Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
10 любопытных фактов из истории Формулы 1 на трассе в Имоле
16.04.2021 | 2636 просмотров

10 любопытных фактов из истории Формулы 1 на трассе в Имоле

Текст и фото: The Race
Перевод и адаптация: Мария Мельникова
Источник: Дром

Автодром Энцо и Дино Феррари, или проще — трасса в Имоле, как ее привыкли называть фанаты, — место историческое и обладающее огромным наследием, когда речь заходит о гонках Гран-при.

Много трагедий связано самым теснейшим образом с этим автодромом, а гибель Роланда Ратценбергера и Айртона Сенны в 1994 году и столкновение между товарищами по команде Ferrari Дидье Пирони и Жилем Вильневом за две недели до гибели Вильнева в Зольдере навсегда войдут в историю Имолы.

Гибель Сенны не стала неожиданностью. Ей предшествовал целый ряд событий, которые можно было бы расценить как предупреждения, но тогда никто не обращал на них внимания. Достаточно вспомнить, как Нельсону Пике и Герхарду Бергеру удалось избежать трагичных последствий в 1987 и 1989 году…

Однако Имола помнит немало славных побед и других счастливых событий, и некоторые из них весьма необычны. Вот подборка из десяти таких, чтобы оживить воспоминания об автодроме.

1. Возвращение McLaren началось здесь

За два года после ухода Айртона Сенны McLaren удалось лидировать всего на протяжении 14 кругов. Но уже в 1996 году во время Гран-при Сан-Марино Дэвид Култхард сумел превзойти это количество.

Култхард стремительно вырвался вперед, отбиваясь от атак Михаэля Шумахера на Ferrari и Дэймона Хилла на Williams, и лидировал вплоть до своего первого пит-стопа.

Несмотря на то что Култхард в итоге финишировал бы лишь третьим, если бы смог закончить гонку, все равно ГП Сан-Марино можно назвать «первой ласточкой» на пути возвращения McLaren к своей лучшей форме в середине 90-х годов, и первое лидирование в Гран-при для нового партнерства McLaren и Mercedes.

2. Джей-Джей Лехто: из предквалификации — на подиум

В те времена, когда для выхода на квалификацию было необходимо пройти предквалификационный отбор, попадание на стартовую решетку уже само по себе было большим достижением для многих пилотов.

На Гран-при Сан-Марино 1991 года, ставшем знаменитым благодаря сходу Алена Проста на Ferrari после разворота еще на формировочном круге, Scuderia Italia переживала тяжелые времена: Эмануэле Пирро не смог пройти предквалификацию и выбыл из соревнований.

Вся надежда была на партнера по команде Джей-Джей Лехто, который все же смог преодолеть все препятствия и вывести оставшуюся Dillara-Judd на 16-е место на гриде.

Затем в изнурительной гонке Лехто сумел финишировать на невероятно высоком третьем месте, уступив лишь двум McLaren-Honda Сенны и Бергера.

Честно говоря, помимо двух McLaren и самого Лехто только лишь еще один пилот, квалифицировавшийся впереди Лехто, сумел финишировать в этой гонке. Это был Пьер-Луиджи Мартини на Minardi, который пришел четвертым.

Подиум на ГП Сан-Марино 1991 стал единственным в карьере Лехто и, за исключением подиума Стефана Йоханссона в Эшториле-89, единственным случаем, когда пилот, закончивший предквалификацию, финишировал в гонке в Топ-3.

3. Вражда Сенны и Проста началась в Имоле

Сложно сказать, в какой момент вспыхнула бы вражда между Айртоном Сенной и Аленом Простом, если бы не авария Бергера в 1989 году. Но вряд ли этого пришлось бы долго ждать.

Одним из катализаторов взрывного соперничества считается старт и финиш Сенны в Эшториле 1988 года, однако тогда отношения между двумя гонщиками еще не были испорчены. События в Имоле-1989 в целом не представляли никакой опасности, однако в глазах Проста это стало предательством.

После аварии Сенны в первом повороте на открытии сезона в Бразилии пилоты McLaren договорились, что того, кто лучше стартует, второй пилот не будет атаковать в первой же зоне торможения в Тосе. Сенна отлично стартовал, Прост его преследовал, но совершенно не факт, что он бы уже мог его атаковать — по крайней мере, пока они не доехали до Тамбурелло.

Гонка была остановлена на четвертом круге красными флагами — после аварии Бергера, и рестарт давался с места. На этот раз Прост взял фантастический старт и буквально улетел вперед, как на ракете. Он предполагал, что первоначальное соглашение с Сенной еще в силе. Однако уже в Тосе Сенна атаковал его и вернул себе лидерство.

Похоже, это стало для Проста поворотным моментом в гонке. Позже его развернуло на трассе, и после финиша он даже не пришел на пресс-конференцию. Сенна же совершенно без задней мысли рассказал, что ему пришлось атаковать Проста, т. к. он боялся, что его обгонит мощная Ferrari Мэнселла, стартовавшая пятой.

Босс команды Рон Деннис решил взять ситуацию под свой контроль и собрал обоих пилотов для встречи один-на-один во время тестов в Пембри.

Впоследствии Прост рассказывал, что он молча сидел, пока Деннис расспрашивал обо всем Сенну, а Сенна сообщил, что их договоренность касалась только первого старта, но никак не рестарта.

«Но что еще важнее, — добавляет Прост в книге «Ален Прост — McLaren», — Айртон сказал, что это я его обогнал! Я ответил, что “несколько миллионов человек видели по телевизору то, что произошло на самом деле”. Прошло еще около 20 минут, прежде чем Айртон смирился с происходящим. Это было невероятно».

Уже на следующей гонке в Монако Рон Деннис объявил во всеуслышание, что вопрос решен, но во французской газете L'Equipe появилась статья с цитатой Проста, где пилот говорит, что не будет иметь больше никаких дел с Сенной, потому что он нечестен.

В ответ Сенна сообщил, что дружеским отношениям с Простом пришел конец. Так началась их война.

4. Первая победа Williams-BMW

Ожидание успеха у Williams-BMW в 2001 году не слишком затянулось. В Бразилии, к сожалению, Хуан-Пабло Монтойя, лидировавший довольно долгое время, был выбит круговым Йосом Ферстаппеном, но уже в следующей гонке в Сан-Марино Ральф Шумахер одержал первую победу.

Это была не только первая победа Williams с 1997 года, но и первая победа молодого Шумахера, лидировавшего на каждом круге. Гонка ознаменовала возвращение Williams в список основных претендентов на Кубок конструкторов, а главным козырем команды стал весьма амбициозный двигатель BMW, позволявший состязаться с быстрейшими машинами в пелотоне. Кроме того, победа в Сан-Марино стала еще и первой победой для Michelin — уже через четыре гонки после их возвращения в Формулу 1.

Ральф Шумахер был крайне разочарован, что его брат Михаэль не присоединился к нему на подиуме. Михаэль сошел еще в гонке, а следом за ним и большая часть тифози покинула трибуны — и это несмотря на то, что Рубенс Баррикелло на второй Ferrari финишировал третьим. Однако Михаэль ждал Ральфа в закрытом парке — чтобы поздравить с победой.

Этот Гран-при запомнится также одним странным случаем, который произошел с Кими Райкконеном. Суперлицензия была предоставлена Райкконену на временной основе, и Гран-при Сан-Марино стал его четвертой гонкой в Формуле 1. Однако завершилась она для него вылетом в стену в повороте Тоса, а причиной тому стал оторвавшийся руль. Райкконен тогда на вопросы журналистов только пожал плечами, обронив: «Насколько я понимаю, я надел его правильно».

5. Здесь закончилась карьера Юдзи Идэ

Юдзи Идэ — японский гонщик, одержавший в свое время победы в Formula Nippon, Super GT и Formula 3 в Японии и получивший приглашение от вновь образованной команды Super Aguri выступать за них в чемпионате Формула 1. Говорят, его пригласили во многом из-за того, что команда хотела иметь все японское, включая пилотов.

Первый раз он вышел на старт в Бахрейне, но сошел из-за проблем с двигателем, другие гонки были не более удачными. И перед стартом в Имоле Юдзи предупреждали, что его место в команде находится под угрозой.

Однако уже на первом круге он пытался обогнать Spyker Кристиана Альберса по внутренней траектории и врезался в него, в результате чего Spyker несколько раз перевернулся и приземлился колесами вверх. Альберс избежал травм, а Идэ продолжал гонку, пока не был вынужден сойти из-за проблем с подвеской.

После разбора ситуации стюарды вынесли Идэ предупреждение, а команде SuperAguri посоветовали отстранить его от гонок, пока он не проедет достаточного количества тестов. SuperAguri понизили Иде до тест-пилота, а затем заменили его на Франка Монтаньи. Однако уже через неделю FIA отозвала у Идэ суперлицензию, что означало, что в Формулу 1 он больше не вернется.

6. Хаккинен лидировал, но попал в аварию

В гонке в Имоле 1999 года Хаккинен, выступавший за Mercedes-McLaren, совершил отчаянный рывок на старте, обойдя Дэвида Култхарда и Михаэля Шумахера. Но уже на 17-м круге он потерял контроль над машиной в последнем повороте и по прямой вылетел в барьеры безопасности.

Это была первая из двух его грубых ошибок, которые он допустил в том году в итальянских Гран-при — вторую он совершил в Монце, и вновь к неописуемому восторгу болельщиков Ferrari. Но, в отличие от Монцы, в Имоле Хаккинен не плакал, а просто признал, что совершил ошибку.

Спустя годы, анализируя те ситуации, Хаккинен сравнивал две ошибки и считал обе следствием одного и того же своего неправильного подхода, когда он слишком пытался отыграть время перед заездом на пит-стоп. Учитывая, что на тот момент в Имоле он и так уже «вез» ближайшему сопернику почти 13 секунд, эта ошибка была глупой и никому не нужной.

7. Долгожданный дебют Найджела Мэнселла

В 1995 году в Имоле состоялся долгожданный дебют Найджела Мэнселла. Первые два этапа Мэнселл пропустил, т. к. в McLaren специально по его просьбе изготавливали более широкое шасси. Перед тем как выкатить это шасси в гонку, босс McLaren Рон Деннис пошутил, что оно такое широкое, потому что внутрь они поставили стереоколонки.

Из собственного опыта на тестах МР4/10 Мэнселл знал все недостатки этого шасси, и после ухода из команды сказал в одном из интервью, что шансы попасть в аварию на этой машине были крайне высоки.

Публично он не показывал своей тревоги, но позже признался, что переживал, что новая версия автомобиля сохранила все те же недостатки, что и предыдущая. С другой стороны, чего он мог ожидать, когда перед инженерами стояла задача сделать машину шире, а не быстрее?

В Имоле Мэнселл квалифицировался девятым, уступив товарищу по команде Мику Хаккинену всего 0,2 секунды, а в гонке поднялся до пятого места. Однако после столкновения с Эдди Ирвайном он откатился назад и финишировал в итоге лишь десятым.

Удивительно, но именно этот Гран-при и стал лучшим в совместном партнерстве Мэнселла и McLaren, которое продлилось еще всего одну гонку.

8. Баттон взял свой первый поул

Сезон 2004 года стал кульминацией короткого, но насыщенного событиями времени, проведенного командой BAR под этим названием в Формуле 1, прежде чем превратиться сначала в Honda, затем в Brawn и, наконец, в Mercedes. 

Дженсон Баттон присоединился к команде BAR (British-American Racing) в 2003 году, когда стал напарником Жака Вильнева, и уже в Австрии добился значительного успеха, заняв четвертое место в гонке. Однако в Монако он попал в серьезнейшую аварию и из-за этого пропустил как следующий Гран-при, так и тесты в Монце. Вернувшись в строй, Баттон стал стабильно показывать более высокие результаты, чем Вильнев, что стало одной из главных причин недовольства Дэвида Ричардса Вильневом и последующим расставанием с ним. Напарником Баттона пригласили Такума Сато. 

2004 год стал одним из самых успешных для BAR, но, к сожалению, их главные соперники Ferrari, которые выступали на шинах Bridgestone, для них были недосягаемы. Несмотря на то, что в течение года BAR все время шли в чемпионате вторыми, у них так и не было ни одной победы — в отличие от . Renault, McLaren-Mercedes, Williams-BMW, которые сумели одержать по одной победе в чемпионате помимо Ferrari.

На четвертом этапе, тем не менее, у BAR и Баттона забрезжила надежда: в Имоле они взяли свою первую поул-позицию, опередив Михаэля Шумахера всего на 0,258 секунды. 

Однако из-за того, что в машину Баттона было залито меньше топлива, ему пришлось заехать на пит-стоп на два круга раньше Шумахера, после чего тот захватил лидерство и больше его уже не упускал. Однако и второе место Дженсона Баттона на финише гонки доказало, на что способен британский пилот даже после всех неудач, постигших его ранее.

9. Четвертую часть своих подиумов команда Arrows завоевала именно здесь

Если задуматься о том, на каких автодромах команда Arrows выступала наиболее успешно, то в голову приходит прежде всего трасса Кьялами, где Риккардо Патрезе едва не выиграл в весьма противоречивом дебютном сезоне команды, — или Хунгароринг, где Дэймон Хилл, лидировавший почти всю гонку, проиграл ее Жаку Вильневу на последних кругах из-за поломки коробки передач.

Но на самом деле одним из самых счастливых автодромов для Arrows стала Имола, ведь именно здесь они взяли два из восьми своих подиумов.

Первый они завоевали в тот период, когда дела шли явно на лад. Arrows отлично начали сезон 1981 года, когда Патрезе стартовал с поул-позиции на гонке в Лонг-Бич, а также занял третье место после двух Williams во время дождевого Гран-при в Рио.

В еще одной дождевой гонке — на этот раз в Имоле — именно Arrows стали главной угрозой для Ferrari. После того как Вильнев слишком рано переобулся в слики и провалился в пелотоне, именно Arrows стали главным преследователем Перони в борьбе за лидерство.

В итоге победа досталась все же другому пилоту — Нельсону Пике на Brabham, который сумел опередить обоих гонщиков, заняв первую ступеньку подиума после старта с девятой позиции. Но Патрезе смог финишировать вторым, отстав от него менее чем на пять секунд и удерживая за собой Williams Карлоса Ройтмана, когда резина Перони окончательно деградировала.

Но для Arrows успех в Имоле стал последним в том сезоне, и особую роль в этом сыграл неудачный переход с шин Michelin на Pirelli.

Четыре года спустя Arrows вновь завоевали подиум на этой же трассе, однако на этот раз они были чуть дальше от победы. Тьерри Бутсен стал круговым для Алена Проста на McLaren и Элио де Анджелиса на Lotus, однако затем Прост был дисквалифицирован из-за нехватки двух килограмм веса у его McLaren, что позволило Бутсену занять второе место.

Интересно, что этот Гран-при был одним из тех, когда ограничения по топливу приняли уже комичный поворот. После введенных в 1984 году ограничений на топливо можно было видеть, как в Имоле, в той части, где трасса поднимается в горку, резко замедляются автомобили, чтобы сэкономить хоть немного топлива. Так, на последних кругах Гран-при Сан-Марино 1985 года закончилось топливо и на Lotus Сенны, и на Ferrari Йоханссона, и даже Бутсену пришлось толкать свою машину к финишной линии, когда двигатель все же заглох. Бельгийцу повезло, что произошло это за несколько метров до финиша.

10. Победа Хайнца Харальда Френтцена на Williams

Фанаты, разъяренные увольнением чемпиона 1996 года Деймона Хилла из Williams, старались очернить Френтцена, но на самом деле его успехи было совсем не такими ничтожными, как это пытались изобразить в то время. И казалось, что именно в Имоле Френтцен сумеет продемонстрировать то, на что так надеялись Фрэнк Вильямс и Патрик Хед, когда заключали с ним контракт, перекупив его у Sauber.

После ужасной квалификации в Мельбурне (когда Френтцен проиграл 1,7 секунды своему партнеру по команде Жаку Вильневу) и неудачи в гонке, где он сошел из-за проблем с тормозами, а затем и после провала в Интерлагосе, где он занял очень далекое девятое место, Френтцен наконец выстрелил в Буэнос-Айресе. Он боролся за лидерство с Вильневом, когда у него отказало сцепление.

Затем в Имоле он преследовал Вильнева и Шумахера в первой части гонки, обошел обоих за счет своего первого пит-стопа и продолжал сдерживать все оставшееся время Ferrari, чтобы завоевать свою первую уверенную победу.

Было еще несколько эпизодов, когда Френтцен был быстр и силен, но, к сожалению, его победам мешали постоянные технические проблемы Williams, а также проблемы с шинами Goodyear. Так что Имола стала тем единственным Гран-при в его карьере, когда он сумел собрать все вместе и принести команде столь важную победу.

Комментарии

   
Томск
Сообщений: 622
Микка Хаккинен, Дэвид Кулхард, Рикардо Патрезе, Дэймон Хилл, Найджел Мэнселл... аж олдскулы свело ) смотрел их подростком по телеку поздними ночами...
Мой отзыв: Nissan Leaf 2011
45
 
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 17674
1994год...Время-вода....))
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
8
1
Ответить
19806268
Формовочный круг... на гриде... грип... Это точно статья об автоспорте?
3
6
Ответить
da-fomin
Новосибирск
19806268
Формовочный круг... на гриде... грип... Это точно статья об автоспорте?
Это же перевод статьи об автоспорте. Думаешь, у нас много журналистов, кто реально интересуется гонками? Спасибо хоть на этом.
 
 
Ответить
19806268
da-fomin
Это же перевод статьи об автоспорте. Думаешь, у нас много журналистов, кто реально интересуется гонками? Спасибо хоть на этом.
Это не оправдание безграмотности. Лучше пусть оригинал разместит, чем этот кривой перевод.
2
2
Ответить
18720517
Ачинск
Зря они Тамбурелло поломали.
1
2
Ответить
da-fomin
Новосибирск
19806268
Это не оправдание безграмотности. Лучше пусть оригинал разместит, чем этот кривой перевод.
Предложи свои услуги в таком случае.
1
 
Ответить
19806268
da-fomin
Предложи свои услуги в таком случае.
Это оплачиваемая работа, которая требует немало времени, если делать на совесть. А тут просто халтура с птичьим языком, что читать невозможно.
Всякие грипы и гриды используются в английской речи в иностранных командах и чемпионатах. У нас же на русском даже в сленге такого нет. Грип - это зацеп, сцепление или держак. Грид - это стартовая решётка или накопитель в зависимости от типа дисциплины и соревнования. Вот этими словами и пользуются. Исключение разве что гридгёрл, т.к. у нас попросту нет такого понятия. А формовочный круг - это вообще что-то эпичное. Есть формировочный, прогревочный, но никак не формовочный, прости-господи.
Вон в соседних темах человек о картинге пишет. Там и терминология куда круче развита, и, собственно, понимание автоспорта соответствует действительности.
Так что, пусть, "журналистов, кто реально интересуется гонками", будет меньше, да лучше.
3
 
Ответить
da-fomin
Новосибирск
19806268
Это оплачиваемая работа, которая требует немало времени, если делать на совесть. А тут просто халтура с птичьим языком, что читать невозможно. Всякие грипы и гриды используются в английской речи в иностранных...
Я это всё знаю, и я всё понял что имелось ввиду. Не понимаю истерики.
 
 
Ответить
19806268
da-fomin
Я это всё знаю, и я всё понял что имелось ввиду. Не понимаю истерики.
Что за истерика?
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром