Да-да, вы скажете, что гонки этих электрожужжалок не стоят внимания. Но попробуйте забыть о звуке их двигателя и просто понаблюдать за происходящим на трассе, что порой превосходит все ожидания. Скучно не будет!
Все с нетерпением ждут введения третьего поколения автомобилей Формулы Е, которые станут легче, мощнее и, скорее всего, благодаря новым технологиям зарядки смогут проводить пит-стоп в середине гонки с быстрой подзарядкой батарей. Сейчас известно, что уже почти все команды, за исключением официально выбывающих со следующего сезона Audi и BMW и еще пары не определившихся, подтвердили свое дальнейшее участие в серии и создание автомобилей Gen.3. К тому же взамен выбывающих команд болельщики электросерии получат новых участников. Как мы рассказывали в предыдущем материале, их заменят, скорее всего, команды McLaren, которые купили опцион для участия в Формуле Е в 2022, и один из брендов гиперконцерна Stellantis — Alfa Romeo или Maserati.
А пока стартовавший месяц назад в Саудовской Аравии седьмой сезон электроформулы набирает обороты, да делает это так, что от экранов невозможно оторваться: чуть ли не каждая минута на трассе изобилует очень плотной борьбой, а соперничество заканчивается контактами между пилотами и весьма зрелищными авариями.
О том, что же происходило в прошедшие субботу и воскресенье в Риме, расскажем в нашем обзоре.
Сдвоенный уикенд в Риме встретил гонщиков осадками и влажной трассой, к тому же асфальт на городском треке в Риме совсем не ровный и изобилует кочками и трещинами. Все это вместе привело к огромному количеству инцидентов во время всех сессий E-Prix Рима — совершенно не ожидаемых в этой серии — повальным штрафам и наказаниям, перестановке имен в финальной классификации и неожиданным финалам без очков для двух сильнейших команд.
Пожалуй, это самая масштабная авария за всю почти семилетнюю историю Формулы Е. Произошла она в субботу в самом конце первой практики, когда несколько автомобилей ждали финальной части сессии, чтобы попрактиковать старт.
Дело в том, что на уличной трассе в Риме место старта и финиша на круге не совпадают, и финиш расположен в паре сотен метров после стартовой отсечки, да еще и за поворотом.
Оливер Терви, выступающий в этом году за команду NIO333, забыл, по его словам, что должна происходить тренировка стартов, и на всем ходу врезался в автомобили DS Techeetah Жана-Эрика Верня и BMW Джейка Денниса.
A dramatic end to Free Practice 1, but we're pleased to say all drivers involved are OK.#RomeEPrix pic.twitter.com/GVeNUJ4ABN
— ABB FIA Formula E World Championship (@FIAFormulaE) April 10, 2021
Удар был такой силы, что для машины Терви пришлось использовать запасной монокок, чтобы восстановить ее для гонки, Верню потребовались новые детали, а на BMW Денниса была повреждена вся левая сторона. Повреждения получили и другие автомобили, в том числе и Mahindra Алекса Линна.
Оливер Терви полностью признал свою ошибку, однако Джейк Деннис выступил в защиту пилота NIO333, сообщив, что на треке было явно недостаточно флагов, предупреждающих о начале стартовых тренировок.
Более остальных был расстроен случившимся Жан-Эрик Вернь, который начинал E-Prix Рима на обновленном автомобиле с новой силовой установкой: DS Techeetah свою новую машину 2021 года впервые выкатила как раз на эту гонку. После аварии на его автомобиле пришлось менять коробку передач, что обычно приводит к штрафу в 20 позиций на старте гонки, однако Techeetah получила право заменить коробку «бесплатно», т. к. это первая гонка для автомобиля.
«Для меня это был полный шок, так как впервые в жизни я попал в аварию, даже не подозревая, что она произойдет», — сказал Жан-Эрик Вернь. — «С другой стороны это хорошо, т. к. я даже не успел испугаться».
Команды сумели восстановить машины, однако работы у механиков NIO333 было столько, что Оливер Терви не принял участие в квалификации, а в гонке предполагал стартовать из боксов. Но ему не повезло. Первая римская гонка стартовала под автомобилем безопасности из-за осадков, а по регламенту это означает, что питлейн для всех будет закрыт. Таким образом, Оливер Терви наказал себя сам и не принял участие в третьем этапе Formula E.
За восемь минут до окончания первой сессии свободной практики, когда большую аварию спровоцировал Оливер Терви, в инцидент попал и его сокомандник Том Бломквист. На полной скорости он влетел в оградительные барьеры в 14-м повороте, вызвав тем самым на трассе красные флаги. Его машину пришлось эвакуировать, а барьеры выравнивать.
В отличие от своего партнера по команде Себастьяна Буэми, Оливер Роуланд сумел показать лучшее время в квалификации и пройти в суперпоул. В заезде суперпоула он стартовал последним, а поскольку дождь прекратился и трасса подсыхала, каждый следующий пилот показывал время лучше предыдущего. Роуланд сумел поставить лучшее время на первом и втором секторах и опережал Стоффеля Вандорна, когда уже на последних метрах на выходе из поворота задел оградительные барьеры правой стороной машины и разбил подвеску. Но даже с такими повреждениями он сумел финишировать, а запаса времени хватило, чтобы стать третьим.
Авария Лоттерера и Вандорна
Из-за невысохшей трассы субботняя гонка третьего E-Prix Formula E стартовала за автомобилем безопасности (кстати, с этого этапа роль сейфити-кара выполняет электрический Mini Cooper SE, а не гибридный BMW i8 Roadster, как это было раньше). После двух кругов спортсменам давался старт с хода, и первая пара гонщиков — Стоффель Вандорн, стартовавший с поула, и Андре Лоттерер, стартовавший вторым, устроили сражение за лидерство. Однако, дальше седьмого поворота они не уехали. Чересчур оптимистичный Лоттерер решил обойти Вандорна в повороте по внутренней траектории, но места двум автомобилям не хватило.
HUGE HUGE DRAMA at the start of the race as race-leaders Stoffel Vandoorne and Andre Lotterer collided 😳
— ABB FIA Formula E World Championship (@FIAFormulaE) April 10, 2021
Watch live here >> https://t.co/sHOKGxvLZW#RomeEPrix pic.twitter.com/TlGK7hV3ik
Вандорн проехал дальше в тупиковый аппендикс и был вынужден возвращаться, откатившись на 13-е место, а Андре Лоттерер застрял в барьере безопасности и, выбираясь оттуда, едва не спровоцировал еще аварию. Виновным был признан пилот Porsche, за что и получил пятисекундный штраф.
В лидеры гонки вырвался Оливер Терви, но долго наслаждаться чистой трассой перед собой ему не пришлось: за перерасход мощности он получил штраф проездом через питлейн и откатился в самый конец пелотона. Теперь пелотон возглавили два давних и очень опытных соперника — Лукас ди Грасси и Жан-Эрик Вернь.
Столкновение Ника де Вриза и Лукаса ди Грасси
На самом деле ничем особенным этот инцидент прославиться не может: обычное «рабочее» столкновение двух пилотов без серьезных последствий. Лукас ди Грасси пытался обогнать де Вриза, но тот защищался, в итоге обе машины столкнулись, но продолжили гонку. Но кто знает, может быть, именно в этом столкновении автомобиль ди Грасси и получил какое-то повреждение, которое привело к последующей масштабной аварии.
Столкновение Стоффеля Вандорна и Ника де Вриза за семь минут до финиша
К концу гонки Стоффель Вандорн, откатившийся назад в результате столкновения, вызванного опасным маневром, сумел вновь подняться до пятого места. Впереди него находился его сокомандник Ник де Вриз, а Лукас ди Грасси активно атаковал отбивающегося лидера Жана Эрика Верня.
Но вот как интересно складываются некоторые коллизии в гонке: первое столкновение де Вриза и ди Грасси прошло фактически бесследно, но судьба догнала позже. На 21-м круге Audi бразильского пилота, сражающаяся за победу, внезапно замедляется и теряет позиции. Для Вандорна, уже сумевшего к этому моменту обойти де Вриза, Audi ди Грасси становится настоящим сюрпризом. Он пытается объехать медленную машину, но его разворачивает и в него влетает Ник де Вриз.
Despair for the @MercedesEQFE team as both cars collide while trying to avoid a slowing @LucasdiGrassi...
— ABB FIA Formula E World Championship (@FIAFormulaE) April 10, 2021
Live timings and how to watch the race 👉 https://t.co/sHOKGxvLZW#RomeEPrix pic.twitter.com/qAEQd705lp
Оба Mercedes серьезно повреждены, для них гонка окончена. Для ди Грасси это тоже, конечно же, сход. На трассу вышел автомобиль безопасности — из-за большого количества обломков и остановившегося разбитого Mercedes Стоффеля Вандорна. Так под автомобилем безопасности и закончился третий E-Prix.
Краткие итоги первой гонки в Риме
Для пилота из Бельгии этап начинался просто прекрасно — с долгожданной поул-позиции и надежд на высокое место на финише. Но сначала авария с Лоттерером, а затем финальное столкновение с собственным напарником полностью разрушили все ожидания от этапа. Для команды Mercedes первая гонка в Риме закончилась совсем печально: нулем очков.
Зато два Jaguar отлично упрочили свое командное лидерство, финишировав на подиуме обоими автомобилями: Сэм Берд стал вторым, а Митч Эванс третьим. Робин Фрийнс привез команде Envision четвертое место, а Себастьян Буэми (Nissan) стал пятым.
Победу на третьем этапе одержал Жан-Эрик Вернь (DS Techeetah).
Лучшие моменты третьего этапа:
Все результаты можно посмотреть здесь.
Воскресная гонка стала своеобразным дежавю предыдущего третьего этапа. Начиналась она тоже за автомобилем безопасности из-за непросохшей после утреннего дождя трассы, но на этот раз Mini Cooper SE провел пелотон лишь один круг. Квалификация и суперпоул преподнесли сюрпризы: с первого ряда должны были стартовать два новичка — Ник Кэссиди и Норман Нато.
Неудачная гонка для Ника Кэссиди
Новичок Envision Virgin был хорош в квалификации и суперпоуле и завоевал свою первую поул-позицию в гонке. Однако старт был для него не слишком удачным — он заблокировал шины и его развернуло в седьмом повороте, после чего он откатился на 11-е место, а лидером гонки становится Норман Нато.
From bad to worse for @NickCassidy_...The Kiwi is now last after an incident with @oliverrowland1
— ABB FIA Formula E World Championship (@FIAFormulaE) April 11, 2021
Live updates here >> https://t.co/sHOKGxvLZW#RomeEPrix pic.twitter.com/SAkGJYSiRJ
К четвертому кругу новозеландцу Кэссиди удается вновь подняться до седьмого места, но Оливер Роуланд слегка подталкивает его на торможении в 14-м повороте и отправляет в барьеры безопасности, за что получает десять секунд штрафа.
Однако и завершить нормально заезд у Кэссиди не получается: он получает 30-секундный штраф на финише, который только подтверждает, что некоторые гонки нужно просто забыть.
Авария Лукаса ди Грасси и Себастьяна Буэми
Бразильскому пилоту категорически не везет в Риме. Через 15 минут после старта второй гонки у него происходит контакт с Себастьяном Буэми — и случается это все в том же злосчастном седьмом повороте. Ди Грасси громко ругается по командному радио, что Буэми нужно дисквалифицировать, так как он вытолкнул пилота Audi в стену, но судьи оставляют этот эпизод без дальнейших наказаний. Пересмотрев запись, они убедились, что ди Грасси сам спровоцировал аварию, резко изменив траекторию прямо перед Себастьяном Буэми. На трассе введен Full Course Yellow, и все машины вновь замедляются — как и накануне.
Авария Рене Раста
За восемь минут до финиша заканчивается сражение за результат и у Рене Раста — вторая Audi тоже выбывает из борьбы. В пылу сражения с Сэмом Бердом и Оливером Роуландом Рене Раст задевает правым задним колесом ограждения трассы, ломает подвеску, и неуправляемая машина влетает в барьеры безопасности. За 6,5 минуты до финиша на трассу выходит автомобиль безопасности.
Столкновение Максимилиана Гюнтера и Эдо Мортары и авария Сэма Берда, Ника де Вриза и Оливера Роуланда
После ухода автомобиля безопасности оставался один круг до финиша, более того, судьи сняли у машин по 15% энергии за время проезда под сейфити-каром, тем самым обострив борьбу до максимума. От гонщиков требовалось не только сразиться за позиции, когда отрывы были максимально сокращены, но и следить буквально за последними каплями энергии, чтобы не остановиться прямо на трассе.
Между Гюнтером и Мортарой после рестарта произошел небольшой контакт, однако они продолжили гонку.
А вот последовавшая за этим вторая авария закончилась с более печальными последствиями. В сражении за позиции Ник де Вриз выбивает Сэма Берда, чья машина полностью разбита и остановилась посреди трассы. Аналогичная участь ожидает и Mercedes де Вриза, а вот задетому по касательной Оливеру Роуланду удается продолжить гонку. По итогам гонки Ник де Вриз получил штраф в пять позиций на старте следующей гонки в Валенсии.
Итоги гонки
Новичок Норман Нато (Venturi Racing), стартовавший вторым в гонке, несмотря на атаки опытных соперников сумел выстоять и финишировать третьим, но в Формуле Е это ничего не значит. Нато лишили подиума уже после финиша, когда у него на автомобиле обнаружили перерасход энергии.
Штрафы в 30 секунд получили также Ник Кэссиди, Робин Фряйнс и Алекс Линн — за то, что не сумели активировать и использовать в гонке все обязательные режимы атаки.
Победу в гонке одержал Стоффель Вандорн, вторым стал Александр Симс, третьим — Паскаль Верляйн, который заменил на подиуме Нормана Нато.
Лучшие моменты четвертого этапа Formula E:
Все результаты можно посмотреть здесь.
Командный зачет по-прежнему возглавляет команда Jaguar Racing с преимуществом в 17 очков над Mercedes-EQ Formula E Team.
В личном зачете первые два места также занимают пилоты команды Jaguar Racing Сэм Берд и Митч Эванс.