Из 70 экипажей, заявивших о своем желании приехать на гонку, добрались в Астрахань 55, что все равно немало. Собралось пять зачетных категорий — T1, T2, T3, T4 и R. Одна только команда «КАМАЗ-мастер» приехала с семью грузовиками! «Конюшня» «ГАЗ-Рейд Спорт» выставила три ГАЗели Next и три ГАЗона. Сразу пять машин привез коллектив из Санкт-Петербурга G-Force Motorsport. Руководитель команды, заслуженный мастер спорта Борис Гадасин рассказал, что планировалось участие шести машин, но пилот одного из экипажей был вынужден пропустить гонку из-за дел, без преувеличения, государственной важности.
Добавьте сюда тройку капотных машин «МАЗ-СпортАвто» из Белоруссии, не считая многочисленных мотовездеходов, и получится весьма насыщенная картина. Так чем же привлекает участников баха «Золото Кагана»?
Во-первых, на четыре соревновательных дня кроме 15-километрового пролога было заготовлено три полноценных скоростных участка (СУ) — 275, 302 и 248 километров отборных закрученных степных дорожек с заездом на главные достопримечательности астраханской гонки — барханы Краснопесчаный, Африка и Большой брат. Это немало, можно вдоволь порулить, если понадобится — покопать в песке, а также потренироваться в навигации на участках без четких ориентиров для привязки.
Во-вторых, на данной гонке было внедрено новшество — «дорожные книги» выдавались штурманам строго за 15 минут до выезда с бивуака, расположенного на главной набережной Астрахани. Отсутствие возможности «разрисовать» легенду трассы для себя стало для многих штурманов интересным опытом.
Наконец, в-третьих, гонка в Астрахани вполне обоснованно считается главным тренировочным полигоном для испытания техники перед любыми марафонскими соревнованиями вроде «Шелкового пути» или «Дакара». Здесь экипажи проверяют живучесть своих машин и эффективность внедренных инженерных решений.
В классе прототипов Т1, которые обычно разыгрывают призовые места любой гонки, помимо триумфаторов первого этапа ЧР-2021 Владимира Васильева и Алексея Кузьмича на Mini Cooper Countryman фигурировал чемпион прошлого года Андрей Новиков в паре с Алексеем Шапошниковым на G-Force BARS. Тут же Денис Кротов и Константин Жильцов на Mini John Cooper Works Rally. Вместе с грузовым зачетом уже на прологе эти бравые парни дали понять, что борьба будет плотная.
Лучшее время зафиксировал дуэт Кротов — Жильцов, они промчали 15 с лишним километров за 9 минут 25 секунд. Грузовики в абсолютном зачете гонки «Золото Кагана» не играли, но это не помешало Эдуарду Николаеву со товарищи показать второе время. Третий результат в генеральной классификации и второй в классе был у Владимира Васильева. Немногим более 30 секунд уступил на первом этапе лидеру G-Force BARS Андрея Новикова, но застолбил третье место в классе.
На СУ2 события развивались предсказуемо. Первую тройку составили экипажи грузовиков. Сергей Вязович свой новенький МАЗ не жалел и мчал, как принято говорить, «на все деньги». Он уверенно приехал на финиш второго дня первым. Чуть более 3 часов 32 минут потребовалось на преодоление 275 километров. Впрочем, о конкретных доработках, отличающих автомобиль Вязовича от машин сокомандников Алексея Вишневского и Виталия Мурылева, в белорусской команде не распространялись. Просто сказали, что для лидера коллектива построена новая машина. Визуально ее отличали от двух других грузовиков характерные жабры на передних крыльях. За Сергеем Вязовичем финишировали КАМАЗы Эдуарда Николаева и Дмитрия Сотникова.
Дмитрий Сотников, которому мы тоже задавали вопрос о новшествах, привнесенных именно к «Золоту Кагана», сказал, что процесс доработки гоночной техники в «КАМАЗ-мастере» идет непрерывно. Внедрение новинок традиционно начинается с молодых экипажей, пока только начинающих свой большой спортивный путь. В Астрахани это был КАМАЗ Богдана Каримова. Только когда та или иная деталь успешно пройдет цикл испытаний в ходе соревнований, ее устанавливают на автомобили лидеров команды.
Среди внедорожников на СУ2 первым вновь был Mini Дениса Кротова, опередивший G-Force Proto Алексея Черкесова и Андрея Самарина. Те, в свою очередь, приехали чуть раньше Андрея Рудского. Владимир Васильев и Алексей Кузьмич столкнулись в этот день с целым ворохом неполадок. Сначала раскололи тормозной диск, затем обнаружили утечку жидкости из «гидроног», «разули» колесо и едва не перевернулись… словом, как сказал сам пилот: «Не очень приятная техническая история на фоне того, что ни единой ошибки в навигации, ни единой ошибки в пилотировании».
Лидер петербургской команды Борис Гадасин у себя в классе Т3 победил на втором спецучастке со временем 3 часа и 59 минуты, несмотря на то, что у него по ходу спецучастка разулись два колеса. Настрой команды G-Force Motorsport был максимально боевым. Казалось, что все технические неполадки уже были выявлены на тестах. Перед гонкой пилоты обеспечили своих механиков работой — были проблемы с турбинами, приходилось что-то менять из подвески, в частности, пружины.
Длинный спецучасток в 302 километра не обещал быть легким изначально. На 120-м километре в песочнике один за другим засели не только серийные машины Т2, например, Nissan Pathfinder Михаила Расторгуева и Петра Пономарева или пикап Михаила Кутинова и Максима Плюхина из команды «УАЗ Спорт», но и вполне себе «вездеход» G-Force Proto Алексея Черкесова.
Пришлось по итогам третьего дня соревнований чинить машину и Борису Гадасину. Техника не позволила ему добраться даже до упомянутых выше коварных песков, что стало причиной крупной пенализации за невзятие точек и отсутствие финиша на этапе. Не доехали до песочника и Богдан Вавренюк с Артемом Терентьевым, основательно разрушив подвеску своего прототипа ГАЗ-67 в результате неудачного маневра. Они до позднего вечера ждали эвакуации.
Понесла первые потери в этот день и «синяя армада» — на машине Эдуарда Николаева в ходе вечернего сервиса перебирали силовой агрегат, а Богдана Каримова и его машину из-за поломки коробки передач из песков эвакуировала техничка. Правда, это не помешало Богдану на следующий день вновь стартовать в обычном режиме.
Кто-то из оргкомитета гонки охарактеризовал третий этап как «глобальный падеж» техники. С трудом удалось выбраться из песков экипажам Черкесова и Кутинова. В этот же день бесповоротно вышел из строя мотор МАЗа Алексея Вишневского.
А вообще, сошли после третьего этапа соревнований по различным причинам Land Cruiser 200 Леонида Петрова и Антона Плетенева, а также ГАЗ Садко Next Александра Лагуты и Вячеслава Гущина и Can-Am Maverick X3 Марии Опариной и Людмилы Петенко. Были вынуждены отказаться от дальнейшей борьбы, не осилив ремонт своего Mitsubishi Pajero, Игорь Куваев с Борисом Боровковым. Таким образом, в строю оставалось полсотни автомобилей на заключительный день гонки, когда нужно было после финиша успеть до назначенного времени поставить машины в закрытый парк.
Победил в этот день Владимир Васильев, непринужденно скрутив три сотни километров за 4 часа и 5 минут. Новиков сумел противопоставить прохождение за 4 часа 12 минут, что было вторым результатом. Третьим в общем списке стал Дмитрий Сотников на КАМАЗе, а в абсолютном зачете третье время зафиксировал Андрей Рудской.
Четвертый этап «Золота Кагана» 2021 года был по-настоящему «вкусным». На 248 километрах спецучастка задействовали, наверное, все имеющиеся пески и барханы. Исходя из расположения одной из контрольных точек, машинам нужно было в лоб штурмовать крутой склон бархана Большой брат. А он, между прочим, относительно земли расположен чуть ли не под углом 90 градусов! Понятно, что лидерам пелотона не составило большого труда исполнить этот трюк.
Благо для серийной техники оставили лазейку — можно было с разгона вскарабкаться метров на 90–120, а там приборы благополучно фиксировали взятие заветной точки. Дальше в коридоре трассы разрешалось форсировать менее крутые склоны бархана.
Четвертый этап выиграл Сергей Вязович. Он усиленно старался отыграть незначительное отставание от Дмитрия Сотникова, оставив позади даже опытного Владимира Васильева с Алексеем Кузьмичем. Второе и третье время среди внедорожников зафиксировал экипажи Дениса Кротова и Андрея Рудского. Четвертое время абсолюта — у Бориса Гадасина.
Результаты гонки следующие. В абсолютном зачете и, соответственно, классе Т1 победили Денис Кротов и Константин Жильцов на Mini John Cooper Works Rally. А «серебро» с «бронзой» себе забрали спортсмены на автомобилях G-Force BARS, построенных командой G-Force Motorsport: Андрей Рудской и Евгений Загороднюк и Андрей Новиков с Алексеем Шапошниковым.
У грузовиков (Т4) оформили победу Дмитрий Сотников, Руслан Ахмадеев и Искандэр Романов. Вторыми стали Сергей Вязович, Павел Гаранин и Антон Запорощенко. Третью позицию завоевали Антон Шибалов, Дмитрий Никитин и Иван Татаринов.
В классе Т3 на этот раз… награды не были вручены в силу разразившегося локального скандала. На протяжении всей гонки на своём мотовездеходе Can-Am Maverick X3 Анастасия Нифонтова в паре со штурманом Екатериной Жадановой держалась в группе лидеров своего класса. Ее экипаж и расположился в таблице результатов напротив цифры «1» в графе место в группе. Вторую строчку занял Александр Мироненко с Сергеем Лебедевым, а третью Вадим Федотов с Олегом Нежновым. Но в силу поступления нескольких протестов, организаторам пришлось принять решение досконально разобраться в ситуации и только потом вручить соответствующие награды пилотам и штурманам. По той же причине не проводилось награждение в командном зачете.
Участники процесса не стали комментировать ситуацию, известно только, что один из экипажей вроде бы позволил заправить свою машину вне зоны заправки. Другой экипаж будто бы был «вооружен» технически чуть лучше, чем соперники. Разбор оставим экспертам.
Среди серийных машин Т2 оставались недосягаемы для соперников Алдис Вилцанс с Александром Горьковым. Вторые здесь — Антон Мельников и Антон Николаев. Оба экипажа на TLC200. А третье место занял экипаж Ивана Паристого и Владимира Марзалюка… на УАЗ-469. Рыжий Патриот заводской команды «УАЗ Спорт» тут сумел добраться только до пятого места.
Наконец, в классе R (Рейд Спорт) победу праздновали Алексей Игнатов и Евгений Павлов на ГАЗели Next. Компанию на награждении им составил экипаж Toyota LC 80 Алексей Богодистов и Владимир Черноситов — обладатели второго места. Третье — у Сергея Соболева и Дмитрия Охотникова.
Полная книга результатов опубликована на сайте Российской автомобильной федерации. Следующее большое рандеву в ранге этапа чемпионата России по ралли-рейдам будет не скоро — в сентябре в Ульяновске. Скучать не придется — перерыв заполнят гонки Кубка России и июльский ралли-марафон «Шелковый путь» в статусе этапа Кубка мира.