В этот уикенд нас ожидали две формульные серии — Формула 2 и Формула 1, т. е. помимо практик это две квалификации и четыре гонки. И, пожалуй, ни одна из сессий не прошла спокойно и без инцидентов. Аварии, вылеты, взрывы колес и красные флаги — таким нам запомнятся эти три дня в Баку, после которых пока осталось больше вопросов, чем ответов. Интересно другое: что стало причиной столь многочисленных инцидентов? Асфальт на улицах не меняли, а вот шины на автомобилях стоят другие. В 2020-м этап в Азербайджане был отменен, так что и Формула 2, и Формула 1 приехали сюда на совершенно новых колесах: на 18” — младшая серия, и на новой конструкции и измененных составах — старшая. Возможно, причину столь высокой аварийности имеет смысл искать именно в этом, а также в горячих головах самих гонщиков.
Первые вылеты в Формуле 1 начались еще в тренировочных заездах. Так, во время третьей практики оказался в защитных барьерах 15-го поворота Макс Ферстаппен, а в первом сегменте квалификации там же — Лэнс Стролл. Проблемы возникли и у Джорджа Рассела с новой силовой установкой, да такие, что ему срочно перед квалификацией заменили двигатель на предыдущий.
В первом же сегменте квалификации за десять минут до ее окончания разбил машину Антонио Джовинацци, а в конце второго сегмента в стене оказался и Даниэль Риккардо. В третьем сегменте отличились Юки Цунода и Карлос Сайнс, и последний, похоже, просто «зазевался» на аварию Цуноды. Но пять аварий только в квалификации — согласитесь, это чересчур. Затем еще две серьезные — в гонке, а также роковая ошибка возможного лидера — все это определило судьбу Гран-при Азербайджана.
На протяжении свободных практик Mercedes выглядели не слишком конкурентоспособными и жаловались на темп и отсутствие сцепления. В пятницу лучшим результатом стало седьмое время Хэмилтона, но утром в субботу он уже был третьим, а в квалификации и вовсе занял второе место — заработав первый ряд стартового поля буквально из ничего. При этом надо понимать, что результаты в Mercedes показывал только Хэмилтон, что касается Боттаса, то в квалификации он замыкал Топ-10.
Изюминка квалификации была даже не во втором результате Льюиса — а в том, что поул-позицию вновь взял Шарль Леклер, как и две недели назад в Монако. А вот Red Bull, наоборот, возглавляли свободные заезды и чувствовали себя на трассе весьма уверенно, в том числе и в квалификации, но в третьем сегменте Ферстаппен уступил 0,35 Шарлю Леклеру, и это очень много. А Серхио Перес и вовсе стал только седьмым.
Казалось, что ситуация на трассе изменилась, и было сложно предположить, чего же ожидать от гонки. Но если бы в Монако такой расклад на старте означал бы почти 100% повторение его же на финише, то обгонная трасса в Баку предполагала, что все может измениться.
За первые восемь кругов в голове пелотона произошло несколько важных обгонов, показавших расстановку сил. Уже на третьем круге Хэмилтон, не дождавшись активации DRS, слипстримом проходит Леклера, затем Шарль теряет еще две позиции, уступая Ферстаппену и Пересу. В это же время Юки Цунода обгоняет Фернандо Алонсо.
К этому добавляется прорыв Себастьяна Феттеля, контакт Шумахера со Строллом и сход Эстебана Окона на четвертом круге из-за потери мощности. А на седьмом круге начинается первая волна пит-стопов, хотя Рассел и Джовинацци уже успели переобуться раньше.
Из лидирующей тройки первым заезжает Льюис Хэмилтон (на 11-м круге), следом за ним Макс Ферстаппен и Серхио Перес, которые отыгрывают лидерство в том числе и благодаря «удачному» для Mercedes пит-стопу Гасли. Что это? Конец везения непобедимой ранее команды?
Несмотря на все предсказания перед началом сезона относительно того, как легко Mercedes и Хэмилтон смогут взять в наступающем году восьмые титулы в личном и командном зачете, прогнозы не сбываются, а борьба Mercedes с Red Bull явно не постановочная. У Хэмилтона сейчас в запасе три победы против двух у Макса, однако он впервые потерял лидерство в чемпионате после уикенда в Монако, финишировав седьмым, а финал гонки в Азербайджане не улучшил ситуацию.
В этом сезоне Mercedes выглядит уже далеко не так уверенно, как еще недавно, и основной проблемой называют сложности при работе с резиной и невозможность ее быстро прогреть. Не зря же попытки в квалификации состоят у них из трех кругов вместо двух у других команд. В прошлом году им существенно помогала с прогревом шин система DAS, которую на 2021-й запретили, а вот замены ей они пока придумать не смогли.
Основные сложности у них возникают на городских трассах из-за весьма переменчивого их характера. К этому относятся как чередование быстрых и медленных поворотов, так и тот факт, что именно в городе асфальт прогревается неравномерно из-за тени от деревьев и зданий. Перепады температуры асфальта в Баку, например, составили порядка 15 градусов!
И если в квалификации Льюис сумел справиться с шинами именно благодаря двум прогревочным кругам, то в гонке становится очевидно, что Mercedes уступает по темпу Red Bull: даже находясь в зоне DRS, Хэмилтон не может обойти Переса, и расстояние между ними то сокращается, то увеличивается.
К последним кругам гонки ситуация в пелотоне стабилизировалась и, кажется, Mercedes смирились с тем, что их удел в этот раз лишь третье место при победном дубле Red Bull, однако совершенно неожиданная авария Ферстаппена преподнесла им приятный сюрприз: Хэмилтон вышел на второе место. Затем за три круга до финиша гонку остановили и был дан рестарт с места, что повышало шансы Хэмилтона на успех. И первые метры, пройденные автомобилями, это только доказали.
Серхио Перес — вовсе не тот человек, которого можно выбить из колеи самим фактом рестарта на одном ряду с семикратным чемпионом. Мексиканец всегда отличался крепкими нервами, а в сражениях колесо-в-колесо привык одерживать верх. Поэтому тот факт, что он постарается на рестарте удержать лидерство, был совершенно очевидным, как и тот, что Хэмилтон сделает все возможное, чтобы это лидерство перехватить. Рестарт обещал быть весьма интересным, и единственное, что могло помешать борьбе двух опытных пилотов, это ошибка одного из них.
Дымящиеся тормоза на Mercedes Льюиса мы видели неоднократно, и это никогда не мешало ему точно входить в повороты, но в первом повороте 49-го круга кто-то к радости, а кто-то к ужасу увидел, как уже опережающий машину Переса Mercedes № 44 промахнулся мимо поворота и уехал по прямой в асфальтовую ловушку. Этот вылет стал определяющим для команды Mercedes на ГП Азербайджана, которая вот уже второй раз после катастрофичного ГП Великобритании-2018 закончила гонку без единого очка. Что же произошло?
Информация появилась практически сразу после финиша: команда, а затем и сам Льюис сообщили, что во время борьбы с Пересом он случайно задел рычажок переключения баланса тормозов, который полностью сместился на передние колеса. На заблокированных передних колесах машина не смогла остановиться, и пилот предпочел уехать по прямой, нежели оказаться в блоках ограждения.
Именно этот «магический» рычажок используется для улучшения прогрева шин в тренировочных заездах, в практике или квалификации, а также и позади автомобиля безопасности на рестарте гонки. Действительно ли Хэмилтон его случайно задел — или просто забыл переключить после того, как весь пелотон прошел прогревочный круг за машиной безопасности перед рестартом? Больше похоже на второе предположение, однако, похоже, истину мы не узнаем.
После неудачного финиша в Баку Валттери Боттас рассказал в своем интервью, что проблема последних двух гонок кроется в машине, а не в нем самом, т. к. если бы в Баку он атаковал сильнее, то дело могло закончиться аварией.
«Все очень странно. Приезжая сюда, я был уверен, что мы будем сражаться за первые места. И вот Льюис впереди, а я нет, и у машины просто нет темпа. У меня нет этому объяснения, что-то совсем не в порядке с автомобилем».
В гонке на машине Боттаса заднее крыло отличалось от того, что стояло на Mercedes Хэмилтона, и было настроено на большую прижимную силу, но Тото Вольфф сообщил, что этот нюанс не мог привести к такой разнице. А гоночный инженер команды Эндрю Шовлин рассказал, что машина Боттаса не реагировала на вносимые изменения так, как это ожидалось.
Уже третий раз за шесть этапов и второй раз подряд Валттери Боттас промахивается мимо очков в гонке, что критически сказывается и на положении Mercedes в турнирной таблице. Но если в начале гонки у него еще было время на раскачку — пока Серхио Перес привыкал к новому автомобилю, то сейчас его ошибки становятся критичными для команды, сражающейся за Кубок конструкторов. Сейчас две команды разделяет 26 очков в пользу Red Bull: разница, которой могло бы и не быть, финишируй Валттери на высоких позициях.
Тото Вольфф в своих комментариях пока официально придерживается той позиции, что контракт с Валттери не будет расторгнут раньше времени, но мы знаем, как важна для австрийца командная победа, поэтому Боттас в Mercedes может и не дождаться конца года. При этом больше похоже, что вины самого Боттаса в этом нет, и его подводит либо машина, либо сама команда.
Самым очевидным вариантом может стать «переключение» двух гонщиков из основной и клиентской команды: речь идет о замене Боттаса на Рассела и наоборот. Пробная попытка уже была сделана во время ГП Бахрейна прошлого года, когда Рассел заменил заболевшего Хэмилтона и показал, на что способен на мощной и быстрой машине. И похоже, если даже Вольфф и захочет сохранить хорошую мину при плохой игре, то вот в Daimler и в Ineos могут рассуждать совсем иначе и потребовать замену пилота уже в ближайшее время ради победы в Кубке конструкторов.
Уже на первых кругах гонки было понятно, что Mercedes по чистой скорости уступает «Быкам», и Ферстаппену необходимо воспользоваться этим преимуществом, чтобы максимально увеличить свой отрыв от соперника. Если бы не авария Макса и пилоты финишировали бы на своих местах, то отрыв голландца от Хэмилтона составил бы 15 очков.
Ничто не предвещало взрыва покрышки — более того, в Red Bull утверждают, что буквально за секунды до аварии с шинами все было в порядке и ничто не беспокоило: ни давление, ни вибрации, ни износ.
А вот что беспокоило Red Bull, так это падающее давление гидравлики на машине у Переса, которое к концу гонки достигало уже критического уровня.
Перед рестартом машину Переса завели в самый последний момент, а инженер велел ему не прогревать шины за автомобилем безопасности, так что до последнего момента было вообще неизвестно, сможет ли он финишировать. Более того, Серхио Перес получил распоряжение остановить машину, едва пересек финишную прямую. Так что Себастьяна Феттеля отделял от победы в Баку буквально взмах волшебной палочки.
Будут ли у Red Bull еще в этом сезоне такие возможности, как в Баку или Монако? Возможно, на других городских трассах, которых пока запланировано еще две — в австралийском Альберт-Парке в конце ноября и следующей за ним Саудовской Аравии. Потому что они очевидно опасаются, что на стационарных автодромах Mercedes вернет свое преимущество. Но каким будет баланс сил между командами к концу года — остается только предполагать.
Перед стартом сезона Серхио Перес сказал, что ему хватит пяти Гран-при, чтобы адаптироваться к новому и сложному автомобилю. В целом он уже в Португалии показал, что способен стать хорошим «номером 2» в дополнение к Максу Ферстаппену, однако именно в Баку он сделал то, чего так долго добивался Хельмут Марко от всех остальных предыдущих партнеров Ферстаппена: подхватить лидерство в случае, если у Макса что-то случается.
Стартовав шестым после не самого удачного быстрого круга в третьем сегменте квалификации, Перес уже на первом круге совершил два важных обгона и оказался четвертым, позади Ферстаппена. Затем обгон Леклера, потом удачный пит-стоп, и вот мексиканец уже на второй строчке.
На самом деле невольной помощью Ред Буллу и Серхио Пересу в частности стал Пьер Гасли. Именно благодаря его заезду на питлейн механикам Mercedes пришлось почти на две секунды задержать выезд Хэмилтона из боксов — чтобы не допустить опасного выпуска и штрафа. Не будь этой задержки, вполне возможно, что Льюис продолжал бы оставаться лидером — вопрос только, сколько еще кругов, потому что противопоставить что-то скорости Red Bull в этот раз ему было сложно.
Позволят ли в Red Bull бороться Пересу с Ферстаппеном? Вряд ли. Ведь их основная задача — сделать Макса чемпионом. Но и крепкий номер два для Серхио станет той удачей, которая позволит Red Bull побороться за Кубок конструкторов. По крайней мере пока все выглядит довольно реально.
Еще в Монако пятое место Себастьяна Феттеля выглядело почти сказочно, и в паддоке пошли пересуды, что Феттель, каким мы его знали несколько лет тому назад, все же вернулся. Но второе место на подиуме Баку вообще выглядело фантастикой. Конечно, завоевать серебро ему помогли авария Ферстаппена и вылет Хэмилтона, но и без этого Себастьян продемонстрировал хороший темп, быструю реакцию и умение оказаться в нужном месте в нужное время. Уже на старте он сумел отыграть две позиции, обойдя Боттаса и Норриса. А во время первого рестарта в дополнение обогнал Леклера и Гасли.
Набрав за две последние гонки 28 очков, Феттель поднялся на девятое место в личном зачете, в то время как Лэнс Стролл пока не провел ни одного по-настоящему удачного уикенда, а лучшим его результатом стали восьмые места на ГП Эмилии-Романьи и в Монако.
Впрочем, в пользу Лэнса стоит сказать, что до своей аварии со взрывом колеса на 31-м круге он находился на четвертой строчке — правда, еще не побывав на пит-стопе. Если бы не его авария в квалификации, его позиции могли быть существенно выше. Однако темп у него был, и Aston Martin вполне мог рассчитывать на финиш обеими машинами в очках, и даже в высоких.
Несмотря на разную концепцию машины, Aston Martin, как и Red Bull, похоже, лучше чувствует себя на городских трассах. Хочется надеяться, что на это повлияли еще и обновления, которые получили их машины в последний месяц, а также тот факт, что Себ, как и Чеко, благодаря своему опыту сумел освоиться в новой машине и теперь готов показывать результаты.
После аварии Макса Ферстаппена двойные желтые флаги появились лишь спустя 20 секунд, а автомобиль безопасности выехал на трассу и вовсе через полторы минуты. Это вызвало волну негодования у Шарля Леклера, который пообещал поднять вопрос столь позднего реагирования на брифинге пилотов перед ГП Франции.
Более того, Леклер еще во время движения под автомобилем безопасности сообщил по радио, что будет настаивать на том, чтобы гонка была прекращена, т. к. опасно брать рестарт на холодных шинах.
Похоже, эта информация либо дошла до Майкла Маси, либо полностью соответствовала его собственному мнению, но он принял на сегодняшний день беспрецедентное решение, сначала остановив гонку красными флагами и отправив всех гонщиков на питлейн, а затем и дав рестарт с места, накалив сражение за позиции до самого предела.
Рестарт за три круга до финиша на сегодняшний день — самый короткий пример возобновления гонки в Формуле 1. До этого пальму первенства нес Гран-при Монако 2011 года, когда гонку возобновили на пять кругов после аварии Виталия Петрова и Хайме Альгерсуари.
Вообще в Формуле 1 традиционно принято в случае серьезных аварий или подобных ситуаций считать гонку завершенной, если пройдено более 75% дистанции. Если же красный флаг не является необходимостью, то тогда гонку завершают под автомобилем безопасности — как это было в Бахрейне-2019 или Китае-2015.
Почему же в этот раз было принято совершенно другое решение?
Майкл Маси объяснил это следующим образом: «Очевидно, что в случае выхода автомобиля безопасности ближе к финишу гонки есть опция не проводить рестарт, однако правила вовсе не требуют обязательного прекращения заезда. Мы могли дать рестарт, и я не видел причин, почему этого не сделать».
Тем не менее в середине гонки произошел аналогичный инцидент — во время аварии Лэнса Стролла, когда гонка не была остановлена, а обломки убирали с прямой под автомобилем безопасности.
«В тот момент фактор времени для нас был непринципиален», — объяснил Маси, — «Гонка не вошла в свою решающую стадию, так что мы могли позволить себе сделать все необходимое, не останавливая заезд. После аварии Ферстаппена, оценив разлетевшиеся по трассе обломки, мы не были уверены, что сумеем уложиться вовремя. Я счел, что остановка и рестарт гонки окажутся исключительно в интересах автоспорта, и зрителям это тоже будет интересно».
Уже сразу после гонки Pirelli собрали остатки шин, чтобы расследовать случившиеся на 31-м и 47-м круге взрывы покрышек у Лэнса Стролла и Макса Ферстаппена. И уже на первой стадии расследования Марио Изола исключил тот факт, что взрывы могли быть вызваны критическим износом резины, сделав вывод, что причиной стали другие факторы. Шины с обеих машин сохраняли еще адекватный протектор, количество кругов, пройденное на этих комплектах, было не самым большим (Ландо Норрис проехал 40 кругов на таком же комплекте), а еще на нескольких шинах, в том числе и у Льюиса Хэмилтона, были обнаружены порезы. По словам Изолы, порез на шине Хэмилтона, учитывая его форму, явно возник из-за наезда на один из обломков. Порез был глубоким, примерно 6-7 миллиметров, однако недостаточным, чтобы привести к потере давления.
Более того, по словам Изолы, левая задняя шина является не самой нагруженной на трассе в Баку, максимальную нагрузку на себя принимает правая задняя шина. Таким образом, был сделан быстрый вывод, что причина аварий заключается не в износе или конструкции шин, а в том мусоре и обломках, которые находились на трассе. Марио Изола также отметил, что авария Ферстаппена могла быть вызвана обломками, оставшимися после Стролла, но вот что послужило причиной взрыва колеса на Aston Martin, он ответить не сумел.
Гран-при Азербайджана многое перемешал в положении как среди пилотов, так и команд, не задев лишь первые две позиции. Ферстаппен и Red Bull продолжают лидировать в обоих зачетах, Хэмилтон и Mercedes остаются на вторых ролях. Несмотря на не самое яркое выступление двух своих пилотов в гонке, Ferrari сумели обойти McLaren в Кубке конструкторов и теперь занимают третью строчку, а Шарль Леклер поднялся на пятое место.
Благодаря финишу в очках у Гасли и Цуноды Alpha Tauri занимает сейчас пятое место, однако их отставание от McLaren очень велико (53 очка), а Aston Martin они опережают всего на два очка. Похоже, что следующий Гран-при Франции через две недели вновь может изменить расстановку сил.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | С. Перес | Red Bull | 2:13:36,410 | 137,440 | 2 |
2 | С. Феттель | Aston Martin | +1,385 | 137,416 | 2 |
3 | П. Гасли | AlphaTauri | +2,762 | 137,392 | 2 |
4 | Ш. Леклер | Ferrari | +3,828 | 137,374 | 2 |
5 | Л. Норрис | McLaren | +4,754 | 137,358 | 2 |
6 | Ф. Алонсо | Alpine | +6,382 | 137,330 | 3 |
7 | Ю. Цунода | AlphaTauri | +6,624 | 137,326 | 2 |
8 | К. Сайнс | Ferrari | +7,709 | 137,308 | 2 |
9 | Д. Риккардо | McLaren | +8,874 | 137,288 | 2 |
10 | К. Райкконен | Alfa Romeo | +9,576 | 137,276 | 2 |
11 | А. Джовинацци | Alfa Romeo | +10,254 | 137,264 | 3 |
12 | В. Боттас | Mercedes | +11,264 | 137,247 | 3 |
13 | М. Шумахер | Haas | +14,241 | 137,196 | 4 |
14 | Н. Мазепин | Haas | +14,315 | 137,195 | 4 |
15 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +17,668 | 137,137 | 2 |
16 | Н. Латифи | Williams | +42,379 | 136,717 | 2 |
17 | Д. Расселл | Williams | сход | 185,095 | 3 |
18 | М. Ферстаппен | Red Bull | сход | 189,290 | 1 |