Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Этот олдскульный Владимир Черевань
04.03.2021 | 4078 просмотров

Этот олдскульный Владимир Черевань

Автор: Мария Мельникова
Фото: автора, СМП РСКГ, из архива Владимира Череваня и из открытых источников
Источник: Дром
Настоящим поклонникам автоспорта представлять Владимира Череваня не нужно: все и так хорошо знают этого очень быстрого гонщика, многократного чемпиона России в самых разных дисциплинах автоспорта, любителя ярких головных уборов и просто очень компанейского и доброго человека по его невероятно эффектным выступлениям. Ралли, ралли-кросс, трековые зимние гонки, кольцевой автоспорт — Владимир Черевань блестяще выступал в каждом из этих видов. Пожалуй, с количеством его титулов может поспорить только число призов зрительских симпатий — так много у него поклонников и фанатов.

Интервью с Череванем можно описать как разговор с энциклопедией отечественного автоспорта или участие в театральном шоу. Слушать его рассказы можно до бесконечности: как благодаря тем знаниям и опыту, которые он накопил за свою автоспортивную карьеру, так благодаря и тем историям из жизни, что происходили с ними или его товарищами-гонщиками. Так и получилось, что изначально запланированное интервью про его участие в РСКГ плавно переросло в разговор про всё. И выбрать главное оказалось задачей непосильной. Так что устраивайтесь поудобнее.

Как оказался в автоспорте

— В детстве мама хотела сделать из меня музыканта. Купила мне домру и отправила в музыкальный кружок во Дворце пионеров. А я стукнул домрой по голове руководителя кружка, совершенно случайно. Получилось это вот как: наш руководитель закрывал нас в классе, чтобы мы играли гаммы, и уходил. Ну а мы, естественно, вместо гамм занимались чем угодно. Среди нас был один стукачок, который ябедничал, что мы ему мешаем заниматься. Ну я и не выдержал. Я маленький ростом был, а он побольше. Надо было что-то придумать. В помещении кружка была темная комната, где хранились инструменты. Я там встал за дверью на табуретку и спрятался: думаю, сейчас зайдет, а я ему как дам домрой по голове! Кто-то заходит, я размахнулся, а это наш руководитель. Так что моя музыкальная карьера быстро закончилась.

С верхнего этажа, где был музыкальный кружок, я спустился вниз, а там — картинг, бензином пахнет. Там я и остался, лет шесть мне было.

Начало карьеры

Свою карьеру я начинал с автокросса, вернее, с кросса и ипподрома. Потом начал выступать на ралли, и довольно успешно, но вот асфальтовые допы у меня не получались. Привык проходить трассу в заносе, а на асфальте все не так. Так что в кольцо я пошел, чтобы научиться ездить на асфальте.

Это было начало 90-х, киевский автодром «Чайка», никаких новомодных штучек, никакой телеметрии еще и в помине не было, на все надо было глазами смотреть. А на «Чайке» везде не побегаешь, поэтому я просто «садился на хвост» любому, кто выезжал на трассу, ехал за ним и учил траекторию. Если человек ехал медленно, я его обгонял и пристраивался за следующим. Да еще никто и учить не хотел. Тогда в кольце выступали такие корифеи, как Борис Маслов и Николай Мезенцев: к тому времени они уже выигрывали чемпионат СССР. Я их просил с траекторией помочь, а они только отшучивались, приходилось учиться всему самому.

Ралли «Ростов», 1984 год

В своей первой гонке я тоже все за кем-то ехать пытался, в итоге приехал сразу в призы. Понял, что ничего сложного нет.

Механиков у меня не было, что такое «питлейн» я не слышал, и был не в курсе, что надо куда-то заезжать, чтобы как-то вложиться в тот лимит шин, который у меня был (четыре шины слик ниишп), учитывая тренировки, квалификацию и соревнования. Так что я решил их менять местами. Не знал, что слики ставятся в одну сторону, и если их переставить, то колесо разрушается. Так и произошло. Заехал на питлейн, нашел глазами какого-то доброго механика, показал на колесо, а он мне — «нормально, езжай». Я и поехал. Это был мой первый опыт на кольце.

Автоспорт и 90-е

В 91-м году, когда Советский Союз развалился, автоспорт некоторое время держался за счет старого «жирового запаса»: у спортсменов еще оставались машины, и их можно было выкатывать. Но за пару сезонов этот запас закончился, так что в автоспорте остались только те, кто готов был ездить за последнюю рубашку. Обеспеченных людей в автоспорте в то время вообще не было. Каждый сам себе был и пилотом, и механиком, и инженером. Автомобиль готовили сами, с двигателем работали сами. А механики в нашем понимании в основном только на гонках помогали.

Конечно, со временем денег совсем не осталось, гонщики постарели, здоровье стало заканчиваться. И соревнований стало в разы меньше. В какой-то момент казалось, что вообще все закончилось. А потом вдруг началось какое-то движение. Возникла команда «Лукойл», появились АСПАС и Игорь Ермилин, которые устраивали по тем временам настоящие праздники: красивые, пафосные гонки на Воробьевых горах. Надо отдать Игорю должное: у него есть талант делать красивое, умеет оформить конфетку. И он всегда мог добиться проведения гонок на Воробьевых горах. А что может быть лучше гонки в центре Москвы? Никакой автодром не сравнится.

«Невское кольцо», 1998 год

Людей на гонках на Воробьевых было столько, что на деревьях висели. Автоспорт вновь начал становиться мегапопулярным, Ермилин сумел привлечь телевидение, это дало настоящий всплеск. Но затем у него начались разногласия с РАФ, и это при том, что он был зарегистрирован в Минспорте и делал под их крылом чемпионат России.

РАФу это очень не нравилось, объявили серию АСПАС вне закона и стали проводить параллельный чемпионат России, так что некоторое время у нас в стране было сразу два чемпионата. Мы все пытались как-то между ними лавировать, ездить и там, и там. За это нас лишали лицензий и не пускали на гонки. Но у Ермилина было все равно интересней, хотя полноценным чемпионатом это назвать было сложно.

Я помню, как приезжал на кольцо на раллийной машине, потому что кольцевой не было: слики надел, машину опустил чуть пониже — и поехал. Даже в журнале была фотография, как я еду в гонке на голом диске, потому что колесо разбортировалось. Диск — магниевый, от трения он загорелся, колесо — горит, машина — горит, а меня никто остановить не может, т. к. я даже флаговой сигнализации не знал. Думал — так и доеду до финиша. Но не доехал. Пришлось поменять колесо и вернуться в гонку.

Переходный период

С приходом в гонки Игоря Ермилина автоспорт получил неплохой толчок. Появились какие-то спонсоры, начали возникать гоночные коллективы. Появились такие известные команды, как Miller Pilot, потом «Лукойл», затем Artline Артюшина. Нашлись люди, которые были готовы вкладываться в этот праздник, хотели покрасоваться. Потом наступил период затишья, но недолгий, а потом появился Сергей Крылов.

Крылов подошел к вопросу как правильный промоутер. Привлек новых спонсоров, выпустил грид-герлз, в общем, создал вторую версию праздника. Ему бы, конечно, заниматься только организацией, а он еще и сам участвовал. Многие не могут от этого отказаться.

Было и много проблем, конечно. И гонки откладывались, и технические сложности возникали. Соревнования же проводились в основном в городе — на Воробьевых, в Лужниках. Из автодромов были только Мячково да «Невское кольцо». А в городе то префект какой-то приедет и запретит, то еще кто-то согласия не даст, то другая причина найдется.

1998 год

Когда «Невское кольцо» закрылось, осталось только Мячково. Там, конечно, были варианты ездить в разных направлениях — по часовой и против, но сколько можно? Да и противостояние с РАФ продолжалось. В итоге Крылов остался в Мячково, а РАФ стала искать другие варианты, где проводить гонки. Помню, году в 2007-м или 2008-м они подходят ко мне как-то раз и спрашивают: «Володя, ты можешь сделать гонку в Орле?».

Честно говоря, я даже не вникал во всю эту политику, не знал статус гонки. Я все организовал, гонку провели, а РАФ назвала это чемпионатом России. В итоге почти все команды бойкотировали это соревнование, приехал только Кубок Honda. Ну раз так — они провели чемпионат в одном классе. А Крылов меня назвал потом штрейкбрехером и долго ходил обиженным.

Я ему объяснил, что мне просто захотелось организовать жителям родного города праздник, а все остальное было неважно. И ведь у гонки был успех! Телевидения было много, снимали, показывали, зрителей полно. И он меня понял, а потом и сам попросил сделать в Орле еще одну гонку. И я сделал. Крылов меня тогда спросил, что я хочу в качестве благодарности, и я попросил его привезти мне для участия автомобиль. Он не пожадничал, привез мне туринговую машину, и я выиграл у себя дома гонку. Помню еще, как мы с Лехой Басовым там боролись.

О пользе городских гонок. Рецепт автоспорта от Владимира Череваня

Увидев, какой успех был у этих гонок, проводить их решили и другие города. Знамя подхватили Курск и Липецк. Получился реально интересный чемпионат. В Москве Лужники были, а потом я снова проводил этап в Орле. Все организовал через вице-губернатора — договорились делать в самом центре города, около местного «Белого дома». Настал день гонок. Губернатор выезжает из своей резиденции, а там все бетонными блоками перегорожено. Он говорит: «Война, что ли, началась?» Ему отвечают: «Нет, Черевань гонки проводит». И все, он кивнул, они сели по машинам и уехали.

Городские трассы для соревнований — это не только от безысходности. Они еще всегда очень интересуют спонсоров, так как притягивают зрителей. Не каждого сейчас заставишь поехать куда-то за город, да еще и билет купить. А в городе — пришел и посмотрел. Кто посостоятельнее — билет на трибуну купил, кто попроще — с моста посмотрит. 

Гонка «Все звезды “Panasonic”», Раменский ипподром, 2000 год

Первым звоночком, что все меняется, было открытие «Смоленского кольца». Потом построили трассу в Нижнем. Потом и другие автодромы стали появляться. Естественно, кто ж захочет ездить в городских гонках, когда есть автодромы? Но я бы на месте организаторов РСКГ сделал бы этап в городе (и не в Москве!), построил бы трассу побезопаснее, ведь она поможет принести популярность автоспорту в регионах. Причем достаточно одного этапа в год: один раз в Курске, другой — в Липецке, третий — в Орле. Провести гонки как гастроли: шапито приехало, расставились, гоняют. Самое главное, чтобы люди могли приходить в паддок, смотреть, как машины перебирают, ремонтируют, вновь собирают. Пусть даже через веревочку. Это то, что зрителей в ралли привлекает всегда.

Может, на таких гонках и не самый спортивный дух — машины берегут, себя берегут, но очень это полезно для автоспорта: в регионе, как правило, после этого появляется какая-нибудь команда или пилот сильный.

RTCC, RRC и РСКГ

Первым этапом развития стал, конечно, чемпионат RTCC Крылова. У Рубена Шумеева, когда он сменил Крылова и сделал RRC, совсем голодно было, судьи получали деньги только из стартовых взносов пилотов. Тяжелый период.

А потом я как-то присутствовал на совещании в РАФ, когда Евгений Малиновский хотел возглавить наше кольцо и предлагал какие-то совсем небольшие деньги, за которые надеялся стать «генералом». Его послушали, вроде не отказались, но как-то немного подвинули — видимо, тогда уже была информация про намерения Бориса Ротенберга и его желание спонсировать российское кольцо.

Сейчас все развивается как по синусоиде — всплеск–падение, и опять. Вдруг появляются крупные, богатые команды, а потом куда-то пропадают. Помню, когда у нас вместе с РСКГ стала выступать молодежная Формула 4, приехали иностранные команды обслуживать своих пилотов. Причем приехали гордые, крутые, поставили свои палатки, ходили вокруг серьезные. А потом завалилось наше «татарское иго»: была такая команда в кольце — «Чингисхан». И у них техническое оснащение было как у лучших европейских команд, были не палатки, а мобильные дома, машины туринговые, просто роскошь, пилоты прилетели на вертолете… у иностранцев челюсти попадали. Они: «А что это такое?». «Да чемпионат России…».

«Что такое этот “Лукойл”? Шоколадка?»

Если вернуться немного назад, то в конце 90-х в российский автоспорт пришли состоятельные люди, которые очень грамотно инвестировали средства: купили машины, создали команды, стали вкладываться в развитие. Подошли профессионально. Первый, кто такое сделал — Lukoil Racing Team. У них одно время даже были иностранные пилоты (англичане и итальянцы), у которых мы учились ездить. Иностранные инженеры научили нас работать с телеметрией, с автомобилями, с колесом. На самом деле они тогда прививали нам гоночную культуру. 

Я как-то легко попал тогда в команду «Лукойл». На ралли-кроссе ко мне подошел Коля Больших и говорит: «Володя, хочешь поехать на кольцо с командой “Лукойл”? Мы команду организовываем».

А меня буквально перед этим приглашал к себе в команду «Канопус» Александр Кирюхин — это была по тем временам самая крутая гоночная команда: там ездил Алексей Васильев, Виктор Козанков. Кирюхина все знали — это действительно была команда мечты. И тут какой-то «Лукойл». «”Лукойл” — это что? Шоколадка?». Никто даже не знал. А благодаря автоспорту мы прозвучали везде, заправки появились уже следующим этапом.

С Евгением Малиновским

«Лукойл» тогда организовал целую программу для своих пилотов. Мы ездили в Италию тренироваться, там я впервые сел за руль формулы. У всех еще зима, а мы в марте-апреле уже едем на сборы. И запчасти всегда были. Глядя на «Лукойл», стали создавать и другие команды. Я считаю, что «Лукойл» тогда законодателем моды был.

У них серьезный подход был, и с финансированием все в порядке. Организовано все было грамотно: наняли правильных инженеров, менеджеров; создали разные подразделения. Одно подразделение занималось Формулой 3, другое — турингом, третье вообще работало с нашими «восьмерками».

Я больше работал с российскими машинами. Они позвали Костю Потехина, Сергея Шумова — людей с большим опытом в автоспорте. И все очень ответственно подошли к работе, сделали классную команду. И мы начали бороться с непобедимым тогда «Миллером». И побеждать их.

Раньше было принято делиться

Алексей Васильев, Игорь Михалев, Владимир Черевань и Николай Фоменко, «Миллер Пилот»

В «Миллере» тогда ездили Алексей Васильев и Николай Фоменко. Еще Игорь Михалев. Александр Антонов им строил машины — красивые, с обвесами. И, что мне нравилось, в те времена у нас не было секретов. Увидишь что-то интересное — подошел, спросил. И тебе все расскажут. А сейчас за секретами настроек лучше вообще не подходить, разве что воды попросить, и то дадут в лучшем случае. Было такое хорошее время, когда мы развивали кольцевой автоспорт все вместе, сообща. И борьба была колесо в колесо. Дух был командный, в паддоке совсем по-другому было. Не было медконтроля — вечером перед гонкой можно было отдохнуть, за рюмкой чая и делились всеми секретами. А сейчас у нас все жестко. Вечером я себя ограничиваю, иногда вообще перехожу на чай. А раньше еще как весело ехали!

С Андреем Масленниковым

Мы шутили, хулиганили, сейчас очень этого не хватает. Слишком все загнано в рамки. Но и сейчас кое-где можно найти веселые соревнования. Зимой часто езжу на ледовые гонки «Вельск». Там отличная трасса, нет всякой бюрократической волокиты, техосмотр проводят быстро, шины никто не проверяет, лишь бы «гвоздей» было не много, стартовый взнос — 1000 рублей. Собирают под 50 участников. В финалы еще надо ухитриться попасть. Протесты никто не пишет, там все на доверии, но если ты обманешь, а это обнаружат — хорошо не будет, это не по-пацански. А какая там баня! Имеется еще в глубинке дух товарищеский, а не коммерческий. Там есть у нас один из команды организаторов — деньги свои в соревнование вложил, а машины у него нет. Я ему свою дал, и колеса дал, ну ведь грех же не дать! Но если разобьет, будет сам чинить.

Про LADA Sport ROSNEFT и туринговую Ладу

С Леонидом Панфиловым

Сейчас LADA Sport ROSNEFT чувствует себя небожителем в РСКГ, ведь они спонсоры — и пытаются диктовать условия, подстраивать под себя регламент. Малиновский этим крайне недоволен, но по поводу туринговой Lada он неправ, все равно самая быстрая машина сейчас Hyundai, просто у Lada очень хорошие пилоты — Кирилл Ладыгин и Михаил Митяев. В принципе, если разобраться, Lada Vesta это Renault Megane. И несмотря на эмблему Lada, ее строили и настраивали во Франции.

Я за Vesta душой переживаю, потому что это все-таки наш отечественный бренд, людям приятно. Но мы в РСКГ класс «Продакшн» в шутку называем Кубком Влада — Влада Незванкина. Уже пятый год он никак не может его выиграть. Но при этом он построил и ввел в этот класс автомобиль, которому там не место. «Продакшн» — это старые туринговые машины, которые докатывают свой срок. И новая Vesta просто убивает смысл класса. Благо еще есть быстрые Subaru, а все остальные сдуваются. А так бы сейчас там гоняли старые BMW, которых полно по гаражам, 2,0-литровые Opel. Уравнять балластом — и пусть гоняют. Был бы массовый класс. А так — кто хочет бороться за пятое место? Смысл тратить деньги, если не можешь бороться за подиум?

LADA Sport ROSNEFT как заводская команда должна гоняться в «Туринге» — это все же топовый мировой класс. А в «Туринг-лайте» им тоже делать нечего, как и в «Продакшн». И в S1600 тоже не надо участвовать. Лучший вариант — строить и продавать частникам машины: новые, омологированные и доступные. Пусть они их покупают и на них выступают.

Про усталость от гонок

У меня такого не было — чтобы «все, хватит, я ухожу». Случались моменты, когда я действительно уставал, все сыпалось из рук, денег ни на что не хватало, и думаешь: ну все уже, зачем так выступать? Тогда я делал перерыв, иногда даже на полгода или даже больше, а потом понимал, что скука такая, аж зубы сводит, просто тоска по гонкам. И не можешь отказаться, даже если сезон пропустил — все равно на одну-две гонки обязательно выйдешь. Здесь нужно быть постоянно в теме. Если ты выпал — все, потом надо чуть ли не заново учиться. Поэтому, бывает, действительно, когда устал — съездил куда-нибудь отдохнуть и набраться сил. А межсезонье — это для меня самое страшное. Самое тоскливое состояние. Два месяца весной, два месяца осенью.

Что будет дальше?

С Алексеем Басовым

Если Европу откроют, поеду в Прибалтику, Ригу, Финляндию. Даже в Италию ездил — но там приходится брать машину в аренду. Столько трасс исторических, интересных, красивых. Да даже Бикерниеки. Там есть отрезки с асфальтом, которому 53 года! И трасса интересная, потому что любая ошибка приводит тебя в отбойники. А еще там проходят классические гонки, удивительная вещь — 40 машин на старте. И так они бережно относятся к истории. Вроде бы прибалты негативно воспринимают все, что связано с СССР, но к советским автомобилям они относятся с такой любовью! И гонки проводят с удовольствием. Но если бы наши организаторы увидели, как по-раздолбайски все проходит, у них бы инфаркт был. Если кто-то сломался, его могут зацепить на буксир прямо во время гонки просто под желтые флаги. Или девчонка может сидеть на питволле, свесив ноги на трассу во время гонки, и хоть бы что. Но там какой-то домашний дух.

В этом сезоне хочу опять поехать в Ригу, возможно, в Грузию. Обязательно на Baltic Touring Cup. Там можно снять балласт и рестриктор с машины и как будто сесть в другой автомобиль! Единственное ограничение — моношины, все остальное свободно. Там едешь, и просто щека к стеклу прилипает от ускорений. А затрат — 100 евро стартовый взнос, канистра бензина и четыре колеса. Одно удовольствие туда ездить: бюджет, не сравнимый с российскими гонками.

Пенсионер

У меня все позитивно, хоть я уже и пенсию стал получать, кстати. Сижу как-то я после гонки в Казани, настроение плохое. Подумал-подумал, сел в самолет и улетел в Сочи. Лежу на пляже, раз — смс: пенсию начислили. Самое время коктейльчик выпить!.

Комментарии

     
Сообщений: 2546
Вот она жизнь пенсионерская!
Продан в 2010 году...
Мой отзыв: Volkswagen Passat 1996
24
1
Ответить
    
Масква
Сообщений: 1906
удобно когда так - раз и в Сочи. Раз и коктейльчик.
заслуженно.
22
1
Ответить
    
Сообщений: 47102
Да, дядя энергичный )
А шоколадка, похоже все... Готовится к дербану.
Государство как на грядке: чтобы что-то путное выросло, надо уничтожать сорняки(с)
55 у Навального
8
2
Ответить
  
Москва
Сообщений: 267
Человек - легенда Советского и Российского автоспорта!
10
3
Ответить
  
Красноярск
Сообщений: 14573
Крутой дядька
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
12
2
Ответить
7199075
Самара
Интересная статья
5
2
Ответить
  
На Неве
Сообщений: 340
Помню вроде он в передаче Угон или Перехват которую Фоменко вёл нормально мусоров опустил ))
Мой отзыв: Volkswagen Transporter 2008
11
8
Ответить
Михаил
Снежинск
oleg2008
Помню вроде он в передаче Угон или Перехват которую Фоменко вёл нормально мусоров опустил ))
Так то там Барковский был...
7
2
Ответить
А А
В его салоне в Орле покупал машину. Так что он не только гонщик, но и бизнесмен.
9
 
Ответить
   
Северный
Сообщений: 17
А что за война была в конце 90х между аспас и раф? В аспасе же гонялись супертуринговые аккорды и Мондео? А у раф что было?
1
 
Ответить
    
Анадырь
Сообщений: 1066
С детства на слуху этот гонщик, талант
Мой отзыв: ГАЗ 24 Волга 1973
5
 
Ответить
костярик
Березники
oleg2008
Помню вроде он в передаче Угон или Перехват которую Фоменко вёл нормально мусоров опустил ))
даа, тоже смотрел, огонь))
 
 
Ответить
10697229
Душевная статья. :)
3
 
Ответить
JonnyPol
Хорошая статья! Черевань легендарный дядька.
1
 
Ответить
JonnyPol
Про Успенского и его "УРТ" ещё напишите пожалуйста
3
 
Ответить
Спасибо. Очень интересно. Вы молодец Мария.
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!