Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Формула Е, Валенсия: комедия абсурда
26.04.2021 | 1573 просмотра

Формула Е, Валенсия: комедия абсурда

Автор: Мария Мельникова
Фото: Formula Е и из открытых источников
Источник: Дром

Два этапа Formula Е в Валенсии — и не понимаешь, какой из них оставил худшее впечатление. Первый, дождевой, который стал настоящей комедией абсурда, а из-за нехватки энергии лишь девять машин из всего пелотона сумели финишировать в гонке? Или второй, когда наученные горьким опытом накануне, все старались беречь энергию, из-за чего первая половина заезда превратилась в унылый паровоз без борьбы и обгонов?

К сожалению, когда чемпионат построен на большом количестве ограничений и правил, так и бывает. Но вдвойне обидно это видеть на трассах, которые располагают к борьбе и сражениям.


Накануне уикенда в Испании Формула Е опубликовала полный календарь на сезон 2021 года, который включает в себя 15 этапов. 14 из них пройдут в виде сдвоенных гонок в семи странах, и один из них — E-Prix Монако станет в своем роде уникальным и состоится на трассе Формулы 1 8 мая.

Этап Город Страна Дата
1 Дирия Саудовская Аравия 26 февраля
2 Дирия Саудовская Аравия 27 февраля
3 Рим Италия 10 апреля
4 Рим Италия 11 апреля
5 Валенсия Испания 24 апреля
6 Валенсия Испания 25 апреля
7 Монако Монако 8 мая
8 Пуэбла* Мексика 19 июня
9 Пуэбла Мексика 20 июня
10 Нью-Йорк США 10 июля
11 Нью-Йорк США 11 июля
12 Лондон* Великобритания 24 июля
13 Лондон Великобритания 25 июля
14 Берлин Германия 14 августа
15 Берлин Германия 15 августа

Сдвоенные этапы снизят количество перемещений и упростят логистику, а также снизят риск того, что один из этапов может быть отменен в связи с эпидемиологической обстановкой.

E-Prix в Марракеше и E-Prix в Сантьяго, запланированные на 22 мая и 5-6 июня соответственно, были удалены из календаря на этот сезон из-за продолжающейся пандемии COVID-19. Мероприятия в Сантьяго, Санье и Сеуле будут перенесены на следующий, восьмой сезон

К сожалению, этап в Мексике в этом сезоне пройдет не традиционно на автодроме братьев Родригес, а на городской трассе в городе Пуэбла в одноименном штате. И это связано не с тенденцией проводить все электрогонки на городских трассах как часть маркетинговой программы серии, а с тем, что на автодроме в Мехико все еще развернут полевой госпиталь для больных ковидом.

Заменой единственной стационарной трассе стал автодром Рикардо Тормо в Валенсии, однако если в Мехико гонки всегда были очень интересные, зрелищные и наполненные сражениями, то в Валенсии что-то пошло не так…

Формула Е довольно неплохо знакома с автодромом Рикардо Тормо, так как именно здесь уже на протяжении четырех лет проходят тесты серии, которые в первый раз состоялись на этой трассе еще в четвертом сезоне, на стыке двух поколений автомобилей — Gen1, когда гонки проводились с пит-стопом для замены машины, и Gen2.

Так же, как и на автодроме братьев Родригес, конфигурация трассы здесь была модифицирована под нужды чемпионата. Ее итоговая протяженность составила 3,37 км, пара дополнительных поворотов была выгорожена блоками, а на отрезке перед въездом на питлейн добавили шикану.

Стоффель Вандорн, Mercedes EQ Team: «Трасса в Валенсии — совершенно другая, если сравнивать, например, с городским треком в Риме. Трасса в Риме — довольно узкий и “затычный” городской трек. “Рикардо Тормо” — классический автодром, измененный согласно требованиям Формулы Е. Характеристики трассы тоже совсем иные: в Испании повороты более плавные и быстрые, а также более затяжные, что делает “Валенсию” трассой, которая будет требовательна к бережному отношению к энергии. За счет этого самыми важными здесь станут правильный подход к использованию мощности и грамотная стратегия по ходу гонки. Обгоны здесь будут проще, но именно они могут привести к избыточному расходу энергии».

Андре Лоттерер, Porsche Formula E Team: «На этой трассе намного проще управлять автомобилем, так что отрывы между пилотами будут гораздо меньше, а конкуренция намного выше. К тому же здесь нас ожидает совсем иная работа с шинами».

Ну а четырехкратный чемпион Indycar Дарио Франкитти, который сейчас выступает экспертом и аналитиком чемпионата, добавил, что и настройки автомобиля здесь понадобятся совсем иные, чем на традиционных для Формулы Е городских трасс, а широкие зоны вылета могут простить те ошибки, которые на городской трассе будут иметь серьезные последствия.

 

Пятый этап Formula E, Валенсия, автодром Рикардо Тормо, суббота, 24 апреля

После первых четырех этапов сезона лидерами как в командном, так и в личном зачете в Испанию приехала команда Jaguar Racing. Однако уже в Риме было понятно, что сезон не будет для них простым, а главным соперником и претендентом на титул станет Mercedes EQ Team. В Риме категорически не везло Стоффелю Вандорну — аварии и сход в первой гонке лишили его возможности заработать очки, зато на следующий день он сумел компенсировать это победой.

В Испании его невезение продолжилось. Еще по сухой трассе он сумел пройти в Суперпоул и завоевать поул-позицию, при этом его отрыв от второго места Антонио Феликса да Кошты составил всего 0,028 секунды.

Однако после финиша квалификации техкомиссары обнаружили, что на его машине стоят немаркированные шины и аннулировали полностью все времена, показанные пилотом в двух сегментах квалификации.

С вопросом о том, как могло получиться, что в боксах команды оказался немаркированный комплект резины и ее использовали в квалификации, мы обратились к Сергею Сироткину. Вот что он рассказал:

— Могу объяснить, как это работает в Формуле 1 или Формуле 2. Комплекты резины выдаются командам только по штрих-коду, и перепутать и поставить на машину какую-то другую резину чрезвычайно сложно. Еще можно понять, если перепутают комплекты и на квалификацию поставят гоночный комплект, а в гонку — квалификационный. После этого было бы внутрикомандное обсуждение причины произошедшего, но вряд ли бы это дошло до судей и за это наказали бы. Поэтому я не понимаю, откуда можно было взять немаркированную резину, как она оказалась в боксах во время гонки и как можно было перепутать и поставить этот комплект. Теоретически это могла быть какая-то техническая ошибка Мишлен, но в это тоже сложно поверить. В общем, толковых версий нет, а сама команда не комментирует», — рассказал Сергей Сироткин.

После такого решения Стоффель Вандорн был вынужден стартовать последним, а поул достался да Коште. Напарник Вандорна по команде Ник де Вриз после этого поднялся на второе место, но из-за штрафа в пять позиций за аварию на втором этапе в Риме стартовал только седьмым. Не лучшее начало уикенда для команды Mercedes.

Непосредственно перед гонкой пошел дождь, который смешал командам и гонщикам все планы. Дождевые гонки для Формулы Е не слишком частая роскошь, однако уже в этом сезоне второй из пяти этапов проходит под дождем. Здесь остается только пожалеть, что в Формуле Е не используют разные типы резины — слики и дождевую — ведь это точно бы сделало гонки интереснее и непредсказуемее.

Старт гонке был дан под автомобилем безопасности, чтобы предоставить возможность пилотам ознакомиться с изменившимися условиями, но уже после первого круга Mini Cooper SE погасил огни и заехал на питлейн.

Предполагалось, что в начале гонки фавориты будут отсиживаться в хвосте пелотона, чтобы экономить энергию, а потом начнут атаковать, однако эти прогнозы оказались неверными, а на последних кругах произошло то, что большинство экспертов и СМИ назвали фарсом и псевдогонками.

Уже в самом начале заезда штрафы получили Лукас ди Грасси: десятиминутный Stop&Go за замену коробки передач, и Нико Мюллер — проезд через питлейн за нарушение техрегламента. Но на первом круге произошла авария, когда в одной из шикан Андре Лоттерер и Себастьян Буэми не поделили трассу. Вылетевший в гравий Буэми на Nissan E.DAMS не смог вернуться в гонку, что вызвало сначала желтые флаги, а затем и появление машины безопасности. Этим воспользовались оштрафованные Мюллер и ди Грасси, чтобы отбыть свои наказания.

Авария Буэми привела к тому, что весь пелотон перемешался: автомобиль швейцарского пилота застрял в довольно узком месте, где объехать его было не так просто. Образовавшаяся пробка привела к «толкучке» и смене позиций практически во всем пелотоне за первых четырех пилотов в голове. Там тоже произошли свои перестановки: Ник де Вриз откатился на четвертую позицию, но это произошло не из-за проблем с автомобилем, а в соответствии со стратегией команды, которая по радио координировала действия обоих гонщиков.

Один из пунктов спортивного регламента Формулы Е гласит, что при появлении на трассе реальной или виртуальной машины безопасности с машин участников судьи снимают 1 кВт энергии за одну минуту гонки. Так произошло и в этот раз, когда после первого режима автомобиля безопасности было снято по 6 кВт энергии. Однако проблема этой гонки заключалась в том, что на мокрой трассе в Валенсии автомобиль безопасности выходил пять раз, и каждый раз с заряда батарей снимали разное количество киловатт.

Через десять минут после старта гонки происходит еще одна авария: после контакта Нико Мюллер и Рене Раст, два завзятых соперника в DTM, вылетают в гравий, затем еще через семь минут в гравии оказывается Максимилиан Гюнтер. В четвертый раз автомобиль безопасности выезжает после контакта Сетте Камары с Митчем Эвансом, когда Камара застревает в гравийной ловушке, и последний раз это происходит для эвакуации автомобиля Андре Лоттерера после контакта с Эдо Мортарой почти перед окончанием заезда.

В итоге за пять периодов автомобиля безопасности у гонщиков в общей сложности сняли 19 кВт энергии — это из тех 52, которыми они располагают на гонку. Так что к моменту рестарта на последнем круге у пилотов оставалось по два-три процента энергии, а этого явно недостаточно, чтобы закончить гонку.

Оливер Терви, Том Бломквист и Норман Нато просто остановились где-то на треке. Что же касается лидировавшего всю гонку Феликса да Кошты или Алекса Линна и бывшего лидера чемпионата Сэма Берда, то их признали сошедшими в гонке и дисквалифицировали за перерасход энергии.

В итоге после всех судейских калькуляций только девять пилотов были классифицированы. Из них Лукас ди Грасси, Джейк Дэннис и Жан-Эрик Вернь замедлились перед финишем настолько, что оказались в 2,42, 3,07 и 4,20 минуты позади победителя Ника де Вриза.

Невольно возникает ассоциация с одним очень похожим случаем в Формуле 1 на гонке в Сан-Марино в 1985 году, когда после решения FIA об ограничении количества топлива для использования в гонке несколько машин, в том числе у Брандла, Пике, Проста, Сенны и других пилотов, заглохли, не доезжая до финиша, а Тьери Бутсен дотолкал свою до финиша и занял третье место.

Интересно, что подобный вариант развития событий рассматривался еще в пятницу, накануне уикенда на встрече менеджеров команд. Тогда впервые был поднят вопрос о расходе энергии на единственном стационарном автодроме, где зон рекуперации намного меньше, повороты проходятся плавнее, а скорости выше. Ну и на обгоны такая трасса провоцирует намного больше.

В пятницу представитель FIA ответил, что в Валенсии будет сохранено правило снижения уровня энергии после периодов автомобиля безопасности, и задача пилотов и команд — правильно распорядиться этой энергией.

Однако и в этом есть свои нюансы. Так, руководитель команды DS Techeetah Марк Престон рассказал, что, по объяснению его инженеров, «ошибки в расчетах накапливаются к концу гонки. Если машина безопасности выходит на трассу в начале заезда, то имеется достаточно времени, чтобы произвести нужный перерасчет. Но если это происходит на последнем круге, то все эти расчеты можно просто выбросить в помойку». Примерно так и произошло в первой гонке в Валенсии.

При этом в регламенте есть и еще один пункт, который оставляется на усмотрение руководителя гонки. Там сказано, что в случае необходимости он может принимать самостоятельное решение о том, какое количество энергии снимать, и делать ли это вообще.

Если бы руководитель гонки принял решение снять не 5 кВт, а 3 — или не снимать ничего, — то мы бы стали свидетелями отличной борьбы за позиции на двух последних кругах. Ну а так — получили то, что получили.

После гонки FIA поспешили вынести свой вердикт. «Конечно, это совсем не тот способ закончить гонку, который нам нравится, и уж точно не тот, который еще хоть раз хотели бы увидеть, — заявил Фредерик Бертран, один из директоров FIA, отвечающий за Формулу Е и инновационные спортивные проекты. — Я надеюсь, все выучили урок и такого больше не повторится».

Больше всех пострадал от такого решения руководителя гонки Феликс да Кошта, который потерял свою победу:

«Правила — это правила, и FIA добавила в регламент то, что считала нужным. Но в реальности в гонке, подобной этой, произвести столь существенное сокращение на и так весьма сложной трассе в подобных обстоятельствах — это означает априори поставить 95% автомобилей в условия, когда гонку закончить невозможно».

И правильно подытожил происшедшее Даниэль Абт, сказав в комментариях, что «самое грустное в этом, что все впечатление от прекраснейшей гонки было полностью испорчено последним кругом, и только это и запомнят».

Пятый этап, результаты

Лучшие моменты гонки:

 

Шестой этап Formula E, Валенсия, автодром Рикардо Тормо, воскресенье, 25 апреля

Наученные горьким опытом предыдущей гонки, в воскресенье команды и пилоты решили не рисковать на старте и первую четверть гонки ехали паровозиком. Проблемы сохранения энергии преследовали пелотон весь уикенд.

Однако по сухому асфальту Валенсия преподнесла другие сюрпризы. И если накануне Ник де Вриз сумел одержать вторую победу в этом сезоне, то на шестом этапе в гонке вновь был новый победитель, и на этот раз им стал новичок сезона Джейк Деннис (BMW Andretti Motorsport).

Деннис в этот раз сумел собрать все достижения — от победы в своей группе в квалификации до поул-позиции в гонке, лидирования от старта до финиша и в итоге победы на финише. В суперпоуле и на первой линии стартового поля компанию ему составил еще один новичок сезона — Норман Нато (Venturi Racing), но в гонке Нато понемногу сдал позиции.

Будет справедливо заметить, что хотя Деннис и не совершал ошибок по ходу заезда, одержать победу ему во многом помог неприятный опыт субботы. Пилоты на этот раз старались лишний раз не обгонять, экономя энергию, хотя такие возможности на стационарном автодроме в Валенсии имелись в изобилии.

Определенную помощь Деннису оказал и Норман Нато, который выбил в гравий основного соперника и преследователя Денниса — Алекса Линна. В итоге Нато, вернувшийся на вторую позицию в гонке, получил пятисекундный штраф и закончил заезд только пятым.

Лидеры чемпионата Ник де Вриз и Стоффель Вандорн не набрали очков, однако оба сохранили позиции в личном зачете. Вандорн показывал хороший темп, но, к сожалению, после столкновения с Себастьяном Буэми его Mercedes сбил ограждения и повредил подвеску. На этом гонка для Вандорна закончилась.

Третье место по-прежнему осталось за Сэмом Бердом, а Митч Эванс после шестого этапа опустился на пятую строчку. Оба пилота Jaguar Racing не набрали в Валенсии ни одного очка.

Что касается Феликса да Кошты, то его в Испании преследовал злой рок. После потерянной победы в субботу в воскресенье он был наказан проездом через питлейн за неправильное использование зоны активации режима атаки, и финишировал на 22-й позиции.

Андре Лоттерер наконец поднялся на подиум после ужасающего старта сезона. Его отставание от лидеров пока еще очень велико, но в Формуле Е ситуация меняется очень быстро, и у него есть все шансы побороться за высокие места.

После первой победы на третьем этапе в Риме Жан-Эрик Вернь за две испанские гонки сумел набрать лишь восемь очков — сейчас он занимает седьмое место в личном зачете, а вот его партнер по команде да Кошта опустился на 14-ю строчку.

Один из лучших прорывов показал на этом этапе Рене Раст, стартовавший 14-м. В какой-то момент он поднялся до третьей строчки в таблице, но из-за дефицита энергии и, возможно, не самой правильной стратегии по режимам атаки финишировал только шестым.

Дефицит энергии сказывался и на действиях других пилотов. Так, в радиопереговорах с Джейком Деннисом команда постоянно удерживала его от перерасхода, а уже ближе к финишу гонки он и вовсе получил распоряжение «сбавить темп на секунду». Но затем получил карт-бланш: «Последний круг, ты можешь гнать!».

Лучшие моменты гонки:

Следующий этап состоится 8 мая в Монако на легендарной трассе Формулы 1.

Шестой этап, результаты

Личный и командный зачеты

Комментарии

321
Ангарск
Супер гонки!!!
5
7
Ответить
     
Сообщений: 2075
321
Супер гонки!!!
Беззвучные)
2
3
Ответить
Ф. да Кошта был определенно достоин победы в субботу. Жаль его! Провел грамотную гонку, много раз вновь создавал отрыв от преследователя после рестарта. В целом согласен, что таких гонок (финалов), как этап в субботу, быть категорически не должно! Это скверно выглядит. В воскресенье очень удивил Деннис, вот уж никак не ожидал от него таких результатов - и поул, и победа, и лидирование от старта до финиша. Думаю Гюнтер после воскресного этапа очень напрягся... )
4
 
Ответить
  
New-Sibirsk
Сообщений: 9594
отличная статья, дром, побольше таких!
Добрым словом и пистолетом можно добиться большего, чем одним добрым словом.
1
1
Ответить
  
New-Sibirsk
Сообщений: 9594
synchro
Беззвучные)
зато машины красивее формулы 1
Добрым словом и пистолетом можно добиться большего, чем одним добрым словом.
1
10
Ответить
    
19-я республика
Сообщений: 60594
Вся сущность недогонок на лицо. А Жаб Тод ещё что-то истерит по поводу непопулярности этого лохотрона.

NASCAR смотреть надо, а не эти заунывные покатушки.
14
3
Ответить
     
Владивосток
Сообщений: 123
Рафинированные гонки батареек на колёсах
1
1
Ответить
  
Новосибирск
Сообщений: 309
И какой смысл гонки, если гоняться НЕЛЬЗЯ??? Именно по причине зависимости от заряда батареи , я и не купил себе электромобиль.
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!