Девятый этап | Неом — Неом | Дата: 12.01.2021 | [GMT +3]
Спецучасток: 465 км | Общая дистанция этапа: 574 км | Лиазон: 109 км
Возвращение на побережье Красного моря. Казалось бы: что может быть приятнее? Голубое небо, теплое солнце, легкий бриз — идеальное окружение для всех, кто сумел доехать до этого невероятно сложного и непостижимого «Дакара». До финиша марафона оставалось всего три дня, и позади каравана песок заметал почти 6000 километров пути.
Однако радоваться и расслабляться было рано. Организаторы еще заранее предупреждали, что это будет самый сложный и тяжелый этап, и даже два дня марафонской дистанции перед этим покажутся цветочками. И самые большие испытания спортсменам готовили каменные джунгли и каменные реки, которые могли покалечить как технику, так и человека.
Открывал кольцевой спецучасток короткий и весьма опасный отрезок пути вдоль побережья Красного моря. Для тех, кто помнит времена старого, африканского «Дакара», эти виды наверняка вызвали ностальгические воспоминания о Розовом озере недалеко от столицы Сенегала Дакара. Но затем красота закончилась, а ей на смену пришли участки жесткого триала. Затем — непродолжительный песчаный каньон и вновь — высохшие русла рек и камни, камни... Дальше караван, как табор, уходил в небо. Высота над уровнем моря изменилась с 600 до 1200 метров, а на точке в 236 км маршрут и вовсе уводил участников в горы и на узкие горные тропинки. Здесь уже не до обгонов: уследить бы за своей машиной или мотоциклом.
К сожалению, многочисленные аварии, падения, сходы и травмы на этапе говорят о том, насколько уже вымотаны люди и устала техника. Иногда причиной сломанных костей становилась секундная невнимательность. Гонщик не помнит даже, что произошло, но недалеко от него уже застыл вертолет, готовый доставить пациента в госпиталь…
Многие лидеры различных категорий пострадали на девятом этапе, и если кому-то повезло избежать травм, покалечив лишь технику, то для кого-то дело обернулось намного хуже.
Мотогонщики на «Дакаре» всегда были кастой избранных, больше других рискуя здоровьем и жизнью и оказываясь наименее защищенными перед лицом опасностей.
Накануне стало известно, что лидер зачет Original by Motul Маурицио Джерини попал в серьезную аварию на 30-м километре спецучастка и затем был эвакуирован вертолетом в госпиталь в Джидде.
«Я не помню, как это произошло, но контрольную точку я все же пересек. Сейчас я в госпитале в Джидде из-за небольшого внутреннего кровотечения, но я уверен, что все будет в порядке, спасибо, что поддерживаете меня», — написал он в соцсетях.
Утро вторника не принесло облегчения. Не прошло еще и ста километров после старта спецучастка, как поступила новость о проблемах с двигателем на Yamaha Росса Бранча — и это после того, как вчера по этой же причине сошел его товарищ по команде Франко Кайми. Бранч приложил немало усилий, чтобы починить мотор, но безрезультатно. И это очередной сход.
Но лучше уж сойти так, по вине техники, чем попав в аварию. К сожалению, после 155-го км происходит тяжелый инцидент с Тоби Прайсом. Неудачно упав с мотоцикла, он повреждает плечо и руку. Проезжавшие в это время Рики Брабек и Сэм Сандерленд останавливаются, чтобы помочь товарищу, и вместе с ним дожидаются медицинского вертолета. Конечно же, потраченные ими 20 минут будут компенсированы после финиша этапа.
В госпитале в Табуке после обследования диагноз Тоби Прайсу был весьма плачевный: мотогонщик сломал оба запястья, ключицу и голеностоп. Это будет небыстрое восстановление. За последние шесть лет двукратный победитель «Дакара» лишь однажды не доезжал до финиша — в 2017 году он попал в аварию на четвертом этапе и сломал ногу. Тогда он тоже был одним из фаворитов марафона. Для Прайса это большая потеря: он шел вторым в генеральной классификации, отставая от лидера зачета Хосе Игнасио Корнехо всего на минуту…
Увы, на этом драматические события девятого этапа не закончились. К моменту аварии Тоби Прайса результаты дня возглавляет Корнехо, на втором месте идет Кевин Бенавидес, а вот третий на промежуточном финише — его брат Лучано, опережающий Адриена ван Беверена менее чем на минуту. На 242-м км Лучано Бенавидес тоже попадает в аварию. Медицинский вертолет следом за Прайсом и его эвакуирует в госпиталь — с травмой плеча.
Хоан Барреда Борт, несмотря на то, что в самом начале был среди лидеров мотокаравана, к середине СУ отстает более чем на 15 минут, пытается нагнать, но сделать это очень сложно.
За победу на этапе идет сражение между Кевином Бенавидесом и Хосе Игнасио Корнехо, но на финише Бенавидес оказывается все же первым, опережая чилийца более чем на две минуты. Остается только дождаться пересчета времени Брабека и Сандерленда, потраченного ими на помощь Тоби Прайсу, но в итоге победа все равно остается за Кевином Бенавидесом. А вот вторым становится Рики Брабек. Корнехо — третий, Сандерленд — четвертый, а Хоан Барреда Борт лишь шестой, с отставанием в 14,5 минуты.
В результате Топ-5 в генеральной классификации почти полностью оккупируют гонщики команды Monster Energy Honda Team 2021, только как будто случайно между ними на третьем месте затесался КТМ Сэма Сандерленда.
Генеральная классификация после девятого этапа:
1. № 4, Хосе Игнасио Корнехо, Honda — 36:51,00
2. № 47, Кевин Бенавидес, Honda — 37:02,24
3. № 5, Сэм Сандерленд, KTM — 37:05,34
4. № 1, Рики Брабек, Honda — 37:08,26
5. № 88, Хоан Барреда Борт, Honda — 37:20,00
6. № 21, Даниэль Сандерс, КТМ — 37:29,23
7. № 9, Скайлер Хоуз, КТМ — 37:31,25
8. № 15, Лоренцо Сантолино, SHERCO — 37:33,08
9. № 2, Пабло Кинтанилья, Husqvarna — 37:51,37
10. № 11, Штефан Швитко, КТМ — 38:05,07
Начало СУ в зачете квадроциклов вывело вперед испанца Тони Вингута, занимавшего после восьмого этапа 12-е место в генеральной классификации с отставанием в 13,5 часа. Однако столь значительный общий дефицит времени не означает, что гонщик не может выиграть этап, так что первые 100 км эта надежда была для Вингута вполне реальной. Но потом привычный порядок вещей восстановился, и за лидерство стали бороться гонщики, занимающие топовые места в зачете: Александр Жиру, Джованни Энрико и Мануэль Андухар. После 320 км СУ их разделяет всего 30 секунд, и любая ошибка может стоить одному из них победы.
Чтобы избежать проигрыша, Энрике прибавляет в темпе, и на финише дистанция между ним и его соперниками существенно увеличивается: он на полторы минуты опережает Жиру и на минуту и три четверти — Андухара. Ситуация в генеральной классификации не меняется: имена спортсменов в Топ-5 остаются прежними.
Генеральная классификация после девятого этапа:
1. № 154, Мануэль Андухар — 46:35,11
2. № 152, Александр Жиру — 46:54,39
3. № 159, Джованни Энрико — 46:59,26
4. № 163, Пабло Копетти — 49:32,24
5. № 168, Итало Педемонте — 49:39,45
Девятый этап обещал стать продолжением непрекращающейся дуэли между Стефаном Петранселем и Нассером Аль-Аттией. Аль-Аттия, стартовавший первым, вразрез всем традициям этого «Дакара» продолжал сохранять лидерство и на первой точке, правда с Петранселем и Сайнсом его разделяло всего шесть секунд. Но уже первые 100 км принесли Эль Матадору очередное разочарование: прокол колеса отбросил его на пять минут по сравнению с соперниками, а вот Петрансель, наоборот, — перехватил лидерство в зачете.
Следующее пробитое колесо принадлежало уже Toyota Аль-Аттии, и на замене он потерял порядка шести минут. Зато Маттье Серрадори сумел перехватить инициативу и показать отличный темп: французский пилот поднялся до четвертой позиции, отставая от Петранселя всего на две минуты.
В то же время везению катарца на девятом этапе, похоже, пришел конец: еще одно пробитое колесо отбрасывает его в общей сложности на 10 минут по сравнению с Петранселем. На третье место в промежуточной точке поднимается Язид Аль-Раджи, следом за ним — Жинель де Вильерс.
Не везет и Карлосу Сайнсу. Помимо неприятного прокола у него возникает и еще одна проблема — с тормозами, и он вынужден остановиться, чтобы попробовать ее устранить.
Двумя соперниками, сражающимися за лидерство на этапе, становятся Стефан Петрансель и Маттье Серрадори. Петрансель первым финиширует на спецучастке, но вопрос в том, какое время на финише покажет Серрадори, а ведь это может быть первая победа Петранселя в этом году… Француз, затаив дыхание, следит за таймингом соперников, и в какой-то момент видит, что Серрадори останавливается на дистанции! Его багги Century замирает на 385-м км СУ, и победа достается Петранселю. Ну а Серрадори по итогу теряет на этой поломке почти 39 минут, пропускает всех своих соперников и на финише оказывается лишь 26-м вместо первого…
Финишировавший вторым Нассер Аль-Аттия пробил три колеса и проиграл 12 минут лидеру. Халид Аль-Касими проиграл 20 минут. Нани Рома отстал на 21 минуту. Пробитое колесо и проблемы с тормозной системой стоили Карлосу Сайнсу 22-х минут отставания.
Что касается Владимира Васильева, то он финишировал в 28 минутах от лучшего времени, а Якуб Пшигоньски и вовсе в 38 минутах.
Владимир Васильев (пилот, № 317, X-Raid Team), 15-й результат на девятом этапе:
«Сегодняшний этап — это сплошные камни. Прям такие камни, что я не понимаю, как организаторы решили прокладывать трассу в таких местах. На 200-м километре мы уже остались без запасных колес, сбросили скорость и ехали на доезд. Рассчитывать на помощь коллег по команде было бы проблематично — ближайший «миник» едет довольно далеко. Это не то, что у “Тойоты” — они все достаточно кучно идут, друг за дружкой, толпой. Пшигоньский вон сегодня аж четыре колеса пробил! Еще мы сегодня ехали по руслу реки из сплошных камней. Это уже не ралли-рейд и спорт, когда едешь еле-еле, лишь бы не пробить колеса».
Алексей Кузьмич (штурман, № 316, SRT Racing), 47-й результат на девятом этапе:
«Если честно, то это адово сложный спецучасток и по навигации, и по дорожному покрытию. На 20-м километре немного плутанули, уехали не на ту дорожку, но потом вернулись, вроде нашли правильную, поехали и уперлись в висящего на брюхе китайца, которого не объехать. Пришлось его дергать и толкать. Дальше проехали чисто, шли хорошо, но на 250-м км был настоящий каменный триал: камни высотой по колено, и нужно было пробираться между ними. Из-за того, что у нас машина довольно широкая, мы ехали со скоростью 10-15 км/ч и в итоге после удара колесом у нас лопнул наконечник рулевой тяги и пробил шину. После зоны нейтрализации у нас возникла еще одна техпроблема, когда вся рулевая тяга как-то выкрутилась из рулевой рейки и у нее срезало резьбу. Долго чинили, в результате оказались в “гарнире” и финишировали уже в темноту. Такого тяжелого “Дакара” у меня еще не было…».
Антон Николаев (штурман, № 331, X-Raid Team), 34-й результат на девятом этапе:
«Все хорошо. Финишировали. Пробили два колеса, одно за 10 км до финиша. Не стали его менять, поехали так. Привезли от него одни лохмотья. Конечно, очень тяжело ехать в камнях после грузовиков. Они вываливают на дорогу все булыжники, так что чудо, что пробили только два колеса. Плюс совершили три помарки по навигации: очень тяжело, когда так много разных дорожек. Но день в целом хороший. Тяжелый, рабочий».
Генеральная классификация после девятого этапа:
1. № 302, Стефан Петрансель/Эдуард Буланже — 34:26,16
2. № 301, Нассер Аль-Аттия/Матье Бомель — 34:44,06
3. № 300, Карлос Сайнс/Лукас Круз — 35:28,41
4. № 307, Якуб Пшигоньски/Тимо Готтшальк – 36:42,46
5. № 311, Нани Рома/Александр Винок — 37:08,54
7. № 317, Владимир Васильев/Дмитрий Цыро — 37:36,33
26. № 331, Виктор Хорошавцев/Антон Николаев — 42:27,11
31. № 323, Денис Кротов/Олег Уперенко — 44:39,48
38. № 316, Ясир Сейдан/Алексей Кузьмич — 47:16,12
К сожалению, порадовать болельщиков Сергея Карякина, Антона Власюка и SNAG Racing сегодня нечем. Отставание экипажа на финише составило чуть менее четырех часов. Примерно на середине спецучастка они остановились на ремонт из-за технических проблем, и это заняло у них около трех часов времени. Еще одна проблема случилась у них почти перед самым финишем: не могли взять точку и потратили на это еще порядка 40 минут. Так что борьба за подиум на этом «Дакаре» для SNAG Racing закончена.
«Сегодня девятый день “Дакара” и, как вы, наверное, уже знаете, для нас он стал не самым удачным», — рассказал Сергей Карякин после финиша на этапе. — У нас обломило шаровую, мы на скорости в 120 км/ч улетели с дороги, пролетели порядка 100-150 метров, едва не врезались в дерево, чудом не перевернулись, ну и, конечно, говорить о результате после этого уже нельзя. И это очень обидно, потому что Остин Джонс потерял сегодня 33 минуты, Арон Домзала — 27 минут, и мы могли бы подняться на второе место. Но увы».
Проблемы возникли и у Салеха Альсаифа, которого накануне обвинили в нечестной игре. На механической поломке они потеряли сегодня в общей сложности 2 часа 49 минут и тоже выбыли из сражения за Топ-5. Интересно, что накануне они ответили в своих соцсетях на последовавшие в их адрес обвинения, сообщив, что за ними следовала не техничка с колесами и запчастями, а фанаты с чаем и закусками, чтобы поддержать экипаж в трудную минуту.
Неудачным стал день и для 18-летнего Сета Кинтеро, который после лидирования на старте спецучастка сломался на 210-м километре и, похоже, сошел с марафона.
Победу на девятом этапе одержал Хосе Игнасио Лопес, на 11 минут опередив Халифа Аль-Аттию. А проблемы, возникшие у Джонса, Домзалы и Кинтеро, привели к тому, что Чалеко Лопес вернул себе лидерство в генеральной классификации с довольно ощутимым преимуществом, опережая ближайшего соперника Остина Джонса на 12,5 минуты.
Генеральная классификация зачета Т4 после девятого этапа:
1. № 401, Франсиско Лопес/Хуан Пабло Латрак — 42:05,20
2. № 408, Остин Джонс/Густаво Гугельмин — 42:17,45
3. № 406, Арон Домзала/Мацих Мартон — 42:43,23
4. № 242, Михал Гожал/Симон Господарчик — 43:08,50
5. № 404, Рейналдо Варела/Майкел Жусто — 43:29,00
8. № 412, Салех Альсаиф/Ориол Видал — 45:55,31
15. № 405, Жерар Фаррес/Арман Морлеон — 47:40,18
? № 400, Сергей Карякин/Антон Власюк — ?
Вы скажете, что не знакомы ни с каким Чарльзом, но подождите: сейчас вы все узнаете.
Чарльз — так называет свой большой желтый грузовик чешский пилот Мартин Мацик, и в этот раз они с Чарльзом впервые в карьере одерживают победу на этапе «Дакара»! Чарльз — это грузовик IVECO Powerstar команды Big Shock Racing, и эта победа и в самом деле стала большим шоком!
Вообще сегодняшний этап в зачете грузовиков принес много сюрпризов, однако никак не смог пошатнуть абсолютное доминирование Синей Армады.
На первом контрольном пункте лучшее время показал Алексей Вишневский, хотя и опережал Андрея Каргинова и Антона Шибалова всего на несколько секунд. Затем в лидеры дня вырвался Игнасио Касале, а Вишневский стал вторым. Еще примерно через 100 километров лидер вновь поменялся, но теперь им стал Мартин Мацик. Но вот вторую и третью строчку в этот раз заняли Айрат Мардеев и Дмитрий Сотников.
В итоге Мацик продемонстрировал отличный темп, а его экипаж помогал пройти ему все перипетии маршрута, так что на финише его отрыв от ближайшего соперника Айрата Мардеева составил почти 2,5 минуты.
Мартин Мацик, пилот экипажа № 503: «Это было очень тяжело. Дорога была ухабистой, длинной и особенно пыльной, что очень раздражало. С первых километров мы были близко к Мардееву, а потом просто сотни километров в пыли и больше ничего. Мне не нравятся такие гонки по пыли, но все-таки для нас это победа на этом этапе. Мы пятые в общем зачете, и нам нужно очень много работать, чтобы стать лучше. С ближайшим соперником нас разделяют десятки минут, но мы постараемся сделать все возможное».
С четвертым результатом завершил день Алеш Лопрайс, следом за ним расположились Андрей Каргинов и Антон Шибалов. После финиша СУ Айрат Мардеев, долгое время вынужденный «висеть» позади Лопрайса на дистанции, в сердцах высказал, что чешский гонщик вновь не стал пропускать его вперед, и из-за него Мардеев фактически лишился возможной победы.
Лопрайс ответил на критику очень сдержанно и корректно, заметив, что он всегда пропускает команду «КАМАЗ-мастер», просто в этот раз перед ним был внедорожник и Айрат его видеть не мог.
Алеш Лопрайс, пилот экипажа № 504: «Я всегда пропускаю КАМАЗы — спросите у Андрея Каргинова, Эдуарда Николаева. Ребята просто не видели, что было передо мной. Сегодня на трассе было очень много пыли, в камнях я ехал очень осторожно».
Что касается единственного оставшегося МАЗа, то во второй половине спецучастка Алексей Вишневский уступал лидеру почти 17 минут из-за двух пробитых колес. Проблемы с колесами возникли и у Игнасио Касале, и на них он потерял около 10 минут. А затем он был вынужден провести ремонтные работы и в зоне нейтрализации, и это только добавило штрафного времени в зачет экипажа. Сейчас у Касале в общей сложности более 100 минут штрафа.
Дмитрий Сотников, пилот экипажа № 507: «Впервые на этом "Дакаре" день был сильно насыщен камнями, много было бездорожья и каменистых русел, местами настоящий триал, где грузовик не помещался в колею. Приходилось набраться терпения и быть очень аккуратными с колесами. В начале спецучастка из-за сложной навигации пропустили Алексея Вишневского и Игнасио Касале, а уже через 100 км встретили за сменой колес. В итоге вернулись на чистый трек и смогли немного отыграть позиции».
Антон Шибалов, пилот экипажа № 501: «В самом начале навигация была очень сложной, я даже не понял, как мы оттуда смогли выехать. Браво штурманам, которые справились со своей работой, и мы не заблудились. Весь спецучасток был каменистым, с огромными и острыми камнями. Где-то зацепило раздатку, погнуло кронштейны. Если бы срезало болты, то могли оставить раздатку на трассе. Это было бы фиаско».
Генеральная классификация после девятого этапа:
1. № 507, Дмитрий Сотников/Руслан Ахмадеев/Ильгиз Ахметзянов — 37:42,49
2. № 501, Антон Шибалов/Дмитрий Никитин/Иван Татаринов — 38:27,52
3. № 509, Айрат Мардеев/Дмитрий Свистунов/Ахмет Галяутдинов — 38:55,54
4. № 504, Алеш Лопрайс/Петр Покора/Халид Алкенди — 39:13,04
5. № 503, Мартин Мацик/Франтисек Томасек/Давид Сванда — 39:31,58
6. № 505, Алексей Вишневский/Максим Новиков/Андрей Неверович (МАЗ) — 39:57,43
7. № 500, Андрей Каргинов/Андрей Мокеев/Игорь Леонов — 40:22,00
8. № 506, Мартин Ван Ден Бринк/Вутер Де Грааф/Даниэль Козловски – 40:42,43
9. № 514, Мартин Солтыс/Давид Шованек/Том Икола — 41:38,19
10. № 517, Игнасио Касале/Альваро Леон/Дэвид Хоффман — 42:08,58
Видеодневник команды «КАМАЗ-мастер», девятый этап, 12 января:
Нечасто организаторы «Дакара» балуют нас новостями из жизни классического зачета. Так и сейчас: знаем лишь, что продолжают доминировать здесь два багги Sunhill, гонявшие на «Дакаре» в 1980-х, но ни разу его не выигравшие. Лидером по-прежнему остается экипаж Марка Дутона и Эмильена Этьена.
Зато официальные фотографы побаловали красивыми картинками.
Андрей Каргинов, пилот экипажа № 500: «Здорово, что на “Дакаре” появились такие машины, такой класс. Мы хоть можем воочию посмотреть, с чего все начиналось — ведь это в некотором смысле родоначальники всего нашего марафона».
Все результаты можно посмотреть здесь.
В среду участников «Дакара» ждет 583-километровый этап, из которых 342 км придутся на спецучасток, по маршруту. Организаторы пишут, что в первой части маршрута участников ожидают захватывающие дух пейзажи, которые затем сменятся песчаными долинами. Там-то и смогут штурманы продемонстрировать все свое мастерство.
При подготовке обзора использованы материалы канала @crosscountryrally