Роберта сложно упрекнуть в отсутствии терпения, мы отлично помним, как еще на этапе Формулы 3 во Франции он спокойно выждал столкновения двух сцепившихся впереди него соперников, после чего финишировал на втором месте.
Шварцман умеет отлично прогнозировать развитие событий, правильно оценивает происходящее на трассе, но вторая половина прошлого сезона и первые две гонки этого складывались для него не самым лучшим образом. Сам он говорил, что давление во второй половине 2020 года было слишком велико, и он попросту не справился.
В Азербайджан он приехал шестым в личном зачете, и в некотором плане уикенд в Баку должен был стать решающим и показать тенденцию в чемпионате: третий этап из восьми мог либо изменить ситуацию, либо окончательно «похоронить» Роберта среди десятых мест и «DNF» («не финишировал»). Но, к счастью, в нужный момент Роб умеет собраться, сконцентрироваться и сделать ровно то, что от него требуется.
Квалификация в Баку сложилась для него не самым лучшим образом. На пресс-конференции после первой гонки он сказал, что ответственность за десятый результат в квалификации лежит на нем самом:
«В целом я чувствовал себя здесь, на этой трассе, неплохо, просто в квалификации что-то пошло не так. Я совершил ошибку на первом круге, когда неправильно оценил точку торможения, вышел слишком широко, а затем и вовсе потерял уверенность в тормозах, а на этой трассе тормоза — самое главное. В общем, я совершил несколько ошибок, но в целом машина чувствовала себя действительно хорошо. Так что я был вполне уверен, что по темпу мы были в тройке лидеров».
Именно не самая удачная квалификация вывела Роберта на реверсивный поул первой гонки, который он сумел реализовать на старте и сохранить на протяжении всего заезда, несмотря на желтые флаги и режимы автомобиля безопасности. Ему удалось с самого начала оторваться от своих соперников, увеличить отрыв до нужного размера к моменту активации DRS и затем просто сохранять его до финиша.
Что же касается квалификации в целом, то, в отличие от всех трех гонок уикенда, она единственная прошла довольно предсказуемо: в топ вышли Лиам Лоусон, Юри Випс и Оскар Пиастри. Юри Випс, проведший в прошлом сезоне в чемпионате всего четыре этапа на замене Шона Гелаэля в команде DAMS, успел даже подняться на подиум. Новозеландец Лиам Лоусон оказался в Формуле 2 после двух весьма продуктивных сезонов в Toyota Racing Series, где в 2019 году взял титул. Что касается еще одного новозеландца — чемпиона Формулы 3 и товарища Роберта по команде Оскара Пиастри, то он сразу взял в сезоне хороший старт, дважды поднимаясь на подиум за первые два этапа. Но если, опять же, сравнивать его с Робертом, то россиянин за шесть гонок прошлого сезона успел не только побывать на подиуме, но и одержать две победы.
17-летний вундеркинд Тео Пуршер, Дэн Тиктум, известный своей агрессивной ездой, и Маркус Армстронг квалифицировались следом за ними. А вот лидер сезона Гуанью Чжоу, который проводит в Формуле 2 уже свой третий сезон, в квалификации стал только восьмым.
Интересно отметить, что в Баку для Формулы 2 Pirelli привезли довольно необычный выбор шин. Помимо состава медиум пилоты получили шины с фиолетовыми ободками, соответствующие составу суперсофт. Этот же состав гонщики попробовали и на улицах Монако, однако там он сочетался с составом софт, так как асфальт был малоабразивным и шины почти не деградировали.
В Баку Pirelli предложили помимо суперсофта комплекты медиум, объяснив это желанием разнообразить тактику. Таким образом, для гонок спринт команды сделали выбор именно в пользу медиума, ожидая, что именно эти составы помогут без проблем преодолеть 21 круг субботних спринт-гонок. А вот воскресенье могло стать днем разнообразных тактик.
Уже на старте первой гонки позади лидирующего Шварцмана произошла настоящая свалка: Фелипе Другович зацепил автомобиль Оскара Пиастри, а тот, в свою очередь, выбил Лиама Лоусона. Другович позже получил за это столкновение 10-секундный штраф. Также свои машины потеряли Джек Эйткен и Алессио Деледа. Несколько других пилотов также поучаствовали во множественных инцидентах, но сумели продолжить гонку.
Несколько остановившихся машин привели к выходу на трассу автомобиля безопасности, и на некоторое время это привело пелотон в относительное состояние покоя, но рестарт на пятом круге вновь открыл возможности для обгонов.
Началось все с успешной атаки Юри Випса на Тео Пуршера, пока тот пытался прогреть резину, но затем французский пилот сумел вернуть позицию. После активации DRS Дэн Тиктум начал сражение за места и очки, проходя соперников одного за другим. Решающим стал его обгон Чжоу за второе место, однако дотянуться до Роберта с его пятисекундным отрывом британец оказался не в состоянии. К сожалению, Тео Пуршер в последний момент отобрал у Роберта быстрый круг, иначе бы к 15 очкам за победу Шварцман прибавил еще два дополнительных балла.
Результаты первой гонки оказались на руку Роберту не только благодаря одержанной победе, но и финальному раскладу. Лиам Лоусон и Оскар Пиастри, располагавшиеся выше Роберта в турнирной таблице, не набрали ни одного очка, Чжоу и Тиктум уступили по позициям. Теперь оставалось хорошо проехать две оставшиеся гонки, чтобы утвердиться в верхней части таблицы. Похоже, именно в этот момент Роберт и вспомнил о терпении и выжидательной позиции, ибо если в первой гонке он стартовал в относительной безопасности впереди всех, то вот во втором спринте и в Основной воскресной гонке ему предстояло начинать из самой середины пелотона: с десятого места.
Если после просмотра первой гонки могло создаться впечатление, что на трассе царил хаос, то второй субботний спринт это впечатление полностью перебил. Пилоты продолжали сражаться за позиции, но температура асфальта к вечеру значительно снизилась — уменьшилось и сцепление с трассой, что привело к еще большему числу вылетов и аварий.
Уже на первом круге в первом повороте происходит столкновение Дэна Тиктума и Гуанью Чжоу, в результате которого китайский пилот сходит, а буквально следом за ними сталкиваются Ральф Бошунг и Тео Пуршер. Тиктум остается в гонке, хотя его и отбрасывает на последнюю позицию: но это в любом случае шанс проявить себя в гонке. Пуршер тоже возвращается на трассу, но повреждения на его машине оказываются серьезнее, чем выглядят. Замена переднего крыла не слишком помогает, и в итоге французский пилот сходит.
Этими двумя столкновениями пользуется Роберт Шварцман, успешно сумевший избежать участия во всех инцидентах. Благодаря этому он сразу отыгрывает четыре места и поднимается на шестую строчку.
За два круга под автомобилем безопасности сотрудники трассы успели убрать остановившиеся машины и разбросанные обломки, на третьем круге гонка возобновилась, а на улице Пушкина в Баку вновь началась борьба. На этот раз Юри Випс, стартовавший в гонке третьим, был вынужден отбиваться от атак Джехана Дарувалы, а затем атаковал и прошел Бента Вискаля за второе место.
На шестом круге на трассу вновь выходит автомобиль безопасности — после того как Рой Ниссани выбивает в стену Ричарда Версхора.
Стоило гонке возобновиться — и вновь столкновения. Сначала Фелипе Другович отправляет в отбойники Кристиана Лундгарда, а затем и Маркус Армстронг вылетает в ограждения при попытке обгона Вискаля на непрогретой резине. К этому моменту Роберт поднимается уже на пятое место.
В этот раз руководитель гонки решил обойтись виртуальным автомобилем безопасности, но к этому моменту шесть сходов в авариях и три самостоятельных вылета привели к тому, что пелотон здорово перемешался. Отрывы между пилотами с третьего по седьмое места составляют по несколько десятых секунды, борьба не ослабевает ни на минуту. Однако это все приводит к своеобразному DRS-паровозику, когда все едут с открытыми крыльями, но никто не может друг друга обогнать.
К этому моменту самые существенные прорывы сумели провести Дэн Тиктум, который поднялся на седьмое место из хвоста пелотона, и Лиам Лоусон, также из конца добравшийся до шестого места. Чуть позже он ошибется, мощность на его машине на мгновение отключится и он потеряет пару мест, но затем все же вернется на седьмую позицию, обойдя Пиастри. На этом он успокоится, предпочтя остаться позади Тиктума, нежели вступить с ним в борьбу, и благополучно финиширует в очках седьмым.
Рестарт гонки на девятом круге пройдет не слишком гладко для лидера пелотона Дэвида Бекманна, на хвосте которого в ожидании DRS повис Юри Випс. Как только такая возможность эстонцу представилась, он тут же прошел немецкого пилота, возглавил гонку и лидерства уже не упускал.
Сложно себе представить, но все описанное выше произошло за первые десять кругов гонки. После этого оставшиеся на трассе гонщики предпочли не рисковать и финишировать на имеющихся позициях. Роберт Шварцман в итоге на финише стал пятым, заработав шесть очков. Как и утром, лучший круг у него отобрал Тео Пуршер, однако затем он перешел к Оскару Пиастри и два очка отошли в командную копилку Prema.
Роберту вновь повезло, что несколько его соперников в турнирной таблице опять остались без очков в гонке, и среди них — Гуанью Чжоу и Тео Пуршер, а Лиам Лоусон набрал лишь два балла. Это еще больше уравняло положение первой пятерки пилотов в личном зачете.
Основная гонка, в отличие от спринтов, состояла из 29 кругов и включала в себя обязательный пит-стоп для смены резины. По сравнению с большинством гонок прошлого и этого сезона команды были практически единодушны в выборе шинной стратегии, отдав на старте предпочтение резине суперсофт. Все — за исключением Джека Эйткена, который единственный стартовал на комплекте медиум. Но после инцидента перед прогревочным кругом было сложно оценить, насколько успешной стала бы эта стратегия.
Первые две гонки показали, что комплекты медиум отлично справляются с поставленной задачей: все автомобили спокойно выдержали на них 21 круг, а с учетом того, что в воскресенье температура асфальта значительно снизилась (всего +23 градуса), было понятно, что 21 круг — это не предел.
Многие пилоты, наученные горьким опытом субботы, предпочли особо не рисковать в длинной гонке, однако сюрпризы здесь начались еще до старта. На прогревочном круге сразу два автомобиля не смогли тронуться с места: Джека Эйткена и Маттео Наннини. Но если Эйткен на питлейне все же сумел завестись и стартовал, то из машины Наннини вытекла охлаждающая жидкость, что означало технический сход. В связи с этим старт был отложен на один круг.
На старте уже в первом повороте едва не произошло столкновение между Лиамом Лоусоном и Тео Пуршером, за что новозеландец позже получит 10-секундный штраф. Но, конечно, совсем без аварии на первом круге обойтись не могло. Дэн Тиктум, весьма оптимистично вошедший третьим в поворот вместе с Пуршером и Армстронгом, задевает автомобиль француза, а тот, в свою очередь, выбивает Маркуса Армстронга. На трассу выходит автомобиль безопасности.
Тео Пуршер, избежавший контакта со стеной, возвращается в гонку, но позже все равно сходит. Уже после финиша становится известно, что в столкновении с Тиктумом он повредил руку, его отвезли в больницу. К счастью, до следующего этапа у него будет порядка полутора месяцев на восстановление.
Роберту Шварцману, вновь стартовавшему десятым согласно его квалификации, удается избежать всех инцидентов. Благодаря тому, что Тиктум заезжает в боксы для замены переднего крыла, он поднимается на восьмое место.
Все эти события напоминают дежавю, а период автомобиля безопасности, вышедшего на трассу после инцидентов, вновь завершается на третьем круге. Дэн Тиктум, как и Лиам Лоусон перед этим, получает штраф в 10 секунд за провоцирование столкновения.
Однако этот штраф ему выписывают уже после того, как он побывал в боксах, и здесь возникает не совсем стандартная ситуация. Во время своего вынужденного пит-стопа для замены крыла Тиктуму заменили и резину, и предполагалось, что ему уже больше не потребуется заезжать на пит-стоп, а 10 секунд будут прибавлены в конце к финальному времени. Однако судьи не засчитали ему тот пит-стоп как обязательный, так как его провели ранее положенного окна, что запрещено регламентом Формулы 2. В итоге британскому пилоту пришлось еще раз заезжать в боксы для замены резины и заодно отстоять свое наказание, после чего он вернулся в гонку. Даже несмотря на это, Тиктум, который был в ударе на протяжении всего уикенда, вновь сумел отыграть позиции и финишировать на восьмом месте, заработав шесть очков.
Еще один штраф — в пять секунд — получил Оскар Пиастри за то, что заблокировал на питлейне Юри Випса. Но эта блокировка не помешала Юри Випсу, стартовавшему вторым, выиграть еще одну гонку за уикенд, а штраф не повлиял на второе место на подиуме у Оскара Пиастри. Роберт финишировал третьим, но его отставание от Пиастри в конце гонки было существенно больше пяти секунд.
В итоге благодаря трем хорошим финишам в очках Роберт Шварцман сумел реабилитироваться и подняться в итоговой таблице на третье место с отставанием в семь очков от Оскара Пиастри и в 12 очков — от Гуанью Чжоу. Второй за уикенд финиш вне очков сделал Чжоу весьма уязвимым, хотя китайский пилот и сохранил лидерство в чемпионате.
Юри Випс поднялся на четвертую строчку, Топ-5 после Азербайджана замыкает Дэн Тиктум. Разница между пилотами чемпионата сократилась до минимума, и сражение за лидерство в Формуле 2 начинается фактически заново.
Следующий этап Формулы 2 состоится 16–18 июля в Сильверстоуне.
Все результаты можно посмотреть здесь.