Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Байкальский лед-2021: выйти из «300»
22.03.2021 | 3913 просмотров

Байкальский лед-2021: выйти из «300»

Автор: Мария Мельникова
Фото автора и LAV Production
Источник: Дром
Грузовые тягачи, карты и суперкары стали в этом году участниками десятого, юбилейного мероприятия «Дни скорости на льду Байкала», которое в этом году прошло с 9 по 14 марта на льду Малого Моря. Ну а планка в 300 км/ч в этом году наконец-то была побита. Правда, только во время тренировочных заездов…

Освещение рекордных заездов на льду Байкала для нас стало уже хорошей традицией, которую мы поддерживаем из года в год, тем более что Дром не просто рассказывает о происходящих событиях, но и принимает в них самое непосредственное участие. Помимо того что автор этого текста вот уже второй год едет в качестве пилота в заездах на выносливость, мы еще обращаем внимание на экологическую составляющую мероприятия.

Поэтому в очередной раз подчеркнем, что команда организаторов полностью соблюдает все правила содержания лагеря в чистоте, ремонт и дозаправку автомобилей производит на специальных подстилках, все отходы собирает и вывозит на берег в мусорные контейнеры. За образец были взяты действующие нормы проведения соревнований в Бонневилле, где рекордные заезды проходят на поверхности природного заповедника возрастом в 30 тысяч лет, и адаптированы под наши условия.

«Дни скорости на льду Байкала» традиционно проходят с иркутской стороны озера на льду Малого Моря. Выбор места не случаен: благодаря небольшой глубине Байкала здесь происходит меньше волнения, а значит, и лед замерзает максимально ровно.

В этом году здесь помимо 13-километровой прямой проложили еще и кольцевой трек длиной 11,577 километра. Помимо заездов по прямой на максимальную среднюю скорость с места и схода, а также заездов на торможение, на ледовом автодроме состоялся 24-часовой марафон, официальное название которого звучит так: «средняя скорость на замкнутой ледовой трассе».

Интересно: при строительстве трассы организаторы пользуются в том числе книгой под названием «Наставление для инженерных войск» 1943 года, раздел «Организация переправ». В ней опубликован расчет по проходу боевой техники по льду во время осады Ленинграда. Например, сказано, что лед толщиной 45 см выдерживает вес танка, если колонна двигается с дистанцией примерно в 300 метров. Ну а 5-тонный грузовик способны выдержать 25 см льда.

«Мы так надеялись выйти за «300»

По правилам FIA и РАФ рекордных заездов на 1 км с места и с хода для признания попытки успешной пилот должен проехать мерный километр в обе стороны для исключения влияния ветра и других сопутствующих условий.

Интервал для осуществления рекордных попыток планируется заранее, и информация об этом также заранее подается в автомобильную федерацию, так что официальные попытки могут быть предприняты только в этот период, обычно ограниченный несколькими днями. Это делается для того, чтобы в случае плохих погодных условий попытки можно было перенести на другой день. Результаты заездов вне этого промежутка по правилам не засчитываются. Именно это и стало причиной, почему, несмотря на то что в дни тренировок скорость на мерном километре превысила 300 км/ч, на регистрацию рекорда была подана меньшая цифра.

«Мы очень надеялись выйти за «300»», — прокомментировал организатор мероприятия и 18-кратный рекордсмен России по автоспорту Андрей Леонтьев. — «Ну хотя бы 301. Увы. Только на тренировках. А как зачетные заезды пошли — так потеплело градусов на 10 и лед «поплыл», даже рано утром не пошло. В результате максимальная скорость составила только 299 км/ч...».

Все транспортные средства, принимающие участие в установлении рекордов, делятся на серийные и специально подготовленные: группа А и группа В соответственно. И если во времена СССР количество рекордов в группе В внушает уважение, то вот в группе А имеется очень мало рекордов, которые были установлены ранее. Именно этот пробел и решили заполнить организаторы «Дней скорости на льду Байкала».

Автомобили и участники

Транспортные средства для рекордных попыток на дистанции 1 километр с хода/1 километр с места/абсолютная максимальная скорость в классе:

  • Lamborghini Urus. Класс В1 13. Объем двигателя — 3996 см³, мощность — 650 л.с.
  • Jaguar F-Type R. Класс B 1 15. Объем двигателя — 5000 см³, мощность — 575 л.с.
  • Lamborghini Huracan Twinturbo (доработка Level Performance). Класс А 1 10. Объем двигателя — 5204 см³. Мощность двигателя — 1200 л.с.
  • Porsche 911 Turbo S '992 (доработка Level Performance). Класс — A 1 9. Объем двигателя — 3745 см³, мощность — 850 л.с.
  • Rotax 250. Класс — A III 1. Объем двигателя — 250 см³.
  • Rotax 125. Класс — A II 1. Объем двигателя — 125 см³.
  • Audi Q7. Класс — A I 8. Объем двигателя — 2997 см³, мощность — 333 л.с.
  • Ford F-Max. Класс — B III 18. Объем двигателя — 12740 см³, мощность двигателя — 500 л.с.

А также три Porsche Macan с объемом двигателя 1984 см³ и мощностью 252 л.с. для участия в заездах на 24 часа.

В качестве пилотов в заездах принимали участие:

18-кратный рекордсмен России Андрей Леонтьев, восьмикратный рекордсмен России Максим Леонов, двукратная рекордсменка России Мария Леонтьева, двукратный рекордсмен России Илья Кашин, рекордсмен России Мария Мельникова, многократный призер соревнований по картингу Станислав Лыжин, многократный призер чемпионатов России и Европы по ралли Илона Накутис, призер и победитель соревнований России и Европы по кольцевому автоспорту Виталий Ларионов, призер и победитель соревнований по трофи-рейдам Андрей Пономарев, победитель любительских соревнований по кольцевым автогонкам Владислав Сивер, а также пилоты Михаил Парнев, Алексей Павлин и Александр Лобачев.

Резина

Резина является одной из регламентированных составляющих рекордных заездов, ограничения по шинам, пусть и небольшие, но все же есть. Например, можно использовать только резину в той спецификации, что производится на заводах — самодельные шипы запрещены.

Но никто не запрещает использовать предыдущий опыт. Так, например, в прошлом году во время 1000-километрового заезда три Hyundai i30N были обуты в три разных бренда покрышек, и рекорд установил автомобиль, на котором стояли шины Continental. Так что в этом году организаторы решили повторить положительный опыт и использовать для рекордных заездов шины той же марки. Все автомобили мероприятия были «обуты» в шипованные шины Continental, но двух разных моделей: IceContact 2 и IceContact 3.

Разница между ними небольшая, но все же есть. IceContact 3 имеет два вида шипов (один — для разгона и торможения, второй — для лучшего сцепления в поворотах) и симметричный направленный рисунок протектора. У IceContact 2 рисунок ассиметричный и к тому же различается по двум сторонам протектора, где одна ориентирована на езду по снегу, а другая — по льду.

Забегая вперед, скажу, что в 24-часовом марафоне лучшая скорость была поставлена именно на IceContact 3.

Важно также добавить, что эти заезды несли и дополнительную функцию для производителей. Во время заездов на максимальную скорость на 1 км представитель компании наблюдал за тем, как ведут себя покрышки во время экстремальных заездов на льду, а во время заезда на выносливость было важно отследить, в каком состоянии шины вернутся после длительного испытания. Представители Continental в целом остались абсолютно довольны состоянием шин после подобных экспериментов, сообщив, что «объективные замеры показали, что шины готовы для дальнейшей эксплуатации».

Техническая поддержка

Это будет короткая главка, но в ней мне очень хочется отдать должное и засвидетельствовать свое уважение сотрудникам «Порше Центр Рублевский» во главе с их руководителем Владимиром Ларионовым, которые приехали с нами на Байкал для того, чтобы следить за техническим состоянием автомобилей во время 24-часового заезда. «Порше Центр Рублевский» вообще очень ориентирован на спорт и спортивные достижения, мы неоднократно писали о них в репортажах с соревнований Porsche Sport Challenge, которые они регулярно поддерживают. Все 24 часа ребята провели на ногах, проверяли машины во время остановок для дозаправки и смены пилотов и весьма оперативно устраняли все возникавшие ошибки.

Ошибки возникали в основном за счет налипающего снега: в отличие от прошлого года температура воздуха была намного выше, и снег прилипал к днищу, забивался внутрь, подтаивал и превращался в ледяную корку. Однако все эти ошибки, за исключением одной, было легко снять с помощью компьютера. Единственная проблема, которая случилась к концу заезда и не могла быть устранена, это расколовшийся опять же из-за налипшего льда датчик электроусилителя руля. Доезжать марафон пришлось без усилителя.

Заезды на 1 км

По словам Андрея Леонтьева, рекордные заезды на серийных автомобилях имеют существенное значение для всех производителей. Уже неоднократно бывало так, что после участия в мероприятии производители вносили определенные изменения. На данный момент есть примеры таких доработок по системам стабилизации, блокам управления трансмиссией, системам питания двигателей с интеркулерами в условиях низких температур, использования специальных масел для холодного пуска спортивных моторов и др.

Ну а прошлогодний опыт по работе газотурбинных двигателей в условиях низких температур для производителей газового оборудования и вовсе открыл простор для развития.

Разнообразие транспортных средств, которые принимали участие в этом году в «Днях скорости», поражало. В 2020-м на рекордный лед впервые вышел карт под управлением Марии Леонтьевой, в этом году к нему прибавился еще один, со Стасом Лыжиным за рулем. Этих ребят можно назвать настоящими героями: на морозе, под сильным ветром они три дня упорно работали над тем, чтобы достичь максимальных скоростей. Они комбинировали шипованные шины и нешипованные, переворачивали руль вверх ногами, чтобы, пригнувшись, лучше видеть трассу через отверстие в руле, и даже переодевались из «парусящего» зимнего комбинезона в более легкий, так как это помогало набрать еще немного. В итоге Мария выжала из своего карта на километре с хода максимум того, что могло «отдать» железо: более 108 км/ч, а Стас разогнался с места более чем до 80 км/ч.

Андрей Леонтьев и Максим Леонов соревновались друг с другом, кто же первый перейдет заветную отметку в 300 км/ч, но увы. Температура поднялась, лед поплыл, и результат, показанный на тренировках, так и не удалось повторить. Максиму не хватило всего 1 км/ч, чтобы его Jaguar F-Type R стал первым серийным автомобилем в России, сумевшим взять этот рубеж. Андрей Леонтьев на Lamborghini Urus уступил этому результату еще 1 км/ч.

Еще в этом году впервые предпринятая попытка стала неудачной, это значит, что пилот, управлявший транспортным средством, не смог перебить уже имевшийся рекорд. Машиной Audi Q7 управлял Алексей Павлин, и перед ним стояла задача побить рекорд скорости, установленный с места в 1966 году Владимиром Никитиным на автомобиле «ХАДИ-7». В том году цифра составила 160,571 км/ч, и Павлину не хватило до нее довольно существенно. Правда, в качестве извинений можно принять тот факт, что прошлый рекорд устанавливался на асфальте, к тому же и автомобиль строился специально под рекорды. А вот что касается старта с хода, то здесь попытка признана успешной.

К серийным автомобилям присоединились подготовленные, например, Porsche 911 Turbo S, а еще совершенно невероятное впечатление производила махина тягача Ford F-Max и тот факт, что им управляла женщина: Илона Накутис.

Эта потрясающая Илона Накутис

Тягач весом почти 7,5 тонны выглядит огромным, особенно вблизи, а представить его устанавливающим рекорды скорости на льду — невозможно. Еще сложнее допустить, что управлять им будет женщина. Однако мастер спорта, призер и победитель многочисленных соревнований по ралли Илона Накутис делает это играючи, и помогает ей в этом, конечно, опыт управления разными транспортными средствами.

«Держать такую махину в руках и ощущать ее вес, вальяжное переключение 12 передач, остроту руля и при этом напичканность электроникой — особое чувство!» — поделилась Илона Накутис. — «Поначалу я долго ждала от автомобиля реакции, потом привыкла. Он очень комфортный! Реально однокомнатная квартирка со всем необходимым. Многофункционален. Но главное испытание было — договориться с ним, ветром и Байкалом!».

Максимальная скорость при разгоне с хода, которую Илона сумела показать во время тестов, — 148 км/ч, однако в дальнейшем ей не удалось повторить это достижение. Максимум, чего ей удалось достигнуть — около 142 км/ч, ну а с места, понятно, цифра совсем небольшая: чуть больше 48 км/ч. Зато в заездах на торможение Илона сумела всех поразить. Остановить этого гиганта на голом льду со скорости 80 км/ч Накутис смогла менее чем за 170 метров.

У нас есть большое и интересное интервью с Илоной, которое мы планируем опубликовать в один из ближайших дней.

24 часа Байкала

В предпоследний день в 16.00 по местному времени стартовал 24-часовой заезд, в котором приняли участие три Porsche Macan и девять пилотов. График заездов был составлен судьями таким образом, чтобы каждый пилот провел за рулем каждого из автомобилей одинаковое количество времени, и в итоге на их долю пришлось по девять смен продолжительностью 51 минута каждая. Длина трека составила 11,577 километра.

Всем участникам, судьям и специалистам, сопровождающим эту длинную рекордную попытку, пришлось, конечно, непросто. Для водителей главной проблемой стали короткие интервалы между сменами, которые в лучшем случае составляли около двух часов: только вздремнул — уже просыпаться.

Ночью скорость незначительно, но падает, тем не менее ехать довольно легко: темный лед раскатанной трассы прочерчивает траекторию движения. В то же время вперед видишь не так далеко, как при дневном освещении, а восприятие конфигурации меняется: она выглядит более простой. Интересно, что в свете фар абсолютно меняется рельеф местности, возникает ощущение, что по бокам трассы растут кусты.

Машинам тоже пришлось нелегко: на протяжении 24 часов из них пытались выжать максимум. На одном из прямиков скорость на льду достигала 225 км/ч, затем сильное торможение и несколько правых/левых поворотов, да и в целом трасса оказалась не такой щадящей, как мы надеялись, и задавала задачки.

Тем не менее все три автомобиля благополучно финишировали, максимальная пройденная дистанция составила 214 кругов, или 2477,478 км, а средняя скорость превысила 103 км/ч.

Этот результат будет подан на регистрацию в Книгу рекордов России и имеет все шансы стать новым наземным рекордом страны в заезде на 24 часа в этом классе автомобилей.

В качестве послесловия

Байкал в очередной раз терпеливо выдержал все наши попытки рекордных заездов, включая сутки на Porsche Macan, и только на следующую ночь прилетела порывистая западная Сарма, которая не удержалась и снесла один из 300-килограммовых шатров, которые не успели убрать.

Спасибо, Байкал. Сложно представить себе последствия, если бы Сарма налетела на нас во время 24-часового заезда…

Результаты рекордных попыток на 1 км с места и с хода:

Попытки установления рекордов на серийных ТС

1. Lamborghini Urus, старт с хода, пилот Андрей Леонтьев. Попытка признана успешной, скорость свыше 274 км/ч. 

2. Ford F-Max, старт с хода, пилот Илона Накутис. Попытка признана успешной, скорость свыше 130 км/ч.

3. Ford F-Max, старт с места, пилот Илона Накутис. Попытка признана успешной, скорость свыше 48 км/ч. 

4. Jaguar F-Type R, старт с хода, пилот Максим Леонов. Попытка признана успешной, скорость свыше 278 км/ч. 

6. Jaguar F-Type R, старт с места, пилот Максим Леонов. Попытка признана успешной, скорость свыше 109 км/ч. 

7. Lamborghini Urus, старт с места. Пилот Андрей Леонтьев. Попытка признана успешной, скорость свыше 114 км/ч.

Попытки установления рекордов на специально подготовленных ТС

1. Rotax 250, старт с хода, пилот Мария Леонтьева. Попытка признана успешной, скорость свыше 108 км/ч. Это максимальная скорость, которую может развить карт.

2. Rotax 125, старт с хода, пилот Станислав Лыжин. Попытка признана успешной, скорость свыше 82 км/ч.

3. Audi Q7, старт с места, пилот Алексей Павлин. Пилот предполагал перебить рекорд, установленный в 1966 г. Владимиром Никитиным в Харькове на автомобиле «ХАДИ-7» в 160,571 км/ч. Попытка признана неудачной, рекорд не перебит.

4. Audi Q7, старт с хода, пилот Алексей Павлин. Попытка признана успешной, скорость свыше 250 км/ч. Таким образом, Алексей Павлин побил предыдущий рекорд, установленный ранее Андреем Леонтьевым.

5. Автомобиль Porsche 911 Turbo S, старт с места, пилот Александр Лобачев. Попытка признана успешной, скорость свыше 105 км/ч. Таким образом, Александр перебил еще один рекорд, установленный на Байкале в 2013 году.

6. Автомобиль Porsche 911, старт с места, пилот Александр Лобачев. Попытка признана успешной, скорость свыше 250 км/ч.

Рекорды максимальной скорости

Jaguar F-Type R, пилот Максим Леонов:

  • Максимальная зарегистрированная скорость в дни рекордных заездов — 299 км/ч;
  • Максимальная скорость в дни тренировочных заездов — более 303 км/ч.

Это самая высокая скорость в мире для серийного автомобиля, установленная на природном льду.

Lamborghini Urus, пилот Андрей Леонтьев:

  • Максимальная зарегистрированная скорость в дни рекордных заездов — 298 км/ч;
  • Максимальная скорость в дни тренировочных заездов — более 300 км/ч.

Это самая высокая скорость в мире для серийного SUV, установленная на природном льду.

Комментарии

 
Сообщений: 5966
Байкал супер.
Успевайте
http://cTO.ru - с ТехОсмотром
4
4
Ответить
   
24 ru
Сообщений: 935
3. Ford F-Max, старт с хода, пилот Илона Накутис. Попытка признана успешной, скорость свыше 48 км/ч.

С места, если судить по тексту статьи
3
 
Ответить
321
Ангарск
Видел всех на Малом Море. Впечатлило...
2
3
Ответить
DRом
Иркутск
Ждите Академика на УЛЬТРАтанке в следующем году
4
3
Ответить
  
Москва
Сообщений: 279
DRом
Ждите Академика на УЛЬТРАтанке в следующем году
Это не к нам, это Байкальская миля. Не путайте два мероприятия.
3
2
Ответить
   
Сообщений: 637
Мажоры понтуються, других мыслей нет.
31
6
Ответить
   
Хабаровск
Сообщений: 597
По пресному озеру катаются на машинах. У нас к Амуру ближе 200 метров подъезжать нельзя.
27
 
Ответить
  
Курган
Сообщений: 276
Только Масковские номера...,а до этих покатушек заводы автопроизводители и не знали на что способны их мафынки?
3
 
Ответить
16491606
Абакан
Москвичи приехали поиграться.. тьфу
9
 
Ответить
   
38-25-47
Сообщений: 18583
Maria Melnikova
Это не к нам, это Байкальская миля. Не путайте два мероприятия.
Вот вот, я хотел спросить, это одно и тоже? Как оказалось - нет. И те мероприятия проводятся со стороны Бурятии, вроде бы???
Друг за друга если надо
Вступим в драку, и умрем.
И за это нам награда:
Вместе весело живем!
 
 
Ответить
  
Москва
Сообщений: 279
TimonS
Вот вот, я хотел спросить, это одно и тоже? Как оказалось - нет. И те мероприятия проводятся со стороны Бурятии, вроде бы???
В прошлогоднем репортаже мы подробно рассказывали, чем отличаются два события.
https://www.drom.ru/info/autos...

Да, Байкальская миля проходит около села Максимиха с бурятской стороны.
 
1
Ответить
Эндрю
Иркутск
Выезд на лёд вне ледовых переправ запрещён для всех, нет? Местных жителей и рыбаков МЧС щемит, а московским мажорам можно. Для чего сие действо? Что хотели показать?
10
1
Ответить
ПихалМетрович
Эндрю
Выезд на лёд вне ледовых переправ запрещён для всех, нет? Местных жителей и рыбаков МЧС щемит, а московским мажорам можно. Для чего сие действо? Что хотели показать?
учитывая, что мероприятия довольно серьезное наверное все было согласованно
зачем? а почему бы нет, лишний позитивный движ в депрессивном регионе не повредит это точно, участники хорошо время провели, да и зрителям наверное было интересно
или тебя задевают именно Московские номера ну так заработай на такой авто и приезжай на своем или если ты пилот подай заявку на участие в качестве пилота
или у тебя нет ни авто ты не пилот и вообще не имеешь ни какого опыта управлению подобными авто, но тебя должны были позвать за руль Хуракана пробовать установить рекорд? ну смешно же
 
5
Ответить
Иван
Новосибирск
Местная тусовка собралась без особой пользы.

Типа статья городского журнала с местными бизнесменами.
3
 
Ответить
15535401
Куча бездельников занимается бесполезной деятельностью
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!