Эта гонка в Ростовской области, пока определенно претендует на звание одной из самых жарких в сезоне. Как в прямом смысле — благодаря 30-градусному летнему зною и безоблачному небу, так и в переносном: пилоты от души постарались. В эти дни отмечали десятилетие картодрома Lemar и 75-летие одного из самых авторитетных спортивных судей — петербуржца Александра Кузьмина. Баталии на трассе стали подлинным украшением двух юбилеев.
Собралось более 130 спортсменов из Владивостока и Барнаула, пилоты из Москвы и Санкт-Петербурга, с Урала и Поволжья. Шесть зачетных категорий: второй этап первенства России для ребят в классах «Мини», «Супер Мини» и OK-Junior, вторая встреча в чемпионате России в классах OK и KZ2, а также открытие сезона для самых юных картингистов — Академии РАФ.
Календарь Академии РАФ в 2021 году насчитывает семь этапов. На первую «гонку поддержки» чемпионата России родители привезли 31 пилота. Чтобы оценить географический охват, достаточно взглянуть на первую тройку по итогам квалификации — лучшее время показал Леон Челидзе из Санкт-Петербурга. В коридоре 1 минута и 1 секунда с разницей в десятые и сотые доли вместе с ним Николай Карюкин из Барнаула, а также Гамид Алишихов из Махачкалы. В первой двадцатке с ходу оказался представитель Благовещенска Тимофей Завалишин.
Константин Завалишин — отец пока что единственного представителя Дальнего Востока в рядах будущих звезд автоспорта — рассказал корреспонденту Дрома, что «заехать» в середину таблицы удалось не сразу: «Со дня приезда мы ускорились на десять секунд с круга. Тренер говорит, наше время прохождения в пределах одной минуты и двух секунд — достаточно хороший результат. Главное, есть потенциал. Если пилот будет прислушиваться к словам тренера, сможем ускоряться и обгонять соперников».
Напомним, протяженность трассы Lemar составляет чуть более 1,2 км, то есть проехать асфальтовые виражи за минуту с небольшой копейкой можно только при средней скорости 60 км/ч, а это, поверьте на слово, для легких миниатюрных болидов класса «Микро» — очень даже быстро!
Понятное дело, не все было гладко у бравых юных пилотов в отборочной стадии, которая для каждого участника состояла из трех заездов. В решающей фазе из финала Б и финала А тоже пока были шероховатости, которые можно простить ребятам, делающим первые шаги в мире картинга. Впрочем, организаторы и партнеры не поскупились и вручили медали и памятные подарки абсолютно всем «академикам», а первая пятерка быстрейших удостоилась еще и наградных кубков.
Пока что за пределами остался младший брат пилота F1 Никиты Мазепина — Степан Мазепин. Среди бодрой компании оппонентов он не доехал до подиума, но и не был последним в таблице результатов.
С блеском провели свою гонку Семен Рожаков из Армавира (пятое место) и новосибирский пилот Алексей Осиновцев (четвертое место), Гамид Алишихов (третье место) и Леон Челидзе (второе место), а победил Николай Карюкин.
Следующее рандеву у молодежного крыла состоится раньше всех остальных — 12 и 13 июня 2021 года в Зеленограде, а костяк ЧР и ПР проведет третий этап в Рязани только в первых числах июля.
В этот раз мы намеренно не станем углубляться в телеметрию квалификации и отборочных заездов всех классов. Взамен постараемся чуть шире раскрыть другую «математику» невероятно многогранного предмета, называющегося детским картингом.
Бытует мнение, что картинг, особенно для детей младшего возраста, это как аттракцион с тихоходными электрическими машинками в каком-нибудь парке развлечений. Со стереотипами бороться трудно, но попытаться стоит.
Может быть, на заре картинга, когда группа энтузиастов на легких тележках устраивала заезды по бетону аэродрома, это и было легким способом провести свободное время. Однако сегодня любая ступень детского картинга представляет собой серьезную спортивную дисциплину, требующую скрупулезной подготовки и чрезвычайно внимательной работы с техникой, телеметрией, наконец, с физической формой пилота.
Ростовская гонка отлично подходит для иллюстрации почти всех упомянутых нюансов. До чемпионата и первенства России на трассе провели три полноценных соревнования — два этапа на машинах Ротакс и один этап чемпионата Южного федерального округа. Как итог, на каждом сантиметре в любом повороте накопилось много резины, что вроде бы должно быть на пользу — машина на таком «держаке» будет устойчивее. На деле избыточное сцепление с трассой изрядно заставило попотеть всех — механиков, пилотов, тренеров.
Призер чемпионата России 2020 года в классе KZ2 Иван Екельчик на этой гонке выступил тренером Прохора Солуковцева — пилота коллектива LeMans Motorsport в классе «Мини». Иван отметил, что «без руля» в гонке намного сложнее — приходится справляться с эмоциями, чтобы правильно объяснить подопечному пилоту, что делать на трассе: «Мне не жалко поделиться своими знаниями. Я даже пишу в Инстаграме небольшой самоучитель, в котором искренне раскрываю то, что рассказываю ученикам. Чем больше будет сильных пилотов, тем интереснее будет ездить мне. Я не собираюсь останавливаться и планирую продолжать выступать в гонках».
А относительно ситуации на трассе Иван сказал так: «Очень интересно стало пилотировать. Настройка машины изменилась. Сколько ездил, подметил, что крайняя смена шин очень сильно поменяла баланс машины, особенно это касается резины Vega, что в KZ, что у детей. Баланс очень сильно ушел на переднюю ось, по моему ощущению. Машина стала хорошо выруливать, но при этом много веса переносится на внешнее колесо, и она реально останавливается. Чтобы с этим справляться, нужно включать голову. Мой европейский опыт подсказывает, что лучше смещаться чуть внутрь поворотов и допускать небольшой срыв задней оси, потому что когда машина вязнет, быстро проехать не получится. Для всех классов я бы посоветовал здесь допускать легкий срыв. Так удастся избежать сильного прилипания колеса».
В другой команде Lada Sport Rosneft хотя и сумели по итогам выходных увезти с собой серебро командного зачета, «воевали» с настройками машин почти всю гонку. Относительно неплохо смогли настроить только один болид, что сразу принесло результат. Но произошло это уже в концовке этапа.
Всегда было известно, что в автоспорте помимо эмоциональной устойчивости чрезвычайно важна выносливость. На трассе Lemar это прочувствовали Дмитрий и Ярослав Матренины из Владивостока. Тут они выступали в команде Brig Team. Затруднения на сверхдержаке возникли у Ярослава, перешедшего из «Микро» в «Мини». Буквально на выходе из любого поворота у него попросту вырывало руль из рук. Приходилось бороться с машиной всеми имеющимися силами, что мешало четко следовать правильной траектории прохождения поворотов. В рамках одной гонки физическую форму спортсмена, понятное дело, усовершенствовать не получится, но как задачу на будущее это отметили.
А в спортивной команде, через которую в свое время прошли такие мастера и впоследствии пилоты элитных мировых серий вплоть до F1, как Даниил Квят, Никита Мазепин и Сергей Сироткин, поделились еще одним аспектом. Руководитель спортивного отделения команды «Столица Карт» Павел Гуськов заметил, что именно с детского картинга начинается путь, пожалуй, к любому самому престижному гоночному турниру в мире:
— Начинают все примерно одинаково. Дети приходят в школу картинга, катаются на различных картодромах в прокатном картинге. Если у ребенка появляется желание заняться гонками всерьез, то команды проводят для таких ребят тесты, на спортивных трассах и спортивных машинах. Далее по возрасту подбирается соответствующая гоночная серия. Квят, например, ходил в Москве в детскую спортивную школу «КартЛэнд». Он начинал вместе с Сергеем Сироткиным. Тем же путем шел и Никита Мазепин. Только сейчас дети еще раньше начинают заниматься автоспортом — уже в шесть лет. А переход из турниров российского картинга в Европу или на мировой уровень — не проблема, потому что у нас очень высокий уровень детского картинга».
Мы попытались расспросить, как вырастить пилота Формулы 1, непосредственно отца Никиты — Дмитрия Мазепина, пристально следившего за младшим сыном с трибун картодрома, но Дмитрий Аркадьевич к общению расположен не был и комментировать ничего не стал.
Наше погружение в мир картинга мы продолжим в рамках репортажей с других соревнований по ходу сезона. Поговорить можно о нюансах работы с телеметрией — это, пожалуй, отдельный сборник точных наук в нескольких томах, о выборе и настройке техники, о подборе экипировки…., словом, много о чем. Но сейчас пора переходить к баталиям, отгремевшим на Дону.
В классе «Мини» события предварительной стадии определили в головную группу на старте первого финального заезда спетую компанию — москвичей Андрея Аверьянова и Даниила Куцкова, а с ними Марка Пилипенко из Владивостока.
Другой представитель дальневосточной картинговой школы Ярослав Матренин в этом классе только осваивается, а потому ему пока приходилось стартовать в рядах ближе к хвосту пелотона.
По итогам отборочных заездов Аверьянов был первым, но в финалах его «подвинули» Куцков и Пилипенко.
Так это боевое трио и расположилось на наградном подиуме м Даниил Куцков победил в гонке, Марк Пилипенко занял второе место, а Андрей Аверьянов получил кубок за третье место.
Четвертым стал Себастьян Козяев из города Серов, что на Урале, а замкнул Топ-5 Анатолий Любцов из Москвы. Особо можно отметить явный прогресс Ярослава Матренина. Он справился со всеми трудностями и уверенно обосновался на 15-й строчке итогового протокола.
В «Супер Мини» отчаянно боролся с соперниками старший брат Ярослава — Дмитрий Матренин. Он сумел завершить первый финал восьмым, а во второй гонке пришел к финишу четвертым, хотя стартовал с десятой позиции.
В сравнении с первой гонкой в Грозном налицо явный качественный рост! Тем более, что некоторые пилоты сполна ощутили на себе все прелести спортивной борьбы в ходе нескольких вылетов в газон.
А пока в середине гоночной колонны кипели страсти, в ее головной части уверенно закончил гонку первым Данил Неплюев из Москвы. Вторым стал Владимир Иванников из подмосковного Королева, третий — триумфатор грозненской гонки Леонид Полиев из Кореновска (Краснодарский край), а на четвертом и пятом местах расположились, соответственно, Макар Савельев из Екатеринбурга и Ефим Дерунов из Владивостока.
В зачете OK-Junior среди 22 визави вновь, как и на первой гонке сезона, был неуязвим Герман Фотеев из Екатеринбурга. Он выиграл оба финала по 16 кругов каждый.
Достойно боролся с ним один из немногих хозяев трассы — ростовчанин Илья Дунин, сумевший к концу гонки оформить честное второе место. Третью ступень наградного подиума зарезервировал себе Александр Плотников из Новосибирска.
Самый скромный по количеству участников класс OK отнюдь не заставил зрителей скучать. В первом финале со старта резво устремился прямиком к своей победе тольяттинец Кирилл Хайрутдинов из коллектива Prima Racing. За ним шестерка преследователей, в которой победитель первой гонки сезона — земляк Кирилла Григорий Примак.
Гриша прорывается с шестой позиции на пятую, но затем из-за технических проблем он выбывает из борьбы. Зато во втором финале с последней позиции Примак последовательно проходит конкурентов и к отмашке клетчатого флага приезжает первым.
Благодаря усердной работе в заключительном финале представитель Lada Sport Rosneft хотя и занял лишь четвертое место в гонке, в таблице промежуточных результатов чемпионата России у него все в порядке. «Долго не удавалось подобрать подходящие настройки, только к финалам нашли свой темп. В первой гонке помешала финишировать неисправность машины, зато во втором финале все получилось отлично», — поделился после финиша Григорий Примак.
Победу в гонке тут по праву празднует Кирилл Хайрутдинов. Второе место у пермского спортсмена Владимира Верхоланцева. Третьим становится Алексей Сизов из Москвы.
А в «королевском» классе KZ2 вновь порадовали зрителей непримиримые друзья — Никита Артамонов из Брянска и Максим Туриев из Нижнего Новгорода. Артамонов сначала играючи победил в квалификации, где Туриев показал лишь четвертое время. Затем Никите не нашлось равных в паре отборочных заездов. Максим там лишь 12-й. И в первом финале брянский спортсмен лихо промчал заезд, лидируя от старта до финиша.
Перед финальными заездами Никита Артамонов сказал, что его устраивает набранный темп, а о сохранности резины он позаботился, памятуя о не самом удачном втором финале в Грозном. И все же во втором финале KZ2 что-то пошло не так для Артамонова. Максим Туриев последовательно пробирался вперед, и ему хватило 20 кругов, чтобы догнать и перегнать соперника, пока оппоненты чудили и зачем-то вылетали в траву.
Победу в гонке Никита Артамонов, понятное дело, не упустил. А результат второго финала он прокомментировал так: «Была очевидна разница между новыми шинами и резиной, прошедшей целый финал, она огромная. В целом все равно темп был хороший».
Максим Туриев же заметил: «На этом этапе я не учел ошибки Грозного. Мы опять по настройкам пошли не в ту сторону. Это новая машина для нас в этом сезоне. Не на всех трассах мы с ней еще побывали. Наверное, из-за этого только к прогревочной тренировке в воскресенье мы нащупали какой-то темп».
Результат гонки в KZ2 следующий: Никита Артамонов — первый, Максим Туриев — второй, Ярослав Шевырталов (Краснодар) — третий.
Третий этап чемпионата и первенства страны по картингу состоится в Рязани 3-4 июля 2021 года. Там же пройдет четвертая гонка для Академии РАФ — в июне младший эшелон российских картингистов ожидают сразу два этапа в подмосковном Зеленограде.