Новый гоночный сезон-2021 в мировом автоспорте начался фактически с первыми числами января. Традиционно это были южноазиатские чемпионаты типа Формулы 4 ОАЭ или Азиатской серии Ле-Ман, подкрепленные гонками «24 часа Дубая», «6 часов Абу-Даби» или знаменитой «24 часа Дайтоны», которые входят в круглогодичные эндуранс-серии и проводятся в это время года.
Первой ласточкой среди чемпионатов, уходящих на зимний перерыв, как и всегда, стал NASCAR, который стартовал еще в начале февраля серией гонок на Дайтоне.
Формула Е традиционно открывает свой гоночный сезон еще осенью накануне нового года. Идея была простая: заполнить автоспортом именно самое унылое и бессобытийное время сезона, когда в европейской части мира ничего не происходит по причине неподходящих климатических условий. Однако «ковидная» составляющая прошлого года смешала все карты: завершить сезон Формула Е смогла только ударным шестиэтапным выступлением в Берлине в первой половине августа (что позже стандартного графика), а затем срочно ушла на каникулы и как медведь в берлоге проспала ровно полгода.
Календарь седьмого сезона был составлен достаточно оптимистично (как и в Формуле 1 — с надеждой, что ковид куда-то исчезнет) со стартом в Сантьяго де Чили 16-17 января. На эти даты был назначен первый сдвоенный этап, но обстановка в Южной Америке оказалась не слишком способствующей проведению этапа, и его перенесли на неопределенный срок.
Таким образом, открытие сезона теперь состоится только в конце февраля: 26-27 числа в Саудовской Аравии в Дирии пройдут первые два этапа чемпионата. А новинкой сезона станет их проведение в темное время суток!
Ночных гонок в Формуле Е еще ни разу не было, и это может стать по-настоящему красивым зрелищем, необычным и увлекательным. Идея провести ночную гонку витала в воздухе, еще когда велись переговоры о возвращении чемпионата в Россию, и в качестве места проведения обсуждался Санкт-Петербург, а в качестве времени — раннее лето, период белых ночей. Однако второе появление Формулы Е в России все откладывается, а кроме того, что никто из промоутеров особенно не спешит взять на себя этот груз, причиной является и не слишком высокая заинтересованность России в электромобилях и отсутствие инфраструктуры. Так что пока, похоже, Формулу Е в России мы не увидим.
Формула Е стала чемпионатом мира
Пожалуй, первое и самое важное, что случилось с Формулой Е — FIA присвоила ей статус чемпионата мира. Теперь список официальных мировых чемпионатов содержит целых пять серий: Формула 1, WRC, WEC, ралли-кросс и Формула Е. Плюс к чемпионатам мира относятся и одноэтапные соревнования по картингу.
Что это даст? Гламур и понты — если говорить по-простому. Теперь победитель электрической серии будет носить титул чемпиона мира и получать красивые призы из рук представителей FIA на ежегодных церемониях. Ну и еще сможет просить больше денег у спонсоров или за съемку в рекламе.
Изменения в регламенте
В этом сезоне они незначительные. По новым техническим правилам команды-производители теперь смогут менять или модернизировать силовые установки на обновленные версии не чаще одного раза в течение двух сезонов. Это связано с последствиями пандемии COVID-19 и пока касается только сезонов 2020/2021 и 2021/2022.
В спортивном регламенте изменения коснулись продолжительности групповых квалификаций: теперь они сократятся с шести минут до четырех.
Создание первого двухместного гоночного автомобиля Formula E
Первая двухместная Формула 1 была построена в конце 1990-х годов компанией McLaren, своя версия имеется и у Indycar. Такие машины служат для развлечения болельщиков и спонсоров, чтобы они могли испытать ощущения, похожие на полноценную езду за рулем гоночного автомобиля. Formula Е также решила приступить к созданию подобного шоу-кара: первый двухместный автомобиль уже находится в производстве в рамках технического партнерства команды Envision Virgin Racing и британской технологической компании Johnson Matthey. Предполагается, что в основу такой формулы лягут технологии машины Formula E первого поколения.
Как и ожидалось, первый сдвоенный этап, назначенный на середину января в Чили, был перенесен на неопределенную дату в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой. Таким образом, календарь вновь сдвинулся как минимум на месяц вперед и, похоже, в этом сезоне будет существенно совпадать с календарем Формулы 1.
Открытие сезона пройдет в Саудовской Аравии — хотя она сейчас закрыта как для туристов из других стран, так и для выезда собственных граждан — все в связи с пандемией коронавируса. Однако наследный принц Саудовской Аравии, как и в случае с проведением «Дакара», решил выдать отдельное разрешение на проведение соревнования — без зрителей.
Тем не менее VIP-партнеры и некоторые корпоративные гости на Diriyah E-Prix по-прежнему могут присутствовать в специальной зоне хоспиталити Emotion Club.
На данный момент утверждена только первая часть календаря соревнований, состоящая из восьми этапов, в том числе и в Сауди. После гонки в Дирии следующий этап пройдет только почти полтора месяца спустя — 10 апреля в Риме. Затем уже через две недели Формула Е переедет в испанскую Валенсию, дальше — этап в Монако (в прошлом году в княжестве вообще не было значимых соревнований, а в этом уже хотя бы прошел первый этап WRC). А вот дальше чемпионат собирается отправиться в конце мая в Марокко, а оттуда — на отложенную сдвоенную гонку в Сантьяго де Чили — 5-6 июня.
Имеются и предварительно намеченные этапы, в географии которых есть некоторые странности.
Например, предполагается, что из Чили команды прилетят в Берлин, а затем снова отправятся на американский континент, точнее — в Нью-Йорк, откуда вернутся в Лондон. С учетом того, что есть и несколько отложенных этапов, а именно в Мексике и Китае, которые запланированы на конец года, можно предположить, что расписание еще будет пересмотрено
Этап во Франции отменен окончательно: Париж вычеркнут из календаря в связи со сложной ситуацией с заболеваемостью коронавирусом.
В этом сезоне стартует и еще одна серия, родственная Формуле Е, которая обещает быть довольно любопытным дополнением к электрогонкам. Это Extreme E — ралли-рейд на электровнедорожниках, местом проведения пяти этапов которого выбираются весьма нестандартные локации: пустыня Вади Рам на юге Иордании открывает сезон, а далее последуют заезды на Розовом озере в Сенегале, в поселении Кангерлуссуак в Гренландии, в джунглях Бразилии и на Огненной земле в Аргентине.
На деле эти две серии были придуманы и созданы одними и теми же людьми, и Формула Е является одним из инвесторов нового внедорожного соревнования.
Ранее предполагалось, что этап Extreme Е состоится в Саудовской Аравии сразу вслед за Formula E, однако календарь пришлось немного разнести. Теперь Extreme E запланирован в пустыне Вади Рам 3-4 апреля.
В сезоне-2021 командный состав чемпионата остается неизменным, однако уже с восьмого сезона начнутся значительные перемены. Связано это во многом и с тем, что в 2022 году на смену актуальным машинам придут автомобили нового, третьего поколения. Отличный момент, чтобы выйти/войти в чемпионат, не так ли?
Еще в конце 2020 года о том, что они покидают Формулу Е, объявили сразу две команды-производителя: Audi и BMW.
BMW
BMW присоединилась к серии в ее четвертом сезоне с появлением автомобилей второго поколения, став партнером американской команды Andretti Autosport после того, как проработала с ними предыдущий сезон техническим партнером. В качестве комментариев BMW сообщили, что теперь их стратегические планы изменились, от Формулы Е они получили все, что им требовалось, полностью довольны сотрудничеством и ставят перед собой новые задачи. В этом сезоне вместо Алекса Симса за них будет выступать Джейк Деннис. В своей взрослой карьере он выступал на автомобилях класса GT, так что приглашение его в чемпионат мира можно считать хорошим повышением.
Audi
Audi вновь переключились на гонки категории эндуранс с гибридными двигателями и собираются выступать как в чемпионате IMSA, так и WEC. Именно этим они и объясняют свой уход из Формулы Е, а вовсе не тем, что свое внимание на эту серию обратили в Porsche — ведь они уже неоднократно вместе участвовали в соревнованиях, например, в том же WEC.
Тем не менее в свой последний сезон они представят обновленную машину и, по словам руководителя команды Алана Макниша, готовы к «полной атаке».
Что будет означать уход Audi для их клиентской команды? На первом этапе — ничего особенного. Например, босс Envision Virgin Racing Сильвен Филиппи сказал, что «Audi сразу же дала понять, что они намерены и дальше поддерживать нас как команду клиентов». Во что это выльется с автомобилями третьего поколения, пока неизвестно.
Тот факт, что сразу две команды уходят из чемпионата, совершенно не означает, что количество участников уменьшится. Альберто Лонго, соучредитель и директор чемпионата Formula E, сообщил, что на место уходящих коллективов есть достаточное количество желающих.
«Я абсолютно уверен, что у нас будет 12 команд и, возможно, восемь или девять производителей. На рынке есть большой аппетит, чтобы стать командой Формулы E».
Так или иначе, но уже сейчас о своих интересах войти в Формулу Е сообщили Honda, McLaren и Alfa Romeo (возможно, под брендом Maserati).
Причина таких изменений в мировоззрении Alfa Romeo лежит в недавнем слиянии FCA с французским концерном Peugeot Citroen Automobiles. За этим последовало новое назначение на пост генерального директора Alfa Romeo. Его занял Жан-Филипп Импарато, известный как большой поклонник электромобилей, в том числе и на гоночных треках. Однако окончательно о своих планах компания еще не объявила.
Что касается Honda, они на данный момент проявили именно «интерес» к электросерии, но сообщили, что никакие решения еще не приняты.
Еще один потенциальный участник — компания McLaren. В начале этого года они анонсировали, что подписали опцион на выступление с 2022 года. Это значит, что они должны в определенный срок подтвердить свое намерение, и тогда их заявка будет одобрена автоматически. Предметом их колебаний является пока неокончательное решение организаторов Формулы Е ввести ограничения на бюджеты команд. В случае, если это будет сделано, McLaren вступит в игру.
С 2022 года команды переходят на машины третьего поколения — Gen3 — которое должно стать более производительным и эффективным: автомобили — легче и мощнее, а зарядка — более быстрой. К сожалению, все те слухи, которые крутились вокруг нового технического регламента для машин с мгновенной подзарядкой и проведения гонок с пит-стопами для восполнения запаса энергии, так и остались пока слухами. Однако внедрение такой технологии положительно скажется на борьбе на треках.
Гоночные автомобили второго поколения для Формулы Е впервые были представлены в пятом сезоне. Таким образом, 2021 год станет третьим для Spark SRT05e. Планировалось, что в этом сезоне в гонках будут использоваться обновленные версии этих автомобилей под названием Gen2 EVO[2], однако их дебют был отменен, а в следующем сезоне мы ожидаем уже третье поколение машин — все так же с шасси Spark и двигателями собственных разработок, но вот по аккумуляторным батареям на смену McLaren вновь вернется Williams.
Обновления силовых установок прошли практически у всех производителей, а также команд-клиентов: TAG Heuer Porsche, Jaguar Racing, BMW i Andretti Motorsport, Mahindra Racing, NIO 333 и Mercedes-Benz EQ.
Jaguar Racing представили также новую подвеску, которая предоставляет больше возможностей для ее настройки между гоночными заездами, и новый, более эффективный инвертор, который помог увеличить скорость переключения передач. Мы всегда говорим о том, что новые технологии приходят в гражданское автомобилестроение из гонок, и вот вам пример: в Jaguar I-Type 5 для кресла пилота впервые используются новые экологически чистые материалы typefibre, которые потом будут применяться в серийных автомобилях. К сожалению, с 2025 года Jaguar планирует полностью сосредоточиться на производстве электрических автомобилей.
Дополнительные технические изменения коснулись и Mahindra Racing — в сфере, связанной с двигателем и трансмиссией, которые они разработали со своим технологическим партнером ZF Friedrichshafen AG. Однако более подробных пояснений от команды пока не поступило.
Новую трансмиссию представили и Audi, сообщив, что это революционная разработка, которая сделала их машину легче и быстрее. Porsche 99X Electric получил ряд последовательно модернизированных элементов, главным из которых стал новый привод.
Изменения произошли в составах практически всех команд. Своих пилотов с предыдущего сезона сохранили только Nissan (Себастьян Буэми и Оливер Роуланд), Mercedes (Стоффель Вандорн и Ник де Вриз), DS Teechetah (Жан-Эрик Вернь и Антониу Феликс да Кошта) и в некотором смысле Audi, которые произвели замену в середине прошлого сезона перед финалами в Берлине.
Смена состава произошла в Audi после скандала на одном из этапов виртуального аналога серии, когда Даниэль Абт посадил за руль своего симулятора другого гонщика. Тогда ему на замену в пару к Лукасу ди Грасси срочно вызвали Рене Раста, который провел шесть просто фантастических гонок и получил контракт на новый сезон.
Jaguar, как мне кажется, наконец-то нашел свой правильный состав пилотов: к Митчу Эвансу, который выступает за команду с самого первого ее сезона, присоединился Сэм Берд, ранее выступавший в Virgin Racing. Берд известен тем, что одерживал победы в каждом своем сезоне. Вместе эти два парня смогут, наконец, привести команду если не к победе, то на подиум.
В Virgin Racing Берда заменит новичок серии Ник Кэссиди, чемпион Super Formula-2019, который выступит вместе с Робином Фрийнсом.
На смену Нилу Яни в составе команды Porsche в компанию к Андре Лоттереру в этом году придет Паскаль Верляйн. Сам же Нил Яни станет резервным пилотом команды вместе с Симоной де Сильвестро.
Фелипе Масса, похоже, окончательно покинул гонки и в том числе завершил выступление за команду Venturi. Его заменит абсолютный дебютант серии Норман Нато. Эдоардо Мортара по-прежнему сохранит свое место.
Также свою гоночную карьеру в прошлом сезоне завершил и еще один участник Формулы Е — Жером Д'Амброзио, однако бельгиец не просто покинул команду Mahindra, а перешел в Venturi в качестве заместителя руководителя команды. На смену же ему в Mahindra Racing был приглашен Александр Симс, в прошлом сезоне выступавший за BMW i Andretti Autosport. В BMW, в свою очередь, дебютирует еще один новичок: Джейк Деннис.
Четвертым почти дебютантом серии в этом сезоне станет Серхио Сетте Камара, который в прошлом году так же, как и Рене Раст, провел шесть заключительных гонок в Берлине — но в кресле машины Dragon/Penske Autosport вместе с Нико Мюллером.
И, наконец, последнее обновление — это Том Бломквист, который подписал контракт с китайской командой NIO 333 и будет выступать с напарником Оливером Тёрви. В заключительной части сезона китайский же пилот Ма Кинь Хоа не сумел приехать в Берлин по причинам, вызванным карантином, но его выступления в предыдущих гонках были настолько невыразительными, что команда просто не стала продлевать с ним контракт.
Итак, 26-27 февраля в Саудовской Аравии стартует новый, седьмой сезон Формулы Е, и уже первые два этапа могут стать очень красивой прелюдией к интересному сезону. Ну а в России в этом году трансляции этапов предварительно будет показывать телеканал Eurosport. Что касается канала «Матч! Арена», то ситуация пока остается неоднозначной.