В среду стало известно, что назначенный ранее на 12–13 июня Гран-при Канады в этом сезоне также не состоится. Причина тому — ограничения в стране, наложенные на международный туризм, в том числе и деловой, и обязательный 14-дневный карантин для любого въезжающего.
Вместо Монреаля гонка пройдет в столице Турции на автодроме Intercity Istanbul Park, который вернулся в прошлом году в календарь Формулы 1 в качестве замены одного из аннулированных Гран-при. В первоначальный вариант календаря-2021 трасса в Стамбуле включена не была, несмотря на все попытки промоутера. Турции вновь помог случай. Подобное стечение обстоятельств и желание промоутера поддержать Формулу 1 в сложных обстоятельствах может позитивно сказаться на формировании календаря в последующие годы. Вполне возможно, что теперь Турция все же получит постоянную прописку в Формуле 1.
Несколько ранее на этой же неделе Комиссия FIA Формулы 1 единогласно утвердила проведение в этом году пробных квалификационных спринт-гонок во время трех Гран-при: на двух европейских событиях и одном — за пределами Европы.
Сама идея добавления в расписание подобного соревнования витает в воздухе очень давно и принимала различные формы. Главная задача дополнительной гонки — желание организаторов снизить предсказуемость результатов Гран-при и добавить борьбы на трассе, а для этого перемешать пелотон.
Собственно, все, происходящее в Формуле 1 сейчас, можно отнести к попыткам выполнить эти задачи, в том числе и ограничение бюджетов, снижение прижимной силы, изменения в аэродинамике и пр. Поэтому неудивительно, что одним из способов прибавить зрелищности чемпионату стали изменения в формате уикенда. В целом сама идея заменить одну из скучных для массового зрителя практик дополнительным соревнованием весьма интересна, ну а то, как она в итоге будет воплощена в действительность, мы скоро увидим.
В каком формате будут проходить квалификационные спринт-гонки?
Квалификационная спринт-гонка — это 25–30-минутные заезды с дистанцией примерно 100 км. Организаторы придумали ее для того, чтобы создать еще одно короткое и насыщенное зрелищное событие для зрителей, где пилоты будут активно бороться за победу, которая сможет принести три дополнительных очка за уикенд, и за лучшие стартовые позиции на гонке Гран-при.
Очки получат только три первых пилота: три, два и одно соответственно. Церемонии подиума в конце квалификационного спринта не будет: организаторы считают особенно важным не обесценивать главную гонку уикенда и сохранить за ней все основные регалии, такие как исполнение гимна на стартовой решетке, максимум очков на финише и награждение победителей.
Тем не менее победитель квалификационной спринт-гонки получит свой трофей, а выглядеть процедура будет аналогично тому, как сейчас вручается награда обладателю поул-позиции, т. е. непосредственно в закрытом парке.
Распределение пилотов на старте Гран-при будет определяться уже не в квалификации, а на финише спринт-гонки. Формат квалификации останется неизменным и будет по-прежнему состоять из трех сегментов.
Количество свободных практик сократят в такие уикенды до двух вместо трех.
Где пройдут гоночные уикенды в новом формате?
В этом сезоне предполагается, что таких уикенда будет всего три, и два из них уже известны. Первым станет ГП Великобритании в Сильверстоуне 16–18 июля, второй состоится в Монце. Относительно третьего пока идут переговоры.
Как и когда в дальнейшем предполагается проводить подобные уикенды?
Сразу поясним тем, кто не любит подобные нововведения: даже если подобный формат себя оправдает, это не значит, что в последующие сезоны каждый Гран-при будет проходить по такому расписанию. Нет, предполагается, что и в будущем переформатируют лишь часть этапов, остальные сохранят свой привычный вид. По словам Росса Брауна, это новшество однозначно не коснется Гран-при Монако, так как вряд ли окажется успешным на узкой старой трассе. А основной задачей таких уикендов является привлечение внимания большего числа зрителей, что и станет основным принципом отбора.
Предварительное расписание уикенда с квалификационными спринт-гонками и распределением шин
Пятница:
Суббота:
Воскресенье:
В случае дождя: три комплекта дождевых шин и четыре комплекта промежуточных.
В случае дождевой практики или квалификации — дополнительный комплект промежуточных шин, однако один из комплектов необходимо вернуть до старта квалификационной спринт-гонки.
В случае дождевой квалификационной спринт-гонки — команды могут обменять один из использованных комплектов на свежий.
Всего можно использовать не более девяти комплектов дождевых и промежуточных шин.
Ограниченные бюджеты команд и дополнительные расходы на квалификационные спринт-гонки
В рамках ограничений бюджетов, которые приняты в Формуле 1 начиная с этого сезона, спринт-гонки окажутся дополнительной и в ряде случаев немаленькой статьей расходов. Мы говорим не только о ресурсе агрегатов и деталей, но и о том, что любая авария и разбитая машина приведут к резкому повышению затратной части бюджета команд. Например, авария Валттери Боттаса на Гран-при Эмилии-Романьи обошлась команде Mercedes, по предварительным подсчетам, в миллион фунтов стерлингов. Понятно, что в плотно расписанном бюджете подобные непредвиденные траты отразятся на возможности доработки автомобиля в течение сезона. Команды это прекрасно понимают и недовольны такой вероятностью.
Формула 1, понимая позиции команд, предложила определенную финансовую компенсацию за квалификационные спринты, однако по размеру суммы стороны вели длительные переговоры.
В конце апреля решение все же было принято, что и позволило руководству чемпионата объявить об утверждении нового формата. В итоге Формула 1 выплатит каждой команде по 100 тысяч долларов за участие в спринт-гонке, 50 тысяч долларов сверх бюджета команды смогут потратить на подготовку, и еще 200 тысяч сверх бюджета — на ремонт автомобиля.
Хотя международный автодром Алгарве в Портимане и был открыт только в 2008 году, он напоминает трассу старой школы со множеством перепадов высот и довольно сложной конфигурацией, и явно выделяется на общем фоне: ведь его проектировал не Герман Тильке, а другие инженеры. При этом сама по себе трасса довольно широкая, что позволяет использовать в гонке сразу несколько разных траекторий, а также увеличивает вероятность обгонов.
Алгарве — интересная, хотя и не слишком длинная (4692 м) трасса с разными типами поворотов, а также с длинной разгонной прямой протяженностью почти в километр (969 м).
Один из самых сложных поворотов в Портимане — правый с двойным апексом, очень похожий на Aqua Minerale в Имоле. К тому же большинство поворотов на трассе — слепые из-за перепада высот, что только добавляет сложности при прохождении.
Перед прошлым сезоном автодром был реконструирован и получил категорию Grade 1, и в 2020 году здесь прошла первая в истории гонка Формулы 1. До этого он использовался только для младших серий и тестов F1.
В прошлом же сезоне непосредственно перед Гран-при в Портимане было переложено покрытие, что привело к не слишком хорошим последствиям. Свежий асфальт выделял масла, сцепление на трассе практически отсутствовало, а настройки автомобилей, которые были вынуждены применить в связи с этим команды, привели к разрушению части дренажной системы, которую пришлось срочно ремонтировать.
К тому же и во время практик, и в квалификации, и в гонке случались неоднократные вылеты на скользком покрытии, а дождь, смочивший асфальт во время Гран-при, и вовсе сделал трассу скользкой, как лед.
Именно здесь в прошлом году горела машина Пьера Гасли во время одной из практик, здесь Карлос Сайнс с седьмого места на старте сумел опередить на первых кругах Льюиса Хэмилтона (правда, ненадолго), а Кими Райкконен на старте отыграл сразу десять мест.
Тем не менее в прошлом году и в квалификации, и в гонке лучшие результаты здесь показывали автомобили Mercedes, а Льюис Хэмилтон взял как поул-позицию, так и победу в Гран-при.
Рекорд круга в Портимане принадлежит Валттери Боттасу: 1:16,466.
В прошлом году Pirelli привезли в Португалию три самых жестких состава резины — С1, С2 и С3. При этом деградация шин была настолько низкой, что Эстебан Окон на составе медиум сумел проехать здесь 53 круга в гонке.
Несмотря на это, в новом сезоне Pirelli вновь привозят те же составы, сочтя их оптимальными под имеющиеся характеристики трассы. Будет лишь одно изменение: если в 2020-м командам было выдано на один комплект жестких шин больше, чем это бывает при стандартном распределении комплектов, в ущерб мягкому составу, то в этом сезоне распределение будет стандартным: восемь составов софт, три медиум и два хард.
Однако не надо забывать, что в этом году изменилась конструкция шин, и это может сыграть свою роль в работе с резиной во время Гран-при.
Марио Изола, руководитель автоспортивного подразделения компании Pirelli, рассказал о причинах такого выбора составов:
«Работа с резиной и вопрос выведения шин в оптимальное рабочее окно стало важной темой для обсуждений после Гран-при Португалии 2020 года. Причин тому было несколько, в том числе и свежее асфальтовое покрытие трека. В этом году проблема может возникнуть совсем в другой области. Новая конструкция шин хорошо зарекомендовала себя на первых двух Гран-при сезона, и мы сочли необходимым привезти в Портиман жесткий состав, который еще не использовался в гонках. Эти три состава были выбраны исходя из требований, которые трасса предъявляет к резине и которые усиливаются при высоких температурах. В прошлом году погода была прохладная и ветреная, с небольшими осадками, а условия трассы иногда кардинально менялись на протяжении уикенда. В этот раз мы ожидаем, что все будет иначе».
На ближайший уикенд ожидается стандартная для этого географического региона и времени года погода: чуть выше 20 °С и без осадков.
Пятница, 30 апреля
13:25 — Первая сессия свободных заездов («Матч! Арена»).
16:55 — Вторая сессия свободных заездов («Матч! Арена»).
Суббота, 1 мая
13:55 — Третья сессия свободных заездов («Матч! Арена»).
16:55 — Квалификация («Матч ТВ»).
Воскресенье, 2 мая
16:45 — Гонка («Матч ТВ», «Матч! Арена»).