Составы команд в Формуле 1 на 2021 год перетасовались, как колода карт, и прошлогодняя ситуация, когда во многих гоночных коллективах сложилось разделение на номер один и номер два, сейчас изменилась. Похоже, теперь внутрикомандная борьба и соперничество станут атрибутом многих гоночных дуэтов, так что давайте разберемся, чего нам ждать в новом сезоне. Мы распределили все десять пар гонщиков наступающего сезона в порядке убывания их возможностей или способностей сражаться друг с другом.
Сразу «возьмем быка за рога» и начнем с дуэта, обещающего стать самым горячим в 2021 году.
Пожалуй, если бы эта пара гонщиков встретилась в одной команде года три-четыре тому назад, искры бы полетели еще до того, как они вышли на трассу. Вспыльчивый и неукротимый Макс только сейчас немного остепенился, но мы навсегда запомним его аварии и в Бельгии в 2016-м, и в Сингапуре в 2017-м, да и многие другие выходки как на самой трассе, так и за ее пределами. Чего только стоит его конфликт с Эстебаном Оконом, за который он схлопотал два дня исправительных работ!
Внутри команды он также никогда не был уступчивым, до последнего сопротивляясь своим партнерам по команде в борьбе за любую позицию. На Гран-при Сингапура-2015 он отказался пропускать своего тогдашнего напарника по Toro Rosso Карлоса Сайнса даже после двойного приказа из боксов и в итоге финишировал впереди него.
Про Серхио Переса мы знаем, что внешне он выглядит спокойнее и сдержаннее, чем Макс, но, похоже, под такой видимой оболочкой пылают самые настоящие мексиканские страсти. Мы помним его инцидент с Сергеем Сироткиным на ГП Сингапура, когда Перес полностью испортил гонку российскому пилоту, и его неоднократное противостояние с Эстебаном Оконом, а также совсем недавний случай на ГП Абу-Даби-2020, когда он продолжал ехать на машине с взорвавшимся мотором, заливая трассу техническими жидкостями. Похоже, в какой-то момент мексиканца просто «клинит» и он начинает совершать поступки, не имеющие объяснения.
Попади он в другую команду, чем Red Bull, вполне возможно, к нему бы применили командную тактику, но вот Хельмут Марко вряд ли пойдет на это, так что вероятность и интенсивность сражений Ферстаппена и Переса будут зависеть прежде всего от их собственных установок.
Последить за этой парой точно будет интересно.
Наблюдая за дуэтом Леклера и Сайнса, нужно быть готовым к самым неожиданным поворотам. Шарль Леклер — молодой и очень амбициозный пилот, который сейчас полностью ассоциирует себя с Ferrari и который сумел очень быстро сместить акценты в команде с Себастьяна Феттеля в свою сторону. Леклера полюбили и тиффози, именно с ним они считают возможным возрождение команды. К тому же команда его поддерживает и любит, и Леклер сможет стать тем, кто поведет за собой Ferrari и дальше. То, как Шарль несколько раз буквально вытягивал подиумы (например, на ГП Австрии и ГП Великобритании-2020) и финиши на высоком месте (ГП Португалии и ГП Турции-2020) на провальной машине, помогает разглядеть в нем будущего возможного чемпиона.
Что касается Карлоса Сайнса, то после его выступления в одной команде с Максом Ферстаппеном, ему пришлось довольно долго восстанавливать репутацию и доказывать, что он тоже может быть быстрым и результативным.
Выступая два последних сезона за McLaren, он сумел добиться высоких результатов, оба года закончив сезон на шестом месте в личном зачете и завоевав за это время два подиума: третье место в Бразилии-2019 и серебро на ГП Италии-2020. При этом в прошедшем сезоне в тех гонках, где финишировал, он лишь дважды не попадал в очковую зону и 12 раз приезжал в очках.
Оба пилота Ferrari сезона-2021, что называется, «вещь в себе». Оба довольно скрытны, оба амбициозны и нацелены на результат. Как сложится карьера Карлоса Сайнса в Ferrari во многом зависит от того, как он сумеет поставить себя в команде, однако понятно одно: Леклер просто так не отдаст свой «№ 1», и на трассе мы можем увидеть немало интересных сражений между этими двумя сокомандниками.
У этой пары пилотов есть все шансы затмить остальных на трассе, но, пожалуй, не в первом своем сезоне.
Гюнтер Штайнер рискнул подписать сразу двух новичков и, похоже, не промахнулся. Haas резко «набрал» аудиторию на инфоповодах, которые ему подкинули два выпускника Формулы 2: один — благодаря своему имени и глобальной поддержке, другой — благодаря своим поступкам. Но если в декабре вокруг Никиты Мазепина распространялся исключительно негатив, то вот новый год начался с совершенно противоположных тенденций.
Например, Уильям Стори, директор Rich Energy, в прошлом титульного партнера Haas, в своем видеообращении объявил, что они возвращаются в Формулу 1, а затем написал в соцсетях, что считает, что «Мазепин станет чемпионом мира». Да и в твиттере самой команды стали все чаще появляться позитивные отзывы о Мазепине.
Никита в этом году сумел показать, что готов сражаться на самом высоком уровне, однако для этого нужна еще и хорошая машина. А вот чтобы соревноваться с партнером, будет достаточно навыков пилотирования и умения ориентироваться в окружающей обстановке.
Что касается Мика Шумахера, он «медленно запрягает», что доказывают его выступления как в Формуле 3, так и в Формуле 2. Это позволяет думать, что в первом сезоне удача будет на стороне Никиты, который быстрее адаптируется к обстоятельствам и машине, но если они оба сохранят места и на 2022 год, то вот тогда Никите придется уже сложнее. Мику будет что ему противопоставить.
В этой паре пилотов будет важно следить за квалификационным счетом и внутренними командными результатами в гонке безотносительно положения в общем зачете.
Те, кто следил за чемпионатом Формула 2 в прошедшем сезоне, знают, из каких безнадежных ситуаций 20-летний Юки Цунода порой вытягивал гонку. Достаточно вспомнить предпоследний этап в Бахрейне, где японский пилот разбил машину в квалификации и был вынужден стартовать последним с 22-й позиции, и в итоге финишировал шестым. Или, например, последний этап, где Цунода завоевал поул, провалился на старте, а затем последовательно отыграл все позиции, чтобы одержать победу в гонке. Кроме того, за Юки Цунодой в Формуле 2 закрепилось звание мастера квалификаций после того, как он взял в сезоне наибольшее число поул-позиций: четыре. И завершил свой дебютный сезон на третьем месте в чемпионате — самый высокий результат среди новичков.
У Цуноды есть одно важное для Red Bull качество: он принимает правила игры, которые ему предлагает Хельмут Марко. Если есть шанс получить суперлицензию, заняв пятое место, Цунода вывернется наизнанку, но станет третьим. Отличное качество для Red Bull. Если он еще и вытянет сезон в Формуле 1, то у Серхио Переса есть шанс провести в команде лишь один год.
Впрочем, про успехи Цуноды в Формуле 1 говорить очень рано, в том числе и потому, что его напарником по Alpha Tauri станет не кто иной, как Пьер Гасли. Гасли — еще один «настоящий борец» в чемпионате, который не сломался под прессом Хельмута Марко после того, как его в 2019 году понизили из Red Bull вновь до Toro Rosso; сумел стать лидером команды, взять в том же сезоне подиум, а в прошедшем году и вовсе одержать победу.
Сезон-2021 будет очень много значить для французского пилота: сумеет ли он показать себя и в какой-то момент продолжить карьеру в другой, более перспективной команде, или навсегда останется в Alpha Tauri. Именно поэтому их внутрикомандная борьба с Цунодой будет одной из самых острых в пелотоне. Гасли уже 24 года, и ему никак нельзя выглядеть слабее на фоне очень быстро обучаемого 20-летнего напарника.
Пожалуй, из всех Топ-5 это противостояние будет выглядеть наименее ярко. На фоне Фернандо Алонсо, хоть и пропустившего два сезона в Формуле 1, у Эстебана Окона не слишком много шансов себя проявить.
Однако в пользу Окона можно сказать, что у него есть скорость и он умеет учиться — весьма полезное качество, когда имеешь в партнерах самого Алонсо. Кроме того, Эстебан Окон отлично понимает, что это фактически его последний шанс удержаться в Формуле 1, ведь в этом году в Формуле 2 будет выступать один из самых перспективных новичков, который представляет Renault Sport Academy, — австралиец Оскар Пиастри. К тому же после ухода из Renault/Alpine Сириля Абитебуля остается не слишком много уверенности в том, что преемник Абитебуля будет проповедовать столь же мягкую политику в отношении гонщиков.
Что касается Фернандо Алонсо, единственным демотиватором в его случае может стать разочарование в результатах, которые покажет команда. Все помнят его конфликты с Honda и во что они вылились. К тому же мы знаем, как он умеет «сжирать» своих партнеров по команде, так что легкой жизни Эстебану Окону гарантировать никто не станет.
Если у нас есть Топ-5, то остаются и еще пять гоночных дуэтов, которые мы увидим в наступающем сезоне. Но о сражениях между ними говорить, скорее всего, не придется — разве что в единичных случаях. И это связано либо с тем, что они сами не приветствуют внутрикомандные сражения, либо с тем, что их сопоставимый уровень просто не позволяет соперничать друг с другом.
Все же эту пару пилотов стоит расположить в нашем дополнительном списке на первом месте: после завершения 2020 года Валттери Боттас объявил, что уж в новом сезоне он устроит Хэмилтону веселую жизнь и будет самоотверженно сражаться за титул.
На самом деле все говорит о том, что для Боттаса наступающий сезон — последний в Mercedes, и новый контракт с ним заключать не будут: ведь в конце 2021 года заканчивается и контракт Джорджа Рассела с Williams, и было бы просто глупо «упустить» такого пилота.
Правда, побороться с Льюисом Боттасу будет непросто. Если контракт британского пилота с Mercedes все же подтвердят (а похоже, подписание уже произошло), то Хэмилтон окажется чрезвычайно мотивирован заработать восьмой титул, и в этих условиях Валттери Боттасу справиться с ним будет попросту невозможно.
Даниэль Риккардо явно истосковался по быстрой машине и подиумам в гонке. Его во многом вынужденный уход из Red Bull и сотрудничество с Renault, на который он возлагал большие надежды, были не самыми удачными решениями для карьеры, и один из самых талантливых пилотов Формулы 1 до сих пор так и не сумел себя как следует проявить.
Подписание контракта с McLaren, которые в прошедшем сезоне заняли третье место в Кубке конструкторов, может весьма положительно сказаться на его дальнейшей карьере, а Риккардо за рулем такой машины сумеет не просто проявить себя (что гарантируют его многочисленные подиумы и победы в Red Bull), а еще и красиво сражаться как с Aston Martin, так и с двумя Ferrari с амбициозными пилотами за рулем.
Что же касается Ландо Норриса, то это будет уже его третий сезон за рулем McLaren. В 2020 году он сумел один раз подняться на подиум — на ГП Австрии — и 13 раз финишировать в очковой зоне, к тому же он очень быстро прогрессирует, а участие в симрейсинге только помогает показывать более высокие результаты в реале. Так что Дэну Риккардо будет не слишком легко с ним справиться.
Но два весельчака в команде — а именно такая репутация сложилась у обоих пилотов — поможет им со смехом выходить из любой ситуации.
Это будет, пожалуй, самая непредсказуемая пара сезона, и прогнозы тут строить довольно сложно. Можно предположить, что сама по себе машина получится настолько сильной, что позволить своим пилотам конкурировать с другими командами на самом высоком уровне. Другой вопрос — смогут ли они.
Лэнс Стролл способен показывать высокие результаты: в прошедшем сезоне он сумел завоевать поул-позицию — единственную в истории Racing Point — и дважды подняться на подиум — на ГП Италии и Сахира, и это при том, что его партнером был своенравный Серхио Перес.
Задача Себастьяна Феттеля в команде — не только «посветить» титулами для медиа и спонсоров, но и стать играющим тренером для Лэнса Стролла. Однако сам Себастьян говорил, что выступление в новой команде станет для него определенным вызовом и возможностью доказать в том числе и Ferrari, что он еще чего-то стоит как гонщик. Мы знаем, что Феттель иногда может упрямиться и упираться, и теперь главный вопрос, какая из его ипостасей в нем пересилит: гонщика или тренера.
Внутрикомандного соперничества здесь не было, нет и, скорее всего, уже и не будет. Несмотря на харизму Кими, в прошлом сезоне это был один из самых скучных дуэтов Формулы 1, и во многом виновата неудачная машина. Несмотря на все интервью Райкконена, где он говорит, что по-прежнему любит гонки, мы практически не видели прежнего Кими — с его непробиваемой флегматичностью и специфическим юмором. А что касается его результатов на трассе, то одной из немногих запоминающихся гонок за последний год стал ГП Португалии, где Райкконен на старте отыграл десять позиций и ненадолго обошел даже Макса Ферстаппена.
Но если в 2019 году по количеству финишей в очках Райкконен в 2,5 раза превосходил Джовинацци, то в этом году проиграл ему 2:3. Такое впечатление, что его гоночные амбиции постепенно угасают, и хорошо бы, чтобы это было не так.
Что касается Антонио Джовинацци, то мы помним его как вице-чемпиона Формулы 2 (точнее, GP2) 2016 года, когда чемпионат выиграл Пьер Гасли, но тот год был далеко не самым «урожайным». Джовинацци крайне сложно проявить себя на столь слабой машине, как актуальная Alfa Romeo, но и предыдущие его результаты не позволяют думать, что он способен на что-то выдающееся. В Ferrari уже давно признались, что поддерживают его как единственного итальянца в Формуле 1. Теперь уже вряд ли у Джовинацци будет шанс сесть за руль чего-то более быстрого в дальнейшем. Вероятно, этот сезон может стать его последним в Формуле 1.
Похоже, что про этот гоночный дуэт и рассказывать-то особо нечего, здесь все понятно без слов. Очень яркий и талантливый Джордж Рассел, чемпион Формулы 2 2018 года (когда из нее было посеяно больше всего гонщиков в Формулу 1) неоднократно доказывал свое мастерство даже за рулем Williams, вчистую обыгрывая своих партнеров в квалификациях. Ну а уж то, что он продемонстрировал на ГП Сахира за рулем Mercedes, и вовсе позволило говорить о нем как об очень быстром и универсальном пилоте.
Типичный рент-а-драйвер Николас Латифи вряд ли когда-то сможет поспорить за результат с Расселом, а потому и о соперничестве внутри команды не может идти речь. Тут все понятно.
… До начала предсезонных тестов в Бахрейне осталось чуть более месяца, до сдвинутого старта сезона — почти два. Однако уже через десять дней состоится первая презентация автомобиля будущего сезона: на базе команды в Уокинге McLaren продемонстрируют MCL35M. Следом за ними запланированы презентации Alpha Tauri (19.02), Alfa Romeo (22.02) и Mercedes (02.03). Остальные даты пока неизвестны.