Ареной для встречи 95 картингистов со всей России стала трасса «Крепость Грозная» длиной чуть более 1300 метров. Гостям с Дальнего Востока и Юга России, из Сибири и Поволжья, с Урала и из столичного региона постарались навязать борьбу местные пилоты. Погода не баловала весенним теплом, но и дождевые атрибуты картингистам на этот раз не пригодились.
Прежде всего относительно сезона 2020 года была заметна ротация спортсменов — вчерашние участники «Академии РАФ» теперь пробуют силы за рулем машин класса «Мини», да и из других классов многие перешли на следующую ступень.
Квалификационные заезды провели в пятницу, а уикенд полностью посвятили отборам и финалам. Но перед тем как начать обзор гонки, следует уделить внимание новому картодрому в календаре чемпионата и первенства РФ по картингу.
Кому, как не пилотам и представителям команд рассказывать об асфальтовых виражах, на которых они провели несколько дней подряд?! Им и предоставим слово!
Руководитель команды Parolin Russia Дмитрий Матренин отметил: «Здесь есть и медленные, и быстрые повороты, это техничная трасса. Конечно, присутствуют некоторые особенности — параллельно проходит грунтовая дорога. Когда по ней проезжает грузовик и ветер дует в сторону трассы — дорога становится пыльной. А так начинаем новый сезон с хорошим настроением».
Местные организаторы, кстати, движение транспорта по упомянутой грунтовке полностью остановить не могли, но исправно поливали ее водой, чтобы на асфальт картодрома прилетало как можно меньше грязи.
Понравилась новая локация и пилоту LadaSport Rosneft Григорию Примаку. «Местами трасса была пыльная и кое-где есть неровности, но я уверен, что “Крепость Грозная” будет развиваться и эти нюансы уйдут», — сказал он корреспонденту Дрома.
Бывалый картингист, а ныне мастер спорта по ледовым гонкам Михаил Симонов из Сызрани (Северный десант Motorsport) предельно краток. «Мне все здесь очень нравится!», — сказал Михаил и о трассе, и о контактной борьбе с соперниками, и о своем возвращении в картинг в межсезонье перед стартом РСКГ и ралли-кросса.
Оргкомитет оценивал картодром в Грозном «со своей колокольни» — на предмет соответствия требованиям безопасности. Принципиальных замечаний не возникло, а мелкие рекомендации вроде «подкрасить номера судейских постов» проведению столь статусных соревнований, конечно же, никак не помешали
В этом году в классе «Мини» дебютировал Ярослав Матренин из Владивостока. Триумфатор «Академии РАФ» по итогам сложнейшего и сжатого из-за коронавируса сезона-2020. На первый взгляд — не самое плохое 12-е время квалификации.
Однако отставание чуть не на секунду от столичного пилота Даниила Куцкова (58,526) слегка настораживало — настраивало на определенные выводы по технике и пилотажу. На одну десятую с небольшим «хвостом» от лучшего времени круга тут отстал земляк Матренина — Марк Пилипенко.
В отборочных заездах хорошую скорость вместе с Куцковым и Пилипенко развил Марк Зайцев из Москвы, а Матренин так и зафиксировал 12-ю позицию в таблице из 21 пилота. Правда, в финальных заездах превосходство соперников ощущалось куда острее — все же на новой машине в такой задорной компании было сложно навязать борьбу. Зато Даниил и Марк оба финала провели в напряженной позиционной борьбе — под финишный флаг второго финала Марк даже обошел оппонента, но Даниил моментально вернул первое место.
Традиционно награждают в младших классах не троих призеров, а всю первую пятерку. Соответственно, дальневосточный пилот Марк Пилипенко занял второе место, третье место завоевал Себастьян Козяев из города Серов. Москвич Анатолий Любцов стал четвертым, а замкнул пятерку Иван Ежеченко из Белгорода.
В «Супер Мини» стартовали 26 спортсменов. Здесь Дмитрий Матренин обосновался на девятой строчке. Плотность результатов столь высока, что в диапазон от лучшего времени москвича Артемия Мельникова (57,033 секунды) до Ярослава Афанасенкова из Тулы (58,084 секунды) поместилось сразу 18 пилотов! То ли еще будет на стадии отборов и финальных заездов, где заветные дополнительные очки начисляют и за лучшее время круга, и за позиции на финише.
Дмитрий Матренин держался в финальных заездах ближе к середине пелотона. Первый финал он закончил девятым. Во втором финале, который начинался для Димы с пятой линии стартовой решетки, он аккуратно «проходил» одного за другим своих соперников, добравшись до окончания гонки на четвертую позицию! Локальный блицкриг, заслуживающий исключительно одобрения! Итоговое седьмое место в таблице результатов — не самый плохой старт сезона — впереди еще много гонок.
А наградной подиум здесь поделили быстрые парни, которые даже близко к себе не подпустили остальных. Победил Леонид Полиев, серебро у Ефима Дерунова, бронзу забрал Илья Березкин из города Гусь-Хрустальный. Четвертый — Михаил Кауров (Химки), пятый — Даниил Неплюев (Москва).
Наконец, самые старшие в зачете первенства — класс OK-junior. Быстрейший из 18 гонщиков у них — уральский спортсмен Герман Фотеев — 51,349 секунды. Ему после грозненской гонки впору примерить звание юного профессора картинга, если бы не досадный штраф, подвинувший Германа с гарантированного первого места на третье. Он чуть перемудрил на старте второго финального заезда и схлопотал пенализацию. Напомним, старт во всех классах, кроме KZ2, дается с хода, а не с места.
— Я не рассчитал, что бензин приливает в мотор и машина «заливается», — рассказывает сам пилот команды Prima Racing. — Получилось так, что при нажатии педали газа я сначала замедлился, а затем слишком сильно ускорился. За это и дали фальстарт, и, следовательно, наказание — пять секунд.
В результате победу в гонке одержал Александр Плотников (Новосибирск), второе место занял Максим Орлов (Москва), а Герман Фотеев (Екатеринбург) получил кубок за третье место.
Что-то подсказывает — этим летом упомянутые выше парни подарят любителям картинга еще немало ярких эмоций. Гонки чемпионата и первенства России, кстати, транслируются в Сети, их совершенно бесплатно может смотреть любой желающий.
За награды первой гонки турнира в категории OK боролся компактный, но мотивированный состав участников. Было всего восемь пилотов, но почти все в одной секунде — 50 с небольшой дельтой. Лучшее время у Владимира Верхоланцева (Пермь) — 50,179 секунды. Замкнул пелотон представитель Чеченской Республики Джабраил Ахмадов, как раз из коллектива Akhmat Racing Team — его время 51,517 секунды.
В силу небольшого кворума именно в этом классе проводили всего два отборочных заезда. В них обменялись любезностями Тимофей Ерошин (Москва) и Владимир Верхоланцев (Пермь) — они поочередно завоевали первое место в напряженном противостоянии с соперниками, забронировав себе первую линию стартовой решетки. Мало кто мог предположить, что в финалах картина сильно изменится — там диктовал свои условия Григорий Примак.
Он чуть было не упустил первую позицию в первом финале, но оперативно вернул ее обратно. А второй финал Григория можно вовсе назвать образцово-показательным — пилот хладнокровно и точно прошел всю дистанцию, оформив свою первую победу не только на этапе чемпионата России-2021, но и на ЧР вообще. Компанию на вручении заслуженных наград Примаку составили два представителя Перми — Николай Виолентий (второе место) и Владимир Верхоланцев (третье место).
В «королевском» классе царил соответствующий накал страстей! На старте было 25 участников, таблицу которых уверенно возглавил Никита Артамонов из Брянска, команда Dronov Motorsport (50,522 секунды). В сотых долях от него — краснодарский пилот Ярослав Шевырталов и самарский спортсмен Дмитрий Шепет. Упомянутый нами выше трехкратный триумфатор Кубка России по ледовым гонкам Михаил Симонов сумел показать 14-е время, хотя и с «пропастью» в 0,8 секунды от Артамонова. Что называется, почувствуйте, как наэлектризована атмосфера, а это всего лишь старт сезона!
Артамонов, кстати, и отборы провел чисто. Перед началом финальных заездов Никита в общении с другими пилотами излучал спокойствие и уверенность в себе, не путать с самоуверенностью. «Я полностью контролировал ситуацию», — сказал он, отвечая на вопрос, не потревожила ли его назойливость Макса Туриева в других коллег.
Однако уже в первом финале брянскому спортсмену существенно осложнял жизнь Ярослав Шевырталов из Краснодара. Он на какое-то время даже вырвался на позицию лидера, хотя затем Артамонов отодвинул его обратно. Да и нижегородец Максим Туриев, солирующий в этом году в новой команде под звучным названием «Татарстан», аккуратно прошел Ярослава. Кого-то из пилотов после взвешивания «наградили» аннулированием заезда за недостаток веса, что только обострило ситуацию. Во втором финале развернулась настоящая битва!
Отчаянно сражался картингист со стажем Симонов, но периодически оказывался в локальных стычках, что и помешало ему добраться до головной части пелотона. Красивейший мастерский обгон выдал во втором финале KZ2 Максим Туриев!
Он спокойно подобрался к Артамонову и четко прошел его. Никиту, кстати, во втором финале вообще крепко «потрепали», отодвинув аж на пятое место! Макс Туриев об этом уикенде рассказал так: «В принципе, гонка прошла очень хорошо. Немного не удалось побороться за лидерские позиции в отборочных заездах, у нас были небольшие технические проблемы — не совсем правильно настроили машину изначально, поэтому не удавалось держать хороший темп. В предфинальном заезде все было неплохо — с пятого места прорвался на третье. А дальше получилось так, что я лучше всех сэкономил колеса и вырвался на свежих шинах вперед».
Кстати, со стороны было видно, как многие пилоты в связи с ограниченным количеством комплектов шин осторожничали, берегли резину, а к концу гонки еще и заметно опасались вылететь с трассы. Организаторы чемпионата и первенства России по картингу по этому поводу размышляют над вариантом предоставлять по три комплекта, а не по два. Так победитель будет определяться в меньшей степени благодаря тактическим расчетам, а в большей — именно за счет скорости и маневров на трассе. Но официальных заявлений на этот счет пока не было.
Победу в KZ2 праздновал Никита Артамонов, второе место у Максима Туриева, третье занял Ярослав Шевырталов, коллектив «Team Komarov».
Некий общий итог прошедшей гонки, пожалуй, лучше всего подвел один из «выпускников» ЧР по картингу, приехавший в Грозный посмотреть заезды. Это Леонид Панфилов, который и в ралли-рейдах гонял, и с 2020 года успешно выступает в Российской серии кольцевых гонок.
«Здорово, что уровень чемпионата растет, прибавляется количество участников. Очень помолодел чемпионат! Если в сезон, когда я ехал в KZ2, я был, наверное, самый старший, а мне было на тот момент 27 лет, то сейчас самым старшим парням по 22 года, едут реально 15-16-летние ребята. За счет того, что все молодые, очень много необдуманных атак, ошибок, но тем интереснее для зрителей, тем больше чемпионат привлечет к себе внимания. В остальном все как обычно. С точки зрения организации — на высоком уровне. Это не раз отмечали не только спортсмены. И в Европе знают, что чемпионат России — один из топовых турниров», — охарактеризовал спортсмен то, что увидел на гоночной трассе в воскресенье. Это уже не дилетантская оценка обывателя, а настоящее экспертное мнение.
Следующий этап 58-го чемпионата и первенства России пройдет под Ростовом-на-Дону в середине мая. Там к взрослым картингистам присоединится младшая братия — пилоты «Академии РАФ».