Отмена в этом году по понятным причинам самого фестиваля заставила организаторов задуматься о новом формате, который бы помог поддержать жизненную активность «Байкальской мили». К тому же из-за большого количества заявок на участие от владельцев стоковых автомобилей и мотоциклов было важно пересмотреть подход к формированию технического и спортивного регламентов. Так родилась идея автопробега, который оброс дополнительными подробностями и превратился в одно из интереснейших ралли-путешествий, проводившихся у нас в стране.
— К сожалению, мы не можем в этом году провести масштабный фестиваль, и это стало понятно уже к середине осени, хотя еще летом у нас было множество заявок из 35 стран, — рассказал организатор ГрандТура и «Байкальской мили» Дмитрий Хитров. — Поэтому мы обратились к идее прошлого года с допуском к соревнованиям стоковых автомобилей. И связав все это с нашей тягой к путешествиям, мы большим коллективом наших друзей придумали этот ГрандТур. И в этом году команды отправятся в большое путешествие с запада на восток нашей страны.
ГрандТур, конечно, нельзя назвать полноценным ралли: здесь нет как таковых дорожных книг или точек контроля скорости и времени, которые обычно имеются на маршрутах ралли. Отсечки даются только на старте и финише каждого дня, в течение которого участники должны пройти несколько сотен километров (в среднем от 400 до 600) и по ходу движения выполнить определенные задания. Пожалуй, именно в этих заданиях и кроется главная красота идеи ГрандТура: с их помощью участники пробега смогут открыть удивительные места в России не только для себя, но и для тех, кому интересна история родины.
За задания экипажи будут получать оценочные баллы — от одного до пяти — в зависимости от качества их выполнения. Есть также дополнительная система поощрений и даже наказаний: например, за несоблюдение скоростного режима или других нарушений ПДД.
— ГрандТур — это своеобразное ралли, при этом мы никого не торопим, у нас есть намеченный маршрут и обязательные восемь часов отдыха каждый день, — рассказал организатор ГрандТура и «Байкальской мили» Сергей Мальцев. — Важно не приехать первым, а полностью выполнить задания и показать высокие результаты. В этом году у нас семь «пакетов» заданий и 14 команд. Но у каждого экипажа — свой список мест, которые необходимо сфотографировать или снять на видео и рассказать о них в своих соцсетях и блогах.
Маршруты распределяются путем жеребьевки, но все они необычны и интересны. Важно, что непосредственное участие в формировании заданий ГрандТура принимали в том числе Русское географическое общество и движение «Бессмертный полк России». Представители Русского географического общества сделали акцент на интереснейших местах нашей страны. Вот как выглядит часть одного из маршрутов:
«Из Тамбова участники отправятся в Сызрань, откуда начнут путь непосредственно по берегу Волги. Команды пересекут ее по плотине Жигулевской ГЭС и пойдут на северо-восток до города Октябрьский. Заложенный в 30-х годах прошлого века как «соцгородок», рабочий поселок нефтяников, едва ли не большую часть жилья в котором составляли землянки, сегодня стал крупным промышленным центром с населением более 100 000 человек. Вечером следующего дня участникам предстоит финишировать в ставшем с недавних пор легендарным городе Чебаркуль. Говорят, что там даже на рынке до сих пор продают сувенирные кусочки “того самого” метеорита!».
Что же касается движения «Бессмертный полк России», то их участие было приурочено к 80-летию с начала Великой Отечественной войны. Даже старт ГрандТура давался от Музея войны на Поклонной горе в Москве. Руководитель исполкома общественного движения «Бессмертный полк России» Артем Хуторской и руководитель подводно-поисковой экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» Константин Богданов вручили трем командам капсулы с грунтом, поднятым с мест гибели героев в Финском заливе. Эти капсулы экипажам предстоит передать семьям погибших моряков в память об их подвиге.
Еще одна история для заданий — рассказ о тех героях, кто работал на победу в тылу, на востоке нашей страны. Эти 12-15 летние мальчишки и девчонки героически трудились на заводах, выпускающих машины и снаряды для фронта, но об их подвигах мы знаем намного меньше.
Будут и другие темы, касающиеся автомобилей и автоспорта, посещение кастомных мастерских и автомобильных музеев — то, что уже напрямую касается основного направления ГрандТура и «Байкальской мили». Экипажи проедут Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Нижнеудинск, Иркутск, и в пятницу, 5 марта, их всех ожидает торжественная встреча на главной площади Улан-Удэ.
Последний набор заданий участников ожидает уже в самой Бурятии, и его автором стало министерство по туризму республики, которое также принимает активное участие в проведении ГрандТура.
Несмотря на то, что изначально ГрандТур задумывался для стоковых автомобилей, первым в колонне участников стартовал… багги.
Команда «СПКБ/Ф-Моторспорт» во главе со своим руководителем Эдуардом Мымриным, ранее уже участвовавшая в «Байкальской миле», решила стартовать и в ГрандТуре. «Ф-Моторспорт» известны тем, что сами конструируют и строят спортивные багги, на которых можно принимать участие не только в гонках, но и вот в таких путешествиях.
Специально для ГрандТура они подготовили новый заднеприводный багги FunCruiser Lite с вазовским мотором объемом 1800 см3. Пилоту багги Владимиру Шинягину и его штурману Максиму Тугучеву предстоит пройти «Тобольским маршрутом» 6310 км. И первой остановкой для них стал интереснейший музей паровых автомобилей в Вязьме.
К сожалению, уже на следующий день за 60 км до Казани у экипажа случилась серьезная неприятность: от низких температур масло загустело и выдавило сальник коленвала. Команде пришлось срочно искать эвакуатор и сервис в Казани, но и с этим испытанием они справились, багги отремонтировали и поехали дальше! Следить за экипажем можно на их страничке в Фейсбуке.
Команду Yunan Motor Tour собрал широко известный в российской мототусовке Александр Юнанов, член Русского географического общества, блогер и заядлый путешественник. В этом году Александр планировал отправиться весной на трицикле «Зубр Трайк» в экспедицию на Северный полюс, но по не зависящим ни от кого причинам путешествие не сложилось. Однако благодаря этому у Александра появилась возможность принять участие в ГрандТуре и привезти трицикл для заездов на льду Байкала. В Максимиху из Москвы он отправляется на Mercedes GL500. Вот его страница.
Команда Kuzov Studio московского тюнинг-ателье «Кузовная Студия 31» в составе Павла Шендрикова и Владимира Похлебкина отправилась в дальнюю дорогу на специально подготовленном УАЗе «Патриот», сборкой и доводкой которого занимались самостоятельно, без помощи Ульяновского автозавода. Сейчас их УАЗ — единственный в мире с АКП и турбонаддувом! К тому же они собираются испытать в дороге специальное GPS-оборудование, которое разработали тоже сами. За их продвижением по маршруту можно следить здесь.
Команда Евгения Бедарева отправилась в путешествие на белом «автодоме», который сами придумали и построили, и в дорогу они не забыли прихватить своего любимца джек-рассел-терьера. За ними можно следить в Инстаграме (@e_bedarev).
Одна из уникальных машин — лимузин Bentley Георгия Медведева, в который для обогрева слишком длинного салона поставили… «буржуйку»! Главная интрига — сумеет ли эта машина не только доехать до финиша, но и пройти по некоторым участкам дорог или ввернуть в некоторые повороты!
Здесь можно посмотреть про их проект и его реализацию:
А вот их аккаунт в Инстаграме, где можно следить за путешествием экипажа: @georg_medvedev.
Участников много, и разных, но их всех объединяет одно: тяга к путешествиям и любовь к России. Почти все они — люди известные, имеющие большое количество последователей и поклонников их таланта. Лучшие истории из путешествия будут публиковаться и в официальных аккаунтах фестиваля «Байкальская миля».
В этом году участвуют только команды из Питера и Москвы, преимущественно «байкалята», как их называет Сергей Мальцев — т. е. люди, которые уже выступали в «Байкальской миле». И никакого дополнительного отбора техники не было: принимаются все желающие.
На следующий год организаторы планируют сделать старты ГрандТура со всех уголков страны — от Владивостока до Калининграда. Из каждой точки поедут машины со своими заданиями и с учетом географии места, где они находятся.
Эта идея очень напоминает «звездный старт» исторического ралли Монте-Карло, когда все участники стартовали из разных городов и стран и собирались в одном месте. Тогда, в 1912 году, Андрей Нагель стартовал в Монако из Санкт-Петербурга и завоевал первый «приз маршрутов». И вполне возможно, что уже в следующие годы, когда границы наконец откроются, количество участников вполне сможет достигнуть 50-60 команд со всего света, а затем за ГрандТуром последует полноценная неделя скорости «Байкальская миля», где все прибывшие и доехавшие смогут стартовать для установления рекордов скорости.
Конечно, подобная двухнедельная поездка — это большой отрезок времени, который не так просто вырвать из жизни, ну и, конечно, существенные расходы. Каждый экипаж сам обеспечивает свое проживание и питание на маршруте, а также затраты на бензин или ремонт (многие — благодаря поддержке спонсоров), но при этом победитель получает главный приз — 500 000 рублей.
Что же в итоге? За автопробегом внимательно следит жюри ГрандТура, состоящее из представителей организаторов и партнеров мероприятия, а возглавляет его наша знаменитая мотогонщица Анастасия Нифонтова.
— Я считаю, ребята в сегодняшней ситуации большие молодцы, что придумали все это и осуществляют, — рассказала Анастасия. — Потому что «Байкальская миля» должна продолжаться, ведь первые два мероприятия показали, что интерес огромный, и не только у нас в стране. ГрандТур — отличная идея. Ведь многие, кто никогда не ездил по России, думают, что интересных мест в нашей стране совсем немного. А теперь они смогут увидеть, где побывали наши участники и, возможно, тоже захотят посетить какие-то из этих мест.
— Многие наши подписчики — девчонки и мальчишки, которые только начинают заниматься моторным спортом и больше обращают внимание на экстрим. А тут благодаря «Байкальской миле» мы сможем рассказать им историю страны и подвигов наших предков — в тылу, на Востоке, где люди работали на износ, и об этом тоже надо рассказывать. Так что это не просто развлечение, а глубокая и очень серьезная историческая, моральная, идеологическая тема, как бы напыщенно сейчас это ни прозвучало.
Первый видеообзор ГрандТура:
А вот здесь можно следить за передвижением экипажей