Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
20 лет спустя, или Возвращение блудного сына
25.01.2021 | 3282 просмотра

20 лет спустя, или Возвращение блудного сына

Автор: Мария Мельникова
Фото: The Race и из открытых источников
Источник: Дром

Дженсон Баттон дебютировал в Williams в 2000 году, заменив Алессандро Дзанарди, и вся их совместная история — это история людей, которые любят друг друга, но не могут быть вместе. В 2001-м Баттон стал пилотом Benetton, несмотря на контракт с Williams, а в 2004-м и 2005 году между ними произошла совершенно невероятная история, связанная с заключением и расторжением контрактов, которая в итоге ни к чему не привела. Но, говоря о Williams, Баттон всегда называл их одной из самых близких ему команд.

Теперь, в начале 2021 года, его имя вновь связано с Williams, однако уже совсем в другой роли. На этот раз он заключил контракт с обновленной командой в качестве амбассадора и консультанта бренда, но это не значит, что он не сядет за руль. Просто теперь в его распоряжении будут исторические формулы из музейного хранилища Williams, в том числе и та, на которой он выступал в 2000 году.

Первостепенной задачей Баттона новая администрация команды называет работу с боевыми пилотами Джорджем Расселом и Николасом Латифи, а также с юниорами, выступающими под флагом Академии Williams. Но не только это. В контракт входит также участие в различных мероприятиях, проводимых командой, а также различные медийные и маркетинговые акции.

Привлечение Баттона в качестве консультанта — однозначно правильный шаг, предпринятый командой Williams и ее новым руководителем Йостом Капито.

За плечами Дженсона Баттона — богатый опыт работы с такими крупными командами, как Williams, Benetton/Renault, BAR/Honda/Brawn и McLaren. Он провел 306 стартов, занял 50 подиумов и одержал 15 побед. И в 2009 году стал одним из 33 чемпионов мира Формулы 1.

Безусловным минусом является тот факт, что Дженсон последний раз работал с командой и сидел за рулем боевой машины в 2016 году, а значит, у него может ощущаться недостаток опыта именно в том, что касается современных формульных гонок. Ведь перед тем, как вернуться в медиасферу в 2019-м, Баттон фактически полностью вычеркнул себя из мира Формулы 1. Тем не менее его знания позволят ему со стороны взглянуть на происходящие в Williams процессы, возможно, увидеть какие-то ошибки и предложить варианты, как их исправить.

Сумеет ли Баттон когда-нибудь достичь роли, сходной той, что исполнял в Mercedes Ники Лауда? Сомнительно, если честно. При всем уважении к Баттону масштаб его личности несопоставим с личностью Лауды, знаниями, опытом и инженерным талантом австрийца.

Но в целом британскому пилоту повезло: он сможет заниматься любимым делом и находиться в эпицентре событий. К тому же он попал в Williams в очень правильное время. Dorilton Capital еще в прошлом году объявили о том, что ставят своей целью полноценное развитие команды и приведение ее технического уровня и потенциала в соответствие с амбициями возродить команду и привести к былому величию.

На данный момент Dorilton уже занялись переоборудованием и модернизацией базы команды в Гроуве, а также совершили все необходимые шаги, чтобы упрочить партнерские отношения с техническим партнером Mercedes.

— Я с нетерпением ожидаю начала совместной работы и считаю, что смогу со своей стороны помочь команде в ее развитии. Такая, как эта, не может быть просто работой, она требует прежде всего страстной любви к автоспорту, и у всех, кто работает в этой команде, она есть» — сказал Дженсон Баттон.

 

Невероятная история возвращения Баттона в Уильямс

Глен Фриман, The Race
Перевод: Мария Мельникова

«В 2005 году я решил покинуть BAR и перейти в Williams. Почему? Чертовски хороший вопрос», — пишет Дженсон Баттон в своей автобиографии «Быть пилотом Формулы 1».

Странно, что Баттон так мало рассказывает об этом чуть ли не самом запутанном контракте в истории Формулы 1, согласование которого при участии BAR и Williams длилось почти два года.

Но сейчас Баттон уже фактически в третий раз вернется в команду, которая поверила в него настолько, что заключила контракт с 20-летним гонщиком, едва закончившим выступления в Формуле 3. Правда, на этот раз Дженсон будет выступать совсем в другой роли — в роли «старшего советника»: событие, которому просто суждено было произойти.

А мы пока вспомним, что происходило между Баттоном и Williams в 2004–2005 годах.

Решение Баттона вернуться в Williams в 2004 году было подобно грому среди ясного неба. Сезон-2004 был лучшим на тот момент в его карьере, и непосредственно перед анонсом он провел великолепный Гран-при Германии вместе с командой BAR, поднявшись с 13-й позиции на старте на вторую на финише.

После гонки в Хоккенхайме Дженсон постоянно рассказывал, как преследовал и обгонял Ferrari Рубенса Баррикелло в борьбе за второе место, и казалось, что все было просто прекрасно.

«В тот момент мне вдруг показалось, что происходит что-то непонятное», — сказал в интервью The Race Дэвид Ричардс, в то время руководитель команды BAR. — «Незадолго до этого менеджер Дженсона попросил меня о встрече, и мы разговаривали в целом о будущем и о наших договоренностях на поставку двигателей Honda. Этот разговор произвел на меня странное впечатление. После этого я пообщался с нашим командным юристом и спросил, не параноик ли я? «Есть что-то в этом разговоре, что мне не нравится», — сказал я ему. Но он успокоил меня, что у нас надежный контракт, и ничего случиться не может».

Но именно контракт на поставку двигателей Honda, как выяснилось позже, и стал причиной всего произошедшего далее.

Контракт Баттона с командой предусматривал опцион на 2005 год, который должны были реализовать до 31 июля 2004 года. По словам тогдашнего вице-президента Honda Racing Development Отмара Сафнауэра, после подтверждения во время Гран-при Германии компанией Honda своих обязательств перед BAR как минимум до конца 2007 года, мотористы дали менеджменту Баттона «все заверения, о которых их просили». «Когда мы спросили, все ли ответы их устраивают, менеджер Баттона ответил да», — добавил Отмар Сафнауэр.

Контракт Баттона был одобрен на заседании правления BAR 20 июля. Руководство Баттона было проинформировано об этом до 31 июля — как и полагалось по опциону. Со стороны Баттона также было получено подтверждение соглашения — 27 июля. Все по правилам, все в соответствии с контрактом.

Однако через пять дней после этого Williams объявили, что Баттон подписал с ними контракт на 2005 год. По словам представителя команды, к ним обратился менеджер Баттона, который сообщил, что их вариант контракта не был одобрен BAR и что Баттон открыт для переговоров. После получения консультации у юриста Фрэнк Уильямс заключил сделку.

«Мы твердо убеждены, и это имеет под собой юридическое основание, что BAR потеряли свой шанс подписать Дженсона, и я не сомневаюсь, что в сезоне 2005 года он будет выступать с командой Williams–BMW F1 в 2005 году», — сказал Фрэнк Уильямс

Дэвид Ричардс позднее рассказал, что все эти вопросы менеджера Баттона о сделке с Honda и «стали тем самым гвоздем, на который они повесили шляпу, чтобы выйти из сделки».

 «Они утверждали, что у нас нигде не прописано, что Honda является нашим официальным поставщиком двигателей», — добавляет он. «К сожалению, я сейчас не могу вспомнить формулировку того контракта, но это было что-то вроде “Официальное соглашение на поставку двигателей”».

«Я был убежден, впрочем, как и наши юристы, что наши договоренности с Honda должны были полностью удовлетворять требованиям Дженсона, но, очевидно, что та сторона восприняла это как юридическую лазейку».

Дженсон Баттон и Дэвид Ричардс

Хуан Пабло Монтойя, закончивший в тот момент выступление за команду Williams, назвал решение Баттона перейти в Williams «сумасшедшим» — особенно с учетом формы двух команд на период 2004 года (BAR закончили сезон вторыми в Кубке конструкторов, а Williams — четвертыми с отставанием более чем в 30 очков).

Однако логика Баттона заключалась в том, что, по его мнению, связи с производителями у Williams были намного серьезнее, и это положительно скажется на его карьере.

Honda в то время считалась просто заводским поставщиком двигателей для BAR, тогда как отношения между BMW и Williams выглядели гораздо более интегрированными. Баттон считал Williams в некоторой степени даже заводской командой, кроме того, ему представлялось, что BAR «отстает на несколько лет» с точки зрения оборудования и ресурсов. Позже Баттон честно признался, что в то время рассчитывал на переход в Williams как команду, с которой сможет стать чемпионом мира.

На следующий день после объявления о контракте с Williams Дэвид Ричардс сказал, что поводом для разрыва отношений стала одна очень тонкая техническая деталь, связанная с обязательствами Honda пред командой. Он также сказал, что это было «абсурдно и смехотворно», и пообещал, что не оставит это просто так.

Williams и Баттон, в свою очередь, подвергли Ричардса массированной критике за то, что он решился вынести сор из избы и рассказал всю историю СМИ. Фрэнк Уильямс утверждал, что надеялся решить этот вопрос в частном порядке, и сделал публичное заявление о подписании Баттона только после того, как узнал, что Ричардс все сообщил прессе. Баттон поддержал его, назвав обращение Ричардса к СМИ «совершенно излишним».

«Мне совсем не нравится, как все это было обставлено», — сказал Баттон во время пресс-конференции в Лондоне после того, как Williams представили свой контракт на рассмотрение Совета по контрактам. — «Я бы предпочел, чтобы все это было сделано проще, без всех этих споров и взаимных обвинений».

Ричардс же, наоборот, считал важным продемонстрировать своим сотрудникам, как он сражается за интересы команды:

«Некоторые вопросы лучше всего решать тихо и “дома”, но как только подобная проблема становится достоянием общественности, вы должны находиться рядом со своей командой и публично отстаивать ее интересы», — добавляет он. — «Именно в этом и заключалась моя роль на тот момент. Мы занимали твердую позицию. У нас был контракт, который мы намеревались защищать. И я сказал об этом Фрэнку».

Ричардс был настолько уверен, что BAR выиграет спор по контракту с Баттоном, что даже не подумал о том, чтобы подыскать ему замену, и даже удивился, когда Жак Вильнев, недавно уволенный из BAR, связался с ним на эту тему.

«У нас было несколько вариантов, но мне казалось, что они не потребуются, так как моей задачей было удержать Дженсона», — говорит он. — «У меня не было ни малейших сомнений, что мы это сделаем».

Ричардс тогда резко критиковал Баттона за его действия, начиная с попытки разорвать контракт с BAR и заканчивая тем, что Дженсон даже не удосужился обсудить проблему с ним лично. Тем не менее он подозревал, что дело было не только в Баттоне, и придерживается этого мнения по сей день.

Дженсон Баттон и Дэвид Ричардс

«Я трезво и цинично смотрю на действия пилотов и их менеджеров», — говорит он. — «Им нужно зарабатывать себе на хлеб, но иногда их поступки совершенно нелогичны и неконструктивны. Конечно, бывают и исключения, но за свою карьеру я сталкивался с несколькими наихудшими примерами».

Как только все споры по контракту были решены на слушании в пользу BAR, Баттон уволил своего менеджера и попросил взять на себя эту роль своего друга Ричарда Годдарда. Вскоре после этого Баттон признал, что «заблуждался», не обсудив всех вопросов с Дэвидом Ричардсом лично.

Тем не менее свой следующий контракт Баттон подписал с Williams на сезон-2006, а уже после этого затем узнал, что они больше не будут работать с BMW, так как те подписали контракт с командой Sauber.

Теперь перед Годдардом, как менеджером Баттона, встала серьезная задача вывести Дженсона из этой сделки с наименьшими потерями. Если в 2004-м им требовалось покинуть BAR ради Williams, то теперь все было наоборот: нужно было аннулировать контракт с Williams и сохранить место в BAR, который теперь к тому же частично принадлежал Honda.

Но Фрэнк Уильямс был непреклонен, и в итоге Баттону пришлось заплатить приличную сумму отступных, чтобы аннулировать контракт с Williams. И если первая попытка Баттона перейти в Williams в 2005 году выглядела довольно ошибочной, то вот отказ от контракта с Williams на 2006 год стал однозначно правильным ходом.

Фрэнк Уильямс

Однако любопытно другое. В 2004 году при желании расторгнуть контракт с BAR Баттоном руководило в том числе и чувство, что команда может потерять свою конкурентность. По сути, так и оказалось, и это подтвердил и Ричардс, который в конце 2004 года покинул свой пост после того, как BAR заключил сделку с Honda.

«Ирония заключается в том, что Баттон бы в любом случае остался, если бы команда могла построить конкурентную машину. Но команда не смогла этого сделать, а Баттон остался…», — сказал Ричардс. — «К сожалению, в таких вопросах редко все идет так, как предполагаешь. Поэтому все, что от вас требуется в такие моменты — это вести себя открыто и всегда честно разговаривать друг с другом».

«Сейчас, оглядываясь назад, я могу честно сказать, что в те времена, когда я находился в центре событий, не было ни одного пилота, с которым бы я не конфликтовал. Мы все очень конкурентны, амбициозны и в итоге хотим одного и того же, просто двигаемся к этому разными способами».

«Большинство пилотов в Формуле 1 исключительно талантливы, но еще слишком молоды, они еще не сложились как личность, поэтому странно было бы от них ожидать, что они поведут себя как взрослый, зрелый человек».

«Я конфликтовал с каждым из них, назовите хоть кого. Но знаете, что интересно? Сегодня я могу сказать, что с каждым из них мы в итоге стали друзьями. Потому что каждый из них — что Дженсон, Жак или Колин МакРэй — пришли и сказали: “Я бы вел себя иначе, если бы тогда знал то, что знаю сейчас”».

Сейчас невозможно себе представить, как сложилась бы карьера Баттона, если бы он все же оказался в Williams в 2005–2006 годах. Но тот путь, который он проделал с Honda — даже с учетом их провала в 2007–2008 годах, — привел его в итоге к заслуженному титулу чемпиона мира в 2009-м вместе с Brawn GP.

Теперь круг замкнулся, и Баттон готов вернуться в Williams, чтобы отплатить команде за ту веру в него, которую они демонстрировали с 2000 года. Вот только навряд ли ему удастся компенсировать те деньги, которые он потратил, чтобы откупиться от контракта 2006 года…

Комментарии

     
Ставрополь
Сообщений: 3812
рассказ про Баттона ,но фотку негра надо обязательно было в ставить...без него видимо никак...
Мой отзыв: Nissan Almera
27
7
Ответить
    
19-я республика
Сообщений: 60326
Не знал что Отмар Сафнауэр был одним из руководителем гоночного подразделения Honda, а может быть просто забыл )
4
3
Ответить
Титул Баттона не был заслужен ИМХО. Был самовоз и подвинули более скоростного второго пилота.
5
22
Ответить
Vladimirovich
Владивосток
Автогонки были крутыми когда можно было рекламировать табак.))
14
3
Ответить
7199075
Самара
Михаил Коровин
Титул Баттона не был заслужен ИМХО. Был самовоз и подвинули более скоростного второго пилота.
Зачем вы так? Баттон был крутым пилотом. Сезон 2009 в целом и его победа в частности действительно выглядели чем-то не обычным и странным, но говорить что он титул не заслужил это чушь! А то, какие баттлы у него были после сезона 2009 в Макларене с Льюисом только подтверждает что он был крут. Победа в дождевой Канаде чего только стоит - вообще одна из самых ярких гонок ф1 на мой взгляд
21
1
Ответить
     
Сообщений: 2310
Эээ...
Я уж подумал, что Баттона берут в Вильямс для прорыва без раскачки, ввиду того, что Жорика подписали в Мерседес...
Чтобы Фёдору не так скучно было вливаться в ряды "новичков". Вот была бы потеха. )))
Продан в 2010 году...
Мой отзыв: Volkswagen Passat 1996
4
6
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!