоне нам не везло. И — вот…»
На первом же круге после сильного торможения развернуло и Кими Райкконена, но он сумел поймать машину и сразу же вернуться в гонку.
Перес привык бороться до последнего. Его реноме неуступчивого гонщика означает также и упрямство в сражении за каждый метр, каждое место. Вернувшись после пит-стопа на первом круге на шинах медиум, он начинает свой прорыв и уже к 23-му кругу поднимается в Топ-10.
«Я думаю, сегодня мы выиграли благодаря удаче. Я совершил ошибку во время первого периода машины безопасности, заблокировав шину и получив на весь отрезок до пит-стопа сильнейшие вибрации. Но зато после следующего пит-стопа мне казалось, что я управляю лимузином».
На 31-м круге он уже пятый — но помогают в этом, конечно, и пит-стопы других пилотов.
Racing Point в этом году, помимо других преимуществ, обладают также и крайней бережливостью по отношению к шинам. Лэнс Стролл, стартовавший на использованном комплекте софт, заехал на свой первый пит-стоп лишь на 42-м круге, последним из тех, кто стартовал на мягких шинах, и одним из последних, в принципе совершивших первый пит-стоп.
Перес получает свой следующий комплект — хард — на 47-м круге, возвращается девятым позади своего партнера и вновь начинает прорыв. На 56-м круге он обходит Лэнса Стролла в борьбе за четвертое место. Впереди него Эстебан Окон на более старых шинах, который становится легкой добычей.
Конечно, если бы не подарок от Mercedes, ни о какой победе не было бы и речи. Именно катастрофа на пит-стопе у Черных стрел первый раз дала шанс Пересу на победу. Вторая неудача в виде проколотого колеса, случившаяся у Рассела на 78-м круге, окончательно подарила мексиканцу долгожданный триумф.
63-й круг стал роковым для автомобиля № 63. Пилот, замещающий Рассела, и стал невольной причиной его несчастья.
На 61-м круге Джек Эйткен, проводивший свою первую гонку за команду Williams и заменявший именно Джорджа, совершает ошибку в последнем повороте, задевает ограждение трассы и отрывает себе переднее крыло. Эйткен благополучно добирается до боксов, но на трассу выходит автомобиль безопасности. Этим отличным поводом собираются воспользоваться пилоты Mercedes и некоторых других команд, чтобы совершить бесплатный пит-стоп для замены шин перед финальным отрезком.
На протяжении всего уикенда Джордж Рассел постоянно общался по радио со своими механиками, обмениваясь нужной информацией, и так получилось, что и в этот момент он был с ними на связи. По сообщению команды, именно тогда произошли проблемы со связью, когда каналы перекрыли друг друга и механики Рассела поздно узнали, что он заезжает на пит-стоп.
Суматоха перед неожиданным пит-стопом привела к путанице шин: похоже, сначала на пит-стоп ждали Боттаса. В итоге получилось, что Mercedes Рассела обули в передние шины Боттаса, а это категорически запрещено регламентом гонки. Катастрофа нарастала по принципу снежного кома. Подъехавший сразу после Рассела Боттас застрял на пит-стопе почти на полминуты: его машину разули, когда оказалось, что у него некомплект шин. Поиски не увенчались успехом, Боттасу вернули на машину старый комплект хард и с огромной задержкой выпустили на трассу на том же, на чем он приехал на пит-стоп. А Расселу пришлось заезжать на следующем круге еще раз, чтобы заменить чужие колеса на свои.
К счастью, судьи приняли во внимание все обстоятельства произошедшего, ограничившись штрафом команде (20 000 евро), и не стали наказывать Рассела.
Рассел говорит, что не мечтал о победе и рассчитывал на финиш в пределах Топ-4, но сложно поверить, что молодой и амбициозный спортсмен, получивший невероятный подарок на Рождество, не будет мечтать о невероятном, но достижимом.
Собственно, все предшествующие гонке события, старт с отыгрышем позиций и выигранный семью кругами позже рестарт, отличный темп подсказывали, что невозможное возможно. Но затем все получилось наоборот.
«Я даже не могу выразить словами свои чувства, если честно», — сказал Джордж Рассел. — И когда я вылез из кокпита, я чувствовал себя ужасно. В моей карьере были гонки, когда победы ускользали от меня, но чтобы дважды? Не могу поверить».
«Я отдал всего себя. Я сумел грамотно начать гонку. Я был спокоен и уверен на первых кругах, когда сумел обеспечить себе комфортный отрыв от Валттери, но затем произошла путаница на пит-стопе. Это отбросило нас назад и мне пришлось отыгрываться и обходить Валттери».
«Я все еще думаю, что мы могли в тот момент догнать Серхио. У нас было преимущество по шинам, а машина была невероятно быстра. Я опустошен, но невероятно горд тем, чего мы смогли достичь, и счастлив, что у меня была такая невероятная возможность».
«Да, это гонки, это командный спорт, и мы вместе в любой ситуации. Бывает, что в плохом результате виноват пилот, и у меня случалось такое в этом году в Williams. Бывает и наоборот, мы все учимся на этом. Меня очень поздно позвали на пит-стоп: я заехал буквально через несколько секунд после того, как вышла машина безопасности. Вероятно, из-за этого и произошла путаница с шинами. Но тем не менее я набрал свои первые очки в Формуле 1».
«Я хочу поздравить Серхио. Он прекрасный пилот, уже давно выступающий в Формуле 1, и он заслужил победу. Возможно, не именно эту, т. к. я чувствовал, что эта победа была нашей. Но он заслуживает победы. Ему никогда не везло с машиной, но в этом году она просто отличная, и я рад, что у него был шанс!».
Racing Point отпраздновали прекрасную победу. Кошмар предыдущего Гран-при, когда Стролл переворачивается после контакта с Квятом, а Перес сходит на последних кругах, имея реальную надежду на подиум, казалось, перечеркнул все надежды команды на третье место в Кубке конструктора. Тогда они существенно пропустили вперед McLaren и уже не особо рассчитывали обыграть их вновь. Но благодаря победе Переса и отличному результату Стролла, поднявшегося с десятого места на подиум, Racing Point вновь занимают третье место с преимуществом в десять очков над соперниками.
Renault показали отличный результат, набрав 28 очков, а Эстебан Окон завоевал первый в своей карьере подиум — серебряную награду. Renault демонстрируют последние Гран-при серьезный прогресс, и это наверняка чрезвычайно радует Фернандо Алонсо, но в целом положение команды в Кубке конструкторов не изменилось: они все еще располагаются на пятом месте, уступая 12 очков Mclaren.
Алекс Элбон еще раз продемонстрировал, что он не может взять на себя роль лидера в отсутствие Макса Ферстаппена. Его шестой результат нельзя назвать большой удачей.
Даниил Квят финишировал седьмым, Пьер Гасли же и вовсе не попал в очковую зону. К сожалению, второй пит-стоп Квята как раз перед режимом виртуального автомобиля безопасности вынудил его пропустить вперед Риккардо, с которым у него происходила красивая борьба. Сам российский пилот доволен своим уикендом, называя его самым удачным в этом сезоне.
Что касается двух новичков Джека Эйткена и Пьетро Фиттипальди, они сумели благополучно финишировать в гонке, хоть и на последних местах. Эйткен, несмотря на небольшую аварию, сумел продолжить выступление. Пока неизвестно, сядет ли он за руль и на финальном Гран-при: это зависит от того, сумеет ли вернуться в строй Льюис Хэмилтон.
Что касается Фиттипальди, то Гюнтер Штайнер уже подтвердил его на Абу-Даби.
Почему на самом деле повезло Боттасу?
Болезнь Хэмилтона приковала к экранам с трансляцией всех, кого британец не оставляет равнодушными. А это, пожалуй, 100% зрителей, хоть и с разным знаком. Его достойнейшая победа в Турции слегка убавила скепсиса в его адрес, однако теперь был шанс оценить его машину в руках другого пилота. Хэмилтону бы очень повезло, если бы за рулем оказался Вандорн, но Вольфф принял другое решение — то, которое было выгодно команде.
В самой невыигрышной ситуации оказался Валттери Боттас. Как бы ни повернулась гонка, его бы заклеймили позором в любом случае. Так что можно сказать, что в Сахире ему по-настоящему повезло. Во-первых, он все же взял поул, хоть и с минимальным отрывом. Во-вторых, настоящий подарок ему сделали механики команды, которые не просто 27 секунд меняли ему резину, но и в результате вернули тот же комплект, который у него до этого и стоял. Таким образом, он потерял полминуты, хотя и под автомобилем безопасности, и не получил свежую резину, оказавшись на последних кругах просто безоружным перед остальными пилотами на более свежих шинах.
Он финишировал восьмым, но все же впереди Рассела. И теперь ему сложно что-то «предъявить» — все можно списать на волю случая.
Почему Рассел суперпилот?
На Гран-при Сахира вместе с невероятным подарком в виде шанса сесть за руль чемпионской машины Джордж Рассел получил еще и мешок проблем. В основном все они были связаны с физическим дискомфортом: Рассел заменял пилота на 11 см ниже себя и с ногой на три размера меньше. Это привело к тому, что Джорджу пришлось надевать ботинки не 11-го, а 10-го размера, чтобы его ноги поместились в кокпите. А из машины он все равно «выпирал» несмотря на то, что ему отлили новое сиденье: его голова находилась слишком высоко над кокпитом, а ремни неудобно перетягивали плечи. После квалификации он рассказывал, что у него появилось много синяков, а к некоторым местам даже приходилось прикладывать лед.
После этих его слов люди, причастные к Формуле 1, высказывали свое удивление, что под него не смогли подогнать машину в целом и педали в частности — ведь переставить их не так сложно. Но на их вопрос ответил сам Рассел в интервью, которое он давал после квалификации.
«Четыре или пять инженеров и механики команды всю ночь работали в боксах, чтобы модифицировать кокпит, подогнать под меня как следует сиденье, педали и обучая меня всем процедурам. Я уехал с трассы в три утра. Остальные оставались до рассвета».
Проблема в том, что сама машина построена под другие размеры — размеры Хэмилтона, и мало кто мог предположить, что его будет замещать столь рослый гонщик. Да и ради одного или двух Гран-при никто бы не стал ставить под вопрос комфорт постоянного пилота.
Но тот факт, что Джордж сумел так быстро привыкнуть к автомобилю и не замечать его определенных неудобств, работать по максимуму и показывать столь высокий результат, говорит о том, что из себя представляет этот британец. Ему многие называют будущим чемпионом, а сейчас к ним присоединился и Тото Вольфф, который сказал, что впереди Джорджа ожидает блестящее будущее.
Что ж, возможно, сейчас перед ним забрезжил реальный шанс. А «замороженные» с 2022 года моторы могут сделать его более очевидным.
Почему Мерседес не заменит Хэмилтона на Рассела
Просто потому, что в следующем году есть 99% вероятность взять восьмой титул в Кубке конструкторов, а пилоту Mercedes взять восьмой титул. Конечно, Кубок конструкторов Mercedes вполне могли взять, имея в команде Рассела и Боттаса, но восьмой титул у пилота Mercedes в сочетании с командной победой — такой шанс выпадает раз в истории. И даже 50 млн, которые, по слухам, Mercedes готовы заплатить Хэмилтону — это невысокая плата заводской команды (у которой они есть) за подобную красоту.
Другой вопрос, почему Mercedes не заменит Боттаса на Рассела в 2021 году. Тут, полагаю, ответ еще проще. Потому что Тото Вольфф это не Хельмут Марко. Руководитель Mercedes отличается вполне человеческим подходом к своим людям и не переигрывает свои решения ради туманных перспектив. К тому же Боттас полностью отвечает всем командным требованиям, помогая завоевать Кубок конструкторов. Его собственный результат — это уже второй вопрос.
Интересный штрих к портрету Вольффа. После аварии на ГП Бахрейна Ромен Грожан сказал, что если у него не получится сесть за руль в Абу-Даби, он будет готов заплатить за частные тесты, лишь бы не заканчивать свою карьеру на такой страшной ноте. Перед ГП Сахира стало известно, что по состоянию здоровья он все же пропустит последний Гран-при. И Тото Вольфф пригласил его на тесты. Бесплатно.
Почему дело не только в «самовозе»?
В данном случае я придерживаюсь весьма непопулярной точки зрения, что дело не только в машине, но и в пилоте.
Рассел — блестящий пилот, лучший в своем «выпуске» Формулы 2, который не просто выиграл титул в 2018 году, а сделал это красиво, досрочно и с семью победами в кармане. Для сравнения — у чемпиона 2020 года всего две победы в сезоне. Рассел первым из всех своих товарищей получил контракт — от Williams, куда его фактически пристроили Mercedes, чтобы он набирался опыта перед переходом в старшую команду. Однако вышло так, что Рассел получил худшее предложение, да еще и «застрял» в отстающей команде.
Возможно, это выглядело плохо для его первых двух сезонов, когда он не набрал ни одного очка, а переквалифицировать он смог лишь Кубицу и Латифи, но отличный пилот тем и отличается от хорошего, что умеет использовать любую ситуацию для собственного роста. Сражение с унылым Williams научило его искать песчинку золота в куче шлака, и именно эта способность позволила ему продемонстрировать то, что он показал в Сахире. А именно: две высшие строчки в обеих пятничных практиках и всего +0,026 до Боттаса в квалификации.
Его гонка была безупречна — если вынести за скобки результат. Прокол колеса и вынужденный пит-стоп на 78-м круге в борьбе за победу — это кошмар, который снится любому пилоту. Но Рассел каждый раз снова бросается в погоню из самого хвоста и приезжает в очках, в трех секундах позади Боттаса, с лучшим кругом благодаря свежему софту.
Рассел голоден до побед и очков и понимает, что для него это фактически единственный шанс показать себя и свой талант. Он готов прыгнуть выше собственной головы, чтобы попасть в Mercedes. А ведь это абсолютно ясная возможность — оказаться там через год. Вопрос только в том, где будет через год Mercedes.
Потенциал Рассела явно очень высок, и его совершенно точно нельзя сравнивать в этом плане с большинством гонщиков из пелотона. Окажись на его месте в этот раз Стоффель Вандорн, проигравший в свое время вчистую по квалификациям Алонсо (которого, напомним, обыграл Хэмилтон в свой второй год в Формуле 1), результат был бы явно иным. Так что это все слагаемые общего результата: отличная машина, отличный пилот и… удача. На примере Рассела можно четко наблюдать, что такое первые два слагаемых без третьего.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | С. Перес | Racing Point | 1:31.15,114 | 202,513 | 2 |
2 | Э. Окон | Renault | +10,518 | 202,124 | 1 |
3 | Л. Стролл | Racing Point | +11,869 | 202,074 | 1 |
4 | К. Сайнс | McLaren | +12,580 | 202,048 | 2 |
5 | Д. Риккардо | Renault | +13,330 | 202,021 | 2 |
6 | А. Элбон | Red Bull | +13,842 | 202,002 | 2 |
7 | Д. Квят | AlphaTauri | +14,534 | 201,976 | 2 |
8 | В. Боттас | Mercedes | +15,389 | 201,945 | 2 |
9 | Д. Расселл | Mercedes | +18,556 | 201,829 | 4 |
10 | Л. Норрис | McLaren | +19,541 | 201,792 | 2 |
11 | П. Гасли | AlphaTauri | +20,527 | 201,756 | 2 |
12 | С. Феттель | Ferrari | +22,611 | 201,680 | 3 |
13 | А. Джовинацци | Alfa Romeo | +24,111 | 201,625 | 2 |
14 | К. Райкконен | Alfa Romeo | +26,153 | 201,550 | 3 |
15 | К. Магнуссен | Haas | +32,370 | 201,322 | 2 |
16 | Д. Эйткен | Williams | +33,674 | 201,275 | 3 |
17 | П. Фиттипальди | Haas | +36,858 | 201,158 | 3 |
Лучший круг: Джордж Расселл (Mercedes) — 0:55,404 (80-й круг, 230,214 км/ч)