Тесты в автоспорте зрелище само по себе не столь увлекательное, как гонки: здесь нет сражений на трассе, дарящих нам порой контактную борьбу или финиш «нос в нос», когда адреналин вырабатывается не только у пилотов, но и у зрителей. Однако именно тесты позволяют нам понять всю структуру соревнований и уровень готовности машин и спортсменов, а командам — собрать необходимую информацию для успешного выступления в сезоне.
Мы привыкли наблюдать за тестами в Формуле 1 и получать интересные и важные данные о том, что нас ожидает в предстоящем сезоне. Но предсезонные тесты проходят во всех сериях, и работа, которая в это время идет в команде, может оказаться не менее увлекательной, чем гонка, с точки зрения той «кухни», которая открывается нашему взгляду. Так, например, перед стартом сезона Российской серии кольцевых гонок (РСКГ) Lada Sport Rosneft провела три серии тестов, работая над разными направлениями.
Нам показалось интересным побывать по приглашению команды на заключительных предсезонных тестах, которые проходили на протяжении двух дней в начале мая на подмосковном автодроме Moscow Raceway, и поговорить с руководителем направления Туринг в кольцевых гонках команды Lada Sport Rosneft Turing Михаилом Михайловичем Девелем и двумя ее пилотами — Кириллом Ладыгиным и Михаилом Митяевым.
Утро 4 мая выдалось серым, мокрым и холодным. По дороге на автодром Moscow Raceway неоднократно начинал идти снег, и было понятно, что и днем погода не исправится. Несмотря на это, на автодроме было довольно людно. Конечно, не так, как это бывает на гонках, но паддок не пустовал: сразу несколько команд воспользовались открытыми дверями, чтобы провести финальные тесты перед стартом сезона.
Около боксов, которые заняла команда Lada Sport Rosneft, стояло две «боевые» фуры, на которых команда выезжает на этапы. Внутри этих фур перевозят гоночные автомобили, запчасти, там же оборудован передвижной офис, где представители команды могут встретиться с нужными людьми — или просто отдохнуть и, например, пообедать.
На автодроме команда арендовала для работы два бокса. Один занимали машины двух пилотов, выступающих в Туринге — Кирилла Ладыгина и Михаила Митяева, а во втором — Егора Фокина и Марата Хайрова, чьи машины для участия в РСКГ команда дополнительно обслуживает. Егор в этом сезоне перешел из юниоров во взрослые классы и проведет сезон в Туринге, а Марат Хайров станет первым пилотом, кто выступит в классе GT4 на автомобиле BMW. До этого момента здесь выступали только Mercedes, Porsche и КТМ.
Тесты проходили 3 и 4 мая. Но если 3-го автодром был открыт для всех желающих, так как проводились официальные трек-дни и команда выезжала на трек в рамках любительских заездов вместе с другими участниками, то 4-го это было уже закрытое мероприятие, и автодром работал только для гоночных команд.
Интересно, что участие в трек-днях стало не только жесткой необходимостью, так как других свободных дат не имелось, но и нужным дополнением: в трафике с гонщиками-любителями у профессиональных пилотов происходит своеобразная тренировка на реакцию, которая поможет им потом в деле.
Гоночные подразделения Lada Sport Rosneft, выступающие в классах Супер-продакшн и Туринг-Лайт, проводили в эти же дни тесты на трассе «Казань-Ринг», а Туринг приехал в Подмосковье.
На тестах на Moscow Raceway помимо пилотов присутствовал руководитель направления Туринг команды Михаил Девель, менеджер команды Кристина Ланковскис, четыре инженера (по одному на машину) и механики, а также некоторый другой персонал. Это те необходимые люди, которые обязательно присутствуют на тестах.
Поскольку российский кольцевой класс Туринг соревнуется по правилам европейской серии TCR, то все основные параметры автомобиля, которые входят в систему BoP (Balance of Performance — баланс производительности), — как, например, мощность, вес, управление двигателем и аэродинамика — регулируются правилами TCR. Именно они определяют, какой из автомобильных брендов, выступающих в серии, получит преимущество или, наоборот, будет ограничен по производительности.
Этим направлением работы Lada Sport Rosneft занималась на предсезонных тестах, прошедших в Сочи в марте этого года.
— В Сочи мы находились в режиме непрерывного обмена данными с французской компанией Oreca (Oreca создавала двигатели для гоночных машин Lada — ред.), передавая их после каждой сессии, — рассказал Михаил Девель. — Они в ответ корректировали программу для двигателей и передавали ее нам. Мы ее устанавливали, вновь выезжали на трассу, опять отправляли им информацию, и так в постоянном режиме.
Смысл происходившего заключался в том, что уже в конце марта мотор, работающий по этой программе, французы отправляли на комиссию по BoP, там программа получала официальное согласование, а команда — разрешение на ее использование в гонках.
Подобные согласования происходят каждый год и связаны с меняющимися требованиями TCR. По словам Михаила Девеля, эти изменения идут на пользу автомобилям Lada, двигатели которых отличаются от двигателей других брендов в меньшую сторону по объему: 1800 см3 вместо двух литров. И сейчас, на третий год работы, Lada наконец приближается по производительности к Audi, Cupra, хотя все еще немного отстает oт Hyundai.
На Moscow Raceway команда на этот раз сосредоточилась в основном на настройках подвески, и разные погодные условия в течение двух дней тестов оказались отличным вариантом для поиска нужных соотношений. Накануне стояла сухая погода, а мокрый и скользкий трек 4 мая дал возможность опробовать разные настройки в деле.
— Такие тесты перед летним сезоном дают нам очень важную информацию, например, где начинается срыв автомобиля, — объяснил Михаил Девель. — Там, где на сухом асфальте этот момент приходится «ловить» на очень высоких скоростях, на скользком асфальте он проявляется значительно раньше. Мы отлично видим, где начинается избыточная поворачиваемость, а где недостаточная. В настройках автомобиля самое главное — найти тенденцию, куда двигаться, и мокрое покрытие очень помогает.
Начиная с прошлого сезона РСКГ сократили количество тестов в течение сезона. Теперь пилот может проводить тесты перед этапом только на двух автодромах (а не на всех, как это было ранее). Это, естественно, не касается официальных тренировок непосредственно в начале каждого гоночного уикенда, запланированных для всех спортсменов.
На большой и профессиональной команде, например, такой как Lada Sport Rosneft, подобные запреты никак не отразятся, а вот для любительских классов, таких как новый GT4, это может стать настоящей проблемой: ведь эти пилоты и так не имеют большой практики выступления в РСКГ. Михаил Девель считает, что сокращение тестов оправдывает себя в классах, которые выступают в чемпионате России, а вот для остальных это спорный вопрос, и его стоит пересмотреть.
Арендовать автодром Moscow Raceway на четыре часа стоит недешево — больше полумиллиона рублей, зато участие в трек-днях для команды — отличный способ экономии бюджета, когда участие в сессиях в итоге обходится примерно в 30 тысяч рублей на одну машину. По словам Михаила Девеля, у «Сочи Автодрома» в этом плане гораздо более гибкая политика, и его руководство готово пойти командам на уступки в ценовой политике. Так, например, трехдневные тесты в Сочи обошлись команде чуть более чем в миллион рублей, но, к сожалению, здесь большую часть бюджета съедают логистика и проживание.
В связи с пандемией сейчас невозможно выехать на тесты в Европу, но до этого европейские автодромы были хорошей альтернативой России. Так, на небольших гоночных трассах в Испании три дня тестов могут обойтись в 9000 евро (это порядка 800 000 рублей), а на трассах, принимающих Формулу 1, в эту сумму встанет один полный день работы.
Работа с другими гонщиками, не входящими в команду Lada Sport Rosneft, — один из способов пополнения бюджета команды, однако Михаил Девель очень разборчив в подборе таких пилотов и оценивает их не менее пристрастно, чем своих постоянных подопечных.
И если Егор Фокин уже выступал в РСКГ, хоть и в юниорском зачете, и имеет неплохой опыт в чемпионате, то вот Марат Хайров пришел сюда из любительских соревнований, в том числе и гонок Time Attack. Для Марата участие в РСКГ это шаг в направлении профессионального спорта, а выбор автомобиля обусловлен хорошим знанием этой марки: раньше Марат также выступал на BMW.
Помимо механиков и своего инженера, с которыми Марат постоянно общается, ему также помогает и Кирилл Ладыгин, для которого знакомство с гоночной BMW стало новым опытом.
— Я стараюсь ему подсказать и по настройкам, и по езде, — рассказал Кирилл. — Его BMW — интересная машина и, конечно, очень сильно отличается от Lada. Сейчас она еще довольно сырая, с ней придется поработать, особенно по настройкам. Уровень Марата как пилота очень высок: он понимает, что и как надо делать, он быстрый и мы с ним посуху едем на этой машине примерно на одном уровне. Конечно, он с ней лучше знаком, у меня меньше опыта, но я уже проехал на ней пару десятков кругов.
Михаил Девель тоже считает, что из Марата может выйти толк: «Он адекватный парень, который делает в основном все правильно. Много рвения, и не всегда хватает терпения. Но это придет».
И Кирилл Ладыгин, и его напарник по команде второй сезон Михаил Митяев — пилоты с разным стилем езды и с разными требованиями к автомобилям.
— Ладыгин предпочитает ехать с серьезным развалом на задних колесах, чтобы быть быстрее в каких-то поворотах, а Митяев — на прямых, чтобы машина была стабильнее, — поделился Михаил Девель. — При этом оба очень быстры, и разница между ними составляет сотые секунды с круга.
Кирилл рассказывает, что подобный развал задних колес он предпочитает в основном именно на Moscow Raceway, потому что здесь в большей степени задействованы задние колеса. «Для меня важно, чтобы задние колеса лучше цеплялись за покрытие. Поэтому мы делаем меньше пятно контакта, и резина в этом месте лучше и быстрее прогревается, т. к. нагрузка на него увеличивается».
Михаил Митяев предпочитает, чтобы машина чувствовала себя более стабильно, так ему проще заставить ее делать то, что от нее требуется.
Изменения, внесенные по требованиям TCR, практически не отразились на чувстве машины у обоих пилотов.
— Машина у меня такая же, как и в прошлом году, изменения почти незаметны. Где их можно увидеть, так это на телеметрии, — рассказал Михаил Митяев. — Все задачи, поставленные перед нами на этих тестах, мы выполнили. Это были преимущественно ходовые вопросы — проверить все настройки и регулировки подвески. Мы собрали все данные, теперь очередь инженеров на базе проверить, что нам лучше подходит. Это, по сути, был сбор данных.
— Новые настройки BoP сложно ощутить, это мизерные добавки, но они работают, — согласился с Михаилом Кирилл Ладыгин. — Но одно из изменений важно, и оно касается компенсации по температуре. Раньше у других марок при повышении температуры повышалось давление, и это компенсировало возможности автомобиля. У нас такого не было, теперь нам это сделали и машина должна поехать лучше. Так что теперь, когда будет жарко, мы сможем ехать наравне с другими брендами. Это повысит нашу конкурентность.
— Наша главная задача на тестах, — говорит Кирилл Ладыгин, — это быть стабильными круг за кругом. Чтобы было понятно, что происходит при изменении тех или иных настроек. Надо ехать без ошибок, не вылетая, пока инженеры собирают данные. Скорость тоже очень важна. Надо представлять, как ведет себя машина в максимальном режиме. Когда ты едешь медленно, у тебя все хорошо, тебя все устраивает, все работает. Но когда едешь на грани, сразу начинает чего-то не хватать. Может уйти баланс или произойти что-то еще.
…Пока я ходила с фотоаппаратом по боксам, сотрудники команды следили за мной и некоторые моменты просили не фотографировать. Особенно это касалось того, что отображалось на мониторах их компьютеров. Я спросила у Кирилла, насколько в РСКГ получается скрывать от конкурентов полученные данные и какое значение это имеет.
— Мы стараемся многое не афишировать, но сегодня можно немного расслабиться: на этих тестах наши конкуренты не присутствуют. На самом деле скрыть какие-то данные довольно сложно. Тебе так или иначе все равно надо попробовать пройти круг по максимуму, чтобы понимать свои возможности. И другие это тоже увидят.
О своих ожиданиях от наступающего сезона пилоты говорят не слишком много, а какие-то прогнозы делать сложно, пока все вместе не встретились на одной и той же трассе.
Уже в эту среду все команды отправились на автодром «Смоленское кольцо», чтобы начать тренировки перед первым этапом, который состоится в выходные. Новый сезон РСКГ, как и всегда, обещает свои сюрпризы. О том, какой расклад сил ожидает нас в главной российской кольцевой серии, мы расскажем в нашем репортаже по итогам первого этапа.